Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Щ-139»

подводная лодка X серии

(до 17 июля 1938 «Щ-315»,
до 17 апреля 1942 «Щ-423»)

    Заложена 8 января 1936 года (по другим данным 17 декабря 1934 года) под стапельным номером 85 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород), из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением «Щ-315». 5 апреля 1937 года (по другим данным в мае 1937 или 17 апреля 1935) подводная лодка спущена на воду, 5 декабря 1937 года вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    9 мая 1939 года субмарина начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу с Балтики на Север и 21 июня 1939 года вошла в состав Северного флота. 17 июля 1938 года получила обозначение «Щ-423».

    В ходе Советско-финляндской войны подводная лодка под командованием старшего лейтенанта Быстрова Алексея Матвеевича находилась в ремонте, поэтому участия в боевых действиях не принимала.


Подводная лодка «Щ-423». Подводная лодка «Щ-423». Подводная лодка «Щ-423».
Подводная лодка «Щ-423» в составе Северного флота.
Дифферентовка «Щ-423» в бухте Провидения 17 сентября 1940г.

    5 августа 1940 года впервые в истории подводного плавания корабль начал переход Северным морским путем на Дальний Восток. Командовал «Щ-423» капитан 3 ранга И.М.Зайдулин (штатный командир старший лейтенант Быстров был в походе дублером). Перед выходом корабль основательно подготовили к переходу: корпус одели в деревянную шубу, бронзовые винты заменили на стальные, и т.д. Подводная лодка шла в сопровождении ледокола в надводном положении. 9 сентября субмарина прибыла в бухту Провидения на Чукотке, где ей вернули обычный вид, и 17 октября новое приобретение Тихоокеанского флота бросило якорь в бухте Золотой Рог. Субмарина прошла 8 морей – более 7000 миль, из них около 700 в сплошных льдах. Она стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, прошедшей северные и восточные рубежи страны на всем их протяжении.

    Только 17 апреля 1942 года корабль получил обозначение на тихоокеанский манер – «Щ-139». 25 апреля 1945 года в результате взрыва подрывных патронов подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе (1,7 Х 3 и 0,9 Х 0,25 м) над торпедными аппаратами в VII отсеке и затонула, упершись кормой в грунт (глубина 7,5 м) у причала в бухте Ракушка (по другим данным Северная) в заливе Владимир. Четыре члена экипажа субмарины погибли. В результате проведенного расследования выяснилось, что взрыв произошел по вине дежурного по кораблю командира БЧ-2-3 лейтенанта А.А. Ефимова, решившим таким способом свести счеты с жизнью. В последний момент неудавшийся самоубийца передумал и ушел в носовую часть корабля. 7 мая 1945 года «Щ-139» была поднята и после капитального ремонта вскоре вновь введена в строй.

    9 августа 1945 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Придатко Ивана Антоновича в составе 2-го Отдельного дивизиона ПЛ ТОФ в бухте Владимир. В боевых действиях корабль участия не принимал.

    10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-139».

    9 ноября 1956 года субмарина выведена из боевого состава, законсервирована, и поставлена на отстой, а 29 марта 1957 года исключена из состава ВМФ, разоружена и вскоре сдана на слом. К началу 1990-х корпус подводной лодки еще не был разобран.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru