Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«С-1»

подводная лодка IX серии


    Заложена 25 декабря 1934 на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под заводским номером 266 и литерным обозначением «Н-1». 8 августа 1935 подводная лодка спущена на воду и 23 сентября 1936 года под командованием капитана 3 ранга Косьмина Дмитрия Михайловича вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 субмарина получила литерное обозначение «С-1».

    Советско-финляндскую войну подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Трипольского Александра Владимировича в составе 13-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ и базировалась на Таллин.


Подводная лодка «заводской номер 266» на ходовых испытаниях. 1936 год. Подводная лодка «С-1». 1940 год. Подводная лодка «С-1». 1940 год. Подводная лодка «С-1» на предвоенном параде. Подводная лодка «С-1» и спасательное судно «Коммуна». 1940 год.

Подводная лодка «заводской номер 266» на ходовых испытаниях, 1936 год. Артиллерия еще не установлена.
Подводная лодка «С-1». 1938 - 1940 год.

    К моменту начала Советско-финляндской войны 30 ноября 1939 года «С-1» была в боевом дозоре в устье Финского залива. Получив сигнал «Факел» о начале боевых действий против Финляндии, командир не понял его смысла, так как на лодке не было таблицы условных сигналов. Для него обстановка прояснилась лишь на второй день войны с получением оперативной сводки штаба КБФ. Утром 1 декабря «С-1» чуть было не стала жертвой орудий крейсера «Киров». Крейсер, прибывший для обстрела батареи острова Руссаре, уже был готов открыть огонь по субмарине. К счастью, подводная лодка вовремя дала свой опознавательный.

    Вечером 2 декабря «С-1» была отозвана с позиции и утром следующего дня была в Таллине, однако тут же была отправлена к порту Раума в Ботническом заливе. Размер позиции был слишком мал (10x10 миль). Сигнальщики несколько раз обнаруживали цели, но они проходили слишком далеко от лодки. Только 10 декабря «С-1» заметила и атаковала одиночный транспорт, а когда торпеда прошла мимо, субмарина всплыла и начала расстреливать его артиллерией. На пятом залпе 100-мм орудие заклинило, а две выпущенные торпеды ушли «в молоко». Наконец, после полуторачасового маневрирования транспорт был потоплен огнем из 45-мм орудия. (Всего израсходовано 4-100 мм и 35-45 мм снарядов).


Артиллеристы подводной лодки «С-1». Артиллеристы подводной лодки «С-1». Артиллеристы подводной лодки «С-1». Пароход «Больхайм», 1920-е г.г.

Артиллеристы подводной лодки «С-1» и расстрелянный ими пароход «Больхайм».

    Объектом атаки «С-1» оказался немецкий пароход «Больхайм» (3.324 брт), перевозивший строевой лес (по другим данным целлюлозу). Пароход прибыл в Мянтюлуото еще до объявления блокады Финляндии, но был задержан финнами в порту так как груз судна имел для них стратегическое значение. Утром 10 декабря судно покинуло порт, и до границы блокажной зоны сопровождалось финскими кораблями. После атаки подводной лодки «Больхайм», покинутый экипажем долго не хотел идти на дно, и финны, обнаружив судно, пытались буксировать его к берегу, но пароход все-таки затонул. Несмотря на потерю транспорта и гибель при этом 3-х человек из его экипажа (в результате обстрела погиб радист, тяжело раненный капитан судна умер в шлюпке), никакой реакции Германии не последовало. Больше никого на позиции «С-1» не встретила, и 16 декабря она благополучно вернулась в Либаву.


Подводная лодка «С-1» и ее командир А.В. Трипольский. Открытка. Командир ПЛ «С-1» А.В. Трипольский у перископа. Экипаж «С-1» во главе с командиром корабля А.В. Трипольским после награждения, весна 1940 г. Рубка подводной лодки «С-1», 1940 г.

Подводная лодка «С-1» и ее командир А.В. Трипольский. Открытка.
Командир ПЛ «С-1» А.В. Трипольский у перископа.
Экипаж «С-1» во главе с командиром корабля А.В. Трипольским после награждения, весна 1940 г.
Рубка подводной лодки «С-1», 1940 г.

    22 декабря 1939 года «С-1» снова вышла в боевой поход. Первоначально ей предстояло действовать в районе к северу у острова Аланд (позиция № 10), но затем она была переразвернута у порта Кристиина (позиция № 12). 24 декабря при проходе пролива Южный Кваркен подводная лодка села на мель у острова Маркет. В этот момент один из кораблей (вероятнее всего, шведский), обнаружив субмарину пошел на таран. К счастью для подводной лодки она сумела сняться с мели и уклониться от удара. За 22 дня патрулирования лодка обнаружила лишь один конвой (транспорт в сопровождении вооруженного ледокола), но не смогла их догнать. 16 января «С-1» была отозвана в базу, но в силу выхода из строя вертикального руля подводная лодка задержалась в Ботническом заливе для исправления повреждения. Возвращение подлодки проходило в сложных ледовых условиях. Часть пути лодка шла подо льдом, другую часть – лавируя между льдинами. При одной из попыток пробить лед, на субмарине был погнут зенитный перископ. В таких условиях «С-1» атаковали два финских гидросамолета «Юнкерс К-43» (или «Райпон»), один из которых, по заявлению подводников, артиллеристам «С-1» удалось сбить. На исходе суток 19 января субмарина наконец-то вышла на чистую воду. На следующий день подводная лодка под эскортом лидера «Минск» благополучно прибыла в Либаву, имея всего 300 кг соляра. При форсировании льдов «С-1» получила повреждения легкого корпуса, который в нескольких местах помяло и продавило льдом, оборвало антенны и леера, штормовой волной с верхней палубы сорвало семь листов обшивки и обломало козырек ограждения рубки.

    За мужество, проявленное экипажем «С-1», весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, субмарину 7 февраля 1940 года наградили орденом Красного Знамени, а ее командир А.В. Трипольский удостоен звания Героя Советского Союза, 28 февраля он получил назначение на должность командира 13-го дивизиона ПЛ, вместо погибшего на «С-2» Г.Н. Тутышкина. «С-1» принял капитан 3 ранга Морской Иван Тихонович.


Подводная лодка «С-1». Либава, зима 1939/1940 г. Подводная лодка «С-1», лето 1940 г. Сигнальщик. Краснознаменная подводная лодка «С-1». Лето 1940 года. Сигнальщик. Краснознаменная подводная лодка «С-1». Лето 1940 года.

Подводная лодка «С-1». Либава, зима 1939/1940 г.
Подводная лодка «С-1», лето 1940 г.
Сигнальщик. Рядом с 45-мм орудием мичман Васильев П.А., краснознаменная подводная лодка «С-1», лето 1940 года.

    На протяжении 1940 года подводная лодка занималась отработкой задач боевой подготовки. С 9 по 22 июня 1940 года «С-1» блокировала Рижский порт в период присоединения Латвии к СССР. Субмарина нуждалась в проведении капитального ремонта.

    22 июня 1941 года корабль встретил в Либаве на заводе Тосмаре в составе 1-го дивизиона ПЛ КБФ, которым командовал ее бывший командир, капитан 3 ранга А.В. Трипольский. Лодкой командовал капитан 3 ранга И.Т. Морской.

    Вечером 23 июня 1941 года, когда немцы были уже на подступах к городу, экипаж взорвал корабль и перешел на ПЛ «С-3», на которой и ушел из Либавы.


Такой обнаружили немцы «С-1». Либава, июль 1941 г. Такой обнаружили немцы «С-1». Либава, июль 1941 г. Такой обнаружили немцы «С-1». Либава, июль 1941 г. Такой обнаружили немцы «С-1». Либава, июль 1941 г.

Такой обнаружили немцы «С-1». Либава, июль 1941 г.

«С-1» в немецком плену, лето 1943 г. «С-1» в немецком плену, лето 1943 г. «С-1» в немецком плену, лето 1943 г. «С-1» в немецком плену, лето 1943 г.

«С-1» в немецком плену, лето 1943 г.

    Вскоре после занятия Либавы подводная лодка поднята немцами, и так как прочный корпус субмарины не получил значительных повреждений, «С-1» была отбуксирована в Киль, где использовалась как опытовое судно Кригсмарине. 7 августа 1943 года в результате ряда испытаний, в ходе которых изучалось воздействие глубинных бомб, корпус субмарины затонул.


Во время советско-финляндской войны совершила 2 боевых похода.

03.12.1939 – 16.12.1939
22.12.1939 – 20.01.1940

Потоплен 1 транспорт (3.324 брт), возможно, сбит 1 самолет.
10.12.1939. потоплен ТР «Больхайм» (3.324 брт)


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru