Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Щ-117» («Макрель»)

подводная лодка V-бис серии

    Заложена 10 октября 1932 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 226. Головная лодка серии. Секциями по железной дороге корабль перевезен на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке произведена его окончательная сборка. 15 апреля 1934 года подводная лодка спущена на воду, и 28 января 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота. Первым командиром подводной лодки стал Египко Николай Павлович.


Подводная лодка «Щ-117». Подводная лодка «Щ-117».
Подводная лодка «Щ-117».

    В середине 30-х годов в стране широко развернулось стахановское движение. Подводники также не остались в стороне. 11 января 1936 года «Щ-117» покинула базу с задачей как можно дольше продержаться в море без пополнения припасов. Поход проходил в обычном режиме, только распорядок дня экипажа был сдвинут на 12 часов. Не обошлось и без нештатных ситуаций: в один из дней штормовые волны оторвали край стального листа. Нанося удары по корпусу корабля, он повредил кормовой лаз в надстройке и мог вызвать новые повреждения. В сложных условиях боцман П. Шаронов и краснофлотец А. Пекарский устранили неисправность. Спустя несколько дней на подводной лодке произошла самоотдача якоря. На этот раз ситуацию исправили В. Манышкин, Ф. Петров и Н. Смирнов. В дальнейшем из строя выходили рулевой привод и один из электродвигателей, но все неисправности были устранены силами личного состава.

    20 февраля 1936 года «Щ-117» торжественно встречали в базе. Подводная лодка пробыла в плавании 40 суток, перекрыв проектную автономность в 2 раза. Корабль прошел 3.022 мили, при этом 315 миль было пройдено под водой. Дважды подводная лодка в подводном положении форсировала ледовые перемычки.

    Вскоре о «энской подлодке Тихоокеанского флота» заговорила вся страна, а имена ее командира и членов экипажа не сходили со страниц газет. Опыт субмарины стал активно внедряться на всех флотах. В апреле 1936 года постановлением ЦИК СССР весь экипаж «Макрели» был награжден орденами. Командир субмарины Н.П. Египко и комиссар Сергей Иванович Пастухов были удостоены орденом Красной Звезды, остальные члены экипажа получили по ордену Знак Почета. Таким образом, «Щ-117» стала первым кораблем ВМФ СССР, который полностью состоял из орденоносцев.


Подводная лодка «Щ-117».
Подводная лодка «Щ-117». Первый орденоносный экипаж РККФ, 1936 год.
    Верхний ряд:
П.И. Столяров – старшина группы мотористов, Кружалов Степан Сергеевич, 1909 г.р., – старшина группы торпедистов, Курило Кирилл Федорович, 1913 г.р., – военфельдшер, Горский Георгий Ефимович, 1909 г.р., – инженер-механик, Воробьев Владимир Алексеевич (1911 – 1938) – старпом, Египко Николай Павлович (1903 – 1985) – командир ПЛ, Пастухов Сергей Иванович, 1904 г.р., – военком, Горбиков Дмитрий Григорьевич, 1910 г.р., – командир БЧ-2-3, Котухов Михаил Петрович, 1914 г.р., – штурман, П.Н. Шаронов – боцман.
    Второй ряд:
Н.А. Дозморов – старший рулевой, Н.В. Тропин – старшина группы электриков, А.А. Арманков (Ар...теев) – старшина группы трюмных, А.И. Пекарский – командир отделения рулевых, А.И. Карпов – командир отделения мотористов, Н.Т. Сивков (Сивцов) – командир отделения торпедистов, Н.Ф. Чибисков – старший торпедист, И.Ф. Ракитин – командир отделения штурманских электриков, В.Т. Кононов – командир отделения мотористов.
    Третий ряд:
Панкратов Алексей Васильевич, 1911 г.р., – старший моторист, Божек Петр Ермолаевич – старший моторист, В.Е. Тимофеев – электрик, В.И. Манышкин – торпедист, Д.В. Кондрашов – командир отделения электриков, Л.И. Константинов – радист, М.А. Лавриненко – командир отделения радистов.
    Четвертый ряд:
Смирнов Николай Федорович, 1912 г.р., – рулевой, Петров Федор Николаевич, 1912 г.р., – рулевой, Коршунов Михаил Степанович 1912 г.р., – торпедист, В.П. Лебедев – моторист, В.П. Лапун – моторист, А.М. Бебеев – электрик, С.П. Киреев – строевой, В.А. Федулов – электрик, Л.Е. Романовский – кок, Поспелов Василий Иванович, 1912 г.р., – командир отделения трюмных.


    1 мая 1936 года выступая по Всесоюзному радио Н. Египко заявил: «Товарищи, старые доблестные моряки – крейсеров «Изумруд», «Аврора», «Дмитрий Донской» и броненосца «Адмирал Ушаков» – участники Цусимского боя! Можете не сомневаться, Цусима больше не повторится! <…> Если враг сунется на священную землю Страны Советов с моря, мы будем бить его ничуть не хуже, чем в воздухе и на земле».

    9 августа 1945 года «Щ-117» встретила под командованием капитан-лейтенанта Синецкого Петра Владимировича в составе 8-го дивизиона 3-й бригады ПЛ ТОФ в Советской Гавани.

    С началом боевых действий подводная лодка вышла в боевой поход и заняла указанный район у берегов южного Сахалина (позиция № 9), но встреч с противником не имела и 20 августа была отозвана в базу.

    10 июня 1949 года корабль получил обозначение «С-117».

    14 декабря 1952 года 90-я бригада ПЛ, куда входила и «С-117» (командир капитан 2 ранга Красников В.А.), проводила плановые учения «Нанесение ударов по конвою противника группой подводных лодок при наведении разведывательной авиацией». Согласно плану учений, в них должны принять участие шесть субмарин бригады: «М-253», «М-277», «М-278», «С-117», «С-119» и «С-120». Подводные лодки делились на две группы, при этом «С-117» выходила в море несколько раньше других субмарин с целью ведения разведки и наведения на корабли условного противника «волчьих стай». В 11.35. 14 декабря «С-117» покинула причал в Советской Гавани. К 8 часам она должна была прибыть в назначенный для проведения учений район Татарского пролива с задачей передать на другие субмарины данные об отряде условного противника, которого изображал корабль-цель «ЦЛ-27», выходящий из Холмска. В дальнейшем «С-117» было предписано занять позицию близ Холмска для контроля выходящих из порта судов.

    В 18.50 14 декабря на командном пункте бригады была принята радиограмма с «С-117», в которой командир субмарины докладывал, что на корабле вышел из строя правый дизель, и что корабль продолжает движение в назначенный район под вторым. В 20.25 оперативный дежурный штаба флота дал оповещение на корабли и суда флота об обнаружении в районе Холмска плавающей мины. Для ее поиска и уничтожения с рассветом 15 декабря было решено использовать «ЦЛ-27». В 00.25 15 декабря оперативный дежурный передал на корабли и суда уточненные данные координат мины, а спустя 41 минуту была получена квитанция с «С-117» на переданную радиограмму. В 03.15 командир «С-117» доложил, что правый дизель введен в строй.

    По плану учений «ЦЛ-27» вышел из Холмска в 15.00 15 декабря. В это время в штабе ждали донесения с «С-117» об обнаружении корабля, но его не последовало. На требование в 19.00 донести свое место подводная лодка не ответила. В течение всей ночи с 15 на 16 декабря штаб бригады неоднократно запрашивал «С-117», но подводная лодка молчала. Не ответила она и на требование включить ходовые огни и вернуться в базу.

    Наконец, когда в 01.00 17 декабря был дан сигнал «Конец учений», приступили к поиску «С-117». Подводную лодку искали до конца декабря надводные корабли, самолеты, подводные лодки. Осмотр западного побережья острова Сахалин проводили армейские части и пограничники, но никаких следов катастрофы (масляные пятна, обломки) обнаружены не были. Учитывая возможность столкновения подводной лодки с гражданским судном, был проведен водолазный осмотр и опрошены команды всех судов, находящихся в районе Холмска в период с 14 по 17 декабря. Особое внимание при этом было обращено на теплоход «Горнозаводск», который утром 15 декабря находился в районе перехода «С-117» на позицию, имея в это время 1,5-часовую остановку, причину которой ни капитан, ни члены экипажа объяснить не смогли. При водолазном осмотре судна были обнаружены вмятины в средней части днища судна длиною до 6 метров, а также отдельные разрывы боковых килей, явившихся следствием удара о металлический предмет. Только после докового осмотра днища теплохода версия о его причастности к гибели «С-117» отпала, так как металлический блеск обнаруженный в ходе проведения поверхностного водолазного осмотра мог быть результатом плавания судна во льдах. Также не получила развития версия Особого отдела об уводе подводной лодки экипажем в Японию или захвате ее американцами.

    Специально созданная комиссия по расследованию причин гибели «С-117» доложила наверх следующие возможные причины катастрофы: неправильное управления подводной лодкой при погружении и при маневрировании под водой, неисправность материальной части лодки, либо ее столкновение с надводным кораблем.

    Вместе с «С-117» погибло 52 человека.

1 боевой поход:
09.08.1945 - 21.08.1945

Результаты:
Встреч с противником не имела

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru