Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Д-2» («Народоволец»)

подводная лодка I серии.

    Заложена 5 марта 1927 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 178. На церемонии закладки присутствовали руководитель ленинградских коммунистов С.М. Киров, начальник ВМС РККА Р.А. Муклевич и начальник Морских сил Балтийского моря М.В. Викторов. 19 мая 1929 года подводная лодка спущена на воду, и 11 октября 1931 года она вошла в состав Морских Сил Балтийского моря.


Дополнительно: Тактико-технические характеристики ПЛ «Д-2» (1944).

    Летом 1933 года субмарина в группе кораблей ЭОН-1 по только что построенному Беломоро-Балтийскому каналу перешла на Север и 5 августа 1933 года вошла в состав Северной Военной флотилии. В сентябре 1933 года «Народоволец» получил литерно-цифровое обозначение «Д-2», но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

    В августе 1936 года «Д-2» под командованием капитана 2 ранга Л.М.Рейснера, в паре с «Д-1», посетила Новую Землю и, пройдя проливом Маточкин Шар, вышла в Карское море. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. За этот поход орденами Ленина были удостоены командир дивизиона К.Н.Грибоедов, руководивший походом, и командир «Д-2» Л.М. Рейснер. Следующий поход лодка совершила к Лофонтенским островам, выдержав по пути 9-балльный шторм. За время второго плавания «Д-2» прошла 6.304 мили, из них 501 милю под водой.


ПЛ «Народоволец» после перехода на СФ. ПЛ «Народоволец» после перехода на СФ. Подводная лодка «Д-2». 1938 г. «Д-2», Кольский залив, 31 июля 1938 г. «Д-2», Кольский залив, 31 июля 1938 г.

Подводная лодка «Д-2» после перехода на Север.
Подводная лодка «Д-2» на параде в честь Дня ВМФ. Кольский залив, 31 июля 1938 г.

    В апреле-мае 1939 года лодка под командованием старшего лейтенанта А.А.Жукова обеспечивала радиосвязью самолет В.К. Коккинаки во время его беспосадочного перелета в США.

    29 сентября 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику и встала на капитальный ремонт и модернизацию.

    22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3, 2 ранга) Линденберга Романа Владимировича в составе Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок Учебной бригады ПЛ на слипе завода № 189 в Ленинграде. Степень технической готовности корабля составляла 95,8%.

    По окончании ремонта «Д-2» на Север уже вернуться не смогла, так как немцы уже вышли к Неве, и переход стал невозможен. 17 августа 1941 года «Д-2» вновь вошла в состав КБФ.

    В свой первый боевой поход лодка вышла только 23 сентября 1942 года. На следующий день «Д-2» запуталась в противолодочной сети и сильно ударилась о грунт, повредив вертикальный руль. Освободиться от сети удалось только через четыре часа; еще сутки ушли на устранение повреждений. «Д-2» избежала атаки противолодочных сил противника только потому, что погода не благоприятствовала их действиям. Исправив повреждения, подводная лодка 29 сентября форсировала Финский залив и заняла указанный район у мыса Ристна (позиция № 4). Ночью 30 сентября «Д-2» получила приказ сменить район патрулирования и утром 6 октября прибыла на позицию у острова Борнхольм, по пути 3 октября в районе маяка Хегбю (северная оконечность острова Эланд) атаковав конвой. Через минуту после выпуска торпед на «Д-2» услышали взрыв, но зарубежных данных по результатам этой атаки нет. Советская сторона, со ссылкой на сообщение стокгольмского радио, претендует на потопление транспорта в 11500 тонн. Преследованию подводная лодка не подвергалась.


Командир подводной лодки «Д-2» Р.В. Линденберг (слева) и лейтенант В.И. Сизов в центральном посту. Жертва атаки подводной лодки «Д-2» 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд». Жертва атаки подводной лодки «Д-2» 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд». Потопленный торпедами «Д-2» 14 октября 1942 года транспорт «Jacobus Fritzen».

Командир подводной лодки «Д-2» Р.В. Линденберг (слева) и лейтенант В.И. Сизов в центральном посту.
Жертва атаки подводной лодки «Д-2» 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд».
Потопленный торпедами «Д-2» 14 октября 1942 года транспорт «Jacobus Fritzen».

    Еще четыре атаки (7, 8, 10 и утром 14 октября) по транспортам противника «Д-2» провела неудачно. 7 октября «Д-2» после выстрела вынырнула на поверхность. Транспорт, заметив торпеду, уклонился от нее. Зарубежных данных по этой атаке нет. На следующий день был безуспешно атакован шведский транспорт «Gunnar». В ночь на 11 октября так же безрезультатно атакован немецкий пароход «Timandra». Торпеда пускалась вслед уходящему судну. Утром 14 октября в момент залпа субмарина из-за ошибки рулевого-горизонтальщика ушла на глубину.

    Боевой счет был открыт вечером 14 октября, когда торпеда с «Д-2» отправила на дно немецкий транспорт «Jacobus Fritzen» (4090 брт) с грузом угля. 19 октября 1942 года к югу от Треллеборга «Д-2» вышла в атаку на конвой (два железнодорожных парома в сопровождении вспомогательного крейсера и пяти сторожевиков). Шведский паром «Konung Gustaf V» сумел уклониться от торпеды, а паром «Deutschland» (2972 брт), перевозивший отпускников норвежского легиона, получил попадание в корму. При взрыве погибло 24, ранено 29 человек, судно ремонтировалось до февраля 1943 года. Корабли сопровождения конвоя безуспешно сбросили на подводную лодку 16 глубинных бомб. В ночь на 30 октября при возвращении в базу «Д-2» в 10 милях восточнее острова Богшер была обнаружена силами ПЛО противника и в течение четырех часов преследовалась тральщиком «M-3», который сбросил на лодку 48 глубинных бомб. В ночь на 7 ноября «Д-2» благополучно прибыла в Кронштадт.

    В 1943 году лодка в море не выходила.

    В свой следующий поход «Д-2» отправилась только 2 октября 1944 года. Подлодке предстояло действовать у южного побережья острова Эланд, с юга перекрывая пролив Кальмарзунд (позиция № 9). Практически сразу же после выхода лодку начала преследовать череда поломок, продолжавшихся все время боевого патрулирования. 6 октября 1944 года в результате выхода из строя вертикального руля «Д-2» вынуждена была всплыть, и в течение получаса в светлое время суток она находилась в надводном положении, устраняя неисправность. 8 октября в районе Либавы лодка неудачно атаковала транспорт. 26 октября 1944 года «Д-2» в районе маяка Паппензее атаковала конвой. По словам командира, он наблюдал гибель атакованного транспорта в перископ, но со стороны противника подтверждения успеха «Д-2» нет. Сопровожавшие конвой тральщики «M-3102» и «M-3128» контратаковали субмарину, сбросив на нее 5 глубинных бомб. Подводную лодку дважды ударило о дно, в результате чего вышел из строя вертикальный руль. Устранить повреждения в море было невозможно, и субмарине пришлось вернуться в базу.

    Следующий боевой поход в районе Виндавы прошел безрезультатно. Лодка трижды (23, 29 декабря 1944 и 3 января 1945 года) атаковала неприятеля, и, хотя командир заявил о потоплении 29 декабря 1944 года в районе Либавы транспорта, со стороны противника подтверждения этому нет.

    День Победы «Д-2» встретила в море, находясь в своем четвертом боевом походе. С 24 по 27 апреля она патрулировала в 60 милях южнее южной оконечности острова Готланд (позиция № 8), после чего по приказу командира бригады перешла к Либаве (позиция № 1). 11 мая субмарина перешла в район в район вдоль побережья Швеции между южной оконечностью Готланда и Карлскроной. Только 18 мая 1945 года она благополучно вернулась в базу.


Подводная лодка «Д-2» на зимней стоянке в блокадном Ленинграде. Подводная лодка «Д-2». 1956 год.
Подводная лодка «Д-2» на зимней стоянке в блокадном Ленинграде.
Подводная лодка «Д-2» в Неве. 1949-1956 гг.

    9 июня 1949 года субмарина получила обозначение «Б-2». 20 июня 1956 года лодка исключена из боевого состава, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-6». При этом внешний вид корабля сильно изменился, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована. При переоборудовании была нарушена герметичность балластных цистерн. Второй отсек субмарины был превращен в бассейн для водолазов, ограждение боевой рубки переделано в башню для имитации «столба воды», который надо преодолеть подводнику при выходе из затонувшей подводной лодки. В то время, пока корпус субмарины еще использовался для практической подготовки подводников, принимались неоднократные попытки сохранения «Д-2» в качестве корабля-памятника, но все они остались без ответа властей. Наконец, в 1984 году в борьбу за подводную лодку включились специалисты ЦКБ морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской ВМБ, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. Вопрос о судьбе подводной лодки решался на самом высоком уровне. 18 августа 1986 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал постановление, разрешающее создать на подводной лодке «Д-2» музей.


«УТС-6» 1983 г. «Д-2», 1987 г. «Д-2» в доке. Конец 1980-х «Д-2» на берегу.

«УТС-6» 1983 г.
«Д-2» уходит в Ленинград чтобы стать музеем. 1987 г.
«Д-2» в доке. Конец 1980-х.
«Д-2» на берегу. Идут последние работы по превращению корабля в музей.

    5 марта 1987 года подводная лодка «Д-2» окончательно исключена из списков. На Кронштадском морском заводе подводная лодка была поставлена в док, где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фунтдаменты. Было установлено, что корпус полностью проржавел, и корабль чудом удерживался на плаву. Госпредприятием «Адмиралтейские верфи» для дальнейшей работы с «Д-2» был предоставлен плавучий док, в котором в июле 1987 года подводную лодку перевели на Балтийский завод. Началась работа по восстановлению корабля, которая продлились 7 лет. Было решено установить подводную лодку, вес которой составлял порядка 800 тонн, на берегу. Для этого на «Адмиралтейских верфях» был разработан оригинальный проект, к месту выхода был специально углублен фарватер. 8 июля 1989 года «Д-2» установлена в Шкиперском протоке неподалеку от площади Морской Славы в Санкт Петербурге, а 2 сентября 1994 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие филиала Центрального военно-морского музея – подводной лодки «Д-2» («Народоволец»). Сегодня на борту «Д-2» открыта музейная экспозиция.


Д-2 в Шкиперском протоке 2005г. Фото А. Емельянова Д-2 в Шкиперском протоке 2005г. Фото А. Емельянова Д-2 в Шкиперском протоке 2005г. Фото А. Емельянова Д-2 в Шкиперском протоке 2005г. Фото А. Емельянова Д-2 в Шкиперском протоке 2005г. Фото А. Емельянова

Д-2 в Шкиперском протоке 2005г. Фото А. Емельянова Д-2 Д-2 Д-2 Д-2

Д-2 Д-2 Д-2 Д-2 Д-2

«Д-2» сегодня.

4 боевых похода.
23.09.1942 - 07.11.1942 западнее Борнхольма (позиция № 1).
02.10.1944 - 30.10.1944 южное побережье Эланда (позиция № 9); юго-западнее Либавы (сектор № 2).
12.12.1944 - 20.01.1945 район Виндавы (сектор № 3 и позиция № 5).
20.04.1945 - 18.05.1945 в 60 милях южнее Готланда (позиция № 8); у Либавы (позиция № 1).

Произвела 12 торпедных атак с выпуском 19 торпед.
Потоплен 1 транспорт (4.090 брт), поврежден 1 железнодорожный паром (2.972 брт).
14.10.1942. ТР «Jacobus Fritzen» (4.090 брт).
19.10.1942. ТР «Deutschland» (2.972 брт) – поврежден.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru