Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
ВС/ 18сс
3 февраля 1940 г.
«Сов. Секретно»

Народному Комиссару Военно-Морского Флота СССР
Флагману Флота 2 ранга т. Кузнецову


Доклад

    01.01.40 в 18 часов подводная лодка «С-2» 13 дивизиона 1 БПЛ КБФ под проводкой буксира во льду вышла из порта Лиепая для следования на боевую позицию в Ботнический залив.
    Заданием срок пребывания ПЛ «С-2» на позиции определялся в 18 суток, т.е. до 18.01.40.
    До сегодняшнего дня ПЛ «С-2» в базу не вернулась.
    Уверенная связь с ней (по радио) была в последний раз 03.01.1940.
    Учитывая все обстоятельства, можно предположить, что ПЛ «С-2» погибла.
    Обстоятельства, предшествовавшие выходу ПЛ «С-2» на позицию в Ботнический залив:

    Подводная лодка «С-2» заложена 31 Декабря 1934 г. на заводе им. С.Орджоникидзе в гор. Ленинград. Вступила в строй 23 сентября 1936 года.
    Тактические и кораблестроительные данные ПЛ «С-2»
    Длина наибольшая 77,75 м., ширина наибольшая 6,4 м., осадка 4,4 м.
    Водоизмещение 828/1362 тонн.
    Два дизеля по 2000 л.с. для надводного хода и два электромотора по 550 л.с. для подводного хода.
    Наибольшая скорость 20/9 узлов, район плавания экономическим ходом 9560/ 148 миль.
    Автономность 50 суток, предположительно пребывание под водой 72 часа.
    Вооружен 6-ю торпедными аппаратами 533,3 м/м. С запасом торпед 12 шт.
    Артиллерийское вооружение – 1 орудие 100 м/м., 1 орудие 45 мм.
    Средства связи:
    а) передатчик «Окунь», «Щука»
    б) приемник «Дозор», «Метель»
    в) гидрофон – т.п. «Марс»
    г) Топас-7

Боевая подготовка до начала боевых действий.
    Боевую подготовку, по КПЛ, ПЛ «С-2» проходила нормально, т.е. последовательно, имея по отработанным задачам хорошие и отличные оценки.

    В Июне месяце 1938 года ПЛ «С-2» приказом по КБФ была переведена в 1-ю линию, командовал подлодкой Капитан-Лейтенант Мороз.

    В течение летних кампаний 1938 и 1939 г.г. ПЛ «С-2» неоднократно несла дозорную службу на позициях в Финском заливе и северной части Балтийского моря.

    Осенью 1939 года, еще до начала военных действий, ПЛ «С-2», в составе своего дивизиона была перебазирована для отработки дальнейшего плана БП на порт Таллин.

Боевая деятельность
    С началом военных действий ПЛ «С-2» 29.11.39 была выслана в северо-западную часть Балтийского моря с задачами: действий по призовому праву на коммуникациях противника и наблюдения за действиями шведского флота.

    06.12.39 ПЛ, приказанием ВС КБФ, была отозвана в порт Лиепая – её позицию (№ 16) ГМШ РКВМФ упразднил.

Следование на позицию.

    В свой второй боевой поход ПЛ «С-2» вышла из порта Лиепая 18.00 01.01.40 (ветер норд-ост 7 баллов, море 6 баллов, видимость 60 – 7- кааб., температура -12°C).

    ПЛ была поставлена задача – прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника.

    Район крейсерства ограничивался северным и южным Кваркеном, вне зоны блокады. Не нарушая тервод Швеции.

    Срок пребывания в крейсерстве устанавливался до 18.01.40.

    Командовал ПЛ – Капитан-Лейтенант т. Соколов Иван Александрович, назначенный на корабль не задолго до похода. До назначения на ПЛ «С-2» Капитан-Лейтенант Соколов командовал ПЛ «Щ-304» (около 3-х лет) и ПЛ «С-8» (около года).

    Тов. Соколов был грамотным и достаточно опытным командиром-подводником.

    В данный (для него первый) боевой поход, капитан-Лейтенант Соколов шёл при обеспечении Командиром 13 ДПЛ – Капитаном 3 ранга т. Тутышкиным Гаврилой Николаевичем, так же достаточно опытным подводником. Остальной личный состав подводной лодки, будучи стабильным, всей системой предыдущей боевой подготовки и походом к выполнению настоящей боевой задачи, был так же хорошо подготовлен.

    Перед выходом в море Командир ПЛ «С-2» получил приказание от командира 1 БПЛ – «Кваркен форсировать только при получении приказания, на период ожидания использовать позицию № 7 . С проходом Кваркена. Дать по радио условный сигнал «Прошел».

    С 01 по 03 Января с.г. двухсторонняя радио-связь ПЛ «С-2» с ПБ «Полярная Звезда» и ПБ «Смольный» была нормальной – ПЛ следовала на позицию № 7 (у входа в южный Кваркен).
    В 00 ч. 40 м. 3 Января Командир 1 Бригады ПЛПЛ получил запрос по радио – «Свободна ли позиция № 7 – К-р ПЛ «С-2».
    В 01 ч. 25 м. Зам. Комфлота дал приказание Командиру ПЛ «С-2»: «Форсировать Кваркен».
    На полученное приказание К-р ПЛ в 04 ч. 20 м. 03.01.40 дал квитанцию.
    На этом связь с ПЛ «С-2» прекратилась и ни на какие запросы ПЛ не отвечала.

Меры, принятые к розыску ПЛ «С-2»
    В дальнейшем, допуская, что у ПЛ «С-2» мог выйти из строя коротковолновый радиопередатчик, а дальности длинноволнового передатчика не хватает – на ПЛ ежесуточно (ночью) с 3 по 29 января включительно полной мощностью радиостанций Кронштадт и Ленинградской РВ-53, давались запросы «Покажите место и свои действия», но ответных радиограмм от ПЛ «С-2» никто не принимал.

    За этот период времени отдельные корабли (ПБ «Смольный» и ЛД «Минск») слышали слабую работу радиостанции на варианте волн, отведенных для подводных лодок 1 БПЛ.

    Так, в 01 ч. 09 м. 14.01.40 ПБ «Смольный» - принял позывные ПЛ «С-2», текст не принят из-за плохой слышимости.
    В 12 ч. 00 м. этого же дня, вновь были приняты позывные ПЛ «С-2», тест опять не приняли из-за плохой слышимости.
    В 13 ч. 14 м. этого же дня, снова были приняты позывные ПЛ «С-2», подписной номер 13.00, знак окончания работы по переговорной таблице радиста. Текст не принят.
    21.01.40 ЛД «Минск». Вышедший в сев часть Балтийского моря (на параллели о-ва Даго) для встречи с ПЛ «С-1», возвращавшейся в базу и слушавший на варианте волн для ПЛПЛ 1 Бригады донес в 02.41 «Слышу ПЛ «С-2», связи не имею».
    На этот раз Военным Советом КБФ Командиру ЛД «Минск» было дано приказание: «Продолжаете ли слышать ПЛ «С-2», по возможности вступите с ней в связь».
    Несмотря на ряд предпринятых на лидере попыток, связи с ПЛ «С-2» ему установить не удалось.

    В 15 ч. 41 м. ЛД «Минск» было приказано:
    «С темнотой перейти к маяку Флейтиан, на заходя Ледяное поле, для установления связи с ПЛ «С-2». Всё полученное от подлодки репетовать Начальнику Штаба КБФ».
    В течение 2-х суток (до 8 ч. 23.01.40) ЛД «Минск» выполнял полученное приказание, но связи не было.

    Как дополнительное мероприятие, способствовавшее отысканию ПЛ «С-2» было приказано всем ПЛПЛ («С-1» и «Щ-311»), находившимся в Ботническом заливе «вызвать ПЛ «С-2» и вступить в ней связь на длинных волнах».

    Кроме указанных мероприятий:
    а) Самолёты 10 АБ неоднократно просматривали район, предназначенный для крейсерства ПЛ «С-2» и особенно Южн Кваркен. Самолётами ПЛ обнаружена не была;
    б) разведотделу КБФ была поставлена задача – выяснить все имеемые сведения у противника, и из других иностранных источников. О ПЛ «С-2» до сих пор каких-либо конкретных данных не поступало.

Выводы:

    1. Для подводных лодок, следующих в Ботнический залив, наиболее сложным участком перехода является пролив Южный Кваркен:
    а) навигационные трудности: район мало изучен, лоции отсутствуют, карты не отвечают требованиям кораблевождения, течения не изучены, штатное ограждение снято, маяки потушены; и
    б) противодействие противника.
    По шведским данным Южный Кваркен минирован. (Указание подтверждается донесением К-ра ПЛ «Щ-319», который при форсировании пролива у м-ка Маркет слышал характерное шуршание минрепа о борт подлодки. По донесениям всех командиров ПЛПЛ, форсировавших Кваркен, район охраняется военными кораблями – СКА, ММ и авиацией.
    Кроме указанного, Командиры ПЛ «С-1» и «Щ-311» доносили, что при форсировании Кваркена, ими – помощью шумопеленгатора обнаруживалась неизвестная подводная лодка в подводном положении. Наших ПЛПЛ в это время в проливе не было.

    2. Нормальная двусторонняя связь с ПЛ «С-2» потеряна в 4 час. 20 мин. 3 января с.г.
    Дальнейшая связь под очень большим сомнением, прямого подтверждения, даже в наличии односторонней связи, нет.

    3. Лодка о проходе Кваркена не донесла, видимо затонула ещё в Кваркене или на подходах к нему.

    4. Лодки, как правило, форсировали Кваркен только днем в подводном состоянии. Таким образом, встреча с финской ПЛ мало вероятна.

    5. Навигационная авария мало вероятна, ибо командир успел бы о себе дать аварийный сигнал.

    6. Таким образом, наиболее вероятной причиной катастрофы с ПЛ можно предположить – был подрыв на мине. На минном же поле лодка ПЛ «С-2» могла оказаться в результате неточного пути исчисления, или вследствие неизученных глубинных течений.

    Не исключена возможность, что благодаря наличию большого количества постов наблюдения на Аландских островах, катастрофа с ПЛ «С-2» могла стать известной противнику.
    Вследствие этого, возможно, что ряд действующих документов попал в руки противника, главным образом документы по связи.
    Примечания: Список личного состава ПЛ «С-2», на 4-х листах и 3 фотокарточки ПЛ (фото только в экз. № 1).

Командующий КБФ
Флагман 1 ранга: (Трибуц)

Член Воен Совета КБФ
Дивизион. Комиссар: (Яковенко)

Верно: за Управделами ВС КБФ Майор (Олейник)

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru