Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

    Данный документ, который представляет собой информационное сообщения 3-го отдела (обработки сведений о противнике) Штаба руководства морской войной Главного командования военно-морских сил Германии. предоставлен в распоряжение редакции сборника «Тайны подводной войны» Руне Раутио (Rune Rautio), Норвегия, и впервые опубликован в переводе с немецкого К.Б. Стрельбицким в 17-м номере сборника.
    Первый раздел документа снабжен девятью схемами (к документу не прилагались), второй и третий разделы имеют по одному приложению. Приложение №1 представляет из себя таблицу со следующими колонками: «Номер лодки» (без оригинального названия). «Командир», «Отличия», «Деятельность или установленные потери» и приводится в изложении; Приложение № 2 не приводится.
    Текст документа соответствует оригиналу публикации, примечания даются в сокращении.




Берлин, 9 ноября 1942 года.
FL-20919/42-секр.



Материал к данным о противнике на Востоке –
Советский Союз. Северный Ледовитый океан.



I. Патрульная служба советских подводных лодок у Мурманского берега


    Командир потопленной советской подводной лодки «Щ-403» капитан-лейтенант Коваленко (взятый в плен при потоплении его подводной лодки 22 февраля 1942 года [1]), не смог дать общего представления о деятельности советских подводных лодок в Северном Ледовитом океане, так как его познания остались ограниченными командованием своей подводной лодкой и у него не было контактов с командирами других подводных лодок Поэтому он мог делать выводы по действиям других подводных лодок лишь из деятельности своей собственной подводной лодки «Щ-403», главным образом - по однотипным ей, действия которых определены с высокой вероятностью с подобных точек зрения.

    1. К началу войны подводная лодка «Щ-403» после проведённого ремонта находилась на ходовых испытаниях у Кольского залива. После того, как 22 июня 1941 года в 7 часов из радиограммы стало известно о состоянии войны, лодка получила приказ покинуть базу Мурманск. Через 2-3 дня, которые потребовались для приёмки торпед, боеприпасов и топлива, он получил задание выйти на патрульную службу на линии Кильдин – Святой Нос.

    2.) Патрульная служба в районе Кильдин – Святой Нос проходила в разнообразных погодных и световых условиях. Лодка принципиально проводила день под водой. Средняя скорость – 3 морских мили [2]. Ночами и при плохой видимости днём – для этого района характерны сильно затяжные, густые туманы – двигались в надводном положении со скоростью 5-6 морских миль [2]. Радиус действия при плавании под водой составлял при 6 1/4 узла (то есть наибольшей скоростью) один час, при 3 узлах – 11 часов. Это время могло быть достижимым, лишь пока батареи были ещё свежими и сравнительно новыми. Позднее скорость была лишь незначительной. К началу войны полярный день был чрезвычайно длинным. Поэтому проход всей линии патрулирования протяжённостью около 140 морских миль требовал из-за длительного подводного плавания 2-3 дня. Как правило, всю линию никогда не проходили, то есть лодка поворачивала на обратный курс ещё до достижения конечной точки. Плавание начиналось в точке А недалеко от Териберки (см.схему 1), то есть в видимости острова Кильдин и проходило прямым курсом до точки Б севернее Святого Носа. Дистанция от берега – 6 - 12 морских миль. В каждый выход в море линию проходили 2 1/2-3 раза в обоих направлениях. Патрулирование продолжалось обычно 8-9, максимально – 11 дней. Оно прекращалось по радиограмме «вернуться в Харлово». В Харлово лодка получала новое снабжение. Буксир доставлял продовольствие и топливо. Стоянка в Харлово продолжалась обычно 3-4 дня. О подходах к якорной стоянке Харлово – см. приложение 8б. После окончания патрулирования смены в море не было, но предположительно одновременно с этим другая лодка принимала на себя патрульную службу.

    3.) Щ-403 несла патрульную службу таким образом до конца октября 1941 года. За это время ни своих, ни немецких кораблей не наблюдали. Однажды в сентябре вблизи должны были наблюдаться 4-5 немецких эскадренных миноносцев. Как он рассказал, в этот раз были потоплены два советских корабля [3]. Прекращение после этого патрулирований в этом районе, по мнению командира, объясняется тем, что вражеские силы никогда не обнаруживались. В конце октября «Щ-403» получила приказ идти в Архангельск для докования. Вход в Белое море и в Архангельск см. к приложении 8д. В Архангельске лодка провела в доке 20 дней. Там был получен приказ идти в бухту Йоканьга и ожидать дальнейшего приказа. Во время тамошней, продолжавшейся 20 – 25 дней стоянки в бухте Йоканьга находились так же другие суда, якобы, грузовые пароходы. Вход в Йокангу описан в приложении 8ц.

    4.) Примерно в середине декабря 1941 года лодка пошла на капитальный ремонт в Мурманск, где оставалась примерно 1 1 /2 месяца. В это время она была замаскирована. Весь основной экипаж лодки был распределён по другим лодкам. На борту находилась исключительно заводская команда. Ремонт лодки, как позднее оказалось, был неудовлетворительным. Перед новым вступлением в строй экипаж был пополнен запасными (офицерами и нижними чинами). Из старых моряков на борту вновь появились лишь три человека. Поэтому командир не знал большей части экипажа. Причиной этого должно было быть то, что опытные моряки должны были использоваться на новых боеготовых лодках. О входе в Кольский залив смотри приложение 8а.

    5.) 7 февраля 1942 года, после окончания капитального ремонта и проведения ходовых испытаний лодка получила приказ выйти на патрульную службу на линию Вардё – Нордкап. Район патрулирования простирался до конечной точки прямо за Вардё (северо-восточнее). С запада таковая находилась севернее Нордкапа. От Капа следовала соблюдать дистанцию 6 - 12 морских миль (см. схему 3).

    6.) В этот поход (на борт подводной лодки) была взята группа из 5 человек (2 норвежца и 3 русских), у которых был радиопередатчик. Они должны были быть высажены на берег юго-восточнее Нордкапа, на северо-западное побережье Камёю-фьорда у Опнана. После прохода Нордкина подошли непосредственно к Опнану. В 1 – 2 морских милях восточнее Опнана спустили на воду корабельную шлюпку. Во время выполнения группой её задания (на берегу) подводная лодка должна была находиться на курсе примерно норд-ост – зюйд-вест между пунктами Б и Ц (смотри схему 3а). Но корабельную шлюпку сразу же после спуска на воду отнесло в северном направлении и после принятия командира она опрокинулась вверх килем, а обговоренный световой сигнал, который при успешной высадке должен был быть подан, несмотря на двухчасовое ожидание, не был замечен с подводной лодки. Вторая корабельная шлюпка с одним человеком, которая была послана (на берег), тотчас же опрокинулась вверх килем.

    7.) Во второй половине февраля 1942 года, во время патрулирования в этом районе подводная лодка была потоплена [4]. Ночью, в 23.55 командир внезапно был вызван на мостик. Вследствие разницы в освещении он не мог ничего разглядеть. Он получил доклад, что с подводной лодкой сближаются и направляются к ней 2 корабля. Вскоре после этого он был тяжело ранен. Его попытка спуститься в лодку через рубочный люк не удалась, Он был взят в плен.

    8.) Базы и якорные места и подходы к ним а) Кольский залив – Мурманск – Полярное (см, схемы 4, 5) В Кольский залив входят следующим образом: на линии Д/Е находятся сторожевые корабли, один из которых проводит подводную лодку, которая следует ему в кильватер, в залив. В пеленговании по створу с севера надо сначала взять пеленги на 3 створных бакена, а затем идти, сохраняя этот пеленг. После прохода острова Сальный от пункта Р следует придерживаться среднего фарватера. Стоянка для подводных лодок находится в Кольском заливе южнее линии Пинагоры – Мишуков (Б - Ц) (см.схему 5). Подводная лодка «Щ-403» во время войны не заходила в Полярное. Последний раз командир был в Полярном примерно за 8 месяцев до начала войны. По его показаниям, условия стоянки там неблагоприятные. При норд-остовых ветрах появляется довольно сильное волнение моря (7 баллов). Лучшая, хотя и ни разу не использовавшаяся, стоянка с глубиной 33 метра находится у зюйд-вестового берега острова Екатерининский. В бухту Полярного можно входить только с норд-веста. Вход Б непроходим б) Харлово (см.схему 7). Вход на якорную стоянку у Харлово всегда осуществляется одинаковым курсом с норд-оста между южными островами островной группы Семь Островов с норд-вестовым курсом между островной группой и материковым берегом к якорной стоянке М, которая находится южнее острова Харлово. ц) Йоканьга (см.схему 8). Чтобы миновать остров, в пеленговании по створу надо идти на створный бакен Ц. После прохода острова курс – на устье реки Йоканьга. Лодка становится на якорь, насколько позволяет глубина, по возможности – вблизи речного устья примерно в пункте Н. д) Архангельск (см. схему 9). Вход в Горло Белого моря происходит следующим образом: От Святого Носа – южным курсом вдоль берега. После прохода банки Орловская, которую оставить восточнее, придерживаться центра Горла, На поставленный вопрос о том, действительно ли плавание в Архангельск проходит в одиночку, то есть без проводки лоцмана через заграждения из-за минирования, командир с уверенностью подтвердил это. В Архангельский порт идти как и мирное время, то есть входить, ориентируясь по бакенам в северном рукаве дельты Двины.

    9.) Минные заграждения. Положительные показания о минных заграждениях в районах, где плавала «Щ-403», от советского командира подводной лодки Коваленко получены не были. Он показал, что большие глубины не позволяют ставить минные заграждения, и отметил как ошибочное в принципе, выставление мин в своих водах. При его чрезвычайно скудном профессиональном уровне возможно, что он просто не имеет понятия о портовых и оборонительных заграждениях. Его показания относительно минной обстановки не могут считаться авторитетными.

II. Подводные лодки Северного флота.


    а) Организация. Зимой 1941/1942 годов подводные лодки Северного флота были разделены на две группы: подводные лодки, находящиеся в строю, и подводные лодки, находящиеся в ремонте. Боеспособными подводными лодками руководит капитан 2-го ранга Павлуцкий, который, принимая во внимание незначительное их число, сам командует подводной лодкой «Щ-404» [5]. Список боеготовых подводных лодок Северного флота – см. приложение 1.

    б). Состав подводных сил. В настоящее время ещё невозможно сделать однозначный вывод относительно числа ещё сохранившихся в Северном Ледовитом океане советских подводных лодок. Известны различные данные, которые могут быть лишь взаимно сопоставимы, но они не дают возможности получить окончательное число. К такому выводу приводят следующие данные: К началу войны Северный флот насчитывал, по имеющимся разведывательным данным, 19 подводных лодок [6]. После того, как в конце августа 1941 года Беломорский канал был выведен из строя бомбардировками, в последующие месяцы до выхода немецких войск к реке Свирь, примерно 8 подводных лодок были переведены по каналу с Балтийского моря в Белое. Среди них находились С-101, С-102 и подводные лодки типов Щ и М [7]. Взятый в плен в феврале 1942 года командир подводной лодки Коваленко сообщил следующий состав подводных сил Северного флота: 6 лодок М (250 т), 8 лодок Щ (500 т), 3 лодки Д (920 т), 2 лодки С (828 т), 2 лодки К (1.400 т) (Эти данные не авторитетны, так как К, по его показаниям, не имел общего представления и лишь изредка собирался вместе с представителями других соединений подводных лодок.) Из советской прессы установлены 13 командиров подводных лодок. Установлены поимённо 22 подводные лодки. С начала войны немецкая сторона сообщила о потоплении 6 советских подводных лодок. Из показаний пленного вытекает потеря 3 подводных лодок (1 подводная лодка М, 2 подводные лодки Щ), из которых 2 идентифицированы поимённо [8]. Когда попытались взаимно соотнести и оценить приведённые выше данные, то получилось, что к настоящему времени на Северном Ледовитом океане следует считаться примерно с 15 советскими подводными лодками. Так как ремонтные возможности вследствие ограниченной производительности лишь невелики, можно исключить значительную часть из них из участия в дальнейших операциях.

III. Советская пресса об успехах подводных лодок Северного флота.


    Советская пресса часто описывает успехи подводных лодок Северного флота яркими красками и с преувеличениями. В качестве примера этого в приложении 2 приводятся выдержки из статей «Правды», а так же две фотографии экипажей подводных лодок [9].

Приложение № 1

Поимённо установленные подводные лодки Северного флота.


    Малые подводные лодки (250 т) М-171 – капитан 3-го ранга В.Г.Стариков, гвардейская подводная лодка, М-172 – орден Красного Знамени, М-173, М-174 – капитан Н.Е.Егоров, гвардейская подводная лодка, М-175, М-176 – одна из этих подводных лодок погибла в декабре 1941 года [10].

    Средние подводные лодки (500 т) Щ-401, Щ-402 – орден Красного Знамени, Щ-403 – капитан- лейтенант Коваленко, погибла в конце февраля 1942 года, Щ-404 – капитан 2-го ранга Павлуцкий, сторожевая служба Кильдин – Святой Нос, Щ-421 – орден Красного Знамени, Щ-422 – сторожевая служба Кильдин – Нордкап Щ-423, Щ-424 [11] – погибла, дата неизвестна, Щ-428 [12].

    Большие подводные лодки (820 – 1400 т) Д-1 (Декабрист) [13], Д-2 (Красногвардеец), Д-3 (Народоволец) – капитан 3-го ранга М.А.Бибеев, орден Красного Знамени, гвардейская подводная лодка [14], С-101, С-102, К-1, К-2.

    Из отличий, которые подводные лодки Северного флота получили за время войны до настоящего времени, вытекает довольно равномерное распределение по отдельным классам подводных лодок. Выпадают три отличия малых прибрежных подводных лодок класса М, два отличия средних подводных лодок класса Щ. Бросается в глаза двойное отличие подводной лодки «Д-3», первоначально получившей Орден Красного Знамени, а, кроме того, переведённой в Гвардию.

    Командир флотилии подводных лодок – капитан 2-го ранга Колышкин, Герой Советского Союза [15]. Командиры подводных лодок: капитаны 2-го ранга М.И.Гаджиев [16], Герой Советского Союза, Павлуцкий [17] (Щ-404), капитаны 3-го ранга Н.А.Лунин, Герой Советского Союза (см.фото), Н.И.Морозов [18], М.А.Бибеев (Д-3), В.Г.Стариков (М-171), капитан-лейтенанты И.И.Фисанович (еврей), Герой Советского Союза, Н.Е.Егоров (М-174), Коваленко (Щ-403), в плену, Малофеев, Мелкадзе, Столбов, Жуков [19].




Примечания:


[1] так в оригинале документа; следует читать «19 февраля 1942 года».[назад]

[2] так в оригинале; следует читать «узла».[назад]

[3] имеется в виду потопление 13 июля 1941 г. в районе Териберки тремя немецкими эсминцами советских сторожевого корабля «Пассат» и рыболовного траулера «РТ-67».[назад]

[4] 19 февраля 1942 года в боевом столкновении с немецкими кораблями «Щ-403» получила тяжёлые повреждения, но смогла вернуться в базу.[назад]

[5] с начала войны и до 28 февраля 1943 г. «Щ-404» непрерывно командовал капитан-лейтенант (затем - капитан 3-го ранга) В.А.Иванов; капитан 2-го ранга Д.А.Павлуцкий в данное время находился в заключении, с середины 1942 года – командир отряда строящихся кораблей Волжской ВФ.[назад]

[6] по состоянию на 22 июня 1941 г. подводные силы Северного флота насчитывали 15 единиц – «Д-3», «К-1», «К-2», «М-171», «М-172», «М-173», «М-174», «М-175», «М-176», «Щ-401», «Щ-402», «Щ-403», «Щ-404», «Щ-421» и «Щ-422». [назад]

[7] в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны с Балтики в Заполярье по Беломоро-Балтийскому водному пути было переведено 8 подводных лодок – «К-3», «К-21», «К-22», «К-23», «С-101», «С-102», «Л-20» и «Л-22». [назад]

[8] с начала Великой Отечественной войны до конца февраля 1942 г. Северный флот потерял только 1 подводную лодку – «М-175». [назад]

[9] Текст приложения, который представляет собой обзор публикаций о действиях подводных лодок Северного флота из газеты «Правда» за 28 августа 1941 г., 29 января, 4 апреля, 8 июля и 10 августа 1942 г. не приводится. [назад]

[10] на конец декабря 1941 года все «малютки» СФ в наличии, первая из них – «М-175» погибла 10 января 1942 года. [назад]

[11] погибла 20 октября 1939 года. [назад]

[12] подводная лодка с таким обозначением в составе Северного флота не числилось. [назад]

[13] погибла до начала Великой Отечественной войны, 13 ноября 1940 г. в Мотовском заливе в результате аварии. [назад]

[14] название «Красногвардеец» носила ПЛ «Д-3», а «Народоволец» – «Д-2», которая с 1939 года находилась на Балтике и после начала Великой Отечественной войны была официально включена в состав Краснознамённого Балтийского флота. [назад]

[15] к указанном времени Бригадой подводных лодок Северного флота командовал капитан 1-го ранга Н.И. Виноградов, а капитан 2-го ранга Герой Советского Союза И.А. Колышкин занимал должность командира её 3-го дивизиона. [назад]

[16] в оригинале документа – «Gadschijew», командир 1-го дивизиона Бригады подводных лодок СФ. К моменту составления документа погиб (12 мая 1942 г.) [назад]

[17] см. примечание 5 [назад]

[18] в указанное время – командир 4-го дивизиона ПЛ СФ. [назад]

[19] на момент составления документа командир «М-175» М.Л. Мелкадзе погиб вместе со своей подлодкой в январе, а командир «Щ-402» Н.Г. Столбов – в результате аварии 14 августа 1942 года. [назад]


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru