Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное
Суда и боевые единицы флота, упомянутые на наших страницах



Германия


«Emden», легкий крейсер
«Kaija», пароход
«T-3», миноносец
«T-34», миноносец
«Theresia Wallner», Речной минный заградитель, минная плавбаза
«U-144», подводная лодка
«U-367», подводная лодка
«U-416», подводная лодка
«U-446», подводная лодка
«U-584», подводная лодка
«U-639», подводная лодка
«Wilhelm Gustloff», лайнер
«Wolga-Don», пароход


Италия


«CB-3», сверхмалая подводная лодка

Румыния


«Konstanta», плавбаза подводных лодок

Эстония


«Kassari», пароход


Япония


«I-25», подводная лодка


«Emden»
легкий крейсер


    Заложен на верфи ВМС в Вильгельмсхафене как крейсер «А» или «Ersatz Niobe» 8 декабря 1921 года. Первый корабль, к постройке которого Германия приступила после поражения в первой Мировой войне и подписания Версальского договора. Так как у немецких конструкторов не было ни времени, ни средств на разработку нового проекта, корабль практически явился повторением последних германских легких крейсеров времен прошедшей войны, слегка отличаясь конфигурацией надстроек, числом дымовых труб и расположением артиллерии от кораблей типа «Кёнигсберг-II». Строительство крейсера было сопряжено с многочисленными трудностями, связанными с тяжелым экономическим положением страны и оккупацией Рурской области, где находились заводы концерна «Krupp».


крейсер «Эмден»
крейсер «Эмден»

    7 января 1925 года получивший имя «Эмден» корабль спущен на воду и 15 октября 1926 года вступил в строй. Уже к этому моменту крейсер являлся морально устаревшим, поэтому большую часть карьеры использовался в качестве учебного. 14 ноября 1926 года «Эмден» вышел в свой первый заграничный поход, из которого вернулся лишь в марте 1928 года. До начала второй Мировой войны корабль успел совершить 9 зарубежных походов, заходил в порты Южной Африки, Японии, США, Турции. В предвоенный период «Эмденом» командовали Рихард Фёрстер (октябрь 1925 – сентябрь 1928), самый результативный командир подводной лодки всех времен, потопивший 141 судно суммарным водоизмещением 453.716 брт Лотар фон Арно де ла Перьер (сентябрь 1928 – октябрь 1930), Роберт Виттхёфт-Эмден (октябрь 1930 – март 1932), Вернер Грассман (март 1932 – апрель 1933), будущий главком Кригсмарине, гроссадмирал и последний рейхсканцлер Карл Дёниц (октябрь 1934 – сентябрь 1935), Йоханнес Бахман (сентябрь 1935 – август 1936), Вальтер Георг Ломан (август 1936 – июнь 1937), Леопольд Бюркнер (июль 1937 – июнь 1938), Пауль Вефер (июнь 1938 – май 1939), Вернер Ланге (с мая 1939).

    За годы службы корабль трижды модернизировался. В 1926 году на «Эмдене» уменьшена высота фок-мачты, и изменена форма поста управления огнем, в 1933 – 1934 году корабль переведен на жидкое топливо, изменена форма фок-мачты, дымовые трубы стали короче на 2 м, в 1937 году переделке подверглась носовая часть, форштевень приобрел скошенную форму вместо серповидной, установлена дополнительная мачта-шток на второй дымовой трубе.

    С началом войны корабль прикрывал минные постановки в Северном море, а уже 4 сентября 1939 года принимал участие в отражении первого налета британской авиации на Вильгельмсхафен и был поврежден падением на него сбитого бомбардировщика «Бленхейм». На «Эмдене» потери экипажа составили 9 человек убитыми и 20 ранеными. В апреле 1940 года корабль принимал участие в операции «Weserubung» – оккупации Дании и Норвегии. Крейсер входил в состав 5-й группы, предназначенной для захвата Осло, и стал один из немногих кораблей Кригсмарине, не получившем в этой операции никаких повреждений.

    В конце сентября 1941 года немцы, ожидая падения Ленинграда и опасаясь, что советские корабли предпримут попытку интернирования в Швеции, создали на Балтике соединение, куда кроме «Эмдена» вошли линкор «Тирпиц», крейсера «Адмирал Шеер», «Кёльн», «Нюрнберг», эсминцы «Z-25», «Z-27», «Z-28», 2-я флотилия миноносцев и 3-я флотилия торпедных катеров. Немецкий флот перекрыл район между Аландскими островами и побережьем Курляндии. Крейсера «Эмден», «Лейпциг» и «шнелльботы» составляли южную группу. После того, как немцам стало ясно, что прорыва не будет, корабли южной группы перенацелили на артиллерийскую поддержку сухопутных войск на полуострове Сырве (остров Саарема). Для усиления противолодочной обороны соединения, действующего против Моонзундских островов, ему были приданы миноносцы «Т-7», «Т-8» и «Т-11».

    В полночь 26 сентября «Эмден» и «Лейпциг» вошли в Рижский залив и утром открыли огонь по советским узлам обороны. За 5 часов «Эмден» выпустил 245 снарядов. На следующий день обстрел возобновился. Огонь велся из бухты Лыу, но на этот раз в перестрелку с немецкими кораблями вступили советские береговые батареи («№ 315», 4 – 180 мм орудия, командир капитан А.М. Стебель и «№ 25-а», 2 – 130 мм, командир старший лейтенант В.Г. Букоткин). Вскоре ведущий корректировку гидросамолет «Арадо» доложил об обнаружении в бухте Мынту советских торпедных катеров. (Группа под командованием капитан-лейтенанта В.П. Гуманенко в составе «ТКА № 67», командир главный старшина А.И. Афанасьев, «ТКА № 83», командир лейтенант Н.Н. Кременский, «ТКА № 111», командир лейтенант Б.П. Ущев, «ТКА № 184», командир лейтенант В.Д. Налетов). О присутствии кораблей противника доложили и находящиеся поблизости немецкие тральщики. В 09.17. сигнальщики «Эмдена» обнаружили советские торпедные катера. Крейсера прекратили обстрел и развили полный ход. Через две минуты «Эмден» с дистанции 55 кбт открыл огонь по новой цели. В 09.25. торпедные катера под прикрытием дымовой завесы начали атаку. С дистанции 7-10 кбт торпеды были выпущены, но ни одна не достигла цели. На отходе один из 150-мм снарядов попал в «ТКА № 83». Катер потерял ход и загорелся. Подошедшему «ТКА № 111» осталось только снять с него экипаж. По итогам боя советские катерники доложили о потоплении двух миноносцев и нанесении тяжелых повреждений крейсеру и миноносцу. Немцы засчитали уничтоженными два торпедных катера.

    За два дня «Эмден» израсходовал 640 снарядов главного калибра, и для пополнения боезапаса был вынужден вернуться в Мемель. Около 14.27. (по другим данным утром 28 сентября), когда немецкие корабли находились на траверзе Виндавы, немецкое соединение подверглось атаке подводной лодки. Миноносец «Т-7» обнаружил торпедный след и вовремя дал оповещение. Крейсера резко отвернули вправо, и торпеда прошла по носу «Лейпцига». Миноносцы установили контакт с субмариной и начали контратаку глубинными бомбами. Возможно, торпеды выпустила «Щ-319», не вернувшаяся из боевого похода. В дальнейшем командиры советских подводных лодок еще дважды докладывали об успешных атаках крейсера «Эмден». (Атака 10 февраля 1945 года «С-13» под командованием А. Маринеско и 4 апреля 1945 года «К-56» под командованием И. Попова; в первом случае потоплен лайнер «Генерал Штойбен», вторая атака прошла безрезультатно).

    «Эмден» оставался в составе учебной эскадры на Балтике до сентября 1944 года. За это время в ходе еще одной модернизации на крейсере усилено зенитное вооружение, заменена артиллерия главного калибра. В сентябре 1944 года «Эмден» переходит в подчинение начальника эсминцев и принимает участие в прикрытии минных постановок и сопровождении конвоев в Скагерраке. 19 декабря 1944 года корабль сел на скалы к востоку от острова Флатегури в Осло-фьерде и, получив серьезные повреждения, поставлен на ремонт в Кёнигсберге. В ходе ремонта на корабль была установлена РЛС, но воспользоваться ею «Эмдену» не пришлось, так как до окончания войны ремонтные работы так и не были завершены.

    24 января 1945 года при подходе советских войск к столице восточной Пруссии «Эмден», несмотря на то, что многие его механизмы находились в полуразобранном состоянии, перешел в Пиллау. Он должен был эвакуировать в Готенхафен ряд грузов, в том числе гроб с телом фельдмаршала Гинденбурга, вывозимого из мемориала в Танненберге по личному приказу Гитлера. Выполнив задачу, «Эмден» перешел в Киль, где 12 марта, 3 и 13 апреля получил повреждения в результате налетов союзной авиации. 14 апреля команда крейсера выбросила его на отмель в бухте Хайкендорфер в Кильском порту, а 3 мая 1945 года корпус «Эмдена» был взорван собственным экипажем.

    За время войны крейсером «Эмден» командовали: Вернер Ланге (до августа 1940), Ганс Миров (август 1940 – июль 1942), Фридрих Трауготт Шмидт (июль 1942 – сентябрь 1943), Ганс Хенигст (сентябрь 1943 – март 1944), Ганс Эбергардт Мейсснер (март 1944 – январь 1945), Вольфанг Кэхлер (январь – март 1945), Викман (и.о., март – май 1945). В 1945 – 1947 году корабль разобрали на металл.


«Кайя» («Kaija»)
пароход


    Грузопассажирский пароход (водоизмещение 244 тонн).
    Построен в 1876 году фирмой «Varkauden Konepaja» в Варкаусе по заказу финских судовладельцев. Первоначальное название судна неизвестно.


пароход «Кайя»
пароход «Кайя»
    В 1899 году пароход под наименованием «Sampo» находился во владении финской компании «Petter Parviainen & Co» и имел приписку к порту Йоэнсуу (Joensuu). Впоследствии пароход на несколько лет передавался под управлении прежних владельцев в пользование компании «Pohjois-Karjalan Hoyrylaiva OY».
    В 1923 году судно продано латвийской компании «Kugniecibas AS "Kaja"», переименовано в «Kaija», порт приписки Рига. После включения Латвии в состав СССР пароход 20 октября 1940 года национализирован, и после создания 29 октября Латвийского государственного морского пароходства, включен в его состав.
    27 июня 1941 года судно оставлено в Либавском порту из-за невозможности вывода по техническому состоянию и захвачено немецкими войсками. Впоследствии под флагом Рейха, использовалось немцами под командованием латвийского капитана.
    1 октября 1941 года при выполнении рейса Копенгаген – Мемель судно подорвалось на мине выставленной подводной лодкой «Л-3» (Заграждение было установлено в отрезках между точками: 55°45'8 с.ш./21°00'3 в.д., 55°43'9 с.ш./ 20°59'2 в.д., и в точке 55°42'2 с.ш./ 21°01'0 в.д., по другим данным подорвалось на немецком заграждении) в районе Клайпеды и затонуло в точке с координатами: 55°42' с.ш./21°03' в.д., погибло 8 человек. Позже судно поднято немецкими спасателями и впоследствии разобрано на металлолом.

«T-3»
миноносец проекта «1935».


    Заказан 10 ноября 1935 года судоверфи «Шихау» в Эльбинге. Заложен под заводским номером «S 1382» 11 ноября 1936 года. 23 июня 1938 года корабль спущен на воду и 3 февраля 1940 года вступил в строй.

    В августе 1940 года миноносец вошел в состав группы «Норд». Уже в ночь на 15 августа корабль принимал участие в минной постановке в юго-западной части Северного моря «SW-2».

    В сентябре 1940 года корабль переведен во Францию. 18 сентября при авианалете британской авиации на Гавр в миноносец попала одна бомба, еще несколько разорвались в непосредственной близости от корабля. Вскоре «Т-3» перевернулся и затонул. Вместе с кораблем погибло 9 человек.

    В 1941 году миноносец был поднят и отбуксирован на верфь «Шихау» в Эльбинг. 12 декабря 1943 года он вторично вошел в строй и зачислен в состав 2-й флотилии. До середины лета 1944 года «Т-3» находился в распоряжении торпедной школы, после чего зачислен в состав 2-й боевой группы и входил в охранение тяжелых крейсеров «Принц Евгений» и «Лютцов», которые вели обстрел советских войск на побережье. 18-24 ноября 1944 года миноносец находился в охранении «Адмирала Шеера» и принимал участие в последних боях на полуострове Сворбе. В ночь на 7 января 1945 года в штормовую погоду в точке 51°56' с.ш./19°39' в.д. миноносец столкнулся с неизвестной подводной лодкой. Как позднее оказалось, это была советская «С-4». Миноносец отделался повреждением носовой оконечности. После ремонта корабль вернулся в строй, но при эскортировании конвоя 14 марта миноносец подорвался на мине и затонул в течение 5 минут в точке 54°39' с.ш./ 18°47' в.д. Как известно, примерно в этом районе за день до того установила мины советская ПЛ «Л-21». Потери экипажа неизвестны. Есть информация, что вместе с кораблем погиб его командир капитан-лейтенант фон Дест.


«T-34»
миноносец типа "Эльбинг" (проект 1939 года).


    Заказан 20 января 1941 года, и 5 марта 1943 года заложен на верфи "Шихау" в Эльбинге. Заводской номер 1516. 23 октября 1943 года спущен на воду. 12 августа 1944 года строительные работы на корабле были завершены, и он был предъявлен к испытаниям, после проведения которых "Т-34" приступил к боевой подготовке.

    pУтром 20 ноября миноносец проводил стрельбы по кораблю-мишени "Гессен" врайоне мыса Аркона. Внезапно под "Т-34" прогремел сильный взрыв, и корабль затонул в точке 54°40' с.ш., 13°29' в.д. Потери экипажа миноносца составили 67 человек.

    Считается, что корабль стал жертвой мин, выставленных советской подводной лодкой "Л-3" "Фрунзовец" под командованием капитана 3 ранга Коновалова, но кординаты минной постановки субмарины и место гибели "Т-34" не совпадают.

    Подводная лодка выставила мины вечером 11 октября 1944 года на линии в точках 54°48'10" с.ш., 13°33' - 13°34'30" в.д. Мины были выставлены одной банкой (20 мин), с интервалом 185м и углублением 3 м. Скорее всего, миноносец погиб на мине, выставленной в этом районе британской авиацией.


 Водоизмещение: 1.318 т (проектное), 1.780 т (в полном грузу).
 Длина: 97 м (по ватерлинии), 102,5 м (наибольшая).
 Ширина: 10 м.
 Осадка: 3,25м (в полном грузу).
 Мощность механизмов 32.000 л.с.
 Скорость:33,5 узла.
 Дальность плавания: 2.400 миль со скоростью 19 узлов.
 Запас топлива: 374 т.
 Вооружение: 4 - 105 мм орудия, 2х2 - 37 мм, 1х4 - 20 мм, 2х3 - 533 мм ТА (без запаса торпед), 60 мин, 4 бомбомета.
 Экипаж: 8 офицеров, 198 матросов.

«Терезия Вальнер» («Theresia Wallner»)
Речной минный заградитель, минная плавбаза



Речной минный заградитель «Терезия Вальнер»
Речной минный заградитель «Терезия Вальнер»
    Бывший австро-венгерский буксир «Jozsef Lajos», построенный в 1912 году. В 1919 году передан по репарации Греции как «Antigoni Matsouki» (по другим данным как «Antigona»). В качестве трофея захвачен германскими войсками в апреле 1941 года, переоборудован в минный заградитель для Дунайской флотилии, зачислен в состав Кригсмарине, 18 июня 1941 года вступил в строй.

    Принимал участие в боевых действиях против СССР. 25 октября 1941 года подорвался на мине и затонул близ Очакова в точке 46°35'с.ш/ 31°34' в.д. По данным справочника Пятанина – Морозова – Нагирняка погиб на минах выставленных ПЛ «Л-4», по данным С.С. Бережного – на минах ПЛ «Л-5», но в этом районе советские подводные лодки мин не ставили.

    По данным Ю. Майстера (см. Восточный фронт – война на море 1941 – 1945 гг. – М., Эксмо, 2005., стр.339) «… 24 октября «Терезия Вальнер» и 3 речных катера-тральщика прошли через Днепровский лиман и поднялись вверх по Днепру до Херсона, и 25 октября два речных катера-тральщика проверили фарватер от Херсона до Очакова. Тем временем оба румынских буксира попытались вытралить мины в районе Очакова, при этом 24 октября буксир «Дроссель» наскочил на мину и затонул. Второй буксир сейчас же встал на якорь и побоялся уйти с минного поля. Капитан 3 ранга Петцель как раз находился на обратном пути в Бугаз с «Терезией Вальнер» и речным катером-тральщиком «FR 3», когда получил известие о гибели румынского буксира, и тотчас же вернулся обратно в Очаков, чтобы вывести буксир с минного поля. По пути к нему присоединился и паром-тральщик № 16. Прибыв на место, минный заградитель «Терезия Вильнер» в момент, когда буксир, разворачивался на якоре, снимаясь с него, сам вышел из русла разведывательного траления, при этом подорвался на мине и затонул, потеряв 4 человек. Вскоре после этого паром № 16 тоже наскочил на мину и получил тяжелые повреждения. И наконец, на обратном пути второй румынский буксир «Брюстерорт» подорвался на мине и затонул…»

    По информации сайта «wreck.ru», согласно данным гидролокации корабль затонул в точке 46°35'?? '' с.ш./31°33'?? '' в.д., на расстоянии 950 метров по пеленгу 330° от ранее указанных координат. Возможно, этот объект и является минной плавучей базой «Theresia Wallner».

Вместимость: 132 брт, водоизмещение ок. 100 тонн.
Размерения: длина 32,1 м, ширина 6,1 м, осадка 2,5 м.
Скорость 10 уз., двигатель 660 л.с.
Вооружение: 2 20-мм зенитных автомата, 2 пулемета, 30 якорных мин или глубинных бомб.

«U-144» германская подводная лодка тип II-D


    Заказана 25 сентября 1939 года и заложена 10 января 1940 года на судоверфи «Deutsche Werke» в Киле под стапельным номером 273. 24 августа 1940 года подводная лодка спущена на воду и 2 октября 1940 года под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля вступила в строй. Входила в состав 1-й, а с 20 декабря 1940 года – 22-й учебной флотилии ПЛ. 17 ноября 1940 года командиром корабля назначен капитан-лейтенант Гердт фон Миттельштедт.
    На начальном этапе осуществления плана «Барбаросса» (нападение Германии на СССР) подводная лодка принимала участие в действиях против советского Краснознаменного Балтийского флота, совершив 3 боевых похода. 23 июня 1941 года торпеда «U-144» потопила советскую подводную лодку «М-78», а вечером 9 августа 1941 года в 20 милях от мыса Ристна приблизительно в точке 58°58' с.ш.; 21°24' в.д. она сама стала жертвой торпеды ПЛ «Щ-307». Весь экипаж «U-144» (28 человек) погиб.



3 боевых похода:
18.06.1941 – 30.06.1941
07.07.1941 – 19.07.1941
28.07.1941 – 10.08.1941 +

«U-367» германская подводная лодка тип VII-C


    Заложена 6 июля 1942 года на судоверфи «Flensburger Schiffsbau» во Фленсбурге (стапельный номер 490). 11 июня 1943 года подводная лодка спущена на воду и 27 августа 1943 года включена в состав 23-й флотилии ПЛ. Командиром корабля назначен лейтенант Ульрих Хаммер. 6 января 1944 года его сменил обер-лейтенант Клаус Беккер.
    На протяжении всей своей карьеры в боевых действиях подводная лодка участия не принимала и использовалась как учебная. 20 февраля 1945 года «U-367» перечислена в состав 31-й флотилии. В марте 1945 года командиром корабля стал обер-лейтенант Хассо Штегеман.
    «U-367» пропала без вести со всем экипажем (43 человека) 15 марта 1945 года близ полуострова Хель. По всей вероятности, причиной гибели подводной лодки стали мины советской субмарины «Л-21», хотя все источники указывают место гибели лодки (54°25' с.ш./ 18°50' в.д.) несколько отличное от места минной постановки (54°35'5 с.ш./ 18°52' в.д.). По некоторым данным обнаружена в середине 90-х годов на глубине 47 м у восточной оконечности полуострова Хель.

«U-416» германская подводная лодка тип VII-C


    Заложена 11 августа 1941 года на судоверфи «Danziger Werft» в Данциге. 9 мая 1942 года подводная лодка спущена на воду, 4 ноября 1942 года она вступила в строй и вошла в состав 8-й флотилии. Первый командиром корабля стал обер-лейтенант Кристиан Райх. 4 октября 1943 года в командование субмариной вступил Рудольф Цорн.
    В боевых походах «U-416» не участвовала. На протяжении всей своей карьеры она входила в состав учебных флотилий (8-й до 30 марта 1943; 23-й, с 4 октября 1943 и 21-й с 1 июля 1944), готовя кадры для Кригсмарине.
    30 марта 1943 года «U-416» подорвалась на мине у острова Борнхольм. Число жертв неизвестно. Во многих источниках указано, что субмарина стала жертвой мины выставленной советской подводной лодкой «Л-3», которая 26 августа 1942 года в точках 55°06'4 с.ш./13°18'8 в.д. и 55°06'3 с.ш./13°19' в.д., выставила 2 минных банки, но координаты минного заграждения «Фрунзовца» и место подрыва «U-416» (54°55' с.ш./14°45' в.д.) не совпадают. Скорее всего, это была британская авиационная донная мина. «U-416» осталась на плаву и 8 апреля 1943 года приведена в Штеттин, где после ремонта в ноябре 1943 года, вновь введена в строй. Командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Хайнц Цварг, а 16 мая 1944 года в командование кораблем вступил обер-лейтенант Эберхард Ригер.
    12 декабря 1944 года после столкновения с тральщиком «М-203» подводная лодка затонула в районе Пиллау (ныне Балтийск) в точке с координатами 54°58' с.ш., 19°33' в.д. В результате катастрофы погибло 36 человек из ее экипажа. Пятерых удалось спасти.

«U-446» германская подводная лодка тип VII-C


    Заложена 9 апреля 1941 года на судоверфи «Schichau» в Данциге под стапельным номерм 1506. 11 апреля 1942 года подводная лодка спущена на воду. 20 июня 1942 года подводная лодка под командованием обер-лейтенанта Хельмута-Берта Рихарда вступила в строй и вошла в состав 8-й флотилии. На протяжении всей своей карьеры корабль, готовя кадры для Кригсмарине, участия в боевых действиях не принимал.
    21 сентября 1942 года при отработке задач боевой подготовки в Данцигском заливе в районе Кольберга «U-446» подорвалась на мине и погибла. Потери среди экипажа корабля составила 23 человека. Заявленная в качестве причины гибели субмарины мина советского подводного минзага «Л-3» не имеет к данному эпизоду никакого отношения, так как в районе Кольберга «Фрунзовец» мины не ставил. 8 ноября 1942 года подводная лодка поднята, но, вероятно, так и не восстанавливалась.
    Затоплена 3 мая 1945 года в Киле.

«U-584» германская подводная лодка тип VII-C


    Заложена 1 октября 1940 года на судоверфи «Blohm & Voss» в Гамбурге под стапельным номером 560. 26 июня 1941 года подводная лодка спущена на воду, 21 августа 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Йоахима Дееке вступила в строй и вошла в состав 5-й флотилии (с 1 декабря 1941 года и до конца карьеры корабль входил в состав 1-й флотилии ПЛ).
    Под командованием капитан-лейтенанта Йоахима Дееке «U-584» совершила 9 боевых походов (в восьмом выходе ее вел капитан-лейтенант Курт Нёльке). Торпедами «U-бота» потоплено 3 союзных судна общим водоизмещением 18.626 брт и советская подводная лодка «М-175». В мае 1942 года субмарина высадила разведгруппу на побережье США.
    Сама «U-584» погибла 31 октября 1943 года со всем экипажем (53 человека) в Северной Атлантике (49°14' с.ш./ 31°55' з.д.) в результате атаки самолета «Avenger» с авианосца «Card».


10 боевых походов:
27.11.1941 – 20.12.1941
25.12.1941 – 11.01.1942
23.01.1942 – 20.02.1942
28.02.1942 – 14.03.1942
05.05.1942 – 16.05.1942
25.05.1942 – 22.06.1942
24.08.1942 – 10.10.1942
30.10.1942 – 11.02.1943
23.03.1943 – 24.05.1943
02.09.1943 – 31.10.1943 +
Потоплены:
10.01.1942 ПЛ «М-175» (СССР)
11.09.1942 ТН «Empire Oil», 8.029 брт (Великобритания), из состава конвоя «ON-127».
11.09.1942 ТХ «Hindanger», 4.884 брт (Норвегия), из состава конвоя «ON-127», добит эскортом.
05.05.1943 ПХ «West Madaket», 5.565 брт (США), из состава конвоя «ONS-5».

«U-639» германская подводная лодка тип VII-C


    Заложена 31 октября 1941 года на судоверфи «Blohm & Voss» в Гамбурге под стапельным номером 615. 22 июля 1942 года подводная лодка спущена на воду и 10 сентября 1942 года под командованием обер-лейтенанта Вальтера Вихмана вступила в строй.
    Совершила 4 безрезультатных боевых похода. Погибла со всем экипажем (47 человек) 28 августа 1943 года севернее мыса Желания от торпед советской ПЛ «С-101».



4 боевых похода:
24.03.1943 – 25.04.1943
12.05.1943 – 07.06.1943
24.07.1943 – 04.08.1943
11.08.1943 – 28.08.1943 +



«Wilhelm Gustloff» лайнер



лайнер «Вильгельм Густлов» лайнер «Вильгельм Густлов» лайнер «Вильгельм Густлов» лайнер «Вильгельм Густлов»

Лайнер «Wilhelm Gustloff».

    Судно заложено 5 мая 1937 года на верфи «Blohm & Voss» В Гамбурге и названо в честь одного из лидеров нацистского движения в Швейцарии, убитого в своем доме в Давосе еврейским студентом Давидом Франкфюртером 4 февраля 1936 года. Вильгельма Густлова (род. 1895 г.) нацистская пропаганда сделала национальным героем, использовав его имя для пропаганды антисемитизма. Лайнер построен для отдыха членов организации «Сила через радость» (Kraft durch Freude) Германского Трудового Фронта (Deutche Arbeitsfront).

    Водоизмещение 25.484 брт. Длина 208,5 м. Ширина 23,5 м. Высота надводного борта 17,3 м. Полная высота «от киля до клотика» 58 м. Осадка 7 м. Четыре восьмицилиндровых двухтактных дизеля суммарной мощностью 9.500 л.с. сообщали лайнеру скорость 15,5 узлов. Теплоход был рассчитан на перевозку 1.463 человек при 417 членов экипажа.

    В марте 1938 года «Вильгельм Густлов» впервые вышел в круизное плавание. До начала второй Мировой войны судно успело совершить 44 рейса, в которых перевезено 65 тыс. человек. В конце августа 1939 года лайнер переведен в Германию из очередного рейса, а уже 1 сентября 1939 года «Вильгельм Густлов» был зачислен в списки вспомогательных судов Кригсмарине в качестве госпитального судна. В этом качестве судно прослужило до 20 ноября 1940 года. За это время на «Вильгельме Густлове» прошли лечение около 7.000 человек, а около 2.000 человек были на его борту доставлены в Германию. Затем «Густлов» был переоборудован в плавказарму в Готенхафене. Теперь на его борту базировался 2-й Батальон 2-й Учебной дивизии подводного плавания (2.U-boote Lehrdivision).

    В конце войны «Вильгельм Густлов» дважды (19 октября 1943 и 18 декабря 1944), чуть не стал жертвой авиации союзников, бомбивших базу.


Пропуск на последний рейс «Вильгельма Густлофа». Для многих он стал билетом на тот свет. Справка спасенному с лайнера, выданная командиром торпедолова «TS-2».

Пропуск на последний рейс «Вильгельма Густлофа». Для многих он стал билетом на тот свет и справка спасенному с лайнера, выданная командиром торпедолова «TS-2».


    В 14.30 (время московское) 30 января 1945, когда советские танки уже вышли к Балтийскому морю в районе Эльбинга, «Вильгельм Густлов» (капитан Фридрих Петерсен) покинул рейд косы Хель и направился в Киль. На его борту находилось около 6.000 человек, в том числе 918 офицеров и матросов 2-го Батальона 2-го Учебного дивизиона подплава (командир корветен-капитан Вильгельм Цан), 373 женщин-военнослужащих вспомогательной службы ВМФ, 162 раненных военнослужащих вермахта, 173 члена экипажа судна. Остальные на борту лайнера – гражданские беженцы, уходившие от наступавшей Красной Армии.

    В 23.08 (время московское) 30 января 1945 года в районе банки Штольпе в лайнер попали три торпеды с советской подводной лодки «С-13» под командованием капитан 3 ранга Маринеско А.И.. Одна из торпед попала в самый центр судна - в машинное отделение, выведя из строя все четыре дизеля, оставив лайнер без хода и электроэнергии. Бортовая радиостанция не работала, поэтому сигнал бедствия подали корабли эскорта. Борьба за живучесть судна не велась, так как она была бесполезной. Через 40 минут после попадания торпед крен «Вильгельма Густлова» достиг 22 градуса и в 00.10 (время московское) 31 января 1945 года лайнер затонул.

    Эскортирующий «Вильгельм Густлов» миноносец «Лёве» и подоспевшие к месту катастрофы пароходы «Геттинген» и «Гётенланд», тральщики «М-341», «М-375», «М-387», миноносец «Т-36» и торпедолов «ТF-19» подобрали из воды 1.252 человека, 36 из которых умерли от переохлаждения на борту у спасателей.

    Из пассажиров «Вильгельма Густлова» в эту роковую ночь погибло 406 моряков-подводников, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа и около 4.500 раненных и беженцев.

«Wolga-Don»
грузовой пароход


    Заказан в рамках военной программы 1915 года на заводе «Россуд» в Николаеве. Заложен и спущен на воду как тральщик типа «Эльпидифор» № 423. Начавшаяся революция и гражданская война помешали ввести корабль в строй, и 1929 году несостоявшийся тральщик достроен как грузовой пароход (956 брт).


пароход «Волга-Дон».

    До начала Великой Отечественной войны в составе Азовского государственного морского судоходства судно осуществляло народохозяйственные перевозки в Азово-Черноморском бассейне. 3 декабря 1941 года транспорт захвачен немецкими войсками в районе Мариуполя и вскоре введен в строй под своим прежним наименованием, (изменения коснулись только написания имени – кириллицу сменила латиница).

    Вечером 25 ноября 1943 года в 20 милях юго-западнее мыса Тарханкут (45°07' с.ш./32°08' в.д.) «Wolgo-Don», шедший под эскортом пяти кораблей (румынские канонерские лодки «Стихи» и «Думитреску», германские охотники «Uj-2301», «Uj-2309» и тральщик «R-205») был атакован советской подводной лодкой «Л-6». Одна из торпед попала в корму судна, и оно потеряло ход. Потери пассажиров и экипажа транспорта составили: 5 человек убитыми (боцман, два кочегара и два солдата Люфтваффе), два человека получили ранения.

    Судно удержалось на плаву. На него с «Думитреску» был заведен буксирный конец, и канонерская лодка приступила к буксировке поврежденного транспорта. Спасательным работам мешал сильный ветер и волна. В 11.39 следующего дня судно затонуло не дойдя до берега всего 3 мили в точке 45°10' с.ш./ 33°06' в.д.

«СВ-3»
итальянская сверхмалая подводная лодка


    Заложена 10 мая 1941 года фирмой "Капрони Талиедо (Милан). С 25 апреля по 2 мая 1942 года сухопутным путем переведена из Ла-Специи в Констанцу. До этого лодка уже успела сделать шесть боевых выходов в Средиземном море. В течение месяца лодка была спущена на воду и приведена в боеспособное состояние. В ходе войны на Востоке действовала в составе IV флотилии и базировалась на Ялту, а затем на Бургас. На зиму лодки прибывали в Констанцу.

    В 1942 году планировалась переброска итальянских сверхмалых ПЛ с Черного моря на Каспий, но разгром немцев под Сталинградом и их последующее отступление сорвало эти планы. 2 января 1943 года все итальянские корабли были отозваны с Черного моря, но вернуться на родину они не смогли, так как Черноморские проливы были закрыты, а путь на Средиземное море через Балканы был перекрыт югославскими партизанами.

    В 1942-1944 годах "СВ-3" совершила 6 боевых походов. Данные о том, что 26 июня 1942 года в 10 милях южнее мыса Сарыч, "CB-3" потопила советскую ПЛ "С-32", скорее всего не соответствуют действительности.

    После подписания перемирия между Италией и союзниками "СВ-3" вместе с другими итальянскими "малютками" была передана ВМС Румынии, где на военно-морской базе Констанца лодка 29 августа 1944 года была захвачена наступающими советскими войсками.

    20 октября 1944 года "СВ-3" была зачислена в состав советского Черноморского флота под обозначением "ТМ-6" (трофейная малая). 16 февраля 1945 года ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по техническому состоянию исключена из состава ВМФ СССР и передана в Отдельный учебный дивизион ПЛ для использования в учебных целях.
В 1955 году разобрана на металл.


Водоизмещение: 35,96 т (надводное); 45 т (подводное)
Длина 14,9 м; Ширина 3 м; Осадка 2,05 м.
Мощность дизеля: 80 (по другим данным 90) л.с.
Мощность электромотора: 100 л.с.
Скорость максимальная:
7,5 узлов (надводная);
6,6 улов (подводная)
Дальность плавания :
1.400 миль 5-узловой скоростью (над водой)
50 миль 3-узловой скоростью (под водой)
Вооружение: 2-457 мм торпедных аппарата
Экипаж 4 человека.

«Konstanta» плавбаза подводных лодок


    Заложена 15 августа 1927 года на судоверфи «Cantieri Navali del Quarnaro» в Фиуме (Италия) по заказу Румынии. Одновременно с плавбазой итальянцам была заказана постройка подводной лодки «Delfinul». 8 (по другим данным 3) ноября 1928 года плавбаза спущена на воду и 8 июля 1931 года вступила в строй.

плавбаза «Констанца». плавбаза «Констанца». плавбаза «Констанца».
    С 1936 года «Констанца» база подводной лодки «Дельфинул», а с июня 1940 года осуществляла базирование и торпедных катеров.

    29 августа 1944 года судно захвачено советскими войсками в качестве трофея в Констанце и 5 сентября подняло советский Военно-морской флаг. 14 сентября 1944 года зачислена в состав Черноморского флота. 20 октября 1944 года корабль переименован в «Буг».

    4 сентября 1973 года плавбаза выведена из эксплуатации и переформирована в плавказарму «ПКЗ-87», 16 апреля 1977 года исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Севастополе.

«Kassari»
грузовой пароход


    Построен в 1888 году в Або (ныне Турку, Финляндия) под названием «Эбба Мунк».
    С началом 1-й Мировой войны мобилизован Российским правительством, вооружен (2-47мм орудия; 1-7,62мм пулемет) и вошел в состав Балтийского флота под названием «Комета».
    В апреле 1918 года захвачен финскими белогвардейцами и возвращен прежнему владельцу. Позже продан эстонской фирме, где назван «Эндла», затем «Кассари».
    Около 3 часов утра 11 декабря 1939 года в 28,5 милях от маяка Ристна пароход, возвращающийся в Таллин из шведского Сундсвалля, обнаружила подводная лодка «Щ-323». По транспорту был открыт артиллерийский огонь, пароход затонул. В результате обстрела механик судна был убит, еще двое, капитан и кочегар получили ранения от пулеметного огня уже находясь в шлюпке.

пароход «Kassari»
Водоизмещение 250 тонн.
Длина 39м; Ширина 6,1м; Осадка 2,7м.
Скорость 9 узлов.

«I-25» японская подводная лодка тип В 1


    Заложена в мае 1938 года на верфи «Мицубиси» в Кобе в рамках «Четвертой программы по замене кораблей» 1939 года под стапельным номером 139. В июне 1939 года получила обозначение «I-25». Спущена на воду 8 июня 1940 года. 15 ноября 1941 года практически без проведения приемных испытаний вступила в строй.

    В ходе Второй Мировой войны под командованием капитана 3 ранга Табаты, а затем капитана 3 ранга М.Тагами совершила 10 боевых походов, в результате которых потопила 2 американских судна, а 1 повредила.

    11 октября 1942 года «I-25» под командованием капитана 3 ранга Тагами на подходах к Сиэтлу возможно атаковала торпедами и потопила советскую подводную лодку "Л-16", вместе с «Л-15» совершавшую переход с Дальнего Востока на Север.

    Командир японской лодки был извещен о маршруте следования советских кораблей, и утверждал, что правильно классифицировал цели и не пытался атаковать. По другим данным, вернувшись на базу, Тагами заявил о потоплении подводной лодки.

    В ходе боевых походов гидросамолет с лодки дважды подвергал бомбардировке побережье США, а сама лодка обстреляла из 140-мм орудия Форт Стивенс (шт. Орегон), выпустив 20 снарядов.

    3 сентября 1943 года на подходах к Новым Гибридам «I-25» была потоплена огнем эсминца «Patterson» (по другим данным на эту победу претендует эсминец «Ellet»). Весь экипаж лодки погиб.


9 Боевых походов:
26.11.1941 - 27.12.1941
27.01.1942 - 07.04.1942
14.06.1942 - 02.07.1942
05.08.1942 - 07.09.1942
20.09.1942 - 22.10.1942
21.11.1942 - 07.01.1943
13.03.1943 - 18.05.1943
10.06.1943 - 23.07.1943
19.08.1943 - 03.09.1943 +
Результаты:
2 транспорта (14.913 брт) и корабль потоплены, 1 транспорт (8.684 брт) поврежден.
19.21.1941 поврежден ТР (8.684 брт)
23.08.1942 ТР (4.150 брт)
11.10.1942 ПЛ "Л-16"
14.04.1943 ТН (10.763 брт)


ТТХ
Водоизмещение:
2.584 тонны (надводное)
3.654 тонны (подводное)
Длина 108,7 м Ширина 9,3 м Осадка 5,1 м
Мощность:
дизель 12.400 л.с.
электродвигатель 2.400 л.с.
Скорость надводная:
23,5 узла (полная), 16 узлов (экономическая)
подводная 8 узлов (полная), 3 узла (экономическая в течение 32 часов)
Запас топлива: 220 т соляра, 35 т авиабензина.
Дальность плавания:
надводная 14.000 миль 16-узловым ходом
подводная 96 миль 3-узловым ходом
Вооружение:
артиллерийское 1-140 мм /40 ; 2-25 мм /60
торпедное: 6-533 мм ТА (носовых), запас торпед 17 шт.
Гидросамолет типа <О> (E14Y1), катапульта
Экипаж 94 человека.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru