![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() «С-1»подводная лодка IX серии
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Подводная лодка «заводской номер 266» на ходовых испытаниях, 1936 год. Артиллерия еще не установлена. Подводная лодка «С-1». 1938 - 1940 год.
    К моменту начала Советско-финляндской войны 30 ноября 1939 года «С-1» была в боевом дозоре в устье Финского залива. Получив сигнал «Факел» о начале боевых действий против Финляндии, командир не понял его смысла, так как на лодке не было таблицы условных сигналов. Для него обстановка прояснилась лишь на второй день войны с получением оперативной сводки штаба КБФ. Утром 1 декабря «С-1» чуть было не стала жертвой орудий крейсера «Киров». Крейсер, прибывший для обстрела батареи острова Руссаре, уже был готов открыть огонь по субмарине. К счастью, подводная лодка вовремя дала свой опознавательный. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Артиллеристы подводной лодки «С-1» и расстрелянный ими пароход «Больхайм».
    Объектом атаки «С-1» оказался немецкий пароход «Больхайм» (3.324 брт), перевозивший строевой лес (по другим данным целлюлозу). Пароход прибыл в Мянтюлуото еще до объявления блокады Финляндии, но был задержан финнами в порту так как груз судна имел для них стратегическое значение. Утром 10 декабря судно покинуло порт, и до границы блокажной зоны сопровождалось финскими кораблями. После атаки подводной лодки «Больхайм», покинутый экипажем долго не хотел идти на дно, и финны, обнаружив судно, пытались буксировать его к берегу, но пароход все-таки затонул. Несмотря на потерю транспорта и гибель при этом 3-х человек из его экипажа (в результате обстрела погиб радист, тяжело раненный капитан судна умер в шлюпке), никакой реакции Германии не последовало. Больше никого на позиции «С-1» не встретила, и 16 декабря она благополучно вернулась в Либаву. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Подводная лодка «С-1» и ее командир А.В. Трипольский. Открытка. Командир ПЛ «С-1» А.В. Трипольский у перископа. Экипаж «С-1» во главе с командиром корабля А.В. Трипольским после награждения, весна 1940 г. Рубка подводной лодки «С-1», 1940 г. Подводная лодка «С-1», лето 1940 г.
    22 декабря 1939 года «С-1» снова вышла в боевой поход. Первоначально ей предстояло действовать в районе к северу у острова Аланд (позиция № 10), но затем она была переразвернута у порта Кристиина (позиция № 12). 24 декабря при проходе пролива Южный Кваркен подводная лодка села на мель у острова Маркет. В этот момент один из кораблей (вероятнее всего, шведский), обнаружив субмарину пошел на таран. К счастью для подводной лодки она сумела сняться с мели и уклониться от удара. За 22 дня патрулирования лодка обнаружила лишь один конвой (транспорт в сопровождении вооруженного ледокола), но не смогла их догнать. 16 января «С-1» была отозвана в базу, но в силу выхода из строя вертикального руля подводная лодка задержалась в Ботническом заливе для исправления повреждения. Возвращение подлодки проходило в сложных ледовых условиях. Часть пути лодка шла подо льдом, другую часть – лавируя между льдинами. При одной из попыток пробить лед, на субмарине был погнут зенитный перископ. В таких условиях «С-1» атаковали два финских гидросамолета «Юнкерс К-43» (или «Райпон»), один из которых, по заявлению подводников, артиллеристам «С-1» удалось сбить. На исходе суток 19 января субмарина наконец-то вышла на чистую воду. На следующий день подводная лодка под эскортом лидера «Минск» благополучно прибыла в Либаву, имея всего 300 кг соляра. При форсировании льдов «С-1» получила повреждения легкого корпуса, который в нескольких местах помяло и продавило льдом, оборвало антенны и леера, штормовой волной с верхней палубы сорвало семь листов обшивки и обломало козырек ограждения рубки. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Подводная лодка «С-1». Либава, зима-весна 1939/1940 г. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа краснофлотцев-орденоносцев «С-1». Слева направо: П.В. Старостин, К.Г. Лычагин, В.Д. Белоусов и А.В. Гаранин. Сигнальщик. Рядом с 45-мм орудием мичман Васильев П.А., краснознаменная подводная лодка «С-1», лето 1940 г. Краснофлотцы «С-1». Слева направо: секретарь бюро комсомола В.И. Малый, Командир отделения электриков В.М Самойлов и электрик Д.А. Костерной. Июнь 1940 года. Командир отделения электриков ПЛ «С-1» краснофлотец Шипанов Александр Семенович, награжденный орденом Красной Звезды, лето 1940 года.
    На протяжении 1940 года подводная лодка занималась отработкой задач боевой подготовки. С 9 по 22 июня 1940 года «С-1» блокировала Рижский порт в период присоединения Латвии к СССР. Субмарина нуждалась в проведении капитального ремонта. ![]() ![]() ![]() ![]() Такой обнаружили немцы «С-1». Либава, июль 1941 г. ![]() ![]() ![]() ![]() «С-1» в немецком плену, лето 1943 г.
    Вскоре после занятия Либавы подводная лодка поднята немцами, и так как прочный корпус субмарины не получил значительных повреждений, «С-1» была отбуксирована в Киль, где использовалась как опытовое судно Кригсмарине. 7 августа 1943 года в результате ряда испытаний, в ходе которых изучалось воздействие глубинных бомб, корпус субмарины затонул. Во время советско-финляндской войны совершила 2 боевых похода. 03.12.1939 – 16.12.1939 22.12.1939 – 20.01.1940 Потоплен 1 транспорт (3.324 брт), возможно, сбит 1 самолет. 10.12.1939. потоплен ТР «Больхайм» (3.324 брт) |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |