Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«В-3»

бывшая британская «Unison»
(до 1 февраля 1943 «P-43»),
подводная лодка типа «U» III серии.

    Заложена 30 декабря 1940 года в «Vickers, Armstrong Ld» в Барроу, Великобритания. Спущена на воду 5 ноября 1941 года, 19 февраля 1942 года корабль вступил в строй и вошел в состав ВМС Великобритании под обозначением «P-43» (с 1 февраля 1943 – «Unison»).

    Едва вступив в строй, подводная лодка под командованием лейтенанта Артура Холлидея (A.C. Halliday) была направлена к побережью южной Норвегии с задачей перехвата крупных кораблей Кригсмарине, а в конце апреля – начале мая прикрывала союзные северные конвои «РQ-15» (прибыл в Мурманск 5 мая) и «QР-11» (вышел из Мурманска 28 апреля).


Подводная лодка «P-43» («Unison»). Подводная лодка «P-43» («Unison»). Командир подводной лодки «P-43» («Unison») лейтенант Дэниел (A.R.Daniel). Экипаж подводной лодки «Unison». Подводная лодка «Unison». Мальта.
Подводная лодка «P-43» («Unison»).
Командир подводной лодки «P-43» («Unison») лейтенант Дэниел (A.R.Daniel).
Экипаж подводной лодки «Unison».
Подводная лодка «Unison» (в центре). Мальта. Фото из собрания Imperial War Museums, Лондон

    В конце мая 1942 года «Unison» направлена в Средиземное море в состав 10-й флотилии, где до конца июля 1943 года она провела 16 боевых походов. Субмарина принимала участие в операции «Harpoon» (июнь 1942), прикрывая мальтийский конвой на патрульной линии между Сицилией и Сардинией, действовала у западного побережья Греции и у берегов Крита. В ноябре 1942 года подлодка осуществляла прикрытие американо-британской высадки в северной Африке (операция «Torch»), действуя к северу от Сицилии, после чего под командованием лейтенанта Энтони Дэниела (A.R. Daniel) патрулировала у побережья Туниса. В январе 1943 года «Unison» была задействована в проведении операции «Principal» – атаку человекоуправляемых торпед на итальянские тяжелые корабли в портах Палермо и Мадаллена. Согласно плану, носителями спецсредств должны выступать подлодки типа «Т» которые должны подойти непосредственно к базам, а субмарины типа «U» должны были подобрать спецназ после выполнения задания. Так как шедшая в паре с «Unison» подлодка «P-311» («Tutenkhamen») пропала без вести на переходе, атака Мадаллены не состоялась.

    Дальнейшая карьера субмарины отмечена патрулированием у берегов Туниса и участием в операции «Husky» – высадке союзников на Сицилии 10 июля 1943 года, где «Unison» выполняла навигационные задачи. Субмарине предстояло выполнять роль плавучего маяка на участке десантирования британской 51-й дивизии у мыса Пассеро. Несмотря на то, что из-за ухудшения погодных условий навигационный огонь был включен с опозданием, высадка британских войск прошла успешно.

    К этому времени боевой счет субмарины составлял 8 потопленых судов общим водоизмещением 16378 брт, из них четыре единицы (три итальянские шхуны и небольшой немецкий пароход) были уничтожены артиллерией.

    Проведя в конце июля 1943 года еще один выход к берегам Сицилии, «Unison» прибыла в Бизерту, откуда субмарина должна была следовать на Мальту. Так как минная опасность в Тунисском проливе была достаточно высока, было решено, что подлодка совершит переход, присоединившись к конвою, следующему на остров. Вечером 2 августа «Unison» заняла предписанное место в ордере пoзaди одной из колонн, но тут же попала под «дружественный огонь» американского танкера «Yankee Arrow» шедшего впереди. Верные девизу «Сначала стреляй, разберешься после» янки в упор всадили в подлодку несколько снарядов. Один из них пробил прочный корпус в районе III отсека, второй взорвался на мостике, тяжело ранив четырех человек (один из них умер от ран), включая командира. Подлодка срочно погрузилась, и под командованием старпома вернулась в Бизерту.

    Устранив аварийные повреждения «Unison» направилась в метрополию и 28 сентября встала на ремонт в Девонпорте. Вступив в строй в феврале 1944 года подлодка предназначена британским командованием к передаче СССР в счет раздела итальянского флота.


Британские подлодки у борта Плавбазы. Британский и советский экипажи подводной лодки «Unison»/«В-3». Подводные лодки «Unbroken» и «Unison» («В-2» и «В-3») Розайт, 30 мая 1944 г. Подводная лодка «В-3». Подводная лодка «В-3».

Британские подлодки у борта Плавбазы. Крайняя справа - «P-43» («Unison»). Остальные (слева направо): британская ПЛ типа «S», ПЛ типа «U» (возможно, «Upright»), одна из четырех построенных в Великобритании турецких ПЛ типа «Reis» (вероятно, «P-614», в турецком флоте «Burak Reis» или «P-615»), ПЛ типа «U».
Британский и советский экипажи подводной лодки «Unison»/«В-3».
Церемония передачи английских подводных лодок СССР. «Unbroken» и «Unison» («В-2» и «В-3») Розайт, 30 мая 1944 г. На кораблях флаг Св. Георга.
Подводная лодка «В-3».

    10 апреля (по другим данным 9 марта) 1944 года субмарина зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением «В-3». 30 мая в Розайте советский экипаж принял корабль и на нем был поднят Военно-морской флаг СССР. Командиром подводной лодки был назначен капитан 3 ранга Кабо Исаак Соломонович. 10 июня субмарина перешла в Данди, где до 23 июля занималась отработкой задач боевой подготовки. 25 июля 1944 года «В-3» перешла в Лервик, откуда спустя три дня начала переход в СССР. Преодолев нелегкий путь, несмотря на встречи с подводными лодками противника, и плавающими минами, «В-3» 6 августа 1944 года благополучно прибыла в Полярное и включена в состав Северного флота. Пройдя небольшой планово-предупредительный ремонт, 21 августа «В-3» зачислена в состав 3-го дивизиона бригады ПЛ СФ.

    В первый боевой поход под советским флагом «В-3» вышла под занавес операции «Вест» (в сентябре 1944 года, в ходе проведения операции «РВ-8», подводная лодка находилась в резерве командования). Вечером 29 октября субмарина направлена в район Тана-фьорда для действий в секторе «С». Встреч с противником не было, так как вскоре после прибытия на позицию на подводной лодке обнаружилось сильное искрение правого дизель-генератора. Дизель пришлось остановить, а самой подлодке вернуться в базу.

    Аварийный ремонт подлодки затянулся, так как был совмещен с установкой системы парового отопления. 2 января 1945 года корабль вступил в строй. К этому времени конечной точкой немецких коммуникаций на Севере давно стал Тормсё, который находился в зоне оперативной ответственности союзников, но в советской зоне активно действовали немецкие подводные лодки. Учитывая, что субмарины британской постройки обладали совершенным радиолокационным и гидроакустическим оборудованием, их было решено использовать для борьбы с германскими «U-ботами». Днем 26 января «В-2» вышла на поиск вражеских субмарин в район остров Харлова – мыс Черный. Так как следующим вечером на подлодке вышла из строя радиолокационная станция, дальнейшее нахождение на позиции теряло всякий смысл, но подлодка оставалась на позиции еще неделю, прежде чем была отозвана в базу. На этом участие подводной лодки в войне завершилось.

    5 мая 1945 года командиром «В-3» назначен капитан-лейтенант Питерский Михаил Васильевич.

    10 февраля 1949 года советским экипажем под командованием И.И. Папылева корабль приведен в Розайт, где был возвращен ВМС Великобритании, и 28 мая 1949 года исключен из списков ВМФ СССР. 19 мая 1950 года подводная лодка разоружена и сдана на слом британским командованием.


В составе ВМФ СССР 2 боевых похода:
29.10.1944 – 03.11.1944
26.01.1945 – 04.02.1945

В атаки на корабли противника не выходила, побед нет.


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru