Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

Сменившие флаг.


Трофеи и репарации ВМФ Советского Союза 1939-1945г.г.



I. Довоенные трофеи.



    К началу Великой Отечественной войны в состав РККФ входили 5 подводных лодок, ранее служивших во флотах других государств.

    Первым трофеем советского флота стала английская «L-55», которая погибла на мине, уклоняясь от атаки эскадренного миноносца «Азард» 4 июня 1919 года в Копорском заливе. Первоначально считалось, что гибель субмарины произошла в результате попадания снаряда с «Азарда», за что командир эсминца Н.Н.Несвицкий (впоследствии адмирал) и комендор С.Е.Богов были награждены Орденом Красного Знамени. Эта версия была в ходу еще в начале 1990-х, хотя уже после подъема подводной лодки было ясно, что причиной гибели корабля явилась мина, а не снаряд с «Азарда».

    Британские подводные лодки типа «L», проект которых был разработан на базе подводных лодок типа «Е» строились в годы Первой Мировой войны, но большая их часть вступила в строй уже после окончания боевых действий. Строительство субмарин типа «L» шло тремя сериями, которые несколько отличались друг от друга (всего построено 33 единицы). Пять подводных лодок второй серии («L-11», «L-12», «L-14», «L-17» и «L-25») были достроены как минные заградители и могли нести 14-16 мин. В 1927 году корпуса «L-67» и «L-68» были использованы для достройки заказанных Югославией подводных лодок «Храбри» и «Небойся».

    Среди успехов британских подводных лодок типа «L» в ходе Первой Мировой можно назвать торпедирование подводной лодкой «L-2» германской субмарины «UB-65» у мыса Клир 10 июля 1918 года, а 16 октября 1918 года «UB-90» в проливе Скагеррак потоплена торпедой «L-12». 3 октября 1918 года у Западно-Фризских островов в Северном море жертвами взаимного огня стали германский эсминец «S-33» и британская подводная лодка «L-10» - единственная британская субмарина этого типа, погибшая в годы Первой Мировой. В межвоенный период Великобритания кроме «L-55» в результате аварий потеряла еще две субмарины: «L-9» 18 января 1923 года разбита штормовыми волнами о стенку дока в Гонконге, а «L-24» 10 января 1924 года в районе Портленда протаранена линкором «Resolution». Остальные подводные лодки были сданы на слом в 1930-х годах, лишь три субмарины («L-23», «L-26» и «L-27») дожили до Второй Мировой войны и разобраны в 1946 году.

    О погибшей в Копорском заливе «L-55» на время забыли, пока в конце 1926 года ее случайно не обнаружил тральщик «Клюз», проводивший испытания нового придонного трала. Весной 1927 года руководство Морских Сил подняло вопрос о подъеме корабля. 11 августа 1928 года подводная лодка оторвалась от грунта и на гинях спасательного судна «Коммуна» была доставлена в Кронштадт, где поставлена в док.

    После отчистки отсеков была выявлена степень повреждений подводной лодки. В результате взрыва мины рубка «L-55» была сильно разрушена. На месте осталась только носовая часть рубочного ограждения с одним орудием и снарядный элеватор. Корпус корабля также получил значительные повреждения: около рубки зияла пробоина длиной 3,2 м; левая балластная цистерна имела многочисленные разрывы и вмятины. Несмотря на это было принято решение о восстановлении субмарины. Разработкой технической документации занималось Техбюро № 4 под руководством Б.М.Малинина. Чертежи составлялись путем съемок с натуры. Неоценимую помощь оказали найденные на лодке после подъема технические описания и эксплуатационные инструкции.

    Восстановительные работы на подводной лодке проводил Балтийский завод, который, испытывая в то время недостаток квалифицированных специалистов, сначала пытался отказаться от заказа, но поскольку вводу корабля в строй придавали большое политическое значение, на лодке развернули работы, которые обошлись 1,3 млн. рублей.

    В конце июля 1931 года полностью восстановленная «L-55» была предъявлена заводом Постоянной комиссии по испытанию и приемке кораблей. Принятая от промышленности подводная лодка использовалась для подготовки личного состава подплава, а так же для проведения испытаний корабельной аппаратуры.

    К началу Великой Отечественной войны «Л-55» уже утратила боевое значение. В 1940 году субмарина выведена из боевого состава и переформирована в опытовую, а во время войны «англичанка», став зарядовой станцией, обеспечивала действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота на коммуникациях противника.

    19 августа 1940 года, с вхождением в состав СССР Прибалтийских республик, советский флот пополнился еще четырьмя подводными лодками. Две из них принадлежали Латвии, две – Эстонии.

    Латвийские лодки «Ronis» и «Spidola» были построены во Франции в 1925-1927 годах. На момент вступления в строй Краснознаменного Балтийского флота большой боевой ценности эти корабли уже не имели и предназначались для скорого использования в качестве плавучих зарядовых станций. Начавшаяся война перечеркнула эти планы, застав субмарины в ремонте на либавском заводе «Тосмаре», где они были взорваны личным составом в ходе боев за город на второй день войны.

    Эстонские подводные минные заградители «Kalev» и «Lembit» были построены в Великобритании в 1937 году на средства, значительная часть из которых (порядка 40%) составляла выручка от продажи Перу эсминцев «Lennuk» и «Wambola», захваченных у РККФ в 1918 году («Автроил» и «Спартак»), и средства, собранные по подписке. В то время военное сотрудничество Эстонии и Финляндии зашло столь далеко, что, не имея официального договора о военной помощи, страны предусматривали совместные боевые действия против СССР на случай военного конфликта с участием одной из сторон и даже проводили совместные военные учения. Береговая оборона стран была построена так, что на меридиане Таллинн – Хельсинки огнем береговых батарей перекрывался весь Финский залив. Страны координировали свои планы на случай возникновения войны. Эстонским субмаринам отводилась задача совместно с ВМФ Финляндии не допустить советский флот к выходу в открытую часть Балтики. (Что успешно сделали немцы в 1943 году). События развернулись иначе. Финны были вынуждены в одиночку противостоять СССР в «зимней» войне, а с эстонских баз на финские коммуникации выходили подводные лодки РККФ. В 1940 году Эстония стала республикой в составе Советского Союза. Подводные лодки «Калев» и «Лембит», сохранив свои прежние названия, подняв Советский военно-морской флаг, вошли в состав КБФ.

    Оба подводных минных заградителя приняли участие в Великой Отечественной войне. «Калев» пропал без вести уже во втором походе. Точное время, место и обстоятельства его гибели до сих пор не установлены. К «Лембиту» судьба была более благосклонна. Провоевав всю войну, подводная лодка совершила 7 боевых походов, 6 марта 1945 года корабль был награжден орденом Красного Знамени.

    В канун 40-летия Победы «Лембит» была установлен в Таллине в качестве мемориала и филиала музея Дважды Краснознаменного Балтийского флота. В годы развала СССР и всеобщего хаоса «Лембит» был захвачен отрядами эстонских националистов и после «вывода» российских войск остался в Эстонии.

    Говоря об иностранных подводных лодках, вступивших в состав РККФ до начала Великой Отечественной войны хочется отметить один из несостоявшихся трофеев советского флота. Это польская подводная лодка «Orzel» (Орёл), построенная в Голландии и вступившая в состав польского флота незадолго до начала войны. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. С началом боевых действий польские субмарины, среди которых была и «Orzel» под командованием командор-поручника Х.Клочковского, вышли в море. 5 сентября «Orzel» был атакована германскими кораблями и авиацией и получил повреждения. Польские подводники приняли решение зайти в один из нейтральных портов, и 14 сентября корабль ошвартовался в Таллине. Эстонские власти, не желая осложнения с Германией, объявили об интернировании субмарины. 16 сентября с подводной лодки выгружен артбоезапас и часть торпед, сняты орудийные замки, изъяты морские карты. Ошибкой эстонцев стало то, что с «Орла» не успели откачать топливо, чем воспользовались поляки: в ночь на 18 сентября, выведя из строя портовое электрооборудование и пленив охрану, подводная лодка покинула порт. Только 12 октября «Орёл» форсировал Датские проливы и вскоре под охраной эсминца «Valorous» прибыл в Англию. После ремонта «Orzel» в составе Британского флота (2-я флотилия подводных лодок) принимал участие в боевых действиях и пропал без вести со всем экипажем (60 поляков, 3 англичанина) в конце мая 1940 года.

    Интернирование субмарины в Эстонии повлекло бы за собой контроль над ней СССР после вхождения республики в состав Советского Союза, который не упустил бы случая включить фактически новый корабль в состав своего флота.

II.Трофеи Великой Отечественной.



    26 июля 1944 года со стоянки под кодовым названием «Гранд-Отель» с острова Нуокко в финских шхерах вышла в свой первый боевой поход подводная лодка «U-250» под командованием капитан-лейтенанта Вернера-Карла Шмидта. Субмарине предстояло действовать в районе у северного входа в Бьеркезунд.

    Советскому командованию докладывали о присутствии подводных лодок противника в этом районе, но никаких указаний по поводу действий ПЛО отдано не было. Борьба здесь шла с переменным успехом. 15 июля в районе острова Руонти «U-679» была атакована советским дозором в составе двух торпедных катеров и двух катеров «МО», и едва смогла уйти, получив повреждения, потеряв при этом трех человек. Через три дня «U-479» чуть было не отправила на дно катер «МО-304», правда и сама лодка спустя пять дней попала под удар двух сторожевых катеров и имела некоторые повреждения. «МО-304», потерявший носовую часть до рубки, сумел задним ходом дойти до базы. Повреждения катеров советское командование относило за счет мин, так как никто не предполагал, что немцы тратят боезапас на цели, которые едва ли дороже самих торпед.

    Днем 30 июля 1944 года катер «МО-105» стоял на якоре на линии дозора к северу от Бьеркезунда. В 12.43. в средней части корпуса катера раздался взрыв, «МО-105» переломился пополам и затонул. Вскоре к месту катастрофы подошел сторожевой катер «МО-103» (командир старший лейтенант А.П. Коленко). Подобрав из воды семь выживших членов экипажа погибшего катера, «МО-103» произвел противолодочный поиск, но ничего не обнаружил и остался на линии дозора. Вечером с одного из катеров-дымозавесчиков, прикрывавшего работавшие в этом районе катера-тральщики, обнаружили под водой на небольшом углублении рубку подводной лодки. Тут же сигнальными ракетами и сиреной был вызван сторожевой катер. В 19.15 «МО-103», установив гидроакустический контакт с подводной лодкой, произвел атаку глубинными бомбами, после чего над водой наблюдался движущийся пузырчатый след. Охотник повторил атаку, ставшей фатальной для подводной лодки «U-250»; на поверхности воды появились различные предметы, а среди них шесть человек, сумевших покинуть гибнущий корабль через рубочный люк. Среди спасенных был командир «U-250» капитан-лейтенант Вернер-Карл Шмидт, штурман Гюнтер Ридель, второй штурман Герман Дирике, младший старшина Гейнц Фензен, санитар Гейнц Штюпель и матрос Рудольф Шарнке.

    Практически сразу после этого было принято решение о подъеме «U-250», после чего группа специалистов аварийно-спасательной службы флота под руководством капитана 3 ранга А. Разуваева приступила к делу. Подводная лодка лежала на скалистой отмели на глубине 33 метра. Судоподъемные работы производились ночью, так как противник всячески препятствовал работе водолазов, обстреливая место гибели субмарины с юго-западного берега Выборгского залива. В ночь на 1 сентября немцы предприняли еще одну попытку уничтожить корпус подводной лодки глубинными бомбами со «шнельботов», но, потеряв на мине торпедный катер «S-80», вскоре отказались от этой затеи.

    14 сентября 1944 года «U-250» была поднята и вскоре отбуксирована в Кронштадт, где поставлена в док. Ожидание богатых трофеев оправдалось. В ходе осмотра отсеков подводной лодки, на ней, кроме различных судовых документов, шифров, кодов, была обнаружена шифровальная машинка «Энигма-М», а также новейшие самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5» с эксплутационными инструкциями. Кроме того, в ходе допроса пленных была получена информация об организации деятельности немецких подводных лодок и системе подготовки подводников. После того, как торпеды были извлечены из подводной лодки и подняты на стенку дока, началось их доскональное изучение.

    Сама подводная лодка тоже представляла для советского командования немалый интерес. Принадлежа к VII-C серии, она была представительницей самого распространенного типа субмарин за всю историю мирового подводного кораблестроения (всего Германия построила более семи сотен подводных лодок этого типа). Эти субмарины составляли основу подводного флота Германии, хотя с появлением подводных лодок XXI и XXIII серий «семерки» уже устарели. Большинство немецких асов-подводников добились своих успехов именно на «семерках». Из крупных боевых кораблей союзников подводными лодками этого типа уничтожены два линейных корабля: «Royal Oak» 14 октября 1939 прямо в Скапа Флоу уничтожила «U-47» (командир Г.Прин); «Barham» 25 ноября 1941 взорвался от попадания торпед с «U-331» (командир Г.-Д.Ф. фон Тизенгаузен). Жертвами «семерок» стали также четыре авианосца. 17 сентября 1939 года «Courageous» потоплен «U-29» (командир О. Шухарт). «Arc Royal» 13 января 1941 года затонул от попадания торпед с «U-81» (командир Ф. Гугенбергер) близ Гибралтара. «Audacity» 21 декабря 1941 потоплен «U-751» (командир Г.Бихальк). «Eagle» 11 августа 1942 уничтожен «U-73» (командир Х.Розенбаум). Кроме того, два авианосца были настолько выведены из строя, что их не стали восстанавливать («Nabob» 22 августа 1944 года торпедирован «U-354», «Thane» поврежден 15 января 1945 торпедой с «U-482»). На долю «семерок» пришелся также основной тоннаж потопленных транспортов союзников в годы Второй Мировой войны. Самая удачливая подводная лодка Кригсмарине также относилась к этой серии. За 13 боевых походов с сентября 1939 по июнь 1941 года «U-48» VII-B серии потопила 51 судно общим тоннажем 310.407 брт.

    6 ноября 1944 года приказом Наркома ВМФ была создана комиссия под председательством капитана 1 ранга М. А. Рудницкого, на которую была возложена работа по изучению трофея. Советскую сторону интересовали как вопросы внедрения в СССР германского опыта подводного кораблестроения, так и особенности бытовых условий экипажа вражеской субмарины. Еще в 1942 году ЦКБ-18 начало разработку подводной лодки проекта 608, элементы которой были близки к германским субмаринам VII серии. После того как «U-250» была поднята, Нарком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов принял решение приостановить работы по проекту до изучения трофея. В 1945 году, когда советские специалисты смогли ознакомиться с новейшими германскими подводными лодками XXI и XXIII серий, работы над проектом были окончательно прекращены. Вскоре ЦКБ-18 занялось разработкой чертежей подводных лодок проекта 613 (классификация НАТО «Whisky»).

    «U-250» вошла в состав ВМФ СССР под обозначением «ТС-14» («трофейная средняя») 20 апреля 1945 года, но в строй она так и не вошла, и уже через 4 месяца ее исключили из списков и сдали на разборку.

    В 1944 году в руки советских моряков попала не только «U-250». 20 августа войска 2-го и 3-го Украинских фронтов начали Яссо-Кишиневскую операцию. В этот же день авиация Черноморского флота подвергла массированной бомбардировке военно-морскую базу Констанца, где базировались немецкие и румынские подводные лодки. 23 августа режим Антонеску пал, Румыния объявила Германии войну. 29 августа советским бойцам представилась картина результатов налета на Констанцу. Из находившихся в порту подводных лодок, «U-9» получила прямое попадание и затонула прямо у пирса, «U-18» и «U-24» также были тяжело повреждены, и когда части Красной Армии вошли в город были затоплены экипажами на внешнем рейде Констанцы. Не избежали повреждений бывшие итальянские, а теперь находившиеся под румынским контролем сверхмалые подводные лодки «СВ-4» и «СВ-6». Трофеями Красной Армии кроме вышеперечисленных оказались румынские субмарины «Rechinul» и «Marsuinul», а так же бывшие итальянские малютки «СВ-1», «СВ-2» и «СВ-3». Третья румынская подводная лодка «Delfinul» была захвачена в Сулине. Все они, кроме сильно поврежденной и не подлежащей восстановлению «СВ-6», были зачислены в состав советского Черноморского флота.

    История появления немецких подводных лодок на Черном море необычна. Разрабатывая планы войны против СССР, Германия не планировала иметь подводный флот на Черном море, но с провалом «Блицкрига» была вынуждена это сделать. Турция, соблюдая Конвенцию в Монтрё от 1926 года, не допускала прохода военных кораблей воюющих держав через Черноморские проливы, а узкая колея европейских железных дорог не позволяла провозить по ней крупногабаритные и тяжелые грузы. Поэтому переброска немецких подводных лодок на Черное море походила по шоссейным дорогам и внутренним речным путям. Для действий против советского Черноморского флота были выделены шесть субмарин II-B серии, сведенные в 30-ю флотилию. Их путь начался в Киле, откуда по каналу Кайзера Вильгельма подводные лодки на специальных понтонах буксировали до Гамбурга, а затем по Эльбе до Дрездена-Юбигау, где специально для этих целей был построен особый причал. Корабли были максимально разгружены: демонтированы прочные рубки, и их ограждения, снято крупногабаритное оборудование, выгружены аккумуляторы, торпеды, твердый балласт, откачаны все жидкие грузы. С целью уменьшения общей высоты груза подводные лодки повернули на бок, прикрепив к каждой 10 специально построенных понтонов. Далее субмаринам предстояло идти по сухопутью. Их перегрузили в специальные трейлеры, и путь до Ингольдштадта подводные лодки прошли по шоссейным дорогам. Нужно отметить, что транспортировка такого негабаритного груза была сопряжена с некоторыми проблемами. Каждый корабль везли четыре тягача, сцепленные попарно. Чтобы исключить трудности, связанные с началом совместного движения, заправка машин и смена водителей производилась прямо на ходу без остановки. Со скоростью около 8 км/ч караван проходил маршрут за 56 часов. В Ингольдштадте подводные лодки снова перегружались на понтоны и буксировались вниз по Дунаю. Восстановительные работы поводились в Линце или в Галаце, после чего субмарины своим ходом проходили оставшийся отрезок пути по Дунаю в Черное море. Ход работ по перебазированию подводных лодок, от демонтажа оборудования до ввода в строй занял 10 месяцев. Сам процесс транспортировки до места назначения – всего шесть недель. Последняя из подводных лодок 30-й флотилии – «U-20» прибыла в Констанцу в июле 1943 года.

    Нужно отметить, что «двойки», получившее у немецких подводников прозвище «челнок» или «каноэ», были предназначены для таких закрытых морских театров, как Балтийское и Северное море. Они достаточно успешно применялись в начальный период Второй Мировой войны. Подводной лодкой Кригсмарине, которая первой выпустила торпеды по боевому кораблю противника, была именно «двойка» «U-14» (командир Хост Вельнер). Вечером 3 сентября 1939 года она безрезультатно атаковала польскую субмарину «Сеп». Многие немецкие ассы-подводники (в том числе и кавалер Рыцарского Креста с бриллиантами Вольфанг Лют) начинали свою карьеру именно на «каноэ». В дальнейшем «двойки», которые не стали жертвами ПЛО противника в начальном периоде Второй Мировой (а их погибло всего 7 единиц), пополнили учебные флотилии подводных лодок, готовя кадры подводников для битвы в Северной Атлантике. Кроме подводных лодок 30-й флотилии они больше не принимали участия в боевых действиях, и в основном были затоплены экипажами в последние дни жизни III Рейха. Действуя против союзников, подводные лодки II серии потопили 14 судов противника общим водоизмещением 101.124 брт, две подводные лодки и три эсминца. Британская подводная лодка «Thistle» потоплена «U-4» (командир Ганс-Петер Хинш) 10 апреля 1940, французская «Doris» уничтожена «U-9» (командир Вольфанг Лют) 9 мая 1940 года. Среди эсминцев жертвами «двоек» стали британские «Exmouth», потопленный «U-22» (командир Карл-Генрих Йениш) 21 января 1940; «Daring», уничтоженный «U-23» (командир Отто Кречмер) 18 февраля 1940 и «Grafton», торпедированный «U-62» (командир Ганс-Бернхард Михаловски) 29 мая 1940 года. Еще 3 подводные лодки от действий «каноэ» потерял Советский Союз на Балтике летом 1941 года. Отличились «U-144» (Г. фон Миттельштадт), «U-149» (Х.Хёлтринг) и «U-140» (Г.Ю.Хейригель), потопившие соответственно «М-78» 23 июня, «М-99» 27 июня и «М-94» 21 июля 1941 года.

    За весь период действий на Черном море крупных побед у немецких подводных лодок было сравнительно немного, хотя слабая противолодочная оборона Черноморского флота позволила немецким субмаринам действовать достаточно активно. С июня 1943 по август 1944 года шесть подводных лодок («U-9», «U-18», «U-19», «U-20», «U-23» и «U-24») 30-й флотилии провели 30 боевых походов, в ходе которых было израсходовано 63 торпеды. Три раза субмарины выходили на минные постановки.

    Погибшие в Констанце «U-9», «U-18» и «U-24» были подняты аварийно-спасательной службой Черноморского флота, но восстанавливать их не стали, «U-9», получившая к тому времени обозначение «ТС-16» вскоре была сдана на разборку, а «U-18» и «U-24» использованы как мишени на учениях и потоплены торпедами подводной лодки «М-120» в районе Севастополя.

    Союзная Рейху Италия так же смогла доставить на Черное море шесть сверхмалых подводных лодок. 14 января 1942 года итальянцы подписали с Германией соглашение, согласно которому итальянские легкие морские силы оказывали помощь немцам на Черном море и Ладожском озере. Для действий на Черном море выделялись 15 торпедных и 5 штурмовых катеров, а так же 6 «малюток» типа «СВ» под общим командованием капитана 2 ранга Мимбелли. Так же как и немцы, итальянцы доставили свои подводные лодки по суше. 25 апреля 1942 года в Специи все субмарины погрузили на специальные железнодорожные платформы и 2 мая «sommergibili» достигли Констанцы, где их спустили на воду и в течение месяца привели в боеготовое состояние.

    Местом базирования итальянцев была определена Ялта. Уже 5 июня 1942 года туда прибыла первая группа подводных лодок: «СВ-1» (командир капитан-лейтенант Лезен д'Астен), «СВ-2» (командир лейтенант А. Руссо), «СВ-3» (командир лейтенант Соррентино). Через шесть дней за ней прибыла вторая группа: «СВ-4» (командир лейтенант Сориано), «СВ-5» (командир капитан-лейтенант Фаророли), «СВ-6» (командир лейтенант Галлиано).

    13 июня советские торпедные катера «Д-3» (командир старший лейтенант О.М.Чепик, обеспечивающие капитан-лейтенант Г.Д.Дьяченко и старший лейтенант Коста Кочиев) и «СМ-3» произвели набег на Ялту. Противник принял советские катера за итальянские. Ценой этой ошибки стала гибель «СВ-5», но по возвращении на базу катерники доложили о потоплении баржи. По другим данным (см. А.Кузнецов «Потери подводных флотов противников Советского Союза в Великой Отечественной войне») в набеге принимал участие только «Д-3», а совместные действия катеров относится к 18 июня. Так, не успев принять участие в боевых действиях, погибла одна из подводных лодок.

    По прибытии итальянцев на Черное море немцы сразу же включили военно-морские силы своих союзников в блокадные действия против Севастополя. В течение июня 1942 года прибывшие на Черное море итальянские корабли активно действовали в завесах и засадах на советских коммуникациях. Командир «СВ-3» Дж. Соррентино доложил о безрезультатном пуске торпеды по крейсеру «Ворошилов» 13 июня и об успешной атаке (точка с координатами 43°40'с.ш./ 33°48'в.д.) подводной лодки спустя два дня (сами итальянцы в качестве жертвы называют «С-32»). Советская субмарина, вышедшая из Новороссийска с грузом для Севастополя утром 26 июня, ни в одну из баз так и не прибыла. Очевидно, она стала жертвой самолета «Не-111» из состава 2/KG 100. 27 июня подводная лодка «СВ-4» атаковала лидер «Ташкент», последний советский надводный корабль который сумел прорваться в Севастополь. Ночь и высокая скорость цели предотвратили катастрофу.

    По докладу командира «СВ-2» результативная атака советской субмарины имела место 18 июня в точке 44°17'с.ш./ 33°13'в.д. Итальянцы даже указали жертву – «Щ-208», но субмарина погибла в августе 1942 года и спустя сорок лет найдена на месте своей гибели в 5 милях юго-западнее острова Змеиный.

    Летом-осенью 1942 года, когда обстановка на фронте складывалась в пользу немцев, часть военно-морских сил держав «Оси» на Черном море, в том числе и итальянские «малютки», планировалось перебазировать на Каспий. С катастрофой немцев под Сталинградом от этих планов пришлось отказаться.

    В августе 1942 года итальянские подводные лодки перебазированы в западную часть Черного моря, где они были включены в систему ПЛО. В конце ноября субмарины поставили на зимовку в Констанце, но уже 2 января 1943 года было принято решение об отзыве всех итальянских военно-морских сил с Черного моря. Так как обратный путь через Балканы был блокирован югославскими партизанами, перебазирование кораблей составляло известную проблему. Тем более, сами немцы были заинтересованы в присутствии кораблей своих союзников в этом регионе. До лета 1943 года итальянцы в каких-либо боевых действиях на Черном море участия не принимали, но после свержения Муссолини 25 июля 1943 года положение резко изменилось. Понимая, что Италия практически выбита из войны, и не желая осложнений с итальянцами, военно-морские силы которых на Черном море базировались на румынские и болгарские порты, немцы в срочном порядке перевели флот своих союзников в Севастополь, откуда пять подводных лодок в течение месяца произвели 21 боевой выход. Активные боевые действия итальянцев сразу отразились на результатах. В ночь на 26 августа в районе мыса Урет «СВ-4» под командованием Армандо Сибиле выпустила две торпеды по подводной лодке «Щ-203». Никто из экипажа советской субмарины не спасся. В 1949 году она была обнаружена на дне, поднята и разделана на металл. Правда сами итальянцы называют своей жертвой «Щ-207», которая благополучно пережила войну.

    8 сентября 1943 года Италия официально вышла из войны. На следующий день итальянские подводные лодки, к тому времени уже вернувшиеся в Констанцу, переданы румынским властям.

    Под румынским контролем теперь уже бывшие итальянские «малютки» участия в боевых действиях не принимали, а 29 августа 1944 года они были захвачены советскими войсками в Констанце. Как и румыны, Советский Союз не нашел применения бывшим итальянским «малюткам». После изучения трофеев, подводные лодки были разделаны на металл.

    В числе советских трофеев в Констанце оказались и две румынские подводные лодки – «Rechinul» и «Marsuinul». Третья румынская подводная лодка – «Delfinul» была захвачена в Сулине.

    Вступив в войну против Советского Союза, Румыния имела всего одну субмарину, постройка которой была заказана в 1929 году в Италии. На момент окончания постройки корабля у румын не было денег на оплату работ, и субмарина вступила в состав итальянского флота. Спустя пять лет необходимая сумма была выделена, и подводная лодка, наконец, подняла румынский флаг. До прибытия подводных сил своих союзников – Германии и Италии, румынская «Delfinul» была единственной субмариной держав «Оси» на Черном море. С началом войны против Советского Союза подводная лодка привлекалась для действий против советского Черноморского флота. Только одним фактом своего существования субмарина являлась сильной головной болью для слабой советской ПЛО, тем более, что советское командование кроме румынских субмарин предполагало наличие на Черном море германских подводных лодок. Впрочем, особыми успехами румыны не блистали. Существует легенда, что, обнаружив линкор «Парижская коммуна», шедший без охранения и подставляющий борт под торпедный залп, командир «Дельфинихи» Корнелиу Лунгу дал команду «Отбой». Изумленному помощнику свои действия он объяснил тем, что атака не имеет смысла, так как никто не поверит, что единственная румынская подводная лодка потопила единственный русский линкор на Черном море. Несколько раз румыны имели контакты с советскими подводными лодками, но каждый раз встречи оканчивались благополучно для обеих сторон. Единственную торпедную атаку «Delfinul» произвела 5 ноября 1941 года у южного побережья Крыма. Командир румынской субмарины Костаческу доложил о потоплении судна водоизмещением 12.000 тонн. На самом деле танкер «Кремль» (7.661 брт), получивший торпеду в правый борт выдержал попадание, и благодаря действиям экипажа во главе с капитаном Г.Т.Яковлевым прибыл в Туапсе.

    В 1943 году «Delfinul» встала на ремонт. Вместо нее румыны ввели в строй две новые подлодки, построенные на отечественных верфях. Впрочем, как и «Delfinul», вновь введенные в строй субмарины ничем себя не проявили. Уже 5 сентября 1944 года трофейные подводные лодки подняли советский военно-морской флаг. Впрочем, война на Черном море уже окончилась, и принять участие в боевых действиях на стороне СССР субмаринам не пришлось.

    Уже в ноябре 1945 года СССР вернул Румынии «Delfinul», получившую в советском флоте обозначение «ТС-3». Подводная лодка не представляла для советских специалистов никакого интереса, а Румыния уже к тому времени рассматривалась как потенциальный член «Восточного блока». После списания подводной лодки на слом ее главные механизмы стали частью экспозиции морского музея в Констанце. В 1951 году Социалистической Республике Румыния была передана «Rechinul», носившая в советском флоте обозначение «ТС-1». Третья подводная лодка, серьезно пострадавшая от взрыва собственных торпед в порту Поти 20 февраля 1945 года была сдана на слом в СССР в 1950 году.

    1945 год принес новые трофеи. 30 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта взяли Данциг. Здесь, на стапелях завода «Schichau» были обнаружены корпуса двадцати новейших подводных лодок XXI серии (U-3538 – U-3557). Еще для 14 субмарин (U-3558 – U-3571) были заготовлены секции. Летом 1945 года корпуса недостроенных подводных лодок были спущены на воду и переведены в Советский Союз. Первые 13 субмарин включили в состав флота уже 13 апреля 1945 года. Оставшиеся семь – 12 февраля 1946. В советском флоте все они получили обозначения «ТС-5» - «ТС-13», «ТС-15», «ТС-17» - «ТС-19», «ТС-32» - «ТС-38» В марте 1947 года «ТС-5» - «ТС-12» получили обозначения «Р-1» - «Р-8». Часть подлодок имела достаточно высокую степень готовности, (так, например, «U-3538» - 75%), поэтому субмарины предполагалось достроить по проекту 614 с заменой недостающего немецкого оборудования комплектующими отечественного производства. Работы над проектом вело ленинградское СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова, а затем П.С.Савинова. Под давлением бывших союзников по антигитлеровской коалиции от планов достройки трофейных лодок пришлось отказаться. Находящиеся в наиболее высокой степени готовности «Р-1», «Р-2» и «Р-3» (бывшие германские «U-3538», «U-3539», «U-3540») 8 марта 1947 года были затоплены в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна, остальные подводные лодки сданы на разборку в 1947-1948 году.

    10 февраля 1945 года на судоверфи «Schichau» в Эльбинге наступающими частями Красной Армии были захвачены 166 сверхмалых подводных лодок «Seehund» XXVII-В серии, находящиеся в различной стадии постройки. Наиболее готовые из них – 16 единиц, немцы успели взорвать. (По немецким данным в постройке находилось 56 подводных лодок, очевидно, разница объясняется тем, что для остальных кораблей были лишь заготовлены материалы; ведь верфь получила заказ на постройку 500 единиц, когда как флоту были сданы лишь 144 подводных лодки). Послевоенная судьба этих субмарин неизвестна. В состав советского флота они включены не были и, очевидно, после изучения были разобраны на месте.

    В число советских трофеев можно включить и «U-78» VII–C серии. Подводная лодка была принята Кригсмарине 15 февраля 1941 года, несмотря на то, что была вооружена всего двумя торпедными аппаратами. Как полноценная боевая единица она никогда не использовалась, и до марта 1945 на ней обучался личный состав 22-й флотилии в Готенхафене. В конце войны субмарину переквалифицировали в плавучую зарядовую станцию, но вооружение подводной лодке сохранили. Формально состоя в 4-й флотилии, новоиспеченная ПЗС находилась в Пиллау. В ходе боев за город 18 апреля 1945 года корабль был потоплен огнем 2-й батареи 523-го корпусного артиллерийского полка из состава 11-й Гвардейской армии войск 3-го Белорусского фронта прямо у причала Морвокзала. Это единственный случай гибели подводной лодки от огня береговой артиллерии. Несомненно, что после окончания войны корпус подводной лодки был поднят, но корабль для советской стороны никакого интереса не представлял, и подводная лодка была сдана на разборку.

    В качестве деятельности по сбору трофеев в побежденной Германии стоит упоминания деятельность так называемого «Бюро Антипина». Как известно, в Германии конструкторским бюро под руководством Г. Вальтера велась активная разработка проекта подводных лодок с парогазотурбинной установкой (ПГТУ). Построенная в 1940 году опытовая подводная лодка «V-80» на испытаниях впервые в истории подводного флота достигла фантастической по тем временам скорости 28,1 уз. В годы войны в Германии, несмотря на нехватку материалов и рабочей силы, работы по ПГТУ продолжались. В 1942 году немцы сумели построить четыре таких субмарины – «U-792» и «U-793» по проекту Wa201 и «U-794» и «U-795» по проекту WK202, получивших общее обозначение XVII серия. К 1944 году эти корабли прошли комплекс разнообразных испытаний. К концу войны руководство Рейха приняло решение об их массовом строительстве. Планировалось к середине 1945 года построить 108 субмарин XVII серии, но в результате свет увидели только три корабля – «U-1405», «U-1406» и «U-1407». Разработки проектов подводных лодок с ПГТУ велись в Германии вплоть до подписания акта о капитуляции. В конце войны все субмарины с ПГТУ были затоплены своими экипажами. Англичанам удалось найти и поднять две подводные лодки – «U-1406» и «U-1407», одну из которых они передали американцам. В августе 1945 года группу советских инженеров-кораблестроителей переодев в военную форму, отправили в Германию для «технической разведки». К тому времени в советскую оккупационную зону перебежал от американцев сотрудник бюро Вальтера доктор Статешный. С его помощью советские специалисты «Бюро Антипина» восстановили всю проектную документацию германских подводных лодок с ПГТУ. На основании этой документации и тех технических образцов, которые удалось отыскать в советской зоне оккупации Германии сотрудниками «технической разведки», в СССР силами специально созданного КБ-143 разработан проект 617 и построена подводная лодка «С-99».

III. Подводные лодки переданные ВМФ СССР по репарациям от Германии и Италии.



    Вопрос о разделе флотов Держав Оси странами-победительницами встал задолго до окончания войны. 3 сентября 1943 года стало известно о разрыве Италии с «Державами Оси» и подписании перемирия. Часть итальянского флота попала в руки союзников. На конференции министров иностранных дел СССР, Великобритании и США, проходящей в Москве в накануне встречи «Большой Тройки» в Тегеране, Советский Союз заявил свои права на треть итальянского флота, находящегося в руках союзников. Советская делегация предложила выделить в ее распоряжение линкор, крейсер, 8 эсминцев и 4 подлодки. В ходе встречи глав Трех Держав в Тегеране в конце ноября – начале декабря 1943 года советская сторона вновь подняла этот вопрос, добавив при этом, что если по каким-либо соображениям итальянские корабли невозможно передать в собственность СССР сейчас, то Советский Союз согласен принять их во временное пользование с тем, чтобы после войны вернуть корабли в распоряжение Объединенных Наций.

    7 февраля 1944 года вопрос о передаче кораблей был окончательно решен. Союзники, не желая настраивать против себя итальянцев, решили временно передать в распоряжение СССР свои корабли. Соединенные Штаты выделили для передачи Советскому Союзу легкий крейсер «Milwaukee» (1923 года постройки), получивший в советском флоте имя «Мурманск», англичане – линейный корабль «Royal Sovereign» (в ВМФ СССР – «Архангельск», 1916 года постройки) и 9 эсминцев, которые англичане сами приобрели у американцев в 1940 году. Кроме того, в счет раздела итальянского флота ВМФ СССР были переданы 4 английские подводные лодки.

    30 мая 1944 года субмарины были приняты советскими экипажами. На кораблях был поднят советский военно-морской флаг. Для передачи советскому флоту англичане выделили подводную лодку «Sunfish», относящуюся к лодкам типа «S», а так же три субмарины типа «U» - «Unbroken», «Unison» и «Ursula». В ВМФ СССР новые субмарины получили обозначения «В-1»…«В-4». 27-28 июля 1944 года подводные лодки начали переход из Англии в Советский Союз. Для трех субмарин переход в Полярный прошел без особых происшествий. Одна из подводных лодок к месту назначения так и не прибыла. Обстоятельства, время и место гибели подводной лодки «В-1» под командованием Героя Советского Союза И.И.Фисановича до сих пор точно неизвестны.

    Переданные советскому флоту английские подводные лодки типа «U» достаточно хорошо зарекомендовали себя в ходе военных действий. Их проектирование осуществлялось англичанами в 1935-1938 годах. Первоначально подводные лодки данного типа проектировались как учебные корабли, поэтому специфика их предназначения повлекла за собой некоторые особенности, в частности первоначально на них не предусматривалась установка какого-либо вооружения, и только в процессе разработки проекта было решено установить на субмарины шесть 533-мм торпедных аппаратов. Уже после закладки первых подводных лодок было принято решение об установке на кораблях данного типа палубного 76-мм орудия.

    В процессе ходовых и мореходных испытаний выяснилось, что проект оказался довольно удачным. В условиях военного времени надежность подводных лодок типа «U» при довольно несложной конструкции, быстроты постройки и невысокой стоимости (в среднем 202.000?) великолепно подходили для крупносерийного строительства. По чрезвычайным кораблестроительным программам военного времени Адмиралтейством заказано 68 подводных лодок типа «U», однако в строй вступили только 34 корабля, из которых в ходе войны было потеряно 18 единиц. Заказы на остальные корабли были отменены. Подводные лодки строились фирмой «Vickers-Armstrong» на судоверфях Барроу-ин-Фёрнесс и Тайне двумя сериями. Вторая группа несущественно отличалась от первой.

    Из переданных Советскому Союзу подводных лодок «Ursula» относилась к первой серии, состоящей из 15 единиц, а «Unbroken» и «Unison» - ко второй (34 корабля).

    В ходе боевого применения субмарины типа «U» имели весьма крупные успехи. Особенно заметны подводные лодки 10-й флотилии, действовавшие на Средиземном море, где англичане вели ожесточенную борьбу за срыв снабжения Африканского корпуса Роммеля, который полностью зависел от свежих поставок топлива и техники. Поэтому борьба на морских коммуникациях приобрела здесь в то время для Великобитании решающий характер.

    Среди подводных лодок типа «U», добившихся особенных успехов, можно выделить «Upholder», (командир Кавалер Креста Виктории капитан-лейтенант Малькольм Дэвид Ванклин). За свою недолгую, но активную карьеру (25 походов) подводная лодка пустила на дно 12 судов Стран Оси, общим тоннажем 91.036 брт, в том числе лайнер «Conte Roso» (17.879 брт), на котором погибло около 1.300 военнослужащих, лайнеры «Neptunia» и «Oceania» (оба 18 сентября 1941), унесших жизни 384 человек. Кроме того, субмариной поврежден итальянский легкий крейсер «Giuseppe Garibaldi», потоплены эсминец «Libeccio» (21 сентября 1941), подводные лодки «Ammiraglio Saint-Bon» (5 января 1942) и «Tricheko» (18 марта 1942). Среди наиболее удачливых можно выделить подводные лодки «Unruffled» (16 судов противника тоннажем 39.574 брт), «Utmost» (6 транспортов общим водоизмещением 21.722 брт), «Una» (6 транспортных судов суммарным водоизмещением 21.312 брт), «Ultor», которая пустила на дно 8 судов противника (21.228 брт), а так же итальянский миноносец «Lince» (28.08.1943.), и «Umbra» (командир лейтенант Мэйдон) - 8 транспортных судов общим тоннажем 20.793 брт, в том числе транспорт «Barbaro», вместе с которым на дно ушли 21 танк, 151 автомобиль, 1.217 тонн боеприпасов, 547 тонн бензина. Кроме того, «Umbra» добила тяжело поврежденный авиацией итальянский тяжелый крейсер «Trento» (16 июня 1942).

    До передачи Советскому Союзу «Unison» успела пустить на дно 7 транспортов противника общим водоизмещением 16.058 брт, «Ursula» потопила 4 судна (11.142 брт), а так же германский эскортный корабль «F-9» (14 декабря 1939) и корабль ПЛО «V-135». Результаты боевой деятельности «Unbroken» выглядят наиболее скромно – 1 судно (379 брт).

    В начале августа 1944 года подводные лодки прибыли в Полярный и включены в состав Северного флота. К тому времени активные военные действия на Севере практически подошли к концу. Тем не менее, бывшие английские субмарины в составе советского флота успели сделать 6 боевых походов общей продолжительностью 40 суток. Результатом их боевой деятельности стало уничтожение двух кораблей противника, и, возможно, еще одного транспортного судна и одного корабля.

    Нужно отметить, что в годы войны британские подводные лодки типа «U» служили не только в составе советского флота. Флот Свободной Франции пополнился подводной лодкой «Vox», получившей у французов имя «Curie». Под норвежским флагом против нацизма воевали подводные лодки «Uredd» и «Ula» (в составе английского флота «P-41» и «Varne»). «P-47», переименованная в «Dolfin», была передана Нидерландам. Польский флот пополнился подводными лодками «Sokol» и «Dzik» (у англичан «Urchin» и «P-52»). Уже после окончания войны Греции достались «Untiring» и «Upstart», переименованные в «Amfitriti» и «Xifias». Бывшая польская «Dzik», после возвращения к своим прежним хозяевам в 1946 году, вновь сменила флаг, став датской «Springeren».

    После окончания войны вопрос о разделе итальянского флота длительное время не был решен. Только в 1949 году Советский Союз вернул Великобритании и США полученные ранее корабли, взамен приняв линкор «Giulio Cesare» (в советском флоте «Новороссийск»), крейсер «Emanuele Filiberto Duca D'Aosta» («Керчь») и 5 эсминцев. В этот список вошли и 2 подводные лодки, ранее принадлежавшие Италии – «Marea» (типа «Flutto» I серии) и «Nichelio» (типа «Acciaio»). 6 февраля 1949 года подлодки, к тому времени имевшие обозначения «Z-13» и «Z-14», были приняты советскими экипажами в албанском порту Виена. После прихода в Севастополь подводные лодки были включены в состав советского Черноморского флота под обозначениями «С-41» и «С-42» и активно использовались до 1956 года.

    Вопрос о разделе флота побежденной Германии решался в июне 1945 года на Потсдамской конференции союзников. Разделу подлежали более 500 боевых кораблей. В их число входили три десятка подводных лодок последних серий. Кроме того, в списках по разделу находились 1.339 вспомогательных судов различного назначения. Корабли, которые попали в руки союзников недостроенными или в поврежденном виде разделу не подлежали, и согласно договоренностям, должны быть затоплены. Так советской стороне пришлось затопить недостроенные авианосец «Graf Zeppelin», тяжелый крейсер «Seydlitz» и поврежденный «карманный» линкор «Lutzow». В этот список так же так же попали два десятка подводных лодок XXI серии захваченных советскими войсками в Данциге. Процедура раздела проходила путем жребьевки. В цилиндр поместили свернутые бумажки с названиями кораблей, а представители союзных держав по очереди доставали эти бумажки. Интересы СССР представлял адмирал Г.И.Левченко. Из крупных боевых кораблей в счет репараций от Германии Советскому Союзу достался легкий крейсер «Nurnberg» (в советском флоте «Адмирал Макаров»), 11 эсминцев и миноносцев, 10 подводных лодок. В течение октября – ноября 1945 года субмарины прибыли в Лиепаю. В состав ВМФ СССР вошли 4 «семерки» («U-1057», «U-1058», «U-1064» и «U-1305», в советском флоте «Н-22»…«Н-25», затем «С-81»…«С-84») и одна «девятка» («U-1231», в советском флоте «Н-26», затем «Б-26»), которые после подъема и изучения «U-250» особого интереса для советских военно-морских специалистов не представляли. Наоборот, вошедшие в состав советского флота 5 новейших «электролодок» XXI и XXIII серий («U-3515», «U-2529», «U-3035», «U-3041» и «U-2353», в советском флоте «Н-27»…«Н-31»), подверглись тщательному изучению как военных моряков, так и кораблестроителей.

    История создания «электролодок» достаточно интересна. Весной 1943 года, когда стало ясно, что Германия проиграла битву за Атлантику, одним из специалистов конструкторского бюро Г.Вальтера Г. Хеепом и офицером конструкторского управления Кригсмарине Х.Эльфеном было предложено создать на базе скоростной парогазотурбинной лодки XVIII серии принципиально новой субмарины, особенностью которой являлось бы применение мощных электродвигателей и аккумуляторных батарей с втрое увеличенным количеством групп элементов. Так как работа над парогазотурбинными установками затянулась и нуждалась в длительной отработке, командование Кригсмарине, прекрасно понимая, что для перелома положения в Атлантике нужен принципиально новый корабль, приняло этот вариант. Особенностью нового корабля стала энергетическая установка. Кроме того, в проект были заложено все лучшее, что наработали немецкие конструкторы за последнее время. Несмотря на прекращение работ по подводным лодкам XVIII серии, Г.Вальтер благожелательно отнесся к проекту коллег, предложив к нему несколько своих разработок.

    Главная «изюминка» подводной лодки – ее электроэнергетическая установка. Она должна была, по расчетам проектантов, обеспечивать ей подводную скорость до 18 узлов. Это позволяло ей бороться с конвоями не всплывая на поверхность ни для сближения с целью, ни для атаки. Применение самонаводящихся торпед увеличивало шансы на успех, а наличие гидролокатора позволяло подводной лодке атаковать по данным гидроакустики не всплывая под перископ для визуального контакта с противником. Использование передовых технологий того времени позволяло увеличить глубину погружения до 200 метров. Выступающие части подводной лодки сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге значительно улучшились гидродинамические характеристики корабля. Шнорхель позволял подводной лодке резко сократить свою радиолокационную заметность при зарядке батарей или при ходе в подводном положении под дизелями.

    19 июля 1943 года материалы проекта «электролодки», получившего шифр «XXI серия», был одобрен гросс-адмиралом К.Деницем и его штабом. Принятая в июле 1943 года программа кораблестроения Германии, расчитаная на период до 1945 года предусматривала с середины 1944 года ежемесячное строительство 40 подводных лодок. При этом на шести верфях предполагалась постройка 102 «электролодок» XXI серии при сдаче первых кораблей к ноябрю 1944 года.

    За дело взялся один из самых талантливых организаторов III Рейха министр вооружений Альберт Шпеер. К тому времени ресурсы Германии были уже весьма ограничены, и промышленность работала с колоссальным напряжением. Шпеер принял весьма нестандартное решение – назначил главой кораблестроительного комитета человека до этого не связанного с кораблестроением. Им стал генеральный директор завода по производству пожарных автомобилей «Magirus Werke» Отто Меркер. Он предложил использовать знакомые ему методы производства в автомобилестроении, чтобы верфь являлась сборочным производством из готовых секций, которые поставляются предприятиями-смежниками расположенными внутри страны. Каждое такое предприятие было ответственно за сборку и своевременную поставку только одного рода блоков. Таким образом, весь технологический цикл делился на три стадии: изготовление «голых» секций; монтаж в них оборудования и испытание отдельно установленных механизмов; сборка подводной лодки из готовых блоков.

    Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в проекте, в сентябре 1943 года было создано конструкторское бюро «Ingenieurburo Gluckauf» во главе с Х.Эльфкеном. К началу декабря 1943 года бюро, в котором по 12 часов в день при трех выходных в месяц работало 1.200 человек, завершило разработку проектных материалов, выпустив 18.400 рабочих чертежей.

    Разработанный график отводил на постройку одной подводной лодки 176 дней. Окончательную сборку должны были осуществлять три верфи: «Bloom und Fo?» в Гамбурге, «Deschimag AG Weser» в Бремене и «Schichau» в Данциге. Технология, предложенная О.Меркером позволила примерно на треть сократить трудоемкость строительства подводных лодок при стоимости работ 5,75 млн. марок за корабль.

    19 апреля 1944 года в Данциге отметили 55-летие фюрера, спустив на воду первую «электролодку» «U-3501». В июле она была передана флоту. В Гамбурге первая «электролодка» была сдана на месяц раньше – 15 июня.

    Благодаря бомбардировкам союзников намеченный график строительства новых подводных лодок выдержать не удалось. Пытаясь оградить сборку субмарин от бомбежек, в Бремене сборочная база была переведена в железобетонные укрытия-убежища, но в марте 1945 года союзники двумя 10-тонными бомбами остановили и это производство. Все же, несмотря на тяжесть обстановки, Германия сумела построить 119 (по другим данным 126 подводных лодок XXI серии).

    Как и любое дело, сделаное в «пожарном порядке», проект имел ряд недостатков, которые обнаружились только в процессе испытаний первых подводных лодок. Несмотря на это экипажи активно осваивали субмарины, но к концу войны в боеготовое состояние была приведена только «U-2511». К началу мая 1945 года курс боевой подготовки должны были завершить еще 12 подводных лодок XXI серии, но 4 мая Дениц, ставший к тому времени переемником Гитлера дал приказ о прекращении подводной войны. Все подводные лодки Германии, находящиеся в море должны были возвратиться в базу. Вышедшая в боевой поход «U-2511» (командир кавалер Рыцарского Креста с дубовыми листьями Адальберт Шнее, механик кавалер Рыцарского Креста с дубовыми листьями и мечами Рейнхард Зурен) 4 мая в районе Фарерских островов обнаружила британский крейсер в охранении эсминца. Проведя имитацию атаки, Шнее не стал пускать торпеды и, незамеченный противником, удалился. Встречу с противником имела и «U-3008» (командир Хельмут Мансек), направляющаяся из Вильгельмсхафена в одну из норвежских баз. Так же, как и подводная лодка Шнее, «U-3008» атаковать не стала.

    После подписания акта о капитуляции Германии Дениц отдал приказ немецким подводникам не топить свои корабли, однако, посчитав, что он действует под давлением союзников, часть командиров подводных лодок предпочла не подчиниться своему главнокомандующему. Около 90 подводных лодок XXI серии были затоплены своими экипажами, часть субмарин погибла несколькими днями раньше от действий союзной авиации при попытке прорваться через Датские проливы в Норвегию. Перед странами антигитлеровской коалиции капитулировали лишь 17 «электролодок» XXI серии.

    Как и на Западе, так и в СССР, прекрасно понимали, какие корабли попали к ним в руки. Как и знаменитый «Dreadnougt», одним своим появлением сделавшим ненужной грудой металла целые эскадры броненосцев, так и германские «электоролодки» стали тем фактом, давшим основанием отправить на металлолом подводные лодки военной поры всех стран.

    Поделив «электролодки» между собой, теперь уже бывшие союзники приступили к их тщательному изучению. В результате чего в США приступили к программе GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power), в рамках которой все подводные лодки постройки военных и довоенных лет, которые остались в строю, были существенно модернизированы до германских стандартов. Появившиеся в годы «холодной войны» подводные лодки типа «Tang» и «Darter» были непосредственным развитием лодок XXI серии. Только создание атомного подводного флота и запрет в 1959 году строительства дизель-электрических подводных лодок в США пресекло эту ветвь развития.

    Великобритания так же серьезно отнеслась к германскому опыту. Подводные лодки типа «Porpoise» и «Oberon» яркое тому подтверждение. После изучения германских субмарин часть подводных лодок Великобритания передала Франции, где бывшая немецкая подводная лодка под именем «Roland Morillot» (бывшая «U-2518») служила до 1968 года.

    Приступая к возрождению подводного флота ФРГ немцы в 1957 в районе Фленсбурга подняли «U-2540». После ремонта и переоборудования подводная лодка вошла в состав флота Западной Германии под именем «Wal». В 1984 году она была установлена в качестве памятника в Музее немецкого мореплавания в Бремерхафене под названием «Wilhelm Bauer».

    В советском флоте прямыми наследниками немецких «электролодок» могут считать себя разработанные ЦКБ-18 субмарины проектов 611 (большие подводные лодки, построено 26 единиц – классификация НАТО «Zulu») и 613 (средние, построено 215 единиц кассификация НАТО «Whiski») – первые советские лодки послевоенного поколения. В проектах было воплощено все лучшее, что советские конструкторы и строители переняли у германских коллег. Позже Советский Союз передал часть подводных лодок 613 проекта Албании, Болгарии, Египту, Индонезии, Польше, Сирии и Китаю. Мало того, в 1954 году решением советского правительства Китайской Народной Республике были переданы рабочие чертежи и техническая документация подводных лодок 613 проекта. По договору первые три субмарины полностью изготовляли советские верфи, а затем секциями они перевозились в Китай, где вновь собирались и испытывались. Вся техническая документация силами советских специалистов была переведена на китайский язык. Они же провели обучение китайского персонала. В деле строительства подводных лодок Советский Союз оказал КНР поддержку не только специалистами. Для подводных лодок из СССР в Китай поставлялись механизмы, оборудование, приборы и вооружение. Первые подводные лодки были построены на шанхайском судостроительном заводе «Дзянань», затем к постройке подключили Учанский завод в Ханькоу.

    19 июля 1943 года при обсуждении подводных лодок XXI серии Карлу Деницу была представлена идея создания малой «электоролодки» прибрежного действия (проект XXIII). Она была представлена Гитлеру, который одобрил создание перспективного оружия в момент, когда германия так остро в нем нуждалась. Энергетическая установка «малюток» строилась на тех же принципах, что и на океанских подлодках XXI серии. Недостатком проекта являлось то, что малое водоизмещение не позволяло лодкам XXIII серии разместить ту массу технологических новинок, что были на океанских субмаринах. Учитывая размеры подводных лодок на них разместили всего две торпеды, что было явно недостаточно. Произведя атаку, субмарина была вынуждена возвращаться в базу для пополнения боезапаса. В августе 1943 года завод «Deutsche Werft» Гамбурге получил заказ на постройку 140 субмарин XXIII сериии. Для «малюток» предполагалось применить тот же метод постройки, что и при строительстве подводных лодок XXI серии. Только в отличие от технологии строительства океанских лодок, секции для субмарин XXIII серии можно было перевозить к месту сборки железнодорожным транспортом.

    90 «малюток» из секций изготовленных в Гамбурге предполагалось собрать на французских и итальянских верфях для действий в Средиземном море. 15 подводных лодок предполагалось собрать в Николаеве и Одессе для операций на Черном море против советского флота. Высадка союзников в Нормандии и весеннее наступление Красной Армии 1944 года оставили эти планы на бумаге.

    Головная подводная лодка XXIII серии должна была вступить в строй в феврале 1944 года, однако, эти планы остались существенно подкорректированы авиацией союзников. Кроме того, уже в ходе строительства лодок выявился серьезный просчет в проектировании – фактическая нагрузка подводной лодки превышала расчетную. Блочный метод проектирования и постройки лодок без особых проблем решил эту задачу. Для компенсации перегрузки в районе носовых помещений врезали секцию «3-А» длиной 2,2 метра, которая в честь шефа бюро «Glukauft», проектировавшего эти подлодки, получила неофициальное название «Эльфкен-секция». 17 апреля ко дню рождения «любимого фюрера» головная подводная лодка XXIII серии была спущена на воду. Ею стала «U-2321». Как это часто бывает, любовь к вождю «вышла боком», и достройка подводной лодки на плаву затянулась. Только 12 июня 1944 года она вступила в строй.

    Постоянные воздушные налеты союзников заставили немцев в сентябре 1944 года перевести сборку «малюток» в железобетонные бункеры-укрытия в районе Киля. В отличие от подводных лодок XXI серии, испытания «малюток» прошли без особых накладок, если не считать катастрофу с «U-2331», которая затонула 10 октября 1944 года у Хелы из-за способности лодки к чрезвычайно быстрому погружению (всего за 14 секунд). Отсутствие на подводных лодках XXIII серии той массы новых приборов, требующих особой подготовки экипажа, которые были на океанских «электролодках», позволило довольно быстро довести корабли до боеготового состояния.

    До конца войны Германия смогла построить 63 подводных лодки XXIII серии, причем последняя «малютка» «U-4714» была спущена на воду 26 апреля 1945 года, когда бои шли уже в Берлине. Простота подводных лодок XXIII серии позволила экипажам достаточно быстро их освоить.

    С февраля 1945 года подводные лодки XXIII серии совершили 10 боевых походов к берегам Британии, потопив 4 судна (7.136 брт). Сами подводники потерь не имели. К подводным лодкам XXIII серии принадлежит последняя победа германского флота во Второй Мировой. 7 мая 1945 года у входа в залив Ферт-оф-Форт «U-2336» (командир Эмиль Клусмаер) одним залпом потопила два судна – норвежское «Sneland I» (1.791 брт) и британское «Avondale Park» (2.878 брт).

    После капитуляции Германии 25 прибрежных «электролодок» попали в руки союзников. При разделе германского флота «U-2353» стала долей СССР, где получила обозначение «Н-31».

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru