К 100-летию
начала Великой войны.
Подводные лодки Германии на Черном море 1915 – 1918 гг.
    Подводные лодки, как новый вид оружия появились на заре XX века. В российском Императорском флоте они были выведены в отдельный класс кораблей только в 1906 году. Несмотря на то, что в то время подлодками обладали флоты всех ведущих мировых держав, мало кто, в том числе и сами подводники, представлял себе их роль в морской войне. В том же зачаточном состоянии были противолодочное вооружение и взгляды на меры борьбы с подводными лодками. Во многом, пионером в решении этих вопросов стала Германия, которая с первых дней Первой мировой начала активную подводную войну.
    В годы Великой войны Черное море, лежащее вдали от мировых коммуникаций, являлось второстепенным театром военных действий, несмотря на то, что военное и политическое господство в этом регионе имело огромный вес. Турция имела флот значительно уступавший русскому Черноморскому флоту, даже несмотря на то, что в его состав вошли два новых, формально ставших турецкими, но по факту оставшихся германскими, корабля. Русский флот тем временем усиливался, а экономически слабая Порта могла выставить против него лишь то, что имела на начало войны. Для турок имела большое значение коммуникация Зонгулдак – Эргели – Босфор, откуда из угледобывающего района завозился уголь в столицу. Отсутствие нормальных дорог позволяло делать это только морем. Тем временем, когда турецкие коммуникации подвергались нарастающему давлению русских, сообщение между портами Новороссии, Крыма и Кавказа, с учетом реалий военного времени, было регулярным и безопасным.
    Как известно, Германия не имеет выхода к черноморским берегам, поэтому у появления немецких подлодок на Черном море есть своя предыстория и некоторые особенности. После того, как с началом войны Тройственный союз превратился в двойственный, а 23 мая 1915 года Италия, предав своих бывших партнеров, выступила на стороне Антанты, объявив войну Австро-Венгрии (но оставаясь нейтральной к Германии), Средиземное море стало ареной боевых действий. Компактный, но вполне боеспособный и хорошо сбалансированный флот Двуединой монархии не имел возможности ведения активных действий на всем театре и ограничился районом Адриатики. К тому же, подводный флот союзника Кайзера составлял всего 6 подлодок, которые, являясь относительно новыми, но в силу стремительно развивающегося технического прогресса уже устаревшими с ограниченным радиусом действия, поэтому не способными повлиять на ситуацию. Германия вошла в положение союзника, пополнив его флот своими подлодками, в коих она сама остро нуждалась. 25 апреля 1915 года из Эмса вышла «U-21» под командованием Отто Херзинга (Otto Hersing), которая через Гибралтар первой из германских подлодок совершила межтеатровый маневр, перейдя с ограниченным запасом топлива из Северного моря в Средиземное. 13 мая она прибыла в Каттаро. Тем временем на этот театр по железной дороге еще до прихода «U-21» прибыли малые подлодки прибрежного действия типов «UB1» и «UC1». Чтобы не осложнять отношения с Италией, все германские подлодки прибывшие на Адриатику подняли флаг Двуединой монархии (что не мешало им, в случае необходимости, поднимать германский флаг), и даже вошли в состав Австро-Венгерского флота (учитывая то, что там было принято наименование подлодок на германский манер, новое литерно-цифорвое обозначение субмарин, во избежание путаницы, не приводится). Это правило распространялось и на подлодки флотилии «Константинополь», действующих на Черном море и Эгейском море.

Подводная лодка типа «UC-1» на железнодорожном транспортере. Антверпен, 1915 г.
    Субмарины прибрежного действия, «головастики», или «швейные машинки Кайзера», как называли немецкие моряки свои подлодки, лучше всего, из того, что имелось, подходили для действий на этом театре. В дальнейшем, попытка немцев использовать здесь большие подлодки, несмотря на достигнутые ими успехи, не дала того эффекта, как их действия на Средиземноморье.
    Главным недостатком, так и достоинством, немецких малых подводных лодок было то, что они, по сути, являлись «мобилизационным проектом». Например, на проектировку субмарин типа «UC1» ушло всего 6 месяцев, а на стадии строительства от закладки до спуска на воду требовалось 3-4 месяца, плюс до окончательного ввода корабля в строй еще 3-4 недели. Немаловажным фактом являлась стоимость. Если предвоенные крейсерские лодки обходились казне в 3,5 млн марок, то «головастик» всего порядка 700 тыс. «Малютки», являясь подлодками береговой обороны, имели ограниченный радиус действия. Вооружение подлодок типа «UB1» состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов (без запаса торпед), а из артиллерии, лишь один пулемет. Корабли типа «UC1», будучи подводными минными заградителями, не несли, кроме мин, никакого вооружения. Минное устройство субмарин представляло собой шесть наклонных шахт на 12 мин, которые доставлялись к месту постановки «мокрым» способом и ставились методом «под себя», что было не безопасно для самого минного заградителя. Подлодки имели одновальную энергетическую установку, (что в случае выхода из строя двигателя лишало корабль хода), малую скорость и плохую маневренность. Зато их легко можно было перевезти с одного театра военных действий на другой по железной дороге (вероятно, здесь немцы использовали русский опыт переброски подводных лодок по железной дороге в ходе Русско-японской войны). Корпус корабля разбирался на три части, и на четырех платформах (четвертую занимал ходовой мостик и ограждение рубки) перевозился к мету нового базирования. Сборка такого «конструктора» не занимала много времени. К тому же, малый экипаж, в котором офицеры и матросы одинаково несли все тяготы и лишения службы, сплачивало людей, давая возможность командирам знать, чего ждать от того или иного члена экипажа в боевой обстановке.
    Первой в составе «флотилии Константинополь» предстояло стать «UB-3», но в конце мая 1915 года подлодка пропала без вести на переходе. Первыми в начале июня в Стамбуле появилась «UB-8» под командованием Эрнста фон Фойгта (Ernst von Voigt), а на следующий день, 5 июня туда прибыла «U-21» (последняя на Черном море не появлялась, действуя по ту сторону Дарданелл). Переход подводных лодок не стал простым перебазированием. В пути они провели ряд атак против кораблей Антанты блокирующих Дарданеллы. «U-21» 25 мая потопила линкор «Triumph», вслед за ним спустя два дня отправился на дно линкор «Majestic». «UB-8» 30 мая уничтожила у Мудроса довольно крупный пароход «Merion» (19380 брт), который был закамуфлирован под линейный крейсер «Tiger».
    27 июня в Стамбул прибыла «UB-7» под командованием Вильгельма Вернера (Wilhelm Werner), а 7 июля из Полы вышла «UC-15», Альбрехта фон Девица (Albrecht von Dewitz). Вместо мин в шахты подлодки было загружено 30 тонн военного имущества, в основном, капсули, в которых турки испытывали острую нужду. Разгрузившись в заливе Кос на малоазийском берегу, подлодка задержалась там до 9 августа. Из-за разрядки аккумуляторов и неисправности дизеля она не могла продолжать движение. Только с помощью подошедшей 24 июля «UB-14», обер-лейтенанта Хейно фон Хаймбурга (Heino von Heimburg) удалось с помощью телефонного кабеля от спасательного буя зарядить батарею, а после того, как прибыли запчасти к дизелю, субмарина продолжила дальнейший путь, прибыв в Стамбул 18 августа. Последней в 1915 году в Стамбул прибыла «UC-13» (6 сентября) под командованием Йоганеса Кирхнера (Johannes Kirchner). Тем временем немецкие подлодки флотилии Константинополь действовали против сил Антанты в Эгейском море у Дарданелл и в Мраморном море. Подводным минным заградителям в этой борьбе места не нашлось, для них не было мин, которые тоже пришлось доставлять из Германии. К тому же, после транспортного рейса «UC-15» ее минное устройство пришлось приводить в боеспособное состояние, на что, учитывая слабые возможности турецкой базы, тоже требовалось время.

Подводная лодка «UB-14», Черное море, лето 1918 г.
    Первой из германских подводных лодок пробный поход в Черное море сделала «UB-7». 5 июля она вышла к устью Дуная, 13-16 июля субмарина была в Зонгулдаке, где не смогла воспрепятствовать обстрелу порта эсминцами «Дерзкий», «Пронзительный» и «Беспокойный», а 22 июля подлодка вернулась в базу. 8 августа русская подводная лодка «Морж» (командир В. Погорецкий) на подходах к Босфору обнаружила сразу две неприятельские субмарины (вероятно, «UB-7» и «UC-14»), но не сумела атаковать их.
    По настоящему боевые выходы германских субмарин в Черное море относятся к сентябрю. Первый же патруль «UB-8» к южному берегу Крыма отмечен уничтожением 9 сентября у Аю-Даг трех шхун: «Сотрудник» (102 брт), «Покорный» (121 брт) и «Благодетель» (85 брт). 11 сентября у Феодосии к ним прибавилась шхуна «Мелитина» (108 брт). Причем, при потоплении последней, командир немецкой подлодки Эрнст фон Фойгт позаботился об экипаже уничтоженного судна, отбуксировав шлюпку с людьми ближе к берегу, при этом сама подлодка попала под огонь береговых батарей. В этот же день субмарина обстреляла артиллерийским огнем торпедо-пристрелочную станцию у Киик-Атлама.
    Нужно отметить, что подводная война у черноморских берегов, в основном, не сопровождалась теми эксцессами, которые происходили при блокаде Англии или в Средиземном море и, в основном, велась по нормам Призового права. Те случаи, когда командиры подлодок переходили границу между правилами ведения войны и военным преступлением были, скорее исключением.
    Вышедшая 6 сентября к Одессе «UB-7» так же отличилась, потопив 15 сентября следующий в составе конвоя под охраной двух тральщиков британский (находящийся в русском фрахте как «Транспорт № 46») пароход «Patagonia» (6011 брт). Нужно отметить, что в то время из средств противолодочной обороны русский флот мог выставить против немецких субмарин только остроту глаз и внимательность вахтенных, которые должны были вовремя заметить перископ подлодки или, в пиковой ситуации, торпедный след.

«Транспорт № 46» («Patagonia»), потопленный ПЛ «UB-7» 15 сентября 1915 г.
    3 октября для действий в Черное море вышла «UB-14». 7 октября у Севастополя подлодка остановила и потопила подрывными патронами пароход «Катя» (474 брт), а на следующий день бельгийский (в русском фрахте) танкер «Apscheron» (1850 брт). К тому времени как подлодка вернулась в Стамбул, 14 октября Болгария, несмотря на дипломатические усилия стран Антанты, вступила в войну на стороне Тройственного союза, изменив положение на театре военных действий. Еще накануне немцы выбрали неподалеку от Варны, в Евксинограде, место для базирования своих подлодок. Новая база была хороша уже тем, что приближала имеющий ограниченный радиус действия немецкие подлодки к месту боевых действий и избавляла их от форсирования сложного как в навигационном отношении, так и в отношении минной опасности, Босфора.
    21 октября корабли русского флота впервые обстреляли Варну. «UB-7» и «UB-8» провели несколько выходов на подходы к базе, но сблизиться с противником для проведения атаки удалось только «UB-7». 27 октября она безуспешно выпустила торпеду по линкору «Пантелеймон». Несмотря на то, что атака подлодки не привела к успеху, действия русских кораблей в этом районе временно прекратились.
    Последней в 1915 году на черноморские коммуникации вышла «UC-13». На подводной лодке, из-за отсутствия мин оставшейся без оружия, установили нештатное трофейное английское 57-мм орудие, чего, как показали действия подлодки, было достаточно. 21 ноября субмарина появилась у Туапсе. Немецкие подводники лишний раз продемонстрировали неготовность местной береговой обороны, поприветствовав жителей города криками и взмахами рук. Уже на следующий день, подлодка у мыса Кадош потопила шхуны «Украйна» (127 брт) и «Маруся-Рая» (158 брт), а так же заставила выброситься на отмель пароход «Ростов» («Транспорт № 57», 1280 брт, позже был введен в строй). Еще два парусника было уничтожено у Сочи в ночь на 23 ноября. Уже на обратном пути в базу подлодка попала в сильный шторм, и была выброшена волнами на берег в устье реки Мелен у мыса Кефкен. Все попытки снятся с мели самостоятельно, ни к чему не привели. Тогда в ожидании помощи подлодку замаскировали, прикрыв брезентом, чтобы с моря она смотрелась как небольшой песчаный холм. Хитрость не помогла. Вскоре, получив показания от пленных, снятых с одного из потопленных турецких угольщиков, эсминцы «Счастливый» и «Пронзительный» обстреляли подлодку, добившись четырех прямых попаданий. В январе 1916 года эсминцы «Громкий» и «Пылкий» повторили обстрел, окончательно превратив подлодку в груду металлолома.
    Подводя итоги действий немецких подводников на Черном море в кампанию 1915 года, нужно отметить, что, несмотря на достигнутые успехи, их результат, особенно на фоне их фландрских и средиземноморских коллег, выглядит более чем скромно. Всего потоплено три крупных судна и 8 мелких единиц, суммарное водоизмещение которых (без двух последних) составляет 10 316 брт. Появление нового оружия у противника никак не сократило русский грузооборот. Несмотря на потери, суда продолжали рейсы, часто в одиночку и без охранения. Лишь в конце ноября – декабре 1915 года русские перевозки морем были временно прекращены, но это произошло, в большей части, из-за переоценки возможностей противника. С другой стороны, ослабление давления из-за подводной угрозы русскими надводными кораблями на турецкие коммуникации, дало время туркам временно «перевести дух».
    Потеряв «UC-13», в начале 1916 года немцы на Черном море формально лишились еще одной подлодки. Дело в том, что болгары тоже желали обзавестись подводным флотом, и даже готовили для этого кадры. Часть их специалистов стажировалась на германских подлодках, часть, до тех пор, пока Болгария не вступила в войну на стороне Центральных держав – на русских (в ноябре 1915 года на балтийской «Акуле» вместе с русским экипажем пропал без вести болгарский стажер Стефан Калчев). Выбор для продажи болгарам пал на подводную лодку «UB-8». С середины января экипаж подлодки готовил корабль к очередной (уже третьей) смене флага. 25 мая 1916 года субмарина, получившая новое наименование «Подводник № 18» вступила в строй болгарского флота. Неизвестно, откуда болгары взяли такой порядковый номер для своей первой субмарины. За всю историю болгарских ВМФ в его строю состояло всего десять подлодок. Впрочем, последняя из них, «Слава» (пр. 633), носила тактический номер «84». Под болгарским контролем подводная лодка провела ряд выходов, и даже атаковала группу русских кораблей у берегов Добруджи 10 октября 1916 года. После выхода Болгарии из войны корабль достался французам, которые разобрали его на металл.

Подводная лодка «UB-8» (1), ставшая болгарской «Подводник № 18» (2, 3).
    Тем временем, подводная война на Черном море продолжалась. 4 февраля 1916 года у мыса Кара-бурун «UB-7» выпустила торпеду по эсминцу «Счастливый», после чего была контратакована. К счастью для обеих сторон, потерь не было. 6 февраля при отражении рейда на Зонгулдак 1-й маневренной группы, ядром которой являлся линкор «Императрица Мария», «UB-7» сумела занять выгодную позицию и выпустить торпеду по гидроавиатранспорту «Император Александр I», которая попала в поплавок взлетающего аэроплана, и, не взорвавшись, затонула. В ответ перископ подлодки был подвергнут обстрелу ныряющими снарядами, что лишило ее возможности повторить атаку.
    С начала марта у немцев наконец-то появилась возможность использовать минные заградители по прямому назначению; из Германии прибыли мины. Первые постановка была произведена «UC-15» у мыса Херонес 24 марта. Едва прибыв в базу, подлодка загрузила еще одну партию мин, которые выставила у Севастополя 1 апреля. Несмотря на предварительную разведку, эти постановки стали безрезультатными. Первый успех выпал на третье минное поле, которое «UC-15» выставила 25 апреля. После тщательной доразведки субмарина выставила 12 мин поперек Инкерманского створа после того, как тральщики, выводя 1-ю маневренную группу с линкором «Императрица Мария», протралили и обвеховали фарватер. На обратном пути сопровождавший линкор эсминец «Живучий» подорвался и быстро затонул, унеся с собой 48 моряков. Это событие можно было бы отнести на превратности войны, если бы на вытраленых после гибели корабля минах красным суриком по-болгарски не было написано «С Рождеством Христовым» (православная Пасха приходилась на 23 апреля по Новому стилю). Этот факт вызвал возмущение не только в России, он и других православных странах, в том числе и в Болгарии. Таким образом, подставив болгар, немцы сумели скрыть присутствие своих подводных минных заградителей на Черном море. Русское командование, посчитав, что мины были незаметно выставлены с какого-либо небольшого судна, до конца войны не подозревало о присутствии подлодок типа «UC» на театре.

Эсминец «Живучий», и его гибель на мине «UC-15» 25 апреля 1916 г.
    Возвращаясь в базу «UC-15» юго-западнее Херсонеса остановила и потопила подрывными патронами шхуну «Св Георгий Победоносец» (112 брт), причем подводники изрядно блефовали, принудив судно лечь в дрейф только с помощью стрелкового оружия. Вернувшись в Стамбул и пополнив боезапас, субмарина 28 мая выставила еще одно минное поле под Григорьевкой у Одессы, которое, как и предыдущая постановка, дало результат. В тот же день (по другим данным 8 июня) прямо на судоходном фарватере подорвался и затонул парусник «Николай», а 12 июня баржа. Русское командование эти факты проигнорировало, поэтому контрольного траления не проводилось, что привело к тяжелым последствиям. 15 июня здесь же подорвался на мине и затонул пароход «Меркурий» (762 брт), причем вместе с судном погибло 272 пассажира и члена команды, спасти удалось только 178 человек. Выполнив задание, субмарина вернулась в Стамбул, где встала на ремонт. Мощностей местного морского арсенала не хватало, поэтому работы на подлодке с заменой фундамента дизеля продлились до конца октября 1916 года.
    Нужно отметить, что до инцидента с «болгарскими» минами действия германских подлодок на Черном море уже вызвали возмущение мировой общественности. 11 марта на черноморский театр прибыла большая подлодка «U-33» под командованием Конрада Ганссера (Konrad Gansser). К этому времени боевой счет его субмарины перевалил за четыре десятка уничтоженных пароходов, потопленных как при блокаде Англии, так и в действиях на Средиземном море. Подлодка относилась к предвоенному «типу тридцатых» (все они, с индексом «30» вступили в строй во второй половине 1914 – начале 1915 года). На рассвете 30 марта близ Фатье субмарина обнаружила крупный транспорт. Им казался бывший французский пароход «Portugal» (5357 брт), который начало войны застало в Одессе. Судно было передано России, и сначала использовалось Черноморским флотом как «Транспорт № 51», а с июня 1915 года переоборудовано в госпитальное судно с сохранением прежнего названия, «Портюгаль». Командир субмарины утверждал, что атаковал войсковой транспорт, который был выкрашен в серый цвет и нес русский коммерческий флаг, что на самом деле было не так. Пароход был наделен всеми внешними отличительными признаками госпитального судна. Единственное, что оправдывало немцев, «Портюгаль» вел на буксире два бота и паровой катер для перевозки раненных, которые командир подлодки расценил как десантные средства. Согласно международным правилам, это автоматически лишало судно защиты Красного Креста. Первая торпеда, выпущенная подлодкой прошла мимо цели, зато пуск второй, проведенный через пять минут, вызвал взрыв котлов и расколол судно на две части, после чего оно быстро затонуло. В результате, на «Портюгале» погибло 98 человек, причем 15 из них являлись врачами и медсестрами. В ответ эсминец «Строгий» впервые применил новое противолодочное оружие, сбросив на «U-33» две глубинных бомбы. Гибель «Портюгаля» стала самой громкой антипобедой немецких подводников на Черном море, за которую никто не понес ответственности.

Французский пароход пароход «Portugal», потопленный ПЛ «U-33» 30 марта 1916 г.
Госпитальное судно «Португаль».
Гибель парохода «Португаль». Французкий пропагандистский плакуат или открытка.
    К утру 31 марта «U-33» переместилась к берегам Грузии, где у Гудауты артогнем заставила выброситься на отмель бывший бельгийский пароход «Король Альберт» («Roi Albert», 2853 брт), причем несколько шальных снарядов упали в городе. Днем Гудаута подверглась еще одному артобстрелу, но после того, как подлодка подверглась ответному ружейному огню при попытке атаковать пароход в гавани, субмарина переместилась к Трабзону, где 3 апреля добила артогнем ранее поврежденный крейсером «Бреслау» вспомогательный тральщик «Т-33» («Энриетта», 442 брт). Дальнейшие действия подлодки были прерваны эсминцем «Строгий», который у бухты Сюрмене обнаружил субмарину, и, после попытки тарана, погнул ей перископ. К счастью для немцев, из-за слабой подготовки личного состава к применению нового оружия, эсминец не сумел сбросить на подлодку глубинные бомбы. Тем не менее, противолодочные мероприятия оказались достаточными; подлодка была вынуждена покинуть район и, прибыв в базу, встать на ремонт, в то время, как 5-7 апреля из Новороссийска в Ризе прибыли 22 транспорта с войсками для усиления Приморского отряда Кавказской армии на Трапезундском направлении в результате чего 19 апреля пал Трабзон.
    18 апреля «U-33» вновь вышла в море. До 28 апреля у Трабзона субмарина имела ряд безрезультатных встреч с русскими кораблями, а затем перешла к кавказскому побережью, где между Адлером и Пицундой потопила артиллерийским огнем и подрывными патронами два небольших парусных судна – «Анжелика» (170 брт) и «Люся» (около 50 брт), после чего артогнем заставила выброситься на берег в районе Адлера русский пароход, по оценке командира подлодки в 2500 тонн (вероятно транспорт «Киев», 580 брт). Спустя полчаса жертвой подлодки стало еще одна парусно-моторная шхуна, по оценке командира, водоизмещением порядка 300 брт. Попытка атаковать Сочи не удалась. Подлодка была обстреляна с берега и вскоре вернулась в базу.
    Тем временем у берегов Крыма провела два патруля «UB-7». 8 апреля у Евпатории подлодка потопила парусное судно «Сальдаган» (75 брт), а на следующий день у Херсонеса парусник «Грёза» (119 брт). 1 мая подлодка выпустила торпеду по «Транспорту № 28» («Император Александр II»), но она прошла мимо цели.

Подводная лодка «UB-7» подходит к «U-33».
    31 мая 1916 года в Черное море вошла еще одна океанская лодка «U-38» под командованием Макса Валентинера (Max Valentiner), одного из «королей тоннажа», который к этому времени имел на счету порядка восьмидесяти потопленных судов. Свою карьеру на новом театре подлодка начала с высадки севернее Поти горских агентов, после чего открыла борьбу против каботажного судоходства в восточной части Черного моря. Атака на шедшую в балласте группу танкеров юго-восточнее Пицунды в ранние часы 7 июня сорвалась, так как перископ подлодки был замечен верхней вахтой судов и обстрелян. На следующий день субмарина потопила у Туапсе «Транспорт № 77» («Цементкруг», 1086 брт), но следующая атака, проведенная прославленным подводником через несколько часов, закончилась безрезультатно. Был упущен великолепный шанс уничтожить два судна: «Транспорт № 21» («Вера», 1231 брт) и «Транспорт № 39» («Малороссия», 893 брт); но они, обнаружив след пущенной подлодкой торпеды, предпочли выброситься на отмель, а безобразный артиллерийской огонь по неподвижным целям (всего выпущено 140 88-мм снарядов), дал возможность очень быстро ввести пароходы в строй. Утешительным призом для Валентинера стала шхуна «Екатерина» (149 брт), уничтоженная артогнем спустя час после неудачной атаки. 10 июня подлодка потопила артиллерией у Гагры пароход «Орион» (429 брт), после чего удача отвернулась от прославленного командира. 11 июня он атаковал, с дистанции 150 м, выпустив две торпеды в линкор «Императрица Екатерина Великая», но промахнулся. В ответ эсминец «Беспокойный» испытал экипаж немецкой подлодки глубинными бомбами.
    Прибыв в Стамбул для короткого отдыха экипажа, «U-38» в конце июня – первой половине июля провела еще один патруль в Черном море. Как и в предыдущем патруле, действия подлодки начались с высадки агентов в районе Поти, после чего она приступила к действиям на русских коммуникациях. Прежняя активность подлодки не осталась без внимания русского командования; было введено конвоирование судов. Один из таких конвоев подлодка обнаружила утром 2 июля на траверзе реки Шахэ. «U-38» выпустила торпеду по «Транспорту № 55» (бывший английский пароход «Rockliffe», 3073 брт) с грузом муки. Получив торпеду в борт, судно сумело выброситься на берег, но спустя два дня было окончательно уничтожено артогнем крейсера «Бреслау». Конвоировавший суда эсминец «Лейтенант Шестаков» не остался в стороне, обстреляв подлодку ныряющими снарядами и, после неудачной попытки таранить ее, сбросил шесть глубинных бомб. Их взрывы нанесли субмарине лишь незначительные повреждения, которые позволили ей дальше выполнять поставленную задачу. 4 июля у Анакрии подлодка артобстрелом вынудила выброситься на берег пароход, оцененный командиром субмарины в 500 брт, а 8 июля Валентинер повторил «подвиг» Ганссера, потопив торпедой госпитальное судно «Вперед» (3534 брт). Как и в случае с «Портюгалем», немцы заявили, что цель не несла отличительных знаков Красного Креста, что больше похоже на попытку уйти от ответственности. Пароход только недавно был переведен в разряд госпитальных судов и был соответственно окрашен. Впрочем, после войны и Ганссер, и Валентинер были внесены в списки военных преступников, но не за атаки русских судов под флагом Красного Креста, а за потопление без предупреждения ряда британских пароходов которые сопровождались гибелью людей.
    Действия подлодки против боевых кораблей снова прошло неудачно. Утром 4 июля «U-38» был упущен шанс атаковать линкоры 3-й маневренной группы, а спустя сутки мимо цели прошла торпеда, выпущенная по линкору «Пантелеймон». Последним судном уничтоженным «U-38» на Черном море стал потопленный 10 июля между Сухумом и Пицундой «Транспорт № 72» («Флорида», 3228 брт). Вернувшись в базу, подводная лодка вскоре ушла по ту сторону Дарданаелл, и больше в Черном море не появлялась.

Корабли Черноморского флота атакованные немецкими подводными лодками:
Эсминец «Счастливый», атакован ПЛ «UB-7» 4 февраля 1916 г.
Линкор «Императрица Екатерина Великая» (с 1917 «Свободная Россия»), атакован ПЛ «U-38» 11 июня 1916 г.
Линкор «Пантелеймон» (до 1905 «Князь Потемкин Таврический», с 1917 «Борец за Свободу»), атакован «UB-7» 27 октября 1915 и «U-38» 5 июля 1916 г.
Гидроавиатранспорт «Император Александр I» (с 1917 «Республиканец»), чей самолет сорвал атаку «UB-7» на корабли 1-й маневренной группы 6 февраля 1916 г.
    Вторая большая германская подлодка, «U-33», задержалась на театре до 15 ноября 1916 года, после чего она навсегда покинула воды Черного моря. За это время субмарина совершила пять боевых выходов, с результатом, который даже скромным назвать нельзя. В середине августа подлодка недолго действовала у берегов Кавказа, заставив 15-го числа выброситься на берег в районе Поти шхуну с грузом леса. Еще один патруль состоялся спустя неделю после того, как Румыния выступила на стороне Антанты. С 4 сентября подлодка патрулировала в районе Констанцы, а 7-го подвергла артобстрелу Мангалию, выпустив 186 88-мм снарядов. Еще один сентябрьский патруль записал на счет подводников три румынских рыболовецких баркаса уничтоженных 15 сентября. Чтобы не тратить боезапас им проломили днище, взяв пленных. Последнее патрулирование у берегов Румынии (30 сентября – 9 октября) и короткий выход к Севастополю 15 октября оказались вовсе безрезультатными.
    Пока большие подлодки вели борьбу на русских коммуникациях в восточной части Черного моря, в западной его части продолжали действия «головастики». Летом 1916 года «UB-7», материальная часть которой была сильно изношена и требовала ремонта, провела несколько патрулей у Севастополя, где 22, 23 июля, 28 и 30 августа пыталась атаковать линкор «Императрица Мария», но каждый раз была отогнана сопровождавшими корабль авиацией и катерами. Удача еще раз отвернулась от немцев, когда при несении дозора у Босфора утром 21 августа «UB-7» с невыгодного курсового угла сумела атаковать и добилась попадания в русскую подлодку «Нерпа». К их разочарованию, одна из выпущенных торпед прошла под форштевнем цели, вторая, ударившись в корму, переломилась и затонула. Слабым утешением для подводников стал парусник с грузом соли, уничтоженный подрывными патронами у Севастополя 31 августа. Он стал единственной жертвой «UB-7» в кампанию 1916 года.

Русская подводная лодка «Нерпа», счастливо избежашая торпеды немецкой субмарины «UB-7» 21 августа 1916 г.
    Тем временем «UB-14» провела в Черном море пять патрулей, причем в одном из них (с 25 мая по 8 июня) действовала в отдаленном для этого типа субмарин районе Трабзона, где 4 июня с большой дистанции безрезультатно выпустила две торпеды по судам стоящим на якоре. Через месяц в районе Севастополя субмарина попыталась выйти в атаку на линкор «Императрица Мария», но была вовремя обнаружена и отогнана авиацией и катерами.
    Вступление 27 августа 1916 года в войну Румынии и мгновенное ее поражение изменило расстановку сил на театре. Русскому командованию пришлось отказаться от блокады Угольного района Турции, сосредоточив силы на действиях у Босфора и Варны. К этому же времени относится пополнение контингента немецких подводных лодок на Черном море. В качестве усиления на театр были направлены три субмарины серии «UB-II», которые являлись развитием типа «UB-I». Эти подлодки отличались от своих предшественниц, при сохранении возможности транспортировки по железной дороге, увеличенной скоростью хода и дальностью плавания и усилением вооружения.
    Первой вышедшая из Котора «UB-44» в Стамбул не прибыла. Подлодка числится пропавшей без вести с 4 августа. Следующие за ней «UB-45» и «UB-42», прорвавшись через Дарданеллы, пополнили флотилию Константинополь 12 и 16 августа соответственно. Прибывшие на театр подлодки быстро включились в боевую работу. Уже 24 августа из Босфора вышла «UB-45». Ее первая атака в Черном море состоялась 29 августа на рейде Трабзона, где подлодка промахнулась, стреляя торпедой по одному из группы пароходов стоящих на якоре. В ответ субмарина подверглась настойчивому, но безуспешному преследованию эсминца, после чего она благоразумно сменила район действий, перейдя к Поти. Там спустя два дня подлодка повредила артиллерией, а затем добила торпедой «Транспорт № 108» (бывший итальянский «Tevere», 2666 брт). Вернувшись к Трабзону, утром 2 сентября «UB-45» уничтожила «Транспорт № 22» (бывший австрийский «Gioconda», 3701 брт), который, хотя и успел выброситься на отмель, был окончательно потерян, и в дальнейшем использовался в качестве причала. Успешно начавшаяся карьера подлодки на Черном море прервалась при выполнении следующего боевого задания. 6 ноября на выходе из Варны субмарина подорвалась на русских минах, выставленных здесь тральщиком «Т-234» и затонула. Болгарскому миноносцу «Строги» осталось подобрать из воды пять моряков, один из которых вскоре скончался в госпитале.
    Гибель «UB-45» стала не первой и не единственной потерей немецких подводников на Черном море. 27 сентября к южному берегу Крыма вышла «UB-7» и пропала без вести. Обстоятельства и причина гибели подлодки до сих пор достоверно неизвестна.
    Вторая подлодка, прибывшая на театр, была удачливее своего систершипа. В первый боевой поход «UB-42» вышла 28 августа, и 3 сентября северо-восточнее острова Фидониси (Змеиный) потопила «Транспорт № 48» («Петр Дарси», 731 брт). В октябре у Тендры субмарина потопила подрывными зарядами маленький, всего 34 брт, парусник «Св Николай». Она стала единственной германской подлодкой добившейся успеха в этом месяце. Правда, еще одна цель чуть не отправила на дно самого охотника. Утром 19 октября северо-восточнее Констанцы «UB-42» всадила торпеду в борт парохода «Транспорта № 75» («Царица», 2891 брт), шедшего с грузом из Одессы в Констанцу. Судно упорно не желало тонуть, пока пришедшие к нему на помощь корабли пытались отбуксировать его к берегу. Выпущенная с дистанции всего 250 м вторая торпеда начала описывать циркуляцию и подлодка сама едва не попала под удар. В попытке увернуться она поднырнула под уже отяжелевший транспорт, погнув перископ.
    7 октября флотилия Константинополь пополнилась еще одной подлодкой. В Стамбул прибыла «UB-46». 29 октября подлодка вышла из Варны в район Констанцы, где 7 ноября уничтожила шхуну «Мелания» (117 брт). Это был последний успех немецких подводников на Черном море в 1916 году. Далее их ждали одни потери. 13 ноября на минную постановку у Сулинского гирла Дуная вышла «UC-15». Выполнив задачу (мины были обнаружены и вытралены), подлодка пропала без вести на обратном пути в базу. Утром 7 декабря на минное поле, выставленное эсминцами «Пылкий» и «Дерзкий» неделю назад, попала «UB-46». Несмотря на то, что субмарина затонула всего в 300 м от берега, никто не спасся.
    После понесенных потерь немецкие подводные лодки покинули Варну, уйдя в Стамбул. После активного 1916 года в деятельности германских субмарин на Черном море наступил резкий спад. Из-за высокой минной опасности в районе Босфора подлодки не появлялись на русских коммуникациях до конца мая 1917 года, перенеся свои действия на средиземноморье, либо используя вынужденный простой, проводя ремонт изношенной материальной части. В борьбу по ту сторону Дарданелл включилась и пришедшая в Стамбул 5 декабря 1916 новая «UC-23» (типа «UC-II»), которая провела несколько выходов на минные постановки в Эгейском море. В отличие от субмарин предыдущей серии эти подлодки предназначалась для минных постановок в удаленных районах, поэтому имели большую скорость хода и радиус действия, а кроме мин, несли как торпедное, так и артиллерийское вооружение.
    Кампанию подводной войны на Черном море 1917 года открыла «UB-14». 30 мая субмарина вышла из Босфора, а в ночь на 5 июня она в районе Лазаревского высадила на берег трех агентов-грузин. Днем у Адлера подводная лодка остановила и потопила подрывными патронами шхуну «Керасунда» (155 брт), после чего русские коммуникации не беспокоились немецкими подлодками до осени, все это время субмарины действовали в Эгейском море. 4 октября из Босфора к кавказскому побережью вышла «UB-42». Высадив у Поти агента, подлодка, согласно докладу командира субмарины, потопила 10 октября у Гудауты большой (порядка 3000 брт) пароход, который после попадания торпеды взорвался. На следующий день у Адлера артиллерией подлодки был остановлен, а затем потоплен абордажной партией парусник «Агиос Георгиос» (123 брт). Субмарина завершила поход обстрелом Туапсе, выпустив по городу 24 снаряда.
    Последний боевой поход «UB-42» совершила уже после того, как в Петрограде произошел большевистский переворот. 16 ноября субмарина снова высадила у Поти агентов, после чего 22 ноября у Нового Афона потопила торпедой «Транспорт № 98» (бывший итальянский «Siracusa» 1086 брт) и подрывными патронами парусник «Франческо Патрино» (112 брт). Они стали последними жертвами немецких подводников до заключения здесь перемирия.

«Транспорт № 98» («Siracusa»), потопленный «UB-42» 22 ноября 1917 года.
«Транспорт № 35» («Казак»), захваченный «UC-23» 14 апреля 1918 года.
Немецкие офицеры на борту захваченной в Севастополе ПЛ «Утка», лето-осень 1918 г.
    16 декабря 1917 года боевые действия на Черном море официально прекратились. Но это совсем не значило, что война на этом театре закончилась; она приняла другие формы. Брестским договором, заключенным 3 марта 1918 года было определено, что советские боевые корабли и вспомогательные суда должны были быть приведены в советские порты или разоружиться. Германские войска приступили к оккупации территории бывшей Российской Империи. 13 марта они заняли Одессу, 17 марта Николаев, 1 мая вошли в Севастополь. Германским подлодкам тоже нашлась работа; они несли дозоры у Севастополя и Новороссийска, выполняли спецзадания, доставляя агентов в Крым и к берегам Грузии. Кроме того, подлодкам предписывалось перехватывать суда под красным большевистским флагом. 21 марта «UC-23» подрывными патронами потопила вспомогательный катер-тральщик, а 11 апреля та же «UC-23» остановила и отправила в Одессу в качестве приза вспомогательный тральщик «Т-342» («Труд», 610 брт). Через три дня этой же субмариной направлены в Одессу «Транспорт № 35» («Казак», 622 брт) и тральщик «Т-351» («Ольга», 327 брт), причем последний вел на буксире баржу (порядка 100 брт), которая была потоплена подрывными патронами. Все эти корабли являлись мобилизованными вооруженными гражданскими судами. На следующий день подлодка открыла артиллерийский огонь по отказавшемуся остановиться пароходу «Ростов» (это судно уже пострадало от действий «UC-13» в 1915 году, но было введено в строй). Транспорт сумел выброситься на берег в бухте Форос, но был потерян окончательно; в результате обстрела среди его пассажиров имелись жертвы. 30 апреля «UB-14» подвергла обстрелу, добившись десять прямых попаданий в неизвестный пароход, который сумел уйти и скрыться в Ялте. «UB-42» 16 мая захватила в качестве приза парусно-моторную шхуну «Сергей» (96 брт) с грузом оружия и боеприпасов. При этом другие суда, после остановки и досмотра отпускались.
    В Севастополе немцы захватили практически все подлодки Черноморского флота, но так как у них не хватало подготовленных кадров, а материальная часть тех субмарин, что активно участвовали в боевых действиях, была изношена, в состав Кайзерлихмарине были включены только новейшие русские подлодки, вступившие в строй во второй половине 1917 года: «Буревестник» («US-1»), «Орлан» («US-2»), «Утка» («US-3»), «Гагара» («US-4»). Силами экипажа «UB-14» немцы провели, с целью выяснить тактико-технические характеристики, испытания двух последних, но в полной мере воспользоваться трофеями они не успели. 11 ноября 1918 года все закончилось в Компьенском лесу. На следующий день все находившиеся в Севастополе германские субмарины спустили флаги, и вскоре переданы британскому командованию. На этом первая эпопея появления немецких подводных лодок на Черном море завершилась. В следующий раз они появятся здесь спустя четверть века, но это уже другая история…
    В ходе боевых действий на Черном море в 1915 – 1917 гг. действовало в разное время в общей сложности 12 немецких субмарин, из которых было потеряно пять. Еще две подлодки - «UB-3» и «UB-66» пропали без вести по пути на театр военных действий. Подводника Кайзера всеми видами оружия удалось уничтожить на Черном море лишь полтора десятка русских пароходов, общее водоизмещение которых составляет чуть больше 35 000 брт и три десятка небольших парусников. Черноморский флот потерял один старый эсминец. От действий немецких подлодок Россия на всех театрах войны потеряла меньше судов, чем нейтральные Дания, Норвегия, Швеция или воевавшие только с апреля 1917 года США.
    В итоге, немцам не удалось потопить или повредить ни одного крупного боевого корабля, а результат борьбы против тоннажа выглядит неутешительно. Немецким подлодкам не удалось ни снизить интенсивность действий русский боевых кораблей, ни как-то повлиять на судоходство.
***

Подводная лодка «Нарвал» перед вступлением в строй. Севастополь, лето 1915 г.
Недавно вступившая в строй подводная лодка «Морж». Севастополь, лето 1915 г. На подлодке отсутствует кормовое 47-мм орудие, хотя станок под него уже установлен. На заднем плане госпитальное судно «Петр Великий».
Подводная лодка «Тюлень», Севастополь, осень 1915 г.
    Для сравнения. К началу Первой Мировой войны русский Черноморский флот имел всего четыре подлодки: «Лосось», «Карп», «Карась» и «Судак» (первая вступила в строй в 1906, остальные в 1907), боевая ценность которых была не высока. Эти субмарины, в силу своего возраста и тактико-технических характеристик если и подходили для несения дозоров у своих портов и баз, то для действий на вражеских коммуникациях мало годились. В 1915 году Черноморский флот пополнился новыми подводными лодками, вступили в строй «Нерпа», «Морж», «Тюлень», «Нарвал», «Кит», подводный минный заградитель «Краб». По железной дороге из Владивостока привезли уже видавшими виды «Сом», «Щуку», «Налим» и «Скат» (первая 1904, остальные – 1905 г). В 1916 году вступила в строй подводная лодка «Кашалот». Пополнение флота новыми и по тем временам технически совершенными подлодками позволило осуществлять ощутимое давление на турецкие коммуникации. Имея свои шахты в Зонгулдаке, турки были вынуждены закупать уголь в Германии. Ситуация с топливом не отразилась только на немецких подлодках; после падения Румынии и занятия Констанцы вопрос обеспечения субмарин нефтью был решен. По-другому обстояло дело с надводными кораблями германо-турецкого флота. Из-за нехватки угля «Гебен», «Бреслау» и эсминцы не разводили паров даже для решения элементарных учебных задач, а недополучавшие уголь тральщики не могли обеспечить минную безопасность у Босфора. Попытка доставлять уголь с помощью маломерных судов-магонов не удалась. Количество доставленного ими топлива, которое было связано с немалыми рисками, оказалась каплей в море. Именно эти маленькие суда составили те полторы сотни безымянных парусников, уничтоженных русскими подводными лодками в 1916 году. Например, только 16 декабря 1916 г., подводная лодка «Кит» (Зарубин) у острова Кефкен потопила большой бриг и девять фелюг, название которых неизвестны до сих пор. Всего в результате действий русских субмарин на дно Черного моря ушло порядка двух сотен различных транспортов. Сегодня известны имена только тридцати из них, наиболее крупных, а общий тоннаж только по 21 единице составляет 20358 брт. Крупнейшими черноморскими трофеями русских подводников стал пароход «Дутор» (4238 брт), торпедированный 3 апреля 1916 года подводной лодкой «Тюлень» (Китицын). Он выбросился на отмель, и через две недели был окончательно добит подводной лодкой «Морж» (Подгорецкий). 17 октября 1916 года подводная лодка «Нарвал» (Паруцкий) уничтожила пароход «Ирмингард» (4211 брт), незадолго до этого выбросившийся на отмель после подрыва на мине. Русские подводники не стеснялись захватывать неприятельские суда непосредственно у вражеского побережья. (На Черном море немцы могли это делать только после того, как хаос революции и начавшаяся гражданская война привела к развалу русского флота). 26 октября 1916 года подводной лодкой «Тюлень» был приведен в Севастополь остановленный турецкий вооруженный пароход «Родосто» (3662 брт).
    При минимальных потерях (подводная лодка «Морж» погибла на плавающей мине в районе Босфора в мае 1917 года и до последнего времени числилась пропавшей без вести), русские подводники на Черном море были успешнее, чем у их германские коллеги. Они сумели добиться серьезных боевых успехов, и в отличие от своих противников, выполнить поставленную перед ними задачу; вражеские коммуникации в Черном море были фактически прерваны.
Командиры русских подводных лодок:

    Китицын Михаил Александрович, (17 сентября 1885 – 22 августа 1960), командир ПЛ «Тюлень» (сентябрь 1915 – июль 1917), награжден орденами св. Станислава 3-й ст., св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Анненским оружием, орденом св. Станислава 2-й ст. с мечами и бантом, Георгиевским оружием, орденом св. Георгия IV ст. Один из самых результативных русских подводников. Участник Белого движения. Руководитель перехода вспомогательного крейсера «Орел» с группой гардемарин из Владивостока в Дубровник и транспорта «Якут» в Севастополь (1920). Ушел в Бизерту вместе с врангелевским флотом. В эмиграции. Один из основателей общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. Автор воспоминаний «На подводной лодке "Тюлень"». Умер в Санкт-Петербурге, шт. Флорида, США.
    Зарубин Николай Александрович, (24 июня 1885 – после 1936), командир ПЛ ПЛ «Судак», «Карась», «Кит» (с перерывом, апрель 1915 – декабрь 1917). Участник 12-ти боевых походов, награжден орденами св. Станислава 3-й ст., Станислава 2-й ст. с мечами, св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Георгиевским золотым оружием. После прихода к власти большевиков – в РККФ, начальник 1-го дивизиона ПЛ БФ (1919), одновременно командир ПЛ «Вепрь» (1918 – 1920). В дальнейшем – на командных должностях и преподавательской работе в РККФ, автор научных трудов. Руководитель комиссии по разработке ОТЗ проектов первых советских подлодок. Репрессирован в 1936 г.
Вместо послесловия.
    С момента первого появления немецких подводных лодок на Черном море минул век. Сегодня одним из материальных свидетельств присутствия здесь подводников Кайзера являются лежащие на дне подводные лодки. Как известно, в ходе Великой войны Германия потеряла на Черном море 5 субмарин. Первая из них, «UC-13», завершила свой боевой путь на песчаном берегу близ устья реки Мелен. Вероятно, после того как с подлодки было снято все, то, что могло пригодиться, ее корпус был разделан на металлолом.
    Погибшая всего в 30 метрах от берега «UB-46» так же вскоре оказалась на суше. Со временем море отступило, и в 1993 году разрушенный корпус субмарины (кормовую часть так и не нашли) был обнаружен при разработке прибрежного карьера чуть севернее населенного пункта Акпинар в европейской части Турции. Вскоре обломки корабля были установлены у Морского музея в Стамбуле, а сегодня они являются экспонатом музея в Чанаккале.

Остатки корпуса подводной лодки «UB-46» в Морском музее Чанккале. Фото отсюда:===>>>
Варна, середина ноября 1938 г., командир крейсера «Emden» Пауль Вефер беседует с болгарским царем Борисом на мероприятиях по случаю открытия памятника экипажу «UB-45».
    В 1936 году болгары нашли и подняли «UB-45». Часть вооружения и механизмов субмарины были ими сняты и использовались в дальнейшем, а останки подводников похоронены на центральном кладбище Варны. В середине ноября 1938 года на могиле моряков был сооружен памятник. Его открытие проводилось на самом высоком уровне, присутствовал царь Борис, а от германской стороны команда прибывшего в Варну крейсера «Emden», который в то время являлся визитной карточкой возрождающегося Кригсмарине. Нам неизвестно, пережил ли монумент времена народного правления, но в то время это был первый памятник германским подводникам.
    Еще две подлодки, которые числятся пропавшими без вести, до сих пор лежат на дне Черного моря. Слухов о находке «UC-15» не было, зато «UB-7» за последнее время «нашли» аж два раза. Первое явление «UB-7» относится к августу 2008 года, когда на внешнем рейде Севастополя на глубине 65 м был найден объект, который, как предполагалось, является германской подводной лодкой времен Первой Мировой. Вероятнее всего, эта находка относится к одной из тех русских подлодок потопленных англичанами в апреле 1919 года, или «малюток» затопленных в учебных целях после Великой Отечественной.
    Второй раз об обнаружении «UB-7» сообщено в сентябре 2010 года. Корпус субмарины был найден в рамках экспедиции «Поклон кораблям великой Победы» при поиске пропавшей без вести в ноябре 1941 года советской подводной лодки «C-34». Объект лежит на глубине 32 м в 15 милях к юго-востоку от Варны, длина его корпуса, разломанного на две части, после обмеров составляет в общей сложности 28 м (длина подлодки типа «UB-I» 28 м, типа «UC-I» 34 м). Члены болгарской команды BSTD сняли фото и видео. Вопросы вызывает лишь факт обнаружения на подлодке нештатного орудия калибра 37-38 мм. В качестве альтернативной версии идентификации находки выдвигается предположение, что найдена первая болгарская подлодка «Подводник № 18», бывшая немецкая «UB-8», которая затонула при буксировке во французский плен. В любом случае, найденная на дне подлодка времен Первой Мировой станет уникальной находкой. Но пока Черное море хорошо умеет хранить свои тайны.
Корабли и суда потопленные, поврежденные и захваченные
немецкими подводными лодками на Черном море 1915 – 1918 гг.
«UB-8» 09.09.1915 ШХ «Сотрудник» (102 брт).
«UB-8» 09.09.1915 ШХ «Покорный» (121 брт).
«UB-8» 09.09.1915 ШХ «Благодетель» (85 брт).
«UB-8» 11.09.1915 ШХ «Мелитина» (108 брт).
«UB-7» 15.09.1915 ПХ «Патагония» («Patagonia», 1913 г., 6011 брт).
«UB-14» 07.10.1915 ПХ «Катя» (1904 г., 474 брт).
«UB-14» 08.10.1915 ТН «Апшерон» («Apscheron», 1887 г., 1850 брт)
«UC-13» 22.11.1915 ШХ «Украйна» (127 брт).
«UC-13» 22.11.1915 ШХ «Маруся-Рая» (158 брт).
«UC-13» 22.11.1915 ТР «Транспорт № 57» («Ростов», 1867 г., 1280 брт), введен в строй.
«UC-13» 23.11.1915 ШХ «?» (? брт).
«UC-13» 23.11.1915 ШХ «?» (? брт).
«U-33» 30.03.1916 ГС «Портюгаль» (фр. «Portugal», 1886 г., 5357 брт).
«U-33» 31.03.1916 ПХ «Король Альберт» (бельг. «Roi Albert», 1911 г., 2853 брт). Введено в строй.
«U-33» 31.03.1916 ШХ «?» (7 брт).
«U-33» 03.04.1916 ТЩ «Т-33» («Энриетта», 1904 г., 442 брт) добит артогнем.
«UB-7» 08.04.1916 ШХ «Сальдаган» (75 брт).
«UB-7» 09.04.1916 ШХ «Грёза» (119 брт).
«UC-15» 25.04.1916 ЭМ «Живучий», мина.
«UC-15» 25.04.1916 ШХ «Св. Георгий Победоносец» (112 брт) подрывными патронами.
«U-33» 28.04 1916 ШХ «Анжелика» (170 брт).
«U-33» 28.04 1916 ШХ «Люся» (ок. 50 брт).
«U-33» 28.04 1916 ШХ «?» (300 брт).
«UC-15» 28.05.1916 ШХ «Николай» (? брт), мина.
«U-38» 08.06.1916 ТР «Транспорт № 77» («Цементкруг», 1914 г., 1086 брт).
«U-38» 08.06.1916 ТР «Транспорт № 21» («Вера», 1870 г., 1231 брт), поврежден.
«U-38» 08.06.1916 ТР «Транспорт № 29» («Малороссия», 1905 г., 893 брт), поврежден.
«U-38» 08.06.1916 ШХ «Екатерина» (149 брт).
«U-38» 10.06.1916 ПХ «Орион» (1860 г., 429 брт) артиллерия.
«UC-15» 12.06.1916 баржа (? брт), мина.
«UC-15» 15.06.1916 ПХ «Меркурий» (1910 г., 762 брт), мина.
«U-38» 02.07.1916 ТР «Транспорт № 55» (б. англ. ПХ «Rockliffe», 1904 г., 3073 брт). добит «Мидили».
«U-38» 04.07.1916 ПХ «?» (ок. 500 брт) артиллерия, выбросился на берег.
«U-38» 08.07.1916 ГС «Вперед» (1898 г., 3234 брт).
«U-38» 10.07.1916 ТР «Транспорт № 72» (б. австр. ПХ «Florida», 1900 г., 3238 брт).
«U-33» 15.08.1916 ШХ «?» (? брт) выбросилась на берег.
«UB-7» 31.08.1916 ШХ «?» (78 брт).
«UB-45» 31.08.1916 ТР «Транспорт № 108» (бывший итальянский «Tevere», 1911 г., 2666 брт).
«UB-45» 02.09.1916 ТР «Транспорт № 22» (бывший австрийский «Gioconda», 1902 г., 3701 брт).
«UB-42» 03.09.1916 ТР «Транспорт № 48» («Петр Дарси», 1882 г., 731 брт).
«U-33» 15 (18).09.1916 3 (2) рыболовецких баркаса (Румыния), абордажная партия.
«UB-42» 05.10.1916 ШХ «Св. Николай» (34 брт).
«UB-42» 19.10.1916 ТР «Транспорт № 75» («Царица», 1886 г., 2891 брт), поврежден.
«UB-46» 07.11.1916 ШХ «Мелания» (117 брт).
«UB-14» 05.06.1917 ШХ «Карасунда» (155 брт).
«UB-42» 10.10.1917 ПХ «?» (ок. 3000 брт).
«UB-42» 11.10.1917 ШХ «Агиос Георгиос» (123 брт).
«UB-42» 22.11.1917 ТР «Транспорт № 98» (бывший итальянский «Siracusa», 1881 г., 1086 брт).
«UB-42» 22.11.1917 ШХ «Франческо Патрино» (112 брт).
«UC-23» 21.03.1918 КТЩ «?» (? т).
«UC-23» 11.04.1918 ТЩ «Т-342» («Труд», 1891 г., 610 брт) захвачен.
«UC-23» 14.04.1918 ТР «Транспорт № 35» («Казак», 1890 г., 622 брт) захвачен.
«UC-23» 14.04.1918 ТЩ «Т-351» («Ольга», 1880 г., 327 брт) захвачен.
«UC-23» 14.04.1918 баржа (около 100 брт).
«UC-23» 25.04.1918 ПХ «Ростов» (1867 г., 1280 брт) выбросился на берег, потерян.
«UB-14» 30.04.1918 ПХ «?» поврежден.
«UB-42» 16.05.1918 ПМШ «Сергей» (96 брт) захвачена.

Командиры немецких подводных лодок, действовавших на Черном море:
Хейно фон Хайнбург (Heino von Heimburg). Родился 24 октября 1889. Участник подводной войны на Черном море, командир подводной лодки «UB-14» (с марта по декабрь 1915 и с февраля по июнь 1916). За всю карьеру командира подлодок («UB-14», «UB-15», «UC-22», «UB-68» и «U-35») потопил 20 судов (44892 брт) и 3 корабля (10777 т). Кавалер «Pour le Merite» (11 августа 1917). После окончания Великой войны оставлен в Рейхсмарине. Участник Второй мировой войны, вице-адмирал (1 апреля 1942), начальник Инспекции вооружений в Бремене. С 1 сентября 1942 года в отставке. Умер в советском лагере военнопленных в Сталинграде в октябре 1945 года.
Макс Валентинер (Max Valentiner). Родился 15 декабря 1883 года. Командир подводной лодки «U-38», действовавшей на Черном море с мая по сентябрь 1916 года. «Король тоннажа», уничтоживший полторы сотни судов общим водоизмещением порядка 300000 брт. Кавалер «Pour le Merite» (26 декабря 1916). После окончания войны внесен в списки военных преступников за потопление без предупреждения пароходов «Glenby» (2196 брт) 17 августа 1915 и «Persia» 30 декабря 1915, но наказания не понес. В межвоенные годы занимался предпринимательством. Во время Второй мировой войны (январь 1940 – март 1945) – в Комиссии приемки подводных лодок от промышленности, капитан 1 ранга. Умер 19 июня 1949 года.
Немецкие подводные лодки, действовавшие на Черном море 1915 – 1918 гг.
    «UB-7», в Австро-Венгрии «U-7», командиры Вильгельм Вернер (Wilhelm Werner), с апреля 1916 Ганс Лютйоханн (Hans Lutjohann). В составе флотилии Константинополь с июня 1915 г. Пропала без вести после 27 сентября 1916 г.
    «UB-8», в Австро-Венгрии «U-8», в Болгарии «Подводник № 18», командиры Эрнст фон Фойгт (Ernst von Voigt), с мая 1916 Никола Тодоров. В составе флотилии Константинополь с июня 1915 г., в составе ВМС Болгарии с мая 1916 г. Передана Франции, предположительно, разобрана на металл в Бизерте в 1921 г.
    «UB-14», в Австро-Венгрии «U-26», командиры Хейно фон Хаймбург (Heino von Heimburg, до декабря 1915 и с февраля по июнь 1916), Альбрехт фон Девитц (Albrecht von Dewitz, декабрь 1915 – февраль 1916), Курт Шварц (Kurt Schwarz, июнь – ноябрь 1916), Эрнст Ульрих (Ernst Ulrich, май 1917 – март 1918), Бодо Эллеке (Bodo Elleke, с марта 1918). В составе флотилии Константинополь с июля 1915 г. Сдана в Севастополе 26 ноября 1918 г. Разобрана Францией.
    «UB-42», в Австро-Венгрии «U-42», командиры Фриц Вернике (Fritz Wernicke, до мая 1917), Курт Шварц (Kurt Schwarz, май 1917 – апрель 1918), Эрих фон Роршейдт (Erich von Rohrscheidt, апрель – июль 1918), Герберт Нолде (Herbert Nolde, июль – сентябрь 1918), Ганс-Георг Любе (Hans Georg Lubbe, сентябрь 1918), Cassius von Montigny (сентябрь – октябрь 1918), Питер Эрнст Эйффе (Peter Ernst Eiffe (ноябрь 1918). В составе флотилии Константинополь с августа 1916 г. Сдана в Севастополе 26 ноября 1918 г. Разобрана Великобританией.
    «UB-45», в Австро-Венгрии «U-45», командир Карл Палис (Karl Palis). В составе флотилии Константинополь с августа 1916 г. Погибла 6 ноября 1916 г.
    «UB-46», в Австро-Венгрии «U-46», командир Цезар Вауэр (Casar Bauer). В составе флотилии Константинополь с октября 1916 г. Погибла 7 декабря 1916 г.
    «UC-13», в Австро-Венгрии «U-25», командир Йоганес Кирхнер (Johannes Kirchner). В составе флотилии Константинополь с июля, фактически с начала сентября 1915 г. Погибла в декабре 1915 – январе 1916 г.
    «UC-15», в Австро-Венгрии «U-19», командиры Альбрехт фон Девиц (Albrecht von Dewitz, до июня 1916), Бруно Хеллер (Bruno Heller). В составе флотилии Константинополь с июня, фактически с середины августа 1915 г. Пропала без вести в середине ноября 1916 г.
    «UC-23», в Австро-Венгрии «U-63», командиры Йоганес Кирхнер (Johannes Kirchner, до июля 1917), Фрайхер Волькарт фон Ботмер (Freiherr Volkhard von Bothmer, июль – декабрь 1917), Ганс-Георг Любе (Hans Georg Lubbe, декабрь 1917 – ноябрь 1918). В составе флотилии Константинополь с декабря 1916 г. Сдана в Севастополе 26 ноября 1918 г. Разобрана Францией.
    «UC-37», в Австро-Венгрии «U-77», командир Отто Кюмпель (Otto Kumpel). В составе флотилии Константинополь с июля 1918 г. Сдана в Севастополе 26 ноября 1918 г. Разобрана Великобританией.
    «U-33», в Австро-Венгрии «U-33», командир Конрад Ганссер (Konrad Gansser). В составе флотилии Константинополь с марта по ноябрь 1916 г. Разобрана Великобританией.
    «U-38», в Австро-Венгрии «U-38», командир Макс Валентинер (Max Valentiner). В составе флотилии Константинополь с мая 1916 по сентябрь 1918, фактически на Черном море с июня по конец июля – начало августа 1916 г. Разобрана Францией.
|