Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

Балтика, 1944 – 1945.



    Всю первую половину 1944 года подводные лодки КБФ проводили боевую подготовку и ремонт. Финский залив был перекрыт сетями, поэтому, учитывая опыт предыдущего года, о попытке форсирования противолодочного рубежа не могла быть и речи. Исключение составляли пять подводных лодок, которые действовали на Ладожском озере. В конце июня они совершили несколько походов в интересах войск Карельского фронта.

    К началу 1944 года бригада подводных лодок КБФ (командир контр-адмирал Верховский С.Б., с 18 апреля 1945 – капитан 1 ранга Курников Л.А.) имела следующий состав: 1-й дивизион (командир капитан 1 ранга Орел А.Е.Орел А.Е.) включал в себя подводные лодки «С-4», «С-13», «Д-2» и подводные минные заградители «Л-3», «Л-21» и «Лембит». 2-й дивизион (командир капитан 2 ранга Шулаков Е.Г.) состоял из «К-51», «К-52», «К-53» и «К-56». 3-й дивизион (командир капитан 2 ранга Гольдберг Г.А.) включал в себя «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310», «Щ-318», «Щ-323», «Щ-407». 5-й дивизион (командир капитан 2 ранга Сидоренко П.А.) состоял из «М-90», «М-96», «М-102», «М-77», «М-79». В дивизион вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей (командир капитан 2 ранга Шевцов Е.В.) входили «П-2», «П-3», «К-54», «К-55», «Щ-411», «Щ-412», «Щ-413», «Щ-414» и находящиеся на консервации «М-72», «М-73», «М-74», «М-75», «М-76», «Р-1», «М-400». 25 декабря 1944 «К-55» вступила в строй и вошла в состав 2-го дивизиона. Тогда же законсервированные «малютки» VI-бис серии сдали на разборку.

    Обстановка круто изменилась в начале сентября, когда Финляндия вышла из войны. Хотя посланая на разведку состояния вражеской ПЛО в Нарвском заливе «М-96» пропала без вести, вероятно, подорвавшись на мине заграждения «Зееигель», очень скоро с формального согласия финских властей подводные лодки КБФ получили возможность выйти в открытую часть Балтики. Переходы проводились по финским шхерным фарватерам при участии финских лоцманов. В Поркккала-Удд развертывалась военно-морская база. Советские подводные лодки стали базироваться на Ханко, Хельсинки и Турку. 22 сентября 1944 года Красная Армия освободила столицу Эстонии. Немецкий противолодочный рубеж терял свое значение. 26 сентября Швеция прекратила поставки Германии железной руды, лишив Рейх необходимого стратегического сырья.

    В конце сентября – начале октября из финских портов подводные лодки КБФ впервые за полтора года вышли на позиции. В это время немцы проводили эвакуацию Риги (освобождена 15 октября). Бои шли в Курляндии и на полуострове Сворбе (до 22 ноября). В связи с этим перед немцами ставилась задача – снабжение или эвакуация окруженных и прижатых к морю частей и подразделений Вермахта. Большую проблему составляла эвакуация гражданских лиц, бегущих от наступающей Красной Армии. Только в сентябре немцам удалось провести суда общим тоннажем 1.809.670 брт. В тот момент, когда Вермахт терпел серьезные поражения, германские войска серьезно нуждались в поставках подкреплений и вооружения, медикаментов и продуктов питания. «Котлы» могли получить все это только морским путем. Подводные лодки могли существенно ограничить эти поставки, тем самым помогая Красной Армии в окончательном разгроме врага. Советские субмарины, действовавшие на коммуникациях противника, использовались методом крейсерства в ограниченном районе. В связи с тем, что обстановка на суше иногда менялась достаточно быстро, командование производило переразвертывание подводных лодок из одного района в другой, сосредотачивая их в наиболее напряженных участках вражеского судоходства. Делались попытки организовать взаимодействие подводных лодок и авиации, которая должна была вести разведку в интересах лодок. Однако отсутствие связи между самолетами и кораблями и длительное прохождение информации не давало возможности своевременно воспользоваться разведданными. Непосредственное наведение подводных лодок на обнаруженные цели отсутствовало вовсе. Они действовали самостоятельно, для поиска противника широко применяя гидроакустику.

    1945 год стал последним годом жизни Рейха. Советские войска рвались к Берлину. Не желая оставаться под советским контролем, население восточных областей Германии спешно покидало свои дома, стремясь уйти на запад. Между тем, проводимые мероприятия по «бегству морем» означали дополнительную нагрузку на судовой тоннаж и количество эскортных кораблей, так под под ударами советских подводных лодок, торпедных катеров и авиации транспортные суда были вынуждены были идти в сопровождении, что повлекло за собой задержки в транспортном обеспечении войск. С 25 января в Мемеле, Пиллау, Данциге, Гдингене началась эвакуация гражданского населения. Через два дня части Красной Армии вышли к побережью Балтики, отрезав Восточную Пруссию от территории Рейха. 5 февраля советскими войсками занята Куршская коса, 10 февраля пал Эльбинг, 5 марта советские танки вышли к морскому побережью в Померании, немцы отрезаны в Западной Пруссии, 8 марта пали города Штольп и Штольпемюнде, 13 марта советские войска вышли к побережью Данцигской бухты у Путцига и перерезали наземную связь с Хелой. 23 марта пал Цоппот, немецкие войска у Данцига расколоты на три части. 25 марта Данциг покинуло последнее судно. 30 марта Данциг пал. 10 апреля советскими войсками взят Кёнигсберг, а к середине апреля Кольберг. По данным К. Дёница за период с 23 января до 8 мая 1945 года из Курляндии, Восточной и Западной Пруссии, Померании и Мекленбурга морем было эвакуировано 2.022.602 человека, потери в людях составили менее 0,75% от числа всех перевезенных на судах гражданских лиц и менее 1% военнослужащих. Однако, такие громкие успехи советских подводников как потопление «Густлова», «Штойбена», и «Гойи» не могло оказать определенного морально-психологического воздействия как на лиц подлежащих эвакуации, так и на экипажи кораблей и судов задействованых в мероприятиях по вывозу войск и мирного населения с приморских «котлов».

    Действия же немецкой ПЛО, по оценке Ю. Майстера, были неутешительны. Соединения охотников были малочислены, а их личный состав недостаточно подготовлен. Единственный успех, пришедший на долю немцев, стало случайное столкновение в начале января одного из миноносев с подводной лодкой «С-4». В результате тарана субмарина погибла со всем экипажем.

    По официальным советским данным в 1944 году подводные лодки КБФ потопили 35 транспортных судов общим водоизмещением 86140 брт, 2 боевых корабля и вспомогательное судно, а в 1945 году жертвой балтийских подводников стали 24 транспорта (97024 брт) и 10 кораблей. 1 корабль был поврежден. Современные подсчеты выглядят несколько скромнее: в 1944 году подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35.580 брт), 1 корабль и 1 вспомогательное судно, в 1945 году – 10 транспортных судов (59.410 брт) и 4 корабля.

    Родина высоко оценила вклад балтийских подводников в Победу. В 1945 году звания Герой Советского Союза были удостоены командиры подводных лодок С.Н. Богорад («Щ-310»), М.С. Калинин («Щ-307»), В.К. Коновалов («Л-3»), И.В. Травкин (К-52»). Признание подвига А.И. Маринеско («С-13») и А.М. Матиясевича («Лембит») пришло уже после их смерти спустя много лет после окончания войны. Орденами Красного Знамени были награждены бригада подводных лодок КБФ, подводные лодки «Щ-307», «Щ-310», «Лембит», «С-13» и «К-52».


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru