Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«М-172»

подводная лодка XII серии

    Заложена 17 июня (по другим данным 12 июля) 1936 года под стапельным номером 89 на заводе № 196 в Ленинграде как «М-88». 23 июля (по другим данным 12 июня) 1937 года подводная лодка спущена на воду, 11 декабря (по другим данным 24 ноября) 1937 года вступила в строй и 25 декабря 1937 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    19 мая 1939 года субмарина ушла по Беломоро-Балтийскому каналу на Север. 16 июня кораблю присвоено обозначение «М-172» и 21 июня он вошел в состав Северного флота.

    В ходе советско-финляндской войны подводная лодка под командованием старшего лейтенанта Лысенко Дмитрия Яковлевича (обеспечивающий командир 4-го дивизиона капитан 3 ранга Г.А. Субботин) совершила один боевой поход, неся дозор перед входом в Кольский залив, но вскоре была вынуждена вернуться в базу из-за ряда неисправностей.

    К началу Великой Отечественной войны «М-172», входящая в состав 4-го дивизиона бригады ПЛ СФ, прошла средний ремонт и докование и находилась в губе Мотка, проводя план боевой подготовки. Кораблем продолжал командовать старший лейтенант Лысенко.

    Первый же выход в дозор северо-восточнее полуострова Рыбачий (позиция № 7) прежде всего, показал низкую готовность к боевым действиям самого командира корабля. Утром 12 июля, едва приступив к выполнению задания, подводная лодка обнаружила, по оценке командира, три тральщика, которые атаковать не смогла. О кораблях было доложено по радио, но сообщение подлодки в базе принято не было. Вероятно, «М-172» обнаружила эсминцы «Z-7», «Z-10» и «Z-20» вышедшие на поиск вдоль советского побережья. Утром 13 июля в районе маяка Гавриловский они обнаружили отряд судов ЭПРОН, в составе пары траулеров («РТ-32» и «РТ-67») в сопровождении сторожевика «Пассат» (бывший «РТ-102»). В итоге после получасового неравного боя, один траулер и сторожевой корабль были потоплены, второй траулер сумел выброситься на отмель; погибло 73 человека.

    Вечером 12 июля, встретив сторожевой корабль противника, подводная лодка предпочла уклониться. Вообще, мнение командира подлодки о возможностях вражеского ПЛО было, мягко говоря, сильно преувеличено. Опасаясь быть обнаруженным, он на протяжении всего патрулирования не определял свое место, из-за чего, утром 19 июля, когда корабль начал движение в базу, подлодка имела несвязку в 31 милю. Результатом чрезмерной осторожности стала посадка корабля на мель в тот момент, когда считалось, что подлодка находится достаточно далеко от берега. Вместо того, чтобы спокойно отработать назад, командир, считая что подлодка обнаружена и подвергается бомбежке, решил уйти на глубину, а когда субмарина вместо того чтобы погружаться, стала ползти на камнях вверх, запаниковал, предположив, что противник вытаскивает корабль на поверхность сверхмощным магнитом. Спасло положение своевременные и правильные действия инженер-механика «М-172» Г.Ф. Каратаева. Подводная лодка вернулась в базу с поврежденной носовой частью надстройки.

    Итогом похода стало снятие Лысенко с должности и отдача его под суд. Новым командиром «М-172» назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга, капитан 2 ранга) Фисанович Израиль Ильич. Долго принимать дела ему не пришлось. После небольшого аварийного ремонта подводная лодка вышла на позицию № 6 в восточной части Варангер-фьорда. Обеспечивал молодого командира комдив И.А. Колышкин. Впрочем, Фисанович не нуждался в излишнем подталкивании к активным действиям. Уже днем 21 августа, на третьи сутки похода, подводная лодка проникла в залив Петсамонвуоно, обнаружив на рейде Линахамари крупный транспорт. С дистанции 7 кбтпо нему была выпущена торпеда, взрыв которой через минуту услышал экипаж субмарины. К сожалению, с целью сократить время пребывания подлодки на узком рейде, пуск производился на циркуляции, в результате торпеда попала в пирс рядом с германским транспортом «Монсун» (6950 брт). Немцы, не ожидавшие такой наглости, ограничились коротким преследованием. На выходе подлодки из бухты сторожевой катер сбросил на безопасном удалении от субмарины 6 глубинных бомб. Несмотря на то, что гибель атакованного судна не наблюдалась, у подводников не было сомнений в успехе, транспорт посчитали потопленным. Вслед за «М-172» прорыв на рейд Линахамари с атаками судов предприняли «М-171» (2 октября) и «М-174» (26 сентября), все они были отмечены признаками поражения цели, но после окончания войны при расчистке порта от мин, на дне не было обнаружено ни одного уничтоженного транспорта.


Подводная лодка «М-172». Подводная лодка «М-172». Подводная лодка «М-172». На палубе корабля командир подлодки И.И. Фисанович. Артиллеристы «М-172» ведут огонь из 45-мм орудия 21-К. Возвращение подводная лодки «М-172» 15 сентября 1941 г. командир 4-го дивизиона ПЛ СФ Н.И. Морозов и командир подлодки И.И. Фисанович.

    Атака подводной лодки «М-172» 21 августа 1941 г. Художник П.П. Павлинов.
    Подводная лодка «М-172».
    Подводная лодка «М-172». На палубе корабля командир подлодки И.И. Фисанович.
    Артиллеристы «М-172» ведут огонь из 45-мм орудия 21-К.
    Возвращение подводная лодки «М-172» 15 сентября 1941 г. командир 4-го дивизиона ПЛ СФ Н.И. Морозов и командир подлодки И.И. Фисанович.

    Вторую торпеду «М-172» израсходовала на исходе 22 августа (согласно «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре» атака проведена в 23.58 предыдущих суток). Пуск был произведен по груженной «паровой яхте» водоизмещением 1000 – 1500 тонн шедшей в сопровождении сторожевого катера по направлению из Киркенеса в Петсамо. Спустя 40 секунд на подлодке зафиксировали взрыв (дистанция до цели составляла 4,5 кбт), а через две минуты второй, что на субмарине расценили как признаки поражения и гибели цели. Спустя 9 минут, осмотревшись в перископ, подводная лодка не обнаружила маленький конвой. По немецким данным безуспешной атаке подверглось госпитальное судно (информации о том, несло ли оно в этот момент знаки Красного Креста, нет) «Александр фон Гумбольдт», зафиксировавшее взрыв торпеды в прибрежных скалах.

    Следующее патрулирование «М-172» проходила в районе Киркенеса (позиция № 5а). на этот раз на борту субмарины в море вышел командир 4-го дивизиона ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов. Не пробыв на позиции и суток, «М-172» вечером 14 сентября северо-восточнее устья Бек-фьорда атаковала судно из состава конвоя шедшего в Петсамо. Подводники выпустили торпеду по транспорту, по оценке командира субмарины в 3000 тонн, пуск второй торпеды по сопровождавшее судно сторожевику не состоялся, так как из-за отсутствия системы БТС подлодка начала всплывать. Спустя минуту на «М-172» зафиксирован взрыв, а еще через три минуты, осматриваясь в перископ, субмарина атакованное судно не обнаружила. Германская сторона не комментирует атаку «М-172», немцы не заметили ее, несмотря на то, что подлодка зафиксировала 10 отдаленных разрывов, принятых за сброс глубинных бомб. «М-172» отошла в район зарядки, откуда в базу было передано донесение с просьбой о пополнении запаса торпед. В базе оно было принято как доклад о полном израсходовании боезапаса, и подводной лодке был передан приказ о возвращении. Во второй половине дня 15 сентября субмарина прибыла в Полярное, откуда, загрузив торпеду и пополнив припасы, уже утром 18 сентября вышла с задачей патрулирования позиции № 5 северо-западнее Вардё. Днем 19 сентября, потеряв свое место, подводная лодка без оповещения подошла к бухте Цып-Наволок, где была обнаружена сторожевым кораблем «Заря», бывший рыболовный траулер «РТ-30» («Уссуриец»), с которого был открыт артиллерийский огонь. Подводная лодка погрузилась и изменила курс, а сторожевик сбросил в месте ее погружения 9 глубинных бомб, которые, к счастью, не причинили подлодке вреда.

    Патрулирование «М-172» района позиции № 6 в восточной части Варангер-фьорда в первой половине октября было безрезультатным; несмотря на активный поиск, подводная лодка наблюдала лишь сторожевые катера противника, несшие противолодочный дозор у Петсамо. Следующее патрулирование этого района в первой декаде ноября так же было безуспешным. В добавок, субмарина в подводном положении коснулась грунта, в результате чего были сорваны ограждение вертикального руля и обтекатель привода кормовых горизонтальных рулей.

    Едва вернувшись в Полярное, «М-172» была снова отправлена в море с задачей спасения диверсионно-разведывательной группы старшего лейтенанта Г.В. Кудрявцева, высаженной на вражеской побережье подводной лодкой «М-173» в ночь на 27 сентября. Вечером 15 ноября остатки группы (5 человек) были приняты на борт субмарины и благополучно доставлены в Полярное.

    Несмотря на то, что в конце ноября – начале декабря «М-172» прошла небольшой ремонт, техническое состояние корабля было далеко от нормального. Командир субмарины докладывал об этом командованию, но его рапорт наверху оставили без внимания, что оставило свой след на декабрьском патрулировании «М-172», которое проходило в районе Киркенеса (позиция № 5а) в середине месяца. Трех суток нахождения на позиции оказалось достаточным, чтобы на подводной лодке сместилась линия вала в результате заклинивания муфты и лопнувшего змеевика охлаждения упорного подшипника. За это время (днем 16 декабря) подводная лодка однажды была атакована мотоботом противника, сбросившем на безопасном удалении от субмарины 5 глубинных бомб, а спустя двое суток сама «М-172» упустила шанс отличиться: утром 18 декабря вахтенный командир обнаружил огни, но, посчитав их огнями на берегу, вовремя не доложил об этом командиру. Когда стало ясно, что перед советской субмариной вражеская подлодка, атаковать ее было поздно. Пытаясь исправить повреждения силами экипажа и продолжить патрулирование, «М-172» отошла в бухту Цып-Наволок, но вечером 19 декабря была вынуждена вернуться в базу.

    30 декабря подводная лодка начала заводской ремонт в Мурманске, который, из-за постоянных неполадок в дизеле продлился до конца марта 1942 года. К этому времени корабль был награжден орденом Красного Знамени, а его командир удостоен звания Герой Советского Союза.

    В свой первый боевой поход в новом качестве подлодка вышла 11 апреля 1942 года. Ей предстояли действия в Варангер-фьорде (позиция № 6). К этому времени морская война на Севере вступила в новую стадию. Противолодочная оборона противника усилилась, а атаки советских подводных лодок (даже изначально признанные неудачными) сократились. Тем не менее, уже спустя шесть часов как подлодка покинула базу, она южнее мыса Кибергнес с дистанции 10 кбт разрядила свои торпедные аппараты по крупному судну под эскортом сторожевика и тральщика. Вскоре подводники зафиксировали взрыв, а через четыре минуты осматривая горизонт в перископ, подлодка обнаружила вместо транспорта столб то ли пара, то ли дыма. Преследования не было, вероятно, было атаковано германское судно «Мемельланд» либо норвежский пароход «Станья», сопровождение которых атаку подлодки не зафиксировало.

    Вернувшись в Полярное и перезарядив торпедные аппараты «М-172» продолжила патрулирование. И снова, не пробыв и пяти часов в назначенном районе юго-западнее мыса Стуршер, подлодка атакует вражеское судно. Утром 15 апреля атаке подвергся конвой, включавший в себя голландские танкер «Олеум» и транспорт «Лёваас», а так же германские суда «Ногат» и «Вилли Шарль». Вторую торпеду по цели подлодка выпустить не смогла, из-за неотработки системы беспузырной стрельбы она начала всплывать; пришлось заполнять главную балластную цистерну и уходить на глубину. Вскоре в кормовых отсеках подлодки был отмечен взрыв, а вскоре и сам командир субмарины наблюдал в перископ кренящийся на правый борт транспорт большим дифферентом на корму. По немецким данным подвергшийся атаке конвой наблюдал след торпеды, прошедшей по корме у транспорта «Ногат». В ответ сопровождавший конвой сторожевик «Uj-1109» сбросил подводную лодку 22 глубинные бомбы, которые легли достаточно точно для охотника, так и не сумевшего наладить гидроакустический контакт с субмариной: в результате их разрывов на «М-172» частично вышло из строя освещение, оказались повреждены клапаны забортной арматуры, лопнуло стекло манометра в пятом отсеке.

    Вторая оставшаяся торпеда долго ждала своей цели. Утром 16 апреля подлодка пропустила транспорт из-за большого курсового угла, а вечером 17-го и ночью 18-го не смогла атаковать группу из трех эсминцев (вероятно, «Z-7», «Z-24», «Z-25», выходившие на перехват союзного конвоя «PQ-14»). Наконец, утром 20 апреля юго-западнее мыса Стуршер с дистанции 35 кбт подлодка атаковала танкер идущий в Киркенес под охраной двух сторожевиков. Торпеда была выпущена с дистанции 5 кбт, и через 40 секунд на подлодке услышали взрыв. Вскоре, осматриваясь в перископ, «М-172» цель не обнаружила, что дало основание полагать об успехе атаки. Противник не преследовал подводную лодку, так как конвой, включавший в себя танкер «Форбах» не зафиксировал атаку субмарины.

    Следующее патрулирование «М-172» Варангер-фьорда снова отмечено торпедной атакой. Покинув Полярное днем 9 мая, подводная лодка утром 11-го юго-западнее мыса Стуршер разрядила торпедные аппараты по довольно крупному, по оценке командира субмарины, транспорту. Несмотря на то, что выход в атаку проводился по акустическим пеленгам, а сама цель наблюдалась только за три минуты до команды «Пли», через минуту после того, как торпеды покинули подлодку, на ней зафиксирован взрыв, а еще через четыре минуты отмечено еще два взрыва, принятые на «М-172» за разрывы глубинных бомб. Судно посчитали потопленным, но немецкий конвой, включавший в себя германский транспорт «Хартмут» (2713 брт) и норвежский «Скьерстад» (593 брт) не отметил атаку подлодки.


«М-172». Возвращение с боевого задания. Возвращение с боевого задания. «М-172» швартуется к «М-174». Возвращение с боевого задания. «М-172» швартуется к «М-174». Возвращение с боевого задания. «М-172» швартуется к «М-174». Возвращение с боевого задания. «М-172» швартуется к «М-174».

    Возвращение с боевого задания. «М-172» швартуется к «М-174».

    Второй майский поход в Варангер-фьорд чуть не стал для «М-172» последним. В ранние часы 15 мая подводная лодка покинула Полярное, а уже поздно вечером в районе мыса Стуршер она атаковала транспорт в 6000 тонн «с пушкой на носу», на деле являвшимся охотником «Uj-1108». Торпеда была выпущена с дистанции 3 кбт, (пуск второй сорвался из-за неполадок в системе беспузырной стрельбы, когда подлодка пробрела дифферент на нос), а вскоре в непосредственной близости от «М-172» был зафиксирован сильный взрыв такой силы, что на субмарине осыпалась пробковая изоляция. Конвойные корабли, заметив точку залпа подводной лодки, начали охоту. Тем временем, как «М-172», ориентируясь только показаниям эхолота, так как гирокомпас после первых разрывов глубинных бомб вышел из строя, а магнитный давал неверные показания, пыталась в подводном положении отойти к своему берегу, охотники из состава 11-й флотилии «Uj-1104» и «Uj-1108», наладив гидроакустический контакт с целью, щедро сбрасывали на нее глубинные бомбы. Так продолжалось пять с половиной часов, а когда запас глубинок у охотников подошел к концу, его пополнили с подошедших к месту боя сторожевиков «Нордпол» и «Поляркрайс», после чего сторожевики были готовы продолжать бомбардировку. Кроме того, немцами была вызвана авиация. Преследование подлодки продолжалось, пока она не достигла спасительно побережья полуострова Рыбачий отойдя под защиту своих береговых батарей. Только под их прикрытием подводная лодка всплыла, но и здесь ее приключения не закончились, преследовавшие ее корабли открыли артиллерийский огонь, прекратив его только после того, как были окончательно отогнаны орудиями батареи № 147 с мыса Немецкий. Еще одним испытанием экипажа «М-172» стала атака самолета, когда бомбардировщик «Ju-88» проштурмовал подлодку пулеметным огнем, сбросив две бомбы, от которых субмарина успела уклониться срочным погружением.

    В ходе преследования «М-172» получила множественные повреждения корпуса. Была нарушена герметичность заклепочных швов V и VI отсеках а так же центровка линии валов и приводов управления рулями, повреждено перо вертикального руля, подорваны многие клапаны забортной арматуры, вышли из строя ряд приборов и механизмов, в том числе перископ, Прибыв в базу, подлодка сразу отправилась на ремонт в Мурманск, где подводники насчитали в прочном корпусе 110 вмятин полученных в результате разрывов глубинных бомб. Работы, которые были совмещены установкой на корабль стабилизатора глубины «Спрут» продлились до конца сентября 1942 года.

    26 октября вновь вступившая в строй «М-172» вышла в свой тринадцатый боевой поход. Она должна была действовать в пределах позиции № 5 северо-западнее Вардё. В утренние часы 28 октября с подлодки на вражеское побережье была высажена разведгруппа из трех норвежцев, но 30 октября из-за поломки пальца кулачной муфты субмарина была вынуждена вернуться в базу. Повреждения добавились 9 ноября, когда подлодка стояла в Пала-губе у борта плавмастерской «Красный Горн», Внезапно налетевший шквал ударил подлодку о рядом стоящую «М-174». Несмотря на то, что «М-172» получила куда меньшие повреждения чем ее систершип, ее ремонт продлился до середины декабря; субмарина получила пробоину в прочном корпусе, а перо носовых горизонтальных рулей правого борта было смято.

    Кампанию 1942 года «М-172» завершила выходом на позицию № 6 в Варангер-фьорд. За неделю патрулирования встреч с противником из-за плохой видимости и шторма не было. Утром 30 декабря подлодка вернулась в Полярное.

    Боевые действия 1943 года «М-172» открыла походом северо-западнее Вардё вечером 21 января, Утром 23 января у мыса Маккаур подводная лодка атаковала корабль сопровождения конвоя, по оценке командира субмарины, эсминец типа «Гальстер». С подводной лодки в перископ наблюдался всплеск у его борта, после чего корабль окутался паром и начал кормой погружаться в воду, а находившиеся в отсеках слышали взрыв. К моменту атаки «М-172» почти все немецкие эсминцы «типа 1936» лежали на дне у Нарвика после известных событий апреля 1940 года. Из находившихся в строю оставался только «Z-20» («Karl Galster»), который после войны предан по репарациям СССР и стал «Прочным». Те германские эсминцы, которые в этот момент были на Севере, после печального для немцев «новогоднего боя» оставались в Альта-фьорде. Возможно, безуспешной атаке подводной лодки подвергся конвой, включающий в себя суда «Хайнрих Шульте», «Итаури», «Алудра» и «Посейдон», который не заметил атаку субмарины.


«М-172». Возвращение с боевого задания. Экипаж ПЛ «М-172», 1943 г. Боцман ПЛ «М-172» мичман Н.П. Тихоненко у 45-мм орудия.

«М-172». Возвращение с боевого задания, май 1943 г. На переднем плане «Щ-422».
    Экипаж подводной лодки «М-172», 1943 год.
Боцман ПЛ «М-172» мичман Н.П. Тихоненко у 45-мм орудия.

    Реальный успех был достигнут в следующем выходе к Вардё. Утром 1 февраля «М-172» у Сюльте-фьорда из надводного положения атаковала груженный никелевой рудой транспорт «Рейнланд», но торпеды поймал сторожевик командира конвоя «V-6115», который буквально разбросало на куски, часть из которых пролетело над подлодкой. Из экипажа корабля только семерым морякам удалось спастись, остальные 45 человек погибли. Контратаковавший подлодку сторожевой корабль «V-6110» ограничился сбросом наугад 18 глубинных бомб; на этом преследование субмарины завершилось.

    Следующее патрулирование Варангер-фьорда вновь было отмечено торпедной атакой. Утром 25 февраля «М-172» из подводного положения выпустила две торпеды по одиночному миноносцу. Вероятно, торпеды были пущены по одному из кораблей соединения при плавбазе «Bali» и тральщикам «M-302» и «M-381», которые не заметили атаки подлодки, но акустик субмарины слышал неясный скрипящий звук, а спустя 10 минут, осматриваясь в перископ, подлодка цель не обнаружила.

    Прибыв в базу, «М-172» встала на углубленный навигационный ремонт, в ходе которого были установлены на шумоизоляторы приводы рулей, а все приборы и механизмы поставлены на амортизаторы.

    Восемнадцатый боевой поход подводной лодки начался вечером 17 апреля. К началу следующих суток «М-172» заняла район позиции № 6 в Варангер-фьорде. Противник не заставил себя ждать, после шести часов поиска субмарина у мыса Кибергнес обнаружила конвой идущий из Киркенеса. Подводной лодкой с дистанции 8 кбт двумя торпедами с неконтактным взрывателем был атакован крупный транспорт в 9000 тонн, а через 50 секунд в отсеках зафиксирован одинокий взрыв. Суда «Адольф Биндер», «Вилма», «Кора» «Хеллесунд» «Джетта» и «Долларт» продолжили свой дальнейший путь, а сопровождавшие их сторожевики «Uj-1101», «Uj-1106», «Uj-1109», «Uj-1102» и «Uj-1709» взялись за атаковавшую подлодку, сбросив на нее 54 глубинных бомбы, в результате чего «М-172» получила незначительные повреждения.

    Следующее патрулирование Варангер-фьорда снова чуть не стало для «М-172» последним. И хотя длительная контратака охотников «Uj-1101», «Uj-1103» и «Uj-1106» предпринятая после того, как подлодка на исходе 7 мая у мыса Кибергнес безуспешно выпустила торпеды по госпитальному судну «Фазан» прошла для субмарины без особых последствий, уже по возвращении в базу она подверглась серьезной опасности со стороны одиночного истребителя-бомбардировщика «Fw-190». Атака произошла днем 8 мая у мыса Сеть-Наволок, когда «М-172» направлялась в базу под охраной двух сторожевых катеров. Сброшенная самолетом бомба упала за кормой погружавшейся субмарины, отрикошетила от воды, перелетела через рубку подводной лодки и взорвалась в 10 метрах под носом корабля. Прибыв в Полярное подводники смогли оценить последствия короткого боевого эпизода: подлодка получила 22 вмятины в прочном корпусе, лопнула масляная цистерна правого борта, нарушена центровка линии вала, разбиты три бака носовой группы аккумуляторов.

    Корабль встал на аварийный ремонт, за время которого на подлодке произошло масса событий. 10 июля вместо ушедшего на должность командира 6-го дивизиона Фисановича кораблем стал командовать капитан-лейтенант Кунец Иван Андреевич. В начале июля подлодка вступила в строй, но до сентября занималась отработкой задач боевой подготовки. Тем временем, 25 июля кораблю присвоено гвардейское звание.

    В свой последний боевой поход подлодка направилась вечером 1 октября 1943 года, Она должна действовать в Варангер-фьорде в паре с «М-105», сменяя ее на позиции по четным числам. Больше «М-172» никто не видел. Вероятно, подлодка подорвалась на мине заграждений «NW-34», «NW-35» или «Sperre-V» в первых числах октября 1943 года, на ее борту погибло 23 моряка.


20 боевых походов.

29.01.1940 – 02.02.1940

11.07.1941 – 20.07.1941
18.08.1941 – 23.08.1941
13.09.1941 – 15.09.1941
18.09.1941 – 21.09.1941
03.10.1941 – 15.10.1941
01.11.1941 – 10.11.1941
12.11.1941 – 16.11.1941
14.12.1941 – 19.12.1941
11.04.1942 – 12.04.1942
14.04.1942 – 20.04.1942
09.05.1942 – 11.05.1942
15.05.1942 – 16.05.1942
26.10.1942 – 30.10.1942
22.12.1942 – 30.12.1942
21.01.1943 – 23.01.1943
30.01.1943 – 02.02.1943
23.02.1943 – 25.02.1943
17.04.1943 – 18.04.1943
04.05.1943 – 08.05.1943
01.10.1943 – +

13 торпедных атак, потоплен 1 СКР.
01.02.1943 СКР «V-6115».

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru