Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«М-171»
подводная лодка XII серии

    Заложена 10 сентября (по другим данным 14 июня) 1936 года под стапельным номером 88 на заводе № 196 в Ленинграде как «М-87». 11 сентября (по другим данным 10 июля) 1937 года подводная лодка спущена на воду и 11 декабря 1937 года вступила в строй. 25 декабря 1937 года субмарина вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19 мая 1939 года корабль ушел по Беломоро-Балтийскому каналу на Север, где 16 июня ему присвоено обозначение на североморский манер, «М-171». Прибыв в Полярное, подлодка 21 июня 1939 года зачислена в состав Северного флота, войдя в ряды «малюточного» 4-го дивизиона. С октября 1939 года «М-171» командовал старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Стариков Валентин Григорьевич.


Подводная лодка «М-87». Балтика, 1938 г. После перевода на Север в июне 1939 года корабль получил обозначение «М-171». Подводная лодка «М-171». Сборка корабля после перевода на Северный флот, 1939 г.

    Подводная лодка «М-87». Балтика, 1938 г. После перевода на Север в июне 1939 года корабль получил обозначение «М-171».
    Подводная лодка «М-171». Сборка корабля после перевода на Северный флот, 1939 г.

    В середине ноября 1939 года подлодка встала на ремонт из-за выхода из строя кингстона балластной цистерны. Работы вскоре переросли в более углубленный, текущий ремонт, в ходе него с корабля сняли перископ; он понадобился для одной из «малюток», которые находились в строю. В связи с этим участие «М-171» в «Зимней войне» было исключено; только 15 февраля 1940 года она вступила в строй.

    9 мая 1940 года отрабатывая задачи боевой подготовки на полигоне в Мотовском заливе, подлодка (старший на борту командир 4-го дивизиона капитан 3 ранга Г.А. Субботин) столкнулась с эсминцем «Сокрушительный», в результате чего эсминец получил пробоину в правом борту и повреждение винта, а сама подлодка имела значительные разрушения в носовой части с повреждениями цистерны плавучести.

    В результате аварии «М-171» встала на аварийный ремонт, который был совмещен с плановым средним, в ходе которого на корабле было переделано ограждение рубки и заменена аккумуляторная батарея и установлена система беспузырной стрельбы.

    К июню 1941 года «М-171» продолжала оставаться в составе 4-го дивизиона ПЛ СФ, начало Великой Отечественной войны она встретила у борта плавмастерской «Красный Горн» в Полярном. Несмотря на то, что днем 19 июля во время стоянки в губе Оленья подлодка подверглась налету вражеской авиации (несколько бомб упали в безопасном удалении от корабля), к третьей декаде июля «М-171» вступила в строй.

    Боевой дебют подлодки состоялся в конце июля – начале августа 1941 года. С 24 июля в районе остров Кильдин – мыс Святой Нос начали действовать немецкие «U-боты», а вечером 25 июля «М-171» вышла на позицию № 16 у восточного побережья Кольского залива с задачей прикрытия судоходства в этом районе. Первая встреча с противником состоялась днем 27 июля, когда «М-171» обнаружила вражескую субмарину (вероятно, «U-652»). На следующий день подлодка была замечена снова, но атаки «малютки» так и не последовало. (Расплатой за это стала гибель от торпеды «U-652» посыльного судна «ПС-70» вечером 6 августа). В свою очередь, немка днем 30 июля обнаружила советскую подводную лодку типа «М» в надводном положении (это была «М-171» или возвращавшаяся с позиции «М-174»), однако, из-за того, что на «U-652» были разряжены аккумуляторы, полный ход развить не удалось, и атака сорвалась.

    Днем 2 августа на «М-171» при погружении через неисправный газоотводный клапан был залит дизель; подлодка вернулась в Полярное, а 5 августа перешла для ремонта в Мурманск. На следующий день сильный отлив и ветер расширили ремонтную ведомость; подлодку навалило на угол плавдока, в результате чего субмарина получила пробоину в балластной цистерне. К началу сентября, пройдя докование и заменив аккумуляторную батарею «М-171» вступила в строй.

    Следующий боевой поход проходил в пределах позиции № 6 в восточной части Варангер-фьорда перед входом в Петсамонвуоно. Учитывая неудачные действия первого боевого патрулирования, командира подлодки обеспечивал командир дивизиона капитан 3 ранга И.А. Колышкин. На этот раз «М-171» действовала активнее. Едва покинув базу, еще на переходе в район действий в ночь на 11 сентября подлодка дважды пыталась выйти в атаку; первый раз на свой дозорный корабль, второй – на неустановленное судно, вероятно, германскую подводную лодку «U-451». Не обнаружив судов противника в прибрежной полосе, подлодка вечером 13 сентября предприняла попытку проникнуть в гавань Линахамари, подобную той, которую 21 августа удачно совершила «М-172» (в том походе командира субмарины так же обеспечивал И.А. Колышкин), но у мыса Крестовый села на мель и чтобы сняться с нее была вынуждена подвсплыть, показав над водой рубку. Судов противника в гавани не оказалось, зато сторожевой катер обнаружил подлодку. «М-171» успела уйти на глубину 15 м и направилась к выходу, как рядом с ней начали рваться глубинные бомбы. К счастью, атака противника осталась для подводников без последствий хотя бомбы рвались так близко, что подлодку мотало на глубине, выбрасывая ее на поверхность. «М-171» продолжала патрулирование еще неделю. За это время субмарина дважды обстреливалась береговыми батареями противника, 18 сентября попала в сильный шторм, и только днем 19 сентября прибыла в Полярное.

    Третий боевой поход «малютки» начался вечером 27 сентября, ей снова предстояло действовать в восточной части Варангер-фьорда, знакомому по предыдущему патрулированию. Подлодка не оставила попыток проникновения в Линахамари, и днем 2 октября ей это удалось. Обнаружив два судна у пирса (по оценке командира субмарины, транспорты по 6000 и 3000 тонн) подлодка на циркуляции с дистанции 12 кбт выпустила по ним торпеды, рассчитывая поразить сразу обе цели. Через полторы минуты на «М-171» зафиксировали два глухих взрыва, но результата атаки визуально не наблюдали, так как после залпа подлодка подвсплыла до 4 м, пришлось заполнять цистерну быстрого погружения и начать маневр уклонения. Вскоре сторожевик «Того» начал бомбить рейд и выход из гавани, в то время, когда подлодка, покидая Линахамари, использовала не судоходный фарватер, а прижималась к восточному берегу. На выходе «М-171» основательно запуталась в сети. Уже было принято решение прорываться в надводном положении приняв бой, отстреливаясь из 45-мм орудия, что наверняка бы привело к гибели подлодки, как спустя два часа, воспользовавшись приливом субмарина на глубине 6 м полным ходом все же сумела преодолеть препятствие. Подлодка вышла из бухты, слыша разрывы глубинных бомб за кормой. По возвращении «М-171» в базу итогом боевого похода посчитали уничтожение двух вражеских судов. Уже после войны при отчистке порта от мин ни одно из них не было обнаружено. По данным противника торпеды прошли мимо транспортов «Мимона» и «Кристен Сендинг» и взорвались при удара о пирс. «М-171» стала последней «малюткой» устроившей немцам побудку в Линахамари. В дальнейшем командование рекомендовало командирам подлодок воздерживаться от проникновения в гавань. Впрочем, пароход «Мимона» не ушел от судьбы. Дважды избежав торпед в Линахамари (от «М-171» и «М-174»), судно 11 января 1942 года село на камни и было потеряно, а позже еще подвергалось артобстрелу «К-22», торпедной атаке «С-101» и было уничтожено окончательно.

    Во второй половине октября «М-171» действовала в районе Киркенеса (позиция № 5а). Не найдя противника, субмарина 23 октября попыталась проникнуть в район Вардсё, но выход из строя носовых горизонтальных рулей заставил отказаться от задуманного. В дальнейшие действия пришлось прервать из-за технических неисправностей, и, хотя лопнувшую масляную магистраль охлаждения дизеля удалось ввести в строй прямо в море, к вечеру 24 октября «М-171» вернулась в Полярное.

    Следующий выход к Киркенесу состоялся 12 ноября. Днем 15 ноября юго-восточнее полуострова Стуре-Эккерё «М-171» сначала по данным акустика, а затем и визуально обнаружила на дистанции 18-20 кбт три судна противника в окружении малых кораблей. Первая торпеда была выпущена по головному судну с дистанции 18 кбт, но в цель не попала. Через 10 минут подлодка повторила попытку, с дистанции 13-15 кбт выстрелила по танкеру в 6000 тонн. Спустя минуту акустик подлодки зафиксировал взрыв, а через 5 минут осматривая горизонт в перископ, командир подлодки цели не обнаружил, судно посчитали потопленным. По данным противника конвой, включавший в себя транспорт «Магдалена Виннен» и танкер «Вайссенбург» потерь не понес, атака «М-171» прошла незамеченной.

    Кампанию 1941 года «М-171» завершила выходом в район Вардё (позиция № 5). Подлодке предстояло высадить на побережье противника разведгруппу, но из-за штормовой погоды, плохой видимости и выхода из строя ряда навигационных приборов сделать это так и не удалось. Вероятно, потому что «М-171» должна была выполнить несвойственную для подлодок задачу, обеспечивал действия субмарины командир 4-го дивизиона ПЛ СФ капитан 2 ранга Н.И. Морозов. Неудача с разведчиками компенсировалась торпедной атакой. Днем 5 декабря «М-171» атаковала крупное судно из состава вражеского конвоя, двигающегося в западном направлении. Пуск торпед производился с дистанции 12 кбт; через минуту после выхода торпед раздался взрыв, а при осмотре горизонта в перископ цель не наблюдалась. Судно посчитали уничтоженным; хотя немцы оставляют без комментариев этот эпизод, вероятно, безуспешной атаке подвергся один из норвежских каботажников. Вечером 5 декабря субмарина направилась в базу, и, несмотря на то, что гирокомпас и другие навигационные приборы корабля продолжали барахлить, из-за чего при возвращении подлодки она имела несвязку в 20 миль, к вечеру 6 декабря «М-171» ошвартовалась в Полярном.


Подводная лодка «М-171». Полярный, первая половина 1942 г. Подводная лодка «М-171». в Екатерининской гавани. Подводная лодка «М-171». Полярное, август 1943 г. Подводная лодка «М-171». Подводная лодка «М-171».

    Подводная лодка «М-171». Полярный, первая половина 1942 г.
    Подводная лодка «М-171». в Екатерининской гавани.
    Подводная лодка «М-171». Полярный, август 1943 г.
    Подводная лодка «М-171».

    Начало 1942 года подлодка провела в аварийном ремонте, устраняя повреждения кулачной муфты. 3 января она вступила в строй, а вечером 21 января вышла в свой седьмой боевой поход, который проходил в пределах позиции № 5 северо-западнее Вардё. Утром 27 февраля «М-171», воспользовавшись данными разведки, сумела перехватить восточнее устья Сюльте-фьорда вражеский конвой (вечером 26 января его пыталась атаковать «Щ-422»). Атака проводилась с дистанции 10 кбт из надводного положения в условиях плохой видимости. Несмотря на то, что через полторы минуты после пуска торпед на успевшей погрузиться подлодке зафиксирован сильный взрыв «с лязгом рвущегося железа», противник даже не заметил, что подвергся атаке (вероятно, был атакован германский «восточный» конвой, включавший в себя танкер «Ингер Йоханна», госпитальное судно «Фазан» и транспорт «Николе Шиаффино»). Тем не менее, по возвращении «М-171» в базу, ее атака была признана успешной, на рубке субмарины появилась цифра «5».

    В середине февраля «М-171» произвела выход в Варангер-фьорд (позиция № 6), который ничем особенным отмечен не был, зато во второй половине марта патрулирование этого же района сопровождались четырьмя торпедными атаками, из которых три были официально признаны успешными. Дважды подлодка возвращалась в базу только для того чтобы пополнить запасы и перезарядить торпедные аппараты.

    Первая атака состоялась еще при следовании на позицию, когда в ночь на 20 марта в 12 милях северо-западнее мыса Цып-Наволок «М-171» в условиях 6-бального шторма с дистанции 7 кбт безуспешно выпустила торпеду по неизвестному судну (атаку провел находящийся в тот момент на мостике вахтенный командир старший лейтенант Щекин Алексей Семенович). В действительности субмариной был атакован отряд кораблей в составе минных заградителей «Бруммер» и «Кобра» под охраной сторожевика «Поляркрайс» и охотника «Uj-1109», вышедших для постановки минного поля «Бантос-А» у побережья полуострова Рыбачий, которые не заметили присутствия подлодки.

    Через 13 часов в 4 милях восточнее мыса Скальнес «М-171» израсходовала вторую торпеду. На этот раз, по мнению подводников, была произведена атака на корабль из группы тральщиков. Слабый взрыв на подлодке слышали несколько человек, а вскоре при осмотре горизонта в перископ одного корабля из группы не наблюдали, что дало основание считать атаку успешной. В реальности, торпеда «М-171» прошла мимо одного из «шельботов» из состава 8-й флотилии («S-42», «S-44», «S-45» и «S-46»), прикрывавших минную постановку у Рыбачьего. Вернувшись в Полярное, «М-171» провела там всего 14 часов, и снова вышла в море.

    Следующая атака произошла утром 22 марта в точке 70°02' с.ш./ 30°27' в.д. На этот раз целью «М-171» стала, вероятно, германская подводная лодка «U-456», возвращавшаяся из боевого патрулирования в Киркенес. Через 87 секунд после пуска торпед, (дистанция до цели составляла 10 кбт) на советской подлодке зафиксирован громкий взрыв, а командир наблюдал в перископ только часть рубки, которая вскоре скрылась под водой. Несмотря на то, что акустик «малютки» продолжал слышать шумы винтов, они были приняты за присутствие ряжом сопровождавших вражескую подлодку сторожевых катеров, по возвращении «М-171» в базу, ее атака была признана успешной. После того, как экипажу «малютки» дали отдохнуть 6 ней, она снова направилась на позицию в Варангер-фьорд, где советская подлодка снова имела встречу с «U-ботом». На этот раз «М-171» встретилась с одной из немецких субмарин, вышедшей для действий против союзного конвоя «PQ-13» (это была либо «U-585», либо снова с «U-456», покинувшие Киркенес 29 и 28 марта соответственно). Вражеская подлодка была обнаружена утром 29 марта. С дистанции 9-10 кбт советская субмарина выпустила по ней две торпеды, но из-за отказа системы беспузырной стрельбы провалилась на глубину, поэтому за результатом атаки наблюдения не велось. Через 9 минут, всплыв под перископ, командир «М-171» увидел лишь два темных облака от выхлопа дизелей вражеской субмарины.

    Что касается потерь немецких подлодок на Севере в конце марта 1942 года, то ими стали «U-655» и «U-585», и гибель ни одной из них не имеет отношения к «М-171». Первая погибла 24 марта, став жертвой британского тральщика «Sharpshooter», вторая пропала без вести после 15 часов 29 марта, когда подлодка последний раз вышла в эфир из квадрата AC8259, примерно в 50 милях к северо-востоку от полуострова Рыбачий.

    Пока «М-171» стояла в ремонте, кораблю присвоено гвардейское звание. В этот же день, 3 апреля 1942 года командир подлодки капитан-лейтенант Стариков стал Героем Советского Союза.

    В первый боевой поход в новом качестве экипаж и командир «М-171» отправились днем 16 апреля. Подводной лодке предстояло действовать в районе позиции № 5 северо-западнее Вардё. Днем 20 апреля, маневрируя у входа в Сюльте-фьорд, северо-западнее мыса Харбакен, она провела атаку по крупному судну из состава конвоя. Пуск торпед проводился с дистанции 13-14 кбт, и через минуту акустик подлодки зафиксировал взрыв. Спустя 11 минут, наблюдая в перископ за целью, командир субмарины обнаружил судно без хода, повернувшее на обратный курс. Транспорт посчитали поврежденным. Вскоре сопровождавшие конвой корабли начали контратаку, сбрасывая глубинные бомбы. Две из них взорвались под корпусом субмарины, но, к счастью, их взрывы прошли для подлодки без серьезных последствий. По данным противника, был атакован конвой в составе пароходов «Petropolis» и «Mars». След торпед был вовремя замечен, пока суда конвоя проводили маневр уклонения, одна из них взорвалась на берегу. В ответ охотник «Uj-1105» провел контратаку, израсходовав 14 глубинных бомб.

    В тринадцатом боевом походе «М-171» наконец-то удалось открыть реальный боевой счет. Днем 27 апреля она вышла из Полярного для действий в районе позиции № 6 в Варангер-фьорде, а уже утром следующего дня, заняв назначенный район, зафиксировала шум винтов. Подлодка, осмотрев горизонт, обнаружила на дистанции 2 кбт сторожевой корабль противника, шедший на нее, но он прошел вблизи подводной лодки, не заметив перископа. Вскоре шум винтов прекратился, но в 14.47 «М-171» обнаружила три вражеских тральщика. Субмарина ушла на глубину, слыша на безопасном удалении взрывы глубинных бомб. К вечеру при осмотре горизонта командир «М-171» обнаружил по пеленгу 235° на дистанции 37 кбт вражеский конвой в составе двух транспортов, шедших в кильватер, одного тральщика, шедшего впереди них, и двух сторожевых кораблей, охранявших транспорты с правого борта. Конвой шел курсом норд-ост. Подводная лодка вышла в атаку на головной транспорт водоизмещением около 10000 тонн. Нырнув под охранение, «М-171» с дистанции 4,5 – 5 кбт выпустила две торпеды, а через 30 секунд, на ней зафиксировали два сильных взрыва и металлический треск. Выпустив торпеды, подлодка погрузилась на 20 м и начала отход от места атаки. Сторожевые корабли «Cherusker» («NM-01»), «Franke» («V-6111») и «Nordriff» («V-5905») преследовали ее, сбросив 20 глубинных бомб, но так как подлодка осталась не обнаруженной, делали это лишь в профилактических целях опасаясь новой атаки. Через три с половиной часа на подходу к полуострову Рыбачий «М-171» всплыла и направилась в базу, но была обнаружена охотником «Uj-1110». Заметив субмарину, сторожевой корабль открыл огонь из 88-мм орудия, и даже дважды сумел добиться накрытия, но подводная лодка, пользуясь преимуществом хода, сумела уйти от преследования в надводном положении.

    Жертвой торпед «М-171» стал транспорт «Curityba» (4969 брт) с грузом никелевой руды. Кроме того, вместе с ним на дно ушли два катерных тральщика, перевозимые в качестве груза.

    В мае подлодка дважды выходила в море. Первое патрулирование района позиции № 6 в Варангер-фьорде, к которому подлодка приступила в ночь на 5 мая, ничего не дало. Все время субмарина находилась в районе зарядки, пережидая шторм. Несмотря на разрешение командования вернуться, она осталась на позиции еще двое суток даже тогда, когда в пятый отсек из-за неисправности упорного подшипника стала поступать вода. Только 8 мая «М-171» вернулась в базу.

    Во втором майский поход в Варангер-фьорд противник преподнес подводникам наглядный урок противолодочной обороны. Вечером 19 мая «М-171» покинула Полярное, срок ее патрулирования уже подходил к концу, когда вечером 23 мая у мыса Стуршер подлодка обнаружила крупный транспорт в охранении нескольких сторожевых кораблей, которые шли строем кильватера в 10 кбт по левому борту охраняемого судна, между подводной лодкой и целью. Через 110 сек после торпедного залпа на «М-171» зафиксировала два глухих взрыва. Атаке подвергся конвой в составе норвежского транспорта «Вардё» и трех мотоботов под охраной охотников «Uj-1101», «Uj-1106» и «Uj-1111». Противник обнаружил место залпа, поэтому успел провести маневр уклонения. Одна из торпед подлодки прошла всего в 15-20 м по корме от сторожевика «Uj-1101» и совсем недалеко от транспорта. Тотчас же противолодочные корабли, установив четкий гидроакустический контакт, приступили к контратаке. Через 6 минут на подлодку посыпались глубинные бомбы. На субмарине погас свет, многие приборы стали давать неверные показания. Тем временем «М-171» медленно отходила к полуострову Рыбачий под защиту своих береговых батарей. К счастью, противник так и не смог определить глубину погружения подлодки, которая шла на глубине всего 20 м., бомбы рвались далеко под корпусом субмарины. Только спустя четыре с половиной часа преследование прекратилось; за это время охотники успели сбросить на подлодку порядка двух сотен глубинных бомб, к счастью, не причинив «М-171» серьезных повреждений.

    После проведения короткого аварийного ремонта днем 13 июня «малютка» вышла в свой шестнадцатый боевой поход который обеспечивал который командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Н.И. Морозов. Традиционный патруль проходил знакомом по опыту предыдущих действий районе позиции № 6 в Варангер-фьорде, и днем 19 июня завершился торпедной атакой. На этот раз торпеды были пущены по крупному судну под охраной нескольких сторожевиков. Дистанция до цели составляла 16-18 кбт, но взрывов не последовало, Через шесть минут после атаки, осматривая горизонт, ни командир, ни комдив цели не обнаружили, что дало им основание посчитать судно уничтоженным. Правда, при возращении «М-171» в базу командование потребовало подтверждение успеха подлодки разведданными, которые так и не поступили. Противник не терял кораблей и судов в данное время в этом месте.

    Вернувшуюся в Полярный подлодку ждал текущий ремонт, который был совмещен с установкой на корабль стабилизатора глубины «Спрут». Едва вступив в строй, «М-171» привлекается к выполнению спецзаданий. В ночь с 1 октября она у Хавнингсберга провела смену разведчиков, осуществлявших наблюдение за прохождением конвоев в районе Сюльте-фьода, а в ночь на 1 ноября сменила разведгруппу в Тана-фьорде. По плану последнего похода, подлодка должна была провести разведку в глубине залива, но она не удалась из-за густого тумана. В перерыве между спецзаданиями «М-171» выполнила одно патрулирование в Варангер-фьорде (между 7 и 13 октября), но встреч с кораблями противника не имела.

    Кампанию 1942 года «М-171» завершила походом в район Тана-фьорд – Вардё (позиция № 4/5). Вечером 13 декабря у мыса Сейбунес подводная лодка в просвете между снежными зарядами обнаружила крупный конвой выходящий из Конгс-фьорда. Боясь, что цель уйдет, в то же время из опасения быть обнаруженной, субмарина не стала идти на сближение, а с дистанции 12-13 кбт произвела торпедный залп. Несмотря на то, через две минуты часть экипажа подлодки ощутила слабый удар взрывной волны, германский конвой шедший в Киркенес в составе плавбазы «Везер», пароходов «Вельхейм», «Посейдон» и «Дессау» потерь не понес; немцы даже не заметили нападения.


Члены экипажа ПЛ «М-171», 1942 г. Боцман «М-171» Н. Хвалов, обновляет победную цифру на рубке, 1943 г. 45-мм орудие 21-К подводной лодки «М-171». Экипаж ПЛ «М-171», 1944 г. Экипаж ПЛ «М-171», 1944 г.

    Члены экипажа ПЛ «М-171». Слева направо: радист гвардии старшина 1-й ст. А.М. Лебедев, акустик гвардии старший краснофлотец И.М. Курочкин, штурманский электрик гвардии старшина 2-й ст. Г.В. Зубков и трюмный гвардии краснофлотец Д.М. Мамкин после награждения. Полярный, весна 1942 г.
    Боцман «М-171» Н. Хвалов, обновляет победную цифру на рубке, 1943 г.
    Краснофлотец у 45-мм орудие 21-К подводной лодки «М-171».
    Группа членов экипажа ПЛ «М-171», 1943 г. Слева направо: командир подлодки гвардии капитан-лейтенант Г.Н. Коваленко, командир БЧ-5 гвардии старший инженер-лейтенант А.И. Смычков, старшина группы рулевых гвардии мичман Н.К. Хвалов, акустик гвардии старшина 2-й ст В.Г. Облицов, старшина отделения радистов гвардии старшина 1-й ст. Г.В. Зубков, старший электрик гвардии краснофлотец В.П. Ильин, старшина группы торпедистов гвардии мичман И.М. Иванов
    Экипаж ПЛ «М-171», 1944 г.

    Двадцать первый патруль «М-171» начался в предновогодний вечер, подлодка оказалась в первых рядах тех, кто открыл боевые действия 1943 года. Субмарине предстояло действовать в районе северо-западнее Вардё (позиция № 5). Вечером 2 января с борта подлодки на вражеское побережье была высажена разведгруппа, а утром 5 января субмарина обнаружила крупный транспорт противника. Атака проводилась в темное время суток из надводного положения с дистанции 12 кбт. Вскоре все кто находился на мостике наблюдали вспышку у борта цели, а личный состав в отсеках слышал эхо взрыва. После того, как подлодка погрузилась и легла на курс отхода, поступил доклад акустика, что шумы винтов цели не прослушиваются; судно посчитали уничтоженным, хотя по данным противника конвой, включавший пароходы «Итаури» и «Борга» потерь не понес. При возвращении в базу, уже на входе в Кольский залив в районе мыса Чевруй «М-171» в условиях плохой видимости села на мель, в итоге, кроме вмятин в легком корпусе, была повреждена дифферентная система и разбит киль. Вечером 7 января подлодка прибыла в Полярное.

    После короткого аварийного ремонта «М-171» на исходе января еще раз выходила в район северо-западнее Вардё, где в ночь на 29 января у Сюльте-фьорда добилась попадания в крупный транспорт. Атака проводилась из надводного положения с дистанции 15 кбт и спустя две минуты на подлодке наблюдали взрыв и пламя у борта цели. Торпеды «М-171» попали в носовую часть транспорта «Ilona Siemers» (3245 брт). Судну удалось удержаться на плаву; в мае оно было отведено в Германию на ремонт, где получило дополнительные повреждения от налетов союзной авиации, и, в конце концов, досталось СССР по репарациям.

    Два февральских патрулирования «М-171» проходили в Варангер-фьорде (позиция № 6). Днем 18 февраля подлодка атаковала группу тральщиков, выпустив по одному из них торпеды с дистанции 7-10 кбт. По докладу командира субмарины, через полторы минуты после пуска торпед на подводной лодке был слышан взрыв, а спустя 9 минут, осматриваясь в перископ, он видел только часть отряда, но цели не обнаружил. Второй выход сопровождался присутствием на борту подлодки начальника Управления подводного плавания ВМФ контр-адмирала Фролова А.С. Днем 27 февраля «М-171» с дистанции 8-9 кбт атаковала судно в сопровождении сторожевика. На этот раз, хотя люди в первом отсеке подлодки слышал взрыв, командиру субмарины пришлось признать, что цель, которой являлась плавбаза «Guschi II» была «на ходу и на плаву». При возвращении «М-171» подверглась атаке бомбардировщика «Ju-88», но сумела без потерь и повреждений в ночь на 29 февраля вернуться в Полярный.

    Пока корабль находился в базе. В начале марта 1943 года В.Г. Стариков был назначен командиром ПЛ «К-1»; его преемником вскоре (21 марта) стал капитан-лейтенант Коваленко Георгий Данилович. Долго принимать дела ему не пришлось, уже во второй половине дня 30 марта «М-171» под обеспечением командира 4-го дивизиона ПЛ СФ Н.И. Морозова вышла на позицию № 6 для действий в Варангер-фьорде. Впрочем, как и большинство первых походов советских командиров, он завершился ничем. Утром 31 марта подлодка, пытавшаяся выйти в атаку на группу «сторожевиков», на глубине 13 м попала в трал норвежских мотоботов, в результате чего лишилась двух антенн, стойки репитера гирокомпаса, ночного прицела, и сорвав стопор орудия. В дополнение к этому, к вечеру начала стучать и греться муфта «Бамаг», из-за чего подлодке оставалось только, как покинуть район действий и вернуться в базу.

    Едва вернувшись, подлодка была снова направлена в Варангер-фьорд, а, так как командир субмарины не предпринял никаких активных действий в прошлом патрулировании, комдив продолжал обеспечивать его. Днем 5 апреля «М-171» произвела торпедную атаку, которая тогда была признана успешной, хотя противник оставляет без комментариев ее результат. Из-за плохой дифферентовки подлодке пришлось стрелять с глубины 17 м (что дало основание считать эту атаку первой бесперископной атакой советских подлодок). Вскоре акустик подлодки доложил о слабом эхе взрыва, а через четыре минуты при осмотре горизонта в перископ цель не наблюдалась, Вероятно, были безуспешно атакованы норвежские рыбаки.

    Боевые действия 1943 года «М-171» завершила в конце апреля очередным выходом в район Варангер-фьорда. Его можно отметить только тем, что утром 28 апреля идя на глубине 15 м, подлодка снова попала в трал, освободиться от которого удалось только спустя 15 минут. За это время на субмарине были сорваны радиоантенны, стойки пеленгатора и ночного прицела.

    К этому времени материальная часть «малютки» была сильно изношенной, корабль требовал основательного ремонта, так как те работы, которые проводились между походами, не удовлетворяли Технический отдел СФ. В итоге, после проведения навигационного ремонта, на корабле было решено провести модернизацию.

    Еще в 1942 году ЦКБ-18 было предложено довооружить «малютки» XII серии минным оружием. Для этого был создан проект 604 (МЗ-XII). Учитывая реалии военного времени он отличался исключительной простотой – к прочному корпусу подлодки приваривались проницаемые були, служившие шахтами для 18 мин типа «ПЛТ(н)». Погрузка и осмотр боезапаса происходила через люки в верхней части булей. При постановке мины, двигаясь по направляющим, выпадали в вырезы в кормовой части. В октябре на «М-171» начались работы по переоборудованию корабля в подводный минный заградитель, которые завершились к лету 1944 года. Испытания дали положительные результаты, подлодка успешно выставила 87 учебных мин, при этом каких-либо недостатков минного устройства не было обнаружено.


Подводная лодка «М-171». Погрузка мин. Полярный, 22 июля 1944 г. Подводная лодка «М-171». Погрузка мин. Полярный, 22 июля 1944 г. Подводные лодки «М-171» и «Щ-404». Вторая половина 1944 - начало 1945 г. «Малютка» прошла переоборудование в минный заградитель по пр. 604. Подводная лодка «М-171». Ленинград, вторая половина 1940-х

    Подводная лодка «М-171». Погрузка мин. Полярный, 22 июля 1944 г.(1, 2)
    Подводные лодки «М-171» и «Щ-404». Вторая половина 1944 - начало 1945 г. «Малютка» прошла переоборудование в минный заградитель по пр. 604.
    Подводная лодка «М-171». Ленинград, вторая половина 1940-х.

    Так как все «малютки» Северного флота были в мае 1944 года перебазированы на Черное море, либо погибли в ходе войны, 4-й дивизион был расформирован, и 14 мая «М-171» была включена в состав 1-го дивизиона ПЛ, куда входили все подлодки СФ, которые были способны действовать минным оружием: «К-21», «Л-15», «Л-20», «Л-22», 31 июля 1944 года «М-171» вновь вступила в строй как подводный минный заградитель. Правда, применить свое новое оружие подлодке так и не пришлось, все остальное время она действовала лишь в торпедном варианте.

    В октябре подлодку привлекают к начавшейся операции «Вест», призванной не допустить подвоз войск и снаряжения, а в дальнейшем, эвакуацию морем немецкой группировки в Заполярье в ходе начавшейся Петсамо-Киркенесской операции. Вечером 9 октября «М-171» вышла на самую восточную часть существовавших в тот момент позиций в районе мыса Харбакен – мыс Маккаур (сектор «Е»). Днем 11 октября подлодка упустила транспорт, сумевший уйти в Сюльте-фьорд, а утром 12 октября в районе мыса Харбакен с дистанции 10 кбт атаковала судно створящееся со сторожевиком из состава второй группы конвоя «Ki-135-Lf». Взрыва не последовало. Едва прибыв базу и загрузив торпеды, 14 октября «М-171» снова направлена в тот же район, где в районе мыса Маккаур вечером 15 октября с дистанции 10 кбт из надводного положения разрядила торпедные аппараты по достаточно крупному судну (вероятно, «Патагония») из состава конвоя «Ki-137-Lf». Подлодка атаковала со стороны берега, и сразу после пуска торпед пошла на погружение. В этот момент личный состав во всех отсеках корабля ясно слышал два взрыва. Возможно, они имели другую природу, но «Патагония», заметив атаку. сумела уклониться от торпед, но судно не дало оповещения о присутствии подводной лодки кораблям сопровождения, вероятно, поэтому субмарина осталась безнаказанной.

    Днем 17 октября подводная лодка вернулась в базу, где встала на навигационный ремонт. К моменту его окончания боевые действия на Севере подошли к концу. «М-171» стала единственной «малюткой» Северного флота, прошедшей войны с первого до последнего дня.

    28 апреля 1945 года в Росте на «М-171» начались работы по демонтажу оборудования для обеспечения перевозки корабля на Балтику. В начале июля уже зачисленная в состав КБФ подводная лодка по железной дороге перевезена в Ленинград, где она снова вступила в строй. 28 ноября 1950 года корабль выведен из боевого состава и отнесен к классу учебных подводных лодок. 28 февраля 1953 года субмарина разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки, а 26 января 1957 года отнесена к подклассу учебно-тренировочный станций. 30 июня 1960 года судно исключено из списков ВМФ и 12 августа 1960 корпус подлодки сдан на разборку.


29 боевых походов.

25.07.1941 – 02.08.1941
10.09.1941 – 19.09.1941
27.09.1941 – 03.10.1941
16.10.1941 – 24.10.1941
12.11.1941 – 16.11.1941
01.12.1941 – 06.12.1941
21.01.1942 – 27.01.1942
13.02.1942 – 20.02.1942
19.03.1942 – 21.03.1942
21.03.1942 – 22.03.1942
28.03.1942 – 29.03.1942
16.04.1942 – 21.04.1942
27.04.1942 – 30.04.1942
04.05.1942 – 08.05.1942
19.05.1942 – 24.05.1942
13.06.1942 – 20.06.1942
30.09.1942 – 02.10.1942
06.10.1942 – 14.10.1942
29.10.1942 – 06.11.1942
10.12.1942 – 14.12.1942
31.12.1942 – 06.01.1943
28.01.1943 – 30.01.1943
17.02.1943 – 19.02.1943
26.02.1943 – 28.02.1943
30.03.1943 – 01.04.1943
04.04.1943 – 07.04.1943
21.04.1943 – 01.05.1943
09.10.1944 – 13.10.1944
14.10.1944 – 17.10.1944

21 торпедная атака.
29.04.1942 ТР «Куритиба» (4969 брт)
29.01.1943 ТР «Илона Симерс» (3245 брт) – поврежден.


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru