Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«С-8»

подводная лодка IX-бис серии


    Заложена 14 декабря 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 237 и литерным обозначением «Н-8». 5 апреля 1937 года подводная лодка спущена на воду. 20 октября 1937 года она получила обозначение «С-8». 30 июня 1940 года корабль вступил в строй и 23 июля 1940 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием капитана 3 ранга Бойко Михаила Семеновича (командир с декабря 1939 года) в составе 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Усть-Двинске.

    Вечером 25 июня 1941 года лодка вышла на позицию в район Либавы. На следующий день в Рижском заливе в момент дифферентовки она обнаружила перископ немецкой субмарины (на самом деле ложный контакт). Цель находилась в 3-4 кбт по курсу подводной лодки. Командир «С-8», имея в носовых торпедных аппаратах 4 снаряженных торпеды, посчитал, что при таранном ударе они могут взорваться (атаковать торпедами не позволяло ни время, ни расстояние). Под предлогом разрядки аккумуляторов Бойко в этот же день вернул подводную лодку в базу. Проверка батареи выявила, что несмотря на неважное техническое состояние она «в норме». Бойко заявил, что в море он не пойдет, так как считает, что он к войне не подготовлен. В итоге, командир «С-8» был арестован, обвинен в трусости и 8 августа 1941 года расстрелян по приговору военного трибунала.

    29 июня 1941 года ВРИО командира назначен Герой Советского Союза капитан 1 ранга Трипольский А.В., а 15 июля командовать субмариной назначен старший лейтенант Браун Илья Яковлевич, (ранее командир подводной лодки «Л-55»). В этот же день «С-8» отправилась на позицию перед входом в Ирбенский пролив (позиция № 8). Так как командир лодки только-только вступил в должность, на борту «С-8» в качестве обеспечивающего в море вышел командир дивизиона капитан 1 ранга Трипольский. Лодке ни разу не удалось занять позицию для атаки, хотя у неё было четыре возможности (17, 23, 27 и 31 июля) это сделать. 6 августа у мыса Ристна «С-8» была встречена эскортом, и в ночь на 7 августа прибыла в Таллин.

    Вскоре подводная лодка перешла в Кронштадт, где начала подготовку к переходу через Беломорканал на Север. 31 августа немцы вышли к Неве, что сделало переход невозможным. Прорыв через Балтийские проливы скоро тоже быстро отставили, и «С-8» осталась на Балтике.

    Вечером 10 октября 1941 года подводная лодка вышла из Кронштадта на позицию № 1 в юго-западную часть Балтийского моря. Вместе с «С-8» в боевой поход выходили подводные лодки «Щ-322» и «Щ-323». До острова Кери они шли в сопровождении пяти базовых тральщиков и шести сторожевых катеров. На переходе в районе Гогланда конвой попал на минное поле. Сторожевой катер «МО № 301» подорвался на минном защитнике и был брошен личным составом. СКА «МО № 310» был таранен «Щ-322», когда тот уклонялся от двух мин, подсеченных тральщиками. Утром 12 октября подводные лодки были отпущены эскортом. Из похода вернулась только «Щ-323».


подводная лодка «С-8» на дне. подводная лодка «С-8» на дне. подводная лодка «С-8» на дне. «С-8» на дне.

«С-8» на дне.

    До последнего времени считалось, что «С-8» погибла на мине в Финском заливе, но летом 1999 года на дне в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность шведского острова Эланд, координаты гибели 59°10'7 с.ш./16°39'80 в.д.) «С-8» была обнаружена шведскими водолазами. Корабль удалось идентифицировать по массивным латунным обозначениям тактического номера на рубке. Субмарина погибла в надводном положении (об этом говорят открытые рубочные люки) от взрыва в носовой части ниже ватерлинии. Судя по координатам, это была мина заграждения «Вартбург», которое было выставлено немцами еще в июле 1941года.

    Вместе с лодкой погиб и ее экипаж (45 человек)



2 боевых похода.

15.07.1941 – 06.08.1941
11.10.1941 – +
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru