Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Щ-422»

подводная лодка X серии


    Заложена 15 декабря 1934 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под стапельным номером 84 и обозначением «Щ-314». 12 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду, 5 декабря 1937 года вступила в строй, и 6 декабря 1937 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19 мая 1939 года субмарина начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу на Север, 17 июня 1939 года ей было присвоено обозначение «Щ-422» и 21 июня 1939 года она вошла в состав 3-го дивизиона БПЛ Северного флота. Командовал кораблем капитан-лейтенант Денисов Владимир Семенович.

    В ходе «Зимней» войны «Щ-422» дважды выходила на позиции в Баренцево море. Первый патруль с задачей несения дозора и ведения разведки проходил с 23 декабря 1939 года в районе мыс Нордкин – мыс Нордкап. Скрытно провести разведку субмарина не смогла. Наблюдение в перископ днем, когда «Щ-422» находилась у берега под водой, теряло всякий смысл, так как видимость в лучшем случае не превышала 20 кбт, а для действий в надводном положении, подлодка была вынуждена отходить от берега на 13 – 15 миль. Никого, кроме норвежских рыбаков, «Щ-422» не встретила, но отметила, что восточнее ее позиции за маяком Слетнес наблюдается интенсивное движение судов. 3 января 1940 года, пройдя 1800 миль в надводном положении и 35 под водой «Щ-422» вернулась в Полярное.

    Второй патруль был сделан уже после заключения перемирия, когда с 13 по 28 марта субмарина находилась в районе Вардё – мыс Харбакен.

    В ноябре 1940 года командиром «Щ-422» стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Малышев Алексей Кирьянович, под его командованием подлодка встретила начало Великой Отечественной войны, находясь в районе рассредоточения в губе Оленья. По уровню боевой подготовки подлодка числилась во второй линии. В конце 1940 года она провела текущий ремонт, а в конце мая – начале июня 1941 года несла дозор на подходах к Кольскому заливу.

    Первый боевой поход в Великой Отечественной, как и большинство первых патрулей советских подводных лодок, завершился для «Щ-422» безрезультатно. Субмарина должна была действовать на позиции № 2 в районе между островами Серё, Лоппа и Фуглё. Экипаж обеспечивал командир 3-го дивизиона ПЛ СФ капитан 3 ранга И.А. Колышкин. Едва прибыв в назначенный район, подлодка попала в шторм. Вскоре ударами волн на «Щ-422» были заклинены кормовые рули, и она была вынуждена вернуться в базу.


подводная лодка «Щ-422» подводная лодка «Щ-422» Подводная лодка «Щ-422». подводная лодка «Щ-422»

    Подводная лодка «Щ-422» (возможно, «Щ-421») у причала. Полярный, 1942 г.
    Подводная лодка «Щ-422» подходит к пирсу.
    Подводная лодка «Щ-422».
    Подводная лодка «Щ-422», зима 1941/1942 гг.

    Днем 25 июля «Щ-422» вышла в район севернее линии губа Порчниха – остров Харлов (позиция № 17) для защиты своих коммуникаций от набегов немецких эсминцев из состава 6-й флотилии, которая начала действия на русском Севере. К этому времени германские корабли провели уже три операции у советского побережья, потопив сторожевой корабль «Пассат», траулер «РТ-67» (13 июля) и гидрографическое судно «Меридиан» (24 июля). Четвертый выход эсминцев состоялся вечером 29 июля, в тот момент, когда «Щ-422» находилась на их предполагаемом пути. Немецкую операцию прервал рейд британской авиации на Киркенес и Петсамо днем 30 июля. Вскоре английское соединение (авианосцы «Victorious», «Furious», тяжелые крейсера «Devonshire», «Suffolk», эсминцы «Escapade», «Active», «Anthony», «Inglefield», «Icarus», «Antelope», «Intrepid») было обнаружено германской авиаразведкой, поэтому, не желая подвергать свои корабли опасности, немцы свернули операцию.

    Утром 9 августа «Щ-422» направилась в Полярное. Тем же вечером из Киркенеса снова вышли эсминцы «Richard Beitzen» («Z-4»), «Hans Lody» («Z-10»), и «Friedrich Eckoldt» («Z-16»), которые утром 10 августа у входа в Кольский залив потопили сторожевой корабль «Туман», разойдясь с подлодкой всего на несколько часов. Пока советская авиация бомбила отходящие немецкие корабли, субмарина прибыла в базу.

    Счет торпедных атак «Щ-422» открыла в третьем боевом походе. Днем 30 августа подлодка вышла в район Тана-фьорд – Бос-фьорд (позиция № 4), где утром 3-го и вечером 5 сентября севернее мыса Омганг безуспешно атаковала одиночные тральщики. Так же безрезультатной стала еще одна атака вечером 5 сентября, когда торпеда, выпущенная подлодкой, не попала в одиночный транспорт (вероятно, «Alkaid»). Боевой счет был открыт утром 12 сентября, когда торпеда «Щ-422» взорвалась в носовой части норвежского парохода «Ottar Jarl» (1459 брт), перевозившего штучные грузы из Киркенеса в Германию. Транспорт затонул, став первым в списке реальных побед североморских подводников. Через 5 часов «Щ-422» атаковала еще одно судно, пытавшееся оказать помощь экипажу потопленного транспорта, но торпеда, выпущенная с дистанции 12 кбт, не попала в цель. (Вероятно, атаке подвергся грузо-пассажирский пароход «Lofoten»). В этот день у «Щ-422» была еще одна возможность увеличить счет, когда вечером была обнаружено еще одно судно, но оно успело скрыться в бухте Берлевог. Продолжая преследование, подлодка проникла в бухту и с дистанции 8 кбт выпустила торпеду по транспорту, которая попала в цель, но не взорвалась. Так норвежский пароход «Tanahorn» (336 брт) счастливо избежал гибели.

    Подлодка завершила боевой поход утром 23 сентября, и уже через две недели, днем 5 октября снова вышла на позицию. Субмарина должна была действовать в районе Хаммерфеста (позиция № 2а), но вскоре с нее поступило донесение, что командир подлодки не может выполнять свои обязанности, во время шторма ударом незакрепленной переборочной двери ему сломало три пальца на руке. «Щ-422» была отозвана в базу и 10 октября прибыла в Полярное; весь остаток 1941 года она простояла в среднем ремонте.

    Кампанию 1942 года «Щ-422» открыла длительным крейсерством на позиции № 4 у мыса Нордкин. Подводная лодка покинула Полярное в ночь на 9 января; на ее борту, как и в первом боевом походе, в море вышел командир 3-го дивизиона ПЛ СФ капитан 2 ранга И.А. Колышкин. На этот раз противника пришлось ждать долго. Лишь днем 18 января в 4 милях севернее мыса Слетнес «Щ-422» провела первую торпедную атаку. С дистанции 8 кбт подлодка выпустила две торпеды по небольшому одиночному судну в 600-800 тонн. После залпа субмарина не удержала глубину, поэтому результат атаки визуально не наблюдался, хотя спустя 70 секунд подводники зафиксировали взрыв, а вскоре еще два, которые были приняты за взрывы глубинных бомб сброшенных с самолета. Всплыв под перископ через 8 минут после атаки, подлодка судна на поверхности воды не обнаружила. Цель посчитали уничтоженной, однако, по данным противника атака подлодки не зафиксирована; вероятно, торпеда прошла мимо одного из немецких сторожевых кораблей, либо норвежских каботажников.

    Днем 21 января северо-западнее мыса Нордкин «Щ-422» обнаружила двухмачтовую шхуну, атаку на которую вскоре пришлось прервать, на подлодке зафиксировали семь отдаленных взрывов, что было принято за сброс глубинных бомб.


«Щ-422» на фоне одной из «катюш» (вероятно, «К-3»). «Малютка» XII серии и «щука» X серии («Щ-421» или «Щ-422»). Возвращение «Щ-422» и боевого похода. Полярный, лето 1942 г. «Щ-422»; загрузка торпеды в ТА № 4. Полярный, 5 июля 1942 г. Тренировка артрасчета

    «Щ-422» на фоне одной из «катюш» (вероятно, «К-3»).
    «Малютка» XII серии и «щука» X серии («Щ-421» или «Щ-422»).
    Возвращение «Щ-422» и боевого похода. Полярный, лето 1942 г.
    «Щ-422»; загрузка торпеды в ТА № 4. Полярный, 5 июля 1942 г.
    Тренировка артрасчета 45-мм орудия на одной из и «щук» X серии СФ («Щ-421» или «Щ-422»).

    Спустя двое суток в трех милях восточнее мыса Нордкин субмарина встретила транспорт, по оценке командира подлодки, в 8000 тонн, шедший под охраной миноносца и тральщика. С дистанции 11 кбт «Щ-422» выпустила по судну две торпеды, а через 100 секунд на субмарине зафиксировали два взрыва. Сама подлодка после залпа начала отход от противника, циркулируя влево и уходя на глубину. Вскоре рядом начали рваться глубинные бомбы. Подлодка застопорила электромоторы и легла на грунт на глубине 83,5 м. Через два часа шум винтов вражеского корабля прекратился, противник ушел. Атакованное судно посчитали «предположительно потопленным», хотя немецкий конвой, состоящий из транспортов «Espana» (7465 брт), «Karin» (1453 брт) и «Hedwig» (1288 брт) под охраной четырех кораблей потерь не понес. Контратаковавший подлодку тральщик «M-1503» сбросил на безопасном удалении от субмарины 19 глубинных бомб.

    Слабым утешительным призом для подводников стал норвежский рыболовецкий мотобот «Bjorg» (бортовой F3G, около 10 брт), уничтоженный «Щ-422» днем 26 января в 5 милях северо-восточнее мыса Нордкин. После того как с судна была снята команда (3 человека), двух 45-мм снарядов с подлодки хватило, чтобы цель скрылась под водой. Через несколько часов, при попытке атаковать конвой из надводного положения, субмарина была обнаружена и отогнана кораблями сопровождения. После того, как подлодка погрузилась, они сбросили на безопасном удалении от нее 3 глубинных бомбы.

    Дальнейшее патрулирование так же не принесло реального успеха. Утром 27 января северо-восточнее мыса Омганг «Щ-422» обнаружила конвой, шедший в западном направлении, состоящий, по оценке командира подлодки, из транспорта в 6000 тон под охраной двух миноносцев. Две торпеды, выпущенные по пароходу «Barmbek» не попали в цель, а сопровождавший его противолодочный корабль «Uj-1706» сбросил на безопасном удалении от субмарины 12 глубинных бомб. На исходе суток при зарядке аккумуляторов в 8 милях к северо-востоку от мыса Нордкин на дистанции около 2 миль «Щ-422» внезапно обнаружила идущий прямо на нее неприятельский эсминец. Подлодка скрылась под водой, но недостаточно быстро. С дистанции 10 кбт эсминец «Z-24» из состава 8-й флотилии, который в составе группы кораблей совершал переход из Киркенеса в Тормсё, открыл по «Щ-422» артиллерийский огонь, а затем, пройдя над ней, сбросил в месте погружения субмарины 9 глубинных бомб. Для корабля, который еще неделю назад при постановке на якорь в гавани Киркенеса сел на камни, а затем получил удар в корму от систершипа «Z-23» это был неплохой результат. На подлодке кратковременно вышли из строя гирокомпас, а так же вертикальный и горизонтальные рули, кроме того, получила повреждения труба вентиляции балластной цистерны № 4, через которую вода начала поступать в пятый отсек; в корпусе подлодки в этом районе образовалась большая вмятина. «Щ-422» оставалась на позиции еще почти двое суток, после чего направилась в базу, утром 31 января она прибыла в Полярное. Командование высоко оценило поход субмарины, по его итогам командир подлодки был награжден орденом Ленина.

    Аварийный ремонт «Щ-422» продлился до конца февраля, после чего днем 8 марта она вышла на позицию прикрытия союзного конвоя «PQ-12». После того как 12-14 марта основная часть каравана прибыла в Мурманск, подлодка заняла позицию № 4 в районе мыса Нодкап, где 19 марта отказалась от атаки тральщика и сторожевого корабля, посчитав себя обнаруженной (на подлодке зафиксировали четыре десятка разрывов глубинных бомб). Утром и днем 21 марта «Щ-422» дважды отказывалась от атаки подводной лодки, предполагая, что это своя «Щ-421», а утром 22 марта она перешла на позицию № 10-а в 60 милях севернее мыса Нордкап для прикрытия конвоя «QP-9», который накануне вышел их Мурманска. В то же время встречный караван «PQ-13» 24 марта из-за шторма рассеялся, из-за этого, в связи с опасностью случайной встречи подлодки и союзных кораблей, субмарина была отозвана в базу, днем 29 марта «Щ-422» прибыла в Полярное.

    Следующее патрулирование в районе северо-западнее Вардё (позиция № 5) снова прошло безуспешно. Едва заняв назначенный район, уже утром 24 апреля, маневрируя в 3-4 милях от берега, подлодка к югу от мыса Харбакен обнаружила вражеский тральщик, который скрылся в снежном заряде у островов Вардё. Подойдя ближе, «Щ-422» обнаружила на рейде два судна, но занять позицию для пуска торпед из-за большой дистанции до цели так и не смогла.

    Ночью 26 апреля в районе Порсангер-фьорда была предпринята еще одна попытка атаки, на этот раз на конвой. При маневрировании подлодки рулевой-горизонтальщик не удержал глубину. «Щ-422» подвсплыла и была обнаружена сопровождавшим транспорт тральщиком «М-251», который сбросом 6 глубинных бомб прервал атаку субмарины. «Щ-422» срочно погрузилась, и сделала это вовремя, прошедший прямо над ней вражеский корабль сумел погнуть на ней лишь антенную стойку.

    Последний шанс увеличить счет был упущен утром 29 апреля, когда при попытке атаковать небольшой конвой – танкер под охраной двух сторожевиков, подлодка посчитала себя обнаруженной, и ушла не глубину, так и не выпустив торпеды. Это оказалось не лишним, так как субмарина была замечена сторожевым кораблем «V-5903» («Polarfront»), который уже повернул на нее, готовясь сбросить глубинные бомбы. Дальнейшее патрулирование «Щ-422» вскоре прекратила лопнувшая при всплытии цепь Галля. Подлодка лишилась дистанционного управления кормовыми горизонтальными рулями. Отойдя вне видимости берега, подводники убедились в невозможности устранения поломки своими силами. После доклада командованию о ситуации «Щ-422» получила «добро» на возвращение.

    Два неудачных патруля, в которых подлодка не провела ни одной торпедной атаки, привлекли внимание Политотдела флота. Пытаясь повысить результативность походов, руководство сняло с должности военкома «Щ-422» старшего политрука Е.А. Дубика, назначив на его место А.Е. Табенкина, так же бывшего опытным «не кабинетным» политработником.


Командир подлодки А.К. Малышев и штурман Питерский М.В., февраль 1942 г. Военком «Щ-422» Е.А. Дубик беседует с личным составаом. Слева направо: Ф.А. Видяев, Н.И. Морозов и А.Е. Табенкин, весна 1943 г. Командир «Щ-422» Ф.А. Видяев среди членов экипажа подводной лодки.

    Центральный пост «Щ-422». Командир подлодки А.К. Малышев (у перископа) и штурман старший лейтенант Питерский М.В., февраль 1942 г.
    Военком «Щ-422» Е.А. Дубик беседует с личным составаом.
    Слева направо: Командир подлодки «Щ-422» Ф.А. Видяев, командир 4-го («малюточного») ДПЛ СФ Н.И. Морозов и замполит «Щ-422» А.Е. Табенкин, весна 1943 г.
    Командир «Щ-422» Ф.А. Видяев (в центре) и замполит подлодки А.Е. Табенкин (крайний справа) среди членов экипажа подводной лодки. Второй слева - боцман мичман Н.Д. Завьялов, третий - командир БЧ-2-3 старший лейтенант Милютин А.В.

    Вечером 20 мая «Щ-422» вышла в море с задачей прикрытия союзных конвоев «QP-12» и «PQ-16». В ночь на 31 мая подлодке было приказано занять позицию № 4 у Тана-фьорда, что она благополучно выполнила к вечеру 1 июня. При переходе в новый район действий командир «Щ-422» благоразумно отказался от атаки неизвестной подлодки, считая ее своей (возможно, это была «С-102»). Днем 2 июня «Щ-422» из-за большого курсового угла пропускает конвой. Далее начинается малообъяснимое с точки зрения логики поступков. В ночь на 5 июня при попытке выйти на перехват конвоя, на подлодке дважды выходит из строя гирокомпас. В тот же день военком, подозревая командира в «диверсии» приказал дать радиограмму командованию СФ: «Командир занимается преступной деятельностью, пребывание на позиции считаю бесполезным». Вечером 8 июня «Щ-422» прибыла в Полярное, после чего командир подводной лодки на основании доклада военкома был арестован. Трибунал не стал учитывать прежние заслуги А.К. Малышева, не помог даже недавно врученный орден Ленина, который у североморских подводников был редкой наградой. Приговор к расстрелу был приведен в исполнение конце июня 1942 года.

    Тем временем подлодка прошла навигационный ремонт. 10 июня командиром «Щ-422» назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Видяев Федор Александрович.

    Утром 6 июля «Щ-422» вышла в первый боевой поход с новым командиром. По традиции, несмотря на то, что Видяев был опытным подводником, (с осени 1940 помощник командира, а с февраля 1942 – командир ПЛ «Щ-421»), его обеспечивал комдив Колышкин. Действия подлодки проходили в районе Порсангер-фьорда (позиция № 3) с задачей прикрытия остатков печально известного конвоя «PQ-17» от надводных кораблей противника, которые, как известно, к этому времени уже находились в своих базах. Вечером 26 июля «Щ-422» вернулась в Полярное. За время патрулирования подводная лодка обнаружила шесть плавающих мин сорванных с минных полей, встретила всего лишь небольшую шхуну (днем 9 июля), на которую пожалели торпеду и всплывающую субмарину (днем 14 июля), от нее «Щ-422» уклонилась срочным погружением.

    Следующий боевой поход подводной лодки проходил в конце августа в районе Варангер-фьорда (позиция № 6). Несмотря на то, что действия субмарины осложнялись неисправностью шумопеленгатора, утром 23 августа в 5 милях северо-восточнее мыса Кибергнес на светлом фоне горизонта «Щ-422» обнаружила три судна под охраной трех сторожевиков шедших в восточном направлении. Транспорты шли строем уступа, перекрывая друг друга и представляя собой одну общую мишень. Четыре торпеды были выпущены с дистанции 11 кбт по головному судну в 4000 тонн, но перед залпом на подлодке заклинило кормовые горизонтальные рули, поэтому пуск пришлось производить с глубины 12 м по расчетному времени. Через полторы минуты на подлодке зафиксировали три последовательных взрыва, но результат атаки визуально не наблюдался, так как из-за неисправности рулей подлодка смогла всплыть под перископ только через 23 минуты. Преследования не было. Осмотревшись, подлодка ничего на поверхности воды не обнаружила и снова погрузилась для перезарядки торпедных аппаратов. Атакованный «Щ-422» конвой, включавший в себя транспорты «Tijuka» (5918 брт) и «RO-23» (бывший «Kerkplein», 5085 брт) не заметив присутствие подлодки, продолжил движение.


подводная лодка «Щ-422» (справа) перед швартовкой. Полярный, 1943 г. В кормовом отсеке «Щ-422». Погрузка торпед на одну из «щук» СФ («Щ-421» или «Щ-422»). Подводые лодки «Щ-422» и «С-102».

    Подводные лодки «С-51» и «Щ-422» в Полярном, июнь 1943 г.
    В кормовом отсеке «Щ-422».
    Погрузка торпед на одну из «щук» СФ («Щ-421» или «Щ-422»).
    Североморские «щука» и «эска», вероятно, «Щ-422» и «С-102». Полярный, 1941-1943 год.

    На следующий день «Щ-422» из-за большой дистанции и курсового угла упустила одиночное судно, но через несколько часов вышла на конвой, состоящий из двух крупных судов водоизмещением в 8-10000 тонн под эскортом пяти сторожевиков и трех тральщиков. С дистанции 7 кбт подводная лодка выпустила по замыкающему транспорту четыре торпеды, и через 35 секунд на ней были отмечены три взрыва. Транспорт посчитали потопленным, хотя и в этот раз результат атаки визуально не наблюдался, так как из отсеков стали поступать команды, что над субмариной прошел вражеский корабль. Спустя два часа, при попытке осмотреться подлодка была замечена группой охотников «Uj-1101», «Uj-1108» и «Uj-1112», которые подвергли ее длительному ожесточенному преследованию. За 1 час 48 минут немецкие противолодочные корабли сбросили на субмарину 179 глубинных бомб, в результате близких разрывов которых на «Щ-422» вышло из строя дистанционное управление кормовыми горизонтальными рулями и повреждена правая линия вала. Оторвавшись от преследования, подлодка направилась в базу, куда прибыла днем 25 августа. Что касается атакованного ею конвоя, то входившие в его состав транспорты «Irmtraut Cords» (2814 брт), «Ortelsburg» (3800 брт) и «Lysaker» (910 брт) прибыли в место назначения без потерь, немцы заметили атаку, наблюдая прохождение двух торпед.

    После короткого ремонта уже утром 7 сентября «Щ-422» вышла на позицию № 3 в районе Порсангер-фьорда с задачей прикрытия союзных конвоев «PQ-18» и «QP-14». Выйти в атаку удалось только однажды, когда днем 15 сентября подлодка выпустила две торпеды по, вероятно, сторожевику из группы охотников 11-й флотилии. Хотя на подлодке и отметили два взрыва, противник потерь не понес.

    Вернувшись в базу, «Щ-422» встала на ремонт, который продлился до начала 1943 года. Всю вторую половину января и начало февраля субмарина потратила на отработку учебных задач, а вечером 15 февраля вышла на позицию № 4 в район Тана-фьорда. Днем 20 февраля в условиях сильного шторма и снегопада «Щ-422» с помощью гидроакустики сумела выйти на крупный конвой противника и атаковать транспорт из его состава. Несмотря на то, что из-за плохой видимости четырех-торпедный залп был произведен по акустическим пеленгам с дистанции 10 кбт, через минуту на подлодке отметили два сильных взрыва и семь глухих, что дало основание подводникам сделать вывод, что цель уничтожена. Вероятно, за взрывы торпед экипаж подводной лодки принят сброс глубинных бомб с гидросамолета, обнаружившего «Щ-422» в момент залпа. По его наводке подошедшие противолодочные корабли «Uj-1101» и «Uj-1102» сбросили сковывающую серию из 14 глубинных бомб.

    Днем 27 февраля «Щ-422» в схожих условиях вышла на «одиночный» сторожевик: сопровождавшиеся им германский пароход «Hartmut» (2713 брт) и норвежский танкер «Banco» (462 брт) так и не были обнаружены подлодкой. С дистанции 7-8 кбт субмарина выпустила по кораблю четыре торпеды и через минуту на ней зафиксировали три взрыва, что дало основание подводникам считать цель потопленной. Немцы заметили атаку, наблюдая след двух торпед, одна из которых шла по поверхности. В ответ было сброшено четыре глубинные бомбы, в результате чего на «Щ-422» вышли из строя несколько манометров, часть освещения, образовались трещины в носовой палубной цистерне. Оторвавшись от преследования, подлодка в ночь на 28 февраля направилась в базу, и днем 1 марта прибыла в Полярное.

    Погодные условия апрельского патрулирования позиции № 5 в районе северо-западнее Вардё во многом походили на предыдущий боевой поход; подлодку преследовали шторма, снегопад и плохая видимость.

    Вечером 19 апреля у мыса Маккаур «Щ-422» с помощью гидроакустики установила контакт с вражеским конвоем, а вскоре визуально обнаружила два судна под охраной двух кораблей. Это была только часть конвоя, включавшего в себя транспорты «Markobrunner» (8150 брт), «Emsland» (5170 брт), «Tugela» (5800 брт), «Mendoza» (5210 брт) и «Maurita» (1569 брт). С дистанции 3-4 кбт «Щ-422» выпустила по одному из транспортов, по оценке командира подлодки в 12-14000 тонн, четыре торпеды. Вскоре подводники услышали три взрыва и ощутили толчок, что, по их мнению, свидетельствовало о поражении цели, судно посчитали потопленным. Тем временем германские корабли наблюдали след торпеды и ее взрыв после удара о скалу. В ответ один из кораблей сопровождения сбросил 3 глубинные бомбы, на этом все противолодочные мероприятия завершились. Утром 21 апреля «Щ-422» направилась в базу, и в ночь на 22 апреля прибыла в Полярное.

    Майское патрулирование «Щ-422» района у Сюльте-фьорда (западная часть позиции № 5) было коротким. Вечером 25 мая подводная лодка приступила к патрулированию района, а рано утром 31 мая по данным акустики обнаружила вражеский конвой, по оценке командира субмарины, два судна под охраной эсминца и трех сторожевиков. Атаке подвергся транспорт в 6-8000 тонн по которому с дистанции 4 кбт были выпущены четыре торпеды, после чего. Через 24 и 34 секунды на подлодке зафиксировали два сильных взрыва, посчитав цель уничтоженной. Корабли конвоя, сопровождавшие транспорты «Rauenthaler» (3710 брт), «Rolandseck» (1845 брт), норвежский танкер «Inger Johanne» (под немецким контролем «Norwegen», 1202 брт), и плавгоспиталь «Birka» (1000 брт) наблюдали два взрыва торпед, которые взорвались при ударе о скалы, и след еще одной, шедшей по поверхности. Вооруженные гидроакустикой охотник «Uj-1206» и тральщик «М-343» установили четкий контакт с атаковавшей субмариной, после чего немцы устроили советским подводникам бомбовый ад, за три часа сбросив на «Щ-422» 356 глубинных бомб. Вероятно, такому ожесточенному преследованию не подвергалась ни одна советская подлодка в годы войны. От близких разрывов субмарина имела множественные мелкие повреждения (вышли из строя эхолот и шумопеленгатор, зенитный перископ и часть освещения, захлопка глушителя дизеля начала пропускать воду), но продолжала отходить под защиту своих батарей на полуострове Рыбачий. Оторвавшись от преследования «Щ-422» вечером 1 июня прибыла в Полярное.


Подводная лодка «Щ-422». Экипаж получает почту. Командир «Щ-422» Ф.А. Видяев. Инструкции перед последним походом «Щ-422». подводная лодка «Щ-422» 30.06.1943

    Подводная лодка «Щ-422». Экипаж получает почту.Крайний слева - командир подводной лодки Ф.А. Видяев.
    Командир «Щ-422» Ф.А. Видяев.
    Последние инструкции у кормового 45-мм орудия подводной лодки перед последним походом «Щ-422». Слева направо: командир «Щ-403» К.М. Шуйский, командир «Щ-422» Ф.А. Видяев, член Военного Совета СФ А.А. Николаев, контр-адмирал Н.И. Виноградов, командир бригады ПЛ капитан 1 ранга И.А. Колышкин, 30 июня 1943 г.
    Последний снимок «Щ-422», Подлодка уходит в свой последний боевой поход, 30 июня 1943 г.

    После небольшого ремонта вечером 30 июня «Щ-422» вышла в очередной боевой поход и в базу не вернулась. Подлодка должна была действовать в районе мыс Маккаур – Вардё (позиция № 4), но пропала без вести, так ни разу не выйдя на связь. Утром 14 июля на подлодку был передан приказ о возвращении, а 20 июля истек срок ее автономности. 25 июля «Щ-422» была удостоена гвардейского звания, но к этому времени ее экипаж (45 человек) уже был мертв.

    Вероятно, подлодка погибла на мине заграждения «Sperre-IV» после 4 июля 1943 года, так как на исходе этих суток северо-западнее Вардё атаке из-под воды подверглась пара сторожевиков «NKi-08» и «NKi-09», наблюдавшие след торпеды. Кроме того, утром 5 июля севернее мыса Блудскютудде безуспешной атаке советской подлодки подверглась группа немецких сторожевых кораблей из состава 12-й флотилии. Охотники «Uj-1206», «Uj-1217» и сторожевик «NH-06» контратаковали субмарину, сбросив 73 глубинные бомбы, после чего всплывшую подлодку потопил таранным ударом «Uj-1217». Наиболее вероятной участницей этого эпизода была «М-106», пропавшая без вести в это же время, тем более, что сами немцы отметили, что погибшая подлодка относится к типу «М», но, так как остов «Щ-422» до сих пор не найден на дне, нельзя полностью исключить возможность того, что в данном случае была потоплена именно «щука».


В ходе Советско-финской войны 2 боевых похода.

23.12.1939 – 03.01.1940
13.03.1940 – 28.03.1940

В ходе Великой Отечественной войны 15 боевых походов

05.07.1941 – 12.07.1941
25.07.1941 – 10.08.1941
30.08.1941 – 23.09.1941
05.10.1941 – 10.10.1941
09.01.1942 – 31.01.1942
08.03.1942 – 29.03.1942
23.04.1942 – 01.05.1942
20.05.1942 – 08.06.1942
06.07.1942 – 26.07.1942
20.08.1942 – 25.08.1942
07.09.1942 – 25.09.1942
15.02.1943 – 01.03.1943
04.04.1943 – 22.04.1943
24.05.1943 – 01.06.1943
30.06.1943 – +

18 торпедных атак. Потоплен 1 транспорт (1459 брт), артиллерией потоплен 1 мотобот.
12.09.1941 ТР «Ottar Jarl» (1459 брт).
26.01.1942 мотобот «Bjorg» (около 10 брт), артиллерией.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru