Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«С-9»

подводная лодка IX-бис серии


    Заложена 26 июня 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород), под стапельным номером 241 и литерным обозначением «Н-9». 20 октября 1937 года подводная лодка получила обозначение «С-9». 20 апреля 1938 года субмарина спущена на воду, 30 октября 1940 года вступила в строй и 19 декабря 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    22 июня 1941 года «С-9» встретила под командованием капитан-лейтенанта Рогачевского Сергея Анатольевича в составе 1-го дивизиона 1-ой бригады ПЛ КБФ в Либаве. После перебазирования кораблей бригады в Усть-Двинск «С-9» оставлена на заводе «Тосмаре» для проведения докового ремонта и устранения повреждений, полученных в конце мая 1941 года, когда при выходе на боевую подготовку она ударилась о грунт и получила пробоину в балластной цистерне. Все необходимые работы были выполнены, однако пробоину в балластной цистерне завод заделать отказался. Завершение ремонта отложили, решив, что лодка может плавать пока с «балластом на подушке» в цистерне №1.


подводная лодка «С-9». Либава, 1941 г. подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г. подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г. подводная лодка «С-9». Кронштадт, 1942 г.

Подводная лодка «С-9». Либава - Кронштадт 1941-1942 г.г.

    Вечером 22 июня «С-9» благополучно ушла из Либавы. Прибыв в Усть-Двинск, подводная лодка приняла там боевые торпеды и артбоезапас, выгруженные при постановке в док. Пополнив запас продовольствия и зарядив аккумуляторную батарею, подводная лодка получила приказание следовать на рейд Куйвасте. По свидетельству штурмана лодки В.В.Правдюка на переходе отсутствовала крупномасштабная карта, и поэтому пришлось пользоваться путевой масштаба 1:200 000. 1 июля подводная лодка перешла в бухту Рохукюла, откуда 3 июня вышла в свой первый боевой поход в район банки Штольпе (позиция № 19). Размеры позиции не перекрывали маршруты движения кораблей и судов противника, которые проходили под самым берегом, в 5-6 милях от южной границы района действий субмарины. Выйти за переделы района патрулирования командир корабля так и не решился. Впоследствии подводной лодке неоднократно предоставлялась возможность атаковать, но командир субмарины каждый раз отказался от шанса открыть счет. По результатам похода за проявленную пассивность и нерешительность приказом командира бригады Рогачевскому был объявлен строгий выговор.

    20 июля при возвращении в базу «С-9» была атакована германской подводной лодкой «U-140» (командир капитан-лейтенант Хейльригель). К счастью торпеды прошли мимо. (21 июля эта субмарина потопит «М-94»). Утром 21 июля во время стоянки на рейде Триги «С-9» была атакована звеном бомбардировщиков. Две бомбы, разорвавшиеся в 30-40 м за кормой нанесли подводной лодке повреждения (пробоины в прочном корпусе, вышли из строя гирокомпас и фрикционная муфта, лопнуло несколько аккумуляторных баков), что не помешало ей благополучно прибыть в Таллин. 23-24 июля «С-9» перешла в Кронштадт, где прошла докование и начала подготовку к переходу на Север через Беломорканал. Скоро немцы вышли к Свири, и перебазирование лодок стало невозможно. Вместо этого в штабе бригады родилась идея о прорыве подводных лодок на Север через Датские проливы. Самоубийственность этого предложения заключалось в том, что выход в пролив Каттегат предполагалось совершить проливом Зунд с предельными глубинами на судоходном фарватере не превышающими 7 м и с наименьшей шириной в самом узком месте не более одной мили. Подводная лодка получила приказ о трехсуточной готовности к выходу. К счастью, скоро командование поняло абсурдность этой идеи.

    Вечером 28 сентября «С-9» перешла к острову Лавенсари для несения дозорной службы на случай появления там немецких кораблей. (В тот момент командование флота допускало появление у Кронштадта немецкой эскадры, включающей линкор «Тирпиц» и другие крупные корабли Кригсмарине). За двадцать дней дозора подводная лодка наблюдала лишь финские катера. 21 октября она вернулась в Кронштадт. Настроение экипажа было подавленным. В дополнение ко всему обострились отношения личного состава лодки и ее комиссара А.Ф.Селезнева. Вскоре были арестованы командир отделения электриков Александров и старший моторист Зимин.


Дополнительно: Тактико-технические характеристики ПЛ «С-9» (1943).

    Такая атмосфера сопровождала второй выход подводной лодки в море. Вечером 31 октября «С-9» покинула Кронштадт с задачей ведения дозора у острова Эре на подходах к Ханко с целью прикрытия эвакуации базы с последующим действием в Аландском море и Ботническом заливе (позиция № 7). Утром 7 ноября при нахождении на грунте во время шторма подводная лодка ударами о камни повредила лопасти правого винта, вертикальные и горизонтальные рули были заклинены. Через несколько часов при безграмотном всплытии (лодка всплыла кормой к волне в 9-балльный шторм) смыло за борт командира Рогачевского, вахтенного офицера Милованова и сигнальщика Дрохина (по ошибочным данным В. Правдюка – рулевого Иванчука). Масса воды, попавшая в лодку через открытый рубочный люк, придала субмарине отрицательную плавучесть, и она чуть не погибла, провалившись на глубину 56 м. К счастью, люк удалось задраить. Через 10 минут лодка всплыла, но обнаружить смытых волной людей не удалось. В отсутствие командира в командование лодкой вступил его помощник старший лейтенант Дьяков. 9 ноября «С-9» начала возвращение в базу, и 13 ноября благополучно прибыла в Кронштадт. Больше в 1941 году лодка в море не выходила. Первую военную зиму она провела в Ленинграде, где 16 декабря получила осколочные повреждения корпуса в результате артобстрела.


Экипаж подводной лодки «С-9». Экипаж подводной лодки «С-9». Подготовка к боевому походу. Подводная лодка «С-9». Погрузка торпеды, Кронштадт, 1942 г. Подводная лодка «С-9». Погрузка торпеды, Кронштадт, 1942 г.

Подводная лодка «С-9», Подготовка к боевому походу.

    14 января 1942 года командовать «С-9» назначен капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Мыльников Александр Иванович.

    12 августа 1942 года лодка вышла к острову Лавенсари для подготовки к прорыву на Балтику (позиция № 8 в Ботническом заливе), но из-за отсутствия сил обеспечения выхода и обнаруженной неисправности гирокомпаса была вынуждена задержаться. Днем подводная лодка лежала на грунте и только ночью всплывала для проветривания отсеков. Вечером 19 августа при всплытии «С-9» попала в противолодочную сеть и от взрыва подрывного патрона получила повреждения ряда приборов и механизмов V и VI отсеков, что заставило ее в ночь на 23 августа вернуться в Кронштадт для ремонта.

    18 сентября «С-9» вышла с Лавенсари на позицию в северной части Ботнического залива (позиция № 7). Ночью 19 сентября лодка обнаружила два финских сторожевых катера, и вахтенный офицер принял решение таранить их. Катера сумели уклониться от столкновения. Только срочное погружение спасло лодку от гибели. В пути «С-9» дважды встречала финские подводные лодки, но оба раза отказывалась от атаки, считая их советскими. 23 сентября «С-9» прибыла в назначенный район в Ботническом заливе. Днем 27 сентября у маяка Норршер лодка атаковала конвой. Через 13 секунд после выпуска торпеды на субмарине услышали взрыв большой силы. При погружении «С-9» была таранена транспортом, шедшим вторым в колонне. От удара погнут меч звукопроводной связи, сорваны носовые антенные стойки и пила сетепрорезателя. Через час после атаки командир смог наблюдать ее результат – горящий танкер. Посчитав его уничтоженным, подводная лодка покинула место боя. Результатом атаки «С-9» стало повреждение танкера «Миттельмеер» (6.370 брт), перевозившим 850 тонн авиабензина для нужд 5-го воздушного флота. Потеряв 42 тонны горючего, танкер был отбуксирован в Васу и впоследствии восстановлен. В некоторых источниках результат этой атаки оценивается иначе – потоплена голландская шхуна «Анна В» в 290 брт, (ее записала на свой счет «С-13» 17 сентября 1942 года), а лодку таранил «Миттельмеер», который сам в результате этого получил повреждения.


Командир «С-9» А.И. Мыльников. Командир «С-9» А.И. Мыльников. Экипаж «С-9». Торпедисты «С-9» В.Н. Николаев и В.Ф. Ефимов, 1942 г. А.И. Мыльников и неизвестный подводник «С-9».

Командир «С-9» А.И. Мыльников (с трубкой).
Экипаж «С-9», июнь - июль 1943 года. Фото из Фонда Шарьинского краеведческого музея - филиала ОГБУК «Костромской музей-заповедник».
Торпедисты «С-9» В.Н. Николаев и В.Ф. Ефимов, 1942 г.
А.И. Мыльников и неизвестный подводник «С-9».

Члены экипажа ПЛ «С-9». Кронштадт, май - июль 1943 г. Члены экипажа ПЛ «С-9». Кронштадт, май - июль 1943 г. Группа членов экипажа ПЛ «С-9».

Члены экипажа ПЛ «С-9». Кронштадт, май - июль 1943 г. Медали «За оборону Ленинграда» еще не вручены.
Слева направо: 1. командир моторной группы капитан 3 ранга Булдаков А.Ф., 2. штурман старший лейтенант Кулыгин Г.П., 3. ?, 4. минер старший лейтенант Артюх И.А., 5. командир отделения торпедистов старшина 1 статьи Ефимов В.Ф., 6. ?, 7. ?, 8. старший моторист старший краснофлотец Иванов В.А., 9. ?

Четверо из экипажа ПЛ «С-9».
Слева направо: 1. ?, 2. минер старший лейтенант Артюх И.А., 3. штурман старший лейтенант Кулыгин Г.П. (на заднем плане), 4. старшина группы мотористов мичман Тульский П.С.

Группа членов экипажа ПЛ «С-9». Фото из семейного архива Дыкина Ивана Алексеевича. Надпись на обороте «Тысяча <девятьсот> сорок второй год 31-го мая. Группа совместной службы и общей борьбы против немецких захватчиков. Товарищи по оружию в числе их: Михайлов Дм., Торопов Ив., Ефимов ВЛ., Михайлов Иг.,Степанищев Мих., Дыкин ИВ., Ляхов Вас.» (Последний списан на «С-12», затем продложил службу в дивизионе строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ КБФ; пережил войну).


    В ночь на 28 сентября «С-9» перешла к Кристине, где уже вечером неудачно атакует торпедами, а затем расстреливает артиллерией германский пароход «Хёрнум» в 1.467 брт (выпущено 17-100 мм снарядов). После двух попаданий транспорт загорелся, но сумел своими силами ликвидировать пожар и уйти. (В ряде источников повреждения «Хёрнума» относят к действиям субмарины «Щ-308»).

    Утром 30 сентября при погружении через плохо задраенный люк (ему помешал закрыться сорванный при таране антенный стопор) стала поступать вода. Подводная лодка провалилась на глубину 44 м и ударилась о дно. Ситуацию спас командир БЧ-5 капитан 3 ранга Сафронов Г.А. сумевший организовать продувку цистерн. Через 34 минуты «С-9» всплыла. Хотя гибель лодки удалось предотвратить, в результате ЧП и затопления центрального поста вышли из строя многие механизмы и все навигационные приборы, уничтожены все документы и навигационные карты. До 3 октября подводная лодка силами экипажа производила ремонт. О каких-то активных действиях речь уже не шла. 19 октября «С-9» получила «добро» на возвращение. Без карт и надежно действующих навигационных приборов «С-9» сумела пройти через 74 линии минных заграждений противника и 30 октября вернуться в Кронштадт.

    4 ноября 1942 года «С-9» прибыла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки.

    В свой последний поход для разведки Нарген-Порккалаудского рубежа «С-9» вышла 30 июля 1943 года. К этому времени немцы значительно усилили ПЛО в Финском заливе.

    7-9 августа подводная лодка обследовала противолодочные сети и сообщила об обстановке. Попытка форсирования сетевого заграждения окончилась неудачей. Пытаясь прорваться, «С-9» выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена силами ПЛО и атакована. В ночь на 12 августа подводная лодка сообщила о своем возвращении и запросила время и место встречи с эскортом. Больше «С-9» на связь не выходила. 4 сентября к западному берегу острова Сескар прибило труп старшего рулевого подводной лодки старшины 2 статьи К.Т. Дикого с надетым прибором ИСА-М.


«С-9» на дне. «С-9» на дне. «С-9» на дне. «С-9» на дне. «С-9» на дне.

«С-9» на дне. «С-9» на дне. «С-9» на дне. «С-9» на дне. «С-9» на дне.

Подводеая лодка «С-9» на дне
Фото "Школы технического дайвинга". Спасибо Михаилу Иванову и Сергею Кравчуку.
"Виртуальный музей подводной лодки «С-9»".

    Долгое время считалось, что «С-9» погибла на минном заграждении «Насхорн» в районе банки Негрунд-Намси 14-15 августа или в результате атаки финского эскортного корабля «Виско» северо-восточнее острова Кери 15 августа, пока в начале мая 2013 года она не была найдена на дне у острова Большой Тютерс в ходе проведения 9-й поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Подлодка стала жертвой одной из неконтактных донных мин заграждения «Зееигель», подорвавшись на ней кормовой частью. Из отчета экспедиции по состоянию остова погибшего корабля «Лодка лежит в 9 милях юго-восточнее острова Большой Тютерс, на глубине около 45 м, грунт – глина. Нос на север (как и должен быть согласно рекомендованному на том участке курсу). Кренов нет, легкий дифферент на корму, так, что форштевень почти полностью над грунтом, а корма ушла в грунт по ватерлинию; винторулевая группа невидима. Носовые горизонтальные рули подняты «на всплытие».
    Имеющиеся повреждения:
    Выломан (накренен) носовой меч гидроакустики. Легкий корпус мостика («немецкого стиля» с раздвижными створками) разрушен рыбацким тралом (который и сейчас закрывает всю рубку лодки). Приборы, которые были на мостике, так же смяты и сорваны сетями и лежат среди обломков ограждения мостика. Среди обломков была обнаружена латунная литера «С».
    Позади рубки видны повреждения полученные от подрыва на мине. Разрушения в виде разломов поперек корпуса лодки: первый в 5 м от кормового среза рубки, второй в 20 и третий в 25 м. Через трещины видно, что разломы идут как по легкому так и по прочному корпусу лодки. Корпус лодки, между разломами 2 и 3, имеет очень сильную деформацию, листы железа погнуты и задраны вверх. Можно предположить, что эпицентр взрыва был в районе 20-25 м от рубки в сторону кормы.
    Детали:
    Вдоль корпуса лодки идет 3 деревянных пояса обрусовки и на уровне палубы еще и трубчатый металлический поручень обмотанный резиновым жгутом. Все леера, поручни и антенные стойки лодки обмотаны резиновыми жгутам. Вдоль палубы лодки также тянется двойной кабель в медной оплетке, толщиной примерно 20 мм. Вероятно, это электрообмотка активного противоминного устройства.
    Аварийный буй на носовой палубе снят, отверстие не заварено. Оба орудия стоят «по походному», с заглушками на стволах.
    Оба перископа полностью опущены в тумбу. Зенитный перископ повернут на левый борт, командирский на корму.
    Рубочные и носовой люки закрыты и задраены.
    Открыта труба торпедного аппарата 1 (правый, нижний, носовой аппарат), труба аппарата пуста (с помощью фонаря удалось осветить пространство на метр-полтора вглубь трубы).
    Выход экипажа осуществлялся видимо через этот аппарат».

    Вместе с кораблем погибло 46 моряков.



5 боевых походов
03.07.1941 – 22.07.1941
31.10.1941 – 13.11.1941
12.08.1942 – 18.08.1942
15.09.1942 – 30.10.1942
26.07.1943 – +

Результат: повреждены 2 судна (7.837 брт)
18.09.1942 ТН «Миттельмеер» (6.370 брт) - поврежден.
28.09.1942 ТР «Хёрнум» (1.467 брт) - поврежден

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru