Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
Данный документ выявлен в фондах РГА ВМФ и впервые опубликован в девятом сборнике «Тайны подводной войны» К.Б. Стрельбицким.



Народному Комиссару
Военно-Морского Флота Союза С.С.Р.
Товарищу Кузнецову.



4 декабря 1940 г.
№ 5247/б
«Сов. Секретно»

Спецсообщение


    В результате расследования причин гибели подлодки Северного флота Д-1 дополнительно установлено:

    13-го ноября 8 час. 55 мин. Подлодка вышла из базы флота (Полярное), взяв курс в район Мотовского залива для выполнения учебно-тактической задачи (погружение с подныриванием).

    В 13 час.26 мин. 13/XI командованием флота была получена с подлодки радиограмма о начале ее погружения по пеленгу 335° на расстоянии 10 миль от маяка «Выев-Наволок».

    После этого связь с ней прекратилась.

    15го ноября в районе погружения подлодки Д-1 на поверхности воды были обнаружены большие пятна соляра и обломки: спасательного круга, досок от аккумуляторных ящиков радиорубки длиною до 60 см., соснового бруса и других предметов. Все эти предметы специальной экспертной комиссией опознаны, как принадлежащие подлодке Д-1.

    При тралении района погружения подлодки Д-1 18/XI-с.г. был оборван трос придонного трала. Металлоискатель отметил в этом месте наличие большого количества металла. Предполагается, что это корпус п/л Д-1.

    Окончательные причины гибели подлодки не установлены. Предположения специалистов сводятся к следующему:

    1) Отказ в работе механизмов при погружении, в результате лодка села на грунт и на глубине достигающей в этом месте 200 – 300 метров, оказалась раздавленной.

    2) Взрыв снарядов или торпед в подлодке в результате неправильного их хранения.

    Второй вариант заслуживает особого внимания, так как в январе 1940 года на этой подлодке был зафиксирован случай падения со стеллажей в артпогребе 2-х снарядов из-за плохого крепления.

    Район учения подлодки Д-1 командованием флота не был подготовлен. Место ее погружения оказалось изрезанным в разных направлениях курсами других кораблей, проводивших учения.

    С целью скрытия этого факта, командующий Северного флота контр-адмирал Головко 15/XI-с.г. приказал штурману эсминца «Стремительный» ст. лейтенанту Климович снять кальку маневрирования кораблей при поиске лодки, а всё остальное на карте стереть. На карте общих курсов в этот же день было обнаружено, что курсы подлодок К-1 и К-2 пересекали полигон № 6 (место аварии подлодки Д-1), в связи с чем начальник штаба Северного флота контр-адмирал Кучеров приказал флаг-штурману, капитану 3-го ранга Горбачёву «разобраться».

    Когда копия этой кальки была доставлена в Особый отдел НКВД СФ, то курсы подлодок К-1 и К-2 были обнаружены южнее полигона № 6.

    Показаниями флагманских специалистов штаба, командиров и краснофлотцев погибшей подлодки, оставшихся на берегу установлено, что подлодка совершенно не была подготовлена к задачи «Погружение с подныриванием». Последнее погружение её производилось 3 августа, после чего лодка в течение 3-х месяцев находилась в ремонте.

    Несмотря на это командир бригады подлодок капитан 2-го ранга Павлуцкий добиваясь перевода Д-1 в первую линию – отправил неподготовленный экипаж для выполнения указанной задачи.

    Дальнейшее расследование причин производится оперативным работником Особого отдела НКВД СССР, командированным на место гибели.

Народный Комиссар Внутренних дел Союза С.С.С.Р. (Л. Берия)
Начальник ОО ГУГБ НКВД СССР Майор гос. безпасн. (Михеев)

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru