![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
«С-7»подводная лодка IX-бис серии
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() подводная лодка «С-7» Командир «С-7» С.П. Лисин. Командир «С-7» С.П.Лисин и военком В.С. Гусев на мостике.
    С 30 сентября по 21октября 1941 года, когда советское командование ожидало появление крупных немецких кораблей у Кронштадта, «С-7» безрезультатно находилась на «позиции ожидания» между Лавенсари и Гогландом. 27 октября подводная лодка вышла в Нарвскую бухту (позиция № 5/6) с задачей артобстрела береговых целей в районе Нарвы. Для этой цели «С-7» приняла усиленный артбоезапас, набив снарядными ящиками I и VII отсеки. (За два дня до этого артналет на Нарву должна была произвести «П-2», но из-за неправильных действий экипажа и полученных вследствие этого повреждений, подводная лодка была вынуждена прервать выполнение задачи). Вечером следующего дня «С-7» подвергла артобстрелу ряд береговых объектов на станции Иеве и в селе Веласте. (Выпущено 44 100-мм и 92 45-мм снаряда). В дальнейшем подводная лодка неоднократно (30 октября, 2, 6 и 15 ноября), подвергала артобстрелу береговые объекты в районе железнодорожной станции Вайвара, сланцевого завода в Асери, Нарвы, Нарвы-Йысуу и Тойлы. (Всего израсходовано 272-100-мм и 184-45-мм снаряда). Результаты обстрелов остались неизвестными, только 6 ноября при обстреле Нарвы с подводной лодки наблюдали сильный взрыв. Контактов с кораблями противника лодка не имела и 16 ноября вернулась в Кронштадт. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Командный состав «С-7» на мостике: помощник командира А.И. Домбровский, командир подлодки С.П. Лисин и военком В.С. Гусев. Командный состав «С-7» после награждения.     Сидят (слева направо): помощник командира капитан-лейтенант А.И. Думбровский, старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко, командир лодки капитан-лейтенант С.П. Лисин, военком старший политрук В.С. Гусев, командир БЧ-1 старший лейтенант М.Т. Хрусталев; стоят: старшина группы радистов главстаршина А.А. Антифеев, командир отделения трюмных.старшина 1-й ст. П.А. Скачко, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант О.Г. Брянский, боцман главстаршина П.В. Пятибратов, старший лейтенант командир БЧ-3 Г.А. Новиков, лекпом, старший военфельдшер Ф.М. Шкурко, мичман старшина группы торпедистов А.Ф. Винокуров, старшина группы трюмных главстаршина В.И. Нахимчук. Механик 5-го дивизиона ПЛ инженер-капитан 3 ранга В.Е. Крож, в качестве командира БЧ-5 принимавший участие в июльском 1942 года походе «С-7». Его перу принадлежит книга воспоминаний «Запас прочности». Штурман «С-7» М.Т. Хрусталев. Электромоторный отсек «С-7». Старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко (справа) и трюмный старший краснофлотец В.И. Куница (слева).
    Кампанию 1942 года «С-7» начала 2 июля. Прибыв в Кронштадт, пройдя размагничивание и догрузившись припасами, подводная лодка уже 5 июля покинула Лавенсари. Ночью в надводном положении благополучно форсировав минное заграждение «Юминда» она 7 июля направилась в район к западу от острова Готланд в Норчёпингскую бухту (позиция № 4) с задачей «уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли за исключением военных кораблей шведского флота». Утром 9 июля подлодку атаковал шведский патрульный самолет, когда субмарина находилась в международных водах. Вечером того же дня «С-7» неудачно атаковала двумя торпедами пароход «Норег» («Noreg»), принадлежащий Швеции. Через 4 часа подводная лодка торпедой потопила шведский транспорт «Маргарета» («Margareta», в 1.272брт, по другим данным «Принцесса Маргарита») с грузом угля из Германии. При выстреле хвостовой стопор первой торпеды был зажат в торпедном аппарате. Подводной лодке пришлось всплывать и догонять судно. Вторая атака была успешной, и транспорт затонул в точке 58°26' с.ш./17°13' в.д. 14 человек из его экипажа погибли. 11 июля ко дну пошел шведский рудовоз «Лулео» («Lulea», 5.611 брт), шедший в охранении сторожевиков «Снаппханен» и «Ягарен», которые безрезультатно сбросили на лодку 26 глубинных бомб. 14 июля «С-7» дважды выходила в атаку, но выпущенные торпеды прошли мимо цели. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()     Одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Lulea».     11 июля 1942 года. Последние минуты парохода «Lulea» (2.3)     Пароход «Pohjanlahti», потопленный 5 августа 1942 года.     Первые пленные балтийских подводников. Краснофлотец конвоирует доставленных подводной лодкой «С-7» капитана Лайнио Кутоса Кайнио финского транспорта «Pohjanlahti» и кочегара Коснинен Анимо Вильгельма.
    В силу того, что, по заявлению МИД Швеции, оба транспорта были потоплены в пределах 6-мильной зоны территориальных вод Швеции, «С-7» была отозвана с позиции, чтобы не обострять международные отношения, и направлена в район Виндавы. (Оба судна потоплены за пределами 6-мильной зоны). Утром 27 июля лодка атаковала германский транспорт «Ellen Larsen» («Эллен Ларсен», 1.938 брт). Торпеды прошли мимо, и всплывшая субмарина попыталась уничтожить его артиллерией, но на втором залпе вышло из строя 100-мм орудие (замок заклинил лопнувший и сместившийся лейнер). Тем временем транспорт выбросился на отмель, и подоспевшие сторожевые катера не дали его добить. (Впоследствии судно было восстановлено). ![]() ![]() ![]() Финские субмарины «Iku-Turso» (слева) и «Vesihiisi». Мариенхамн, ноябрь 1942 г. Командиры финских подводных лодок, победители советских субмарин. Слева направо: O.Aittola («Vesihiisi») и A.Leino («Vetehinen»). Подводная лодка «С-7» на дне.
    В 1993 году «С-7» была найдена на месте своей гибели на глубине 30-40 м и обследована шведскими водолазами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю. Санде. 5 боевых походов. 22.06.1941 – 24.06.1941 27.06.1941 – 22.07.1941 27.10.1941 – 06.11.1941 02.07.1942 – 12.08.1942 17.10.1942 – + Потоплено 4 судна (9.164 брт), поврежден 1 транспорт (1.938 брт) 09.07.1942 ТР «Margareta» (1.272 брт) 11.07.1942 ТР «Lulea» (5.611 брт) 30.07.1942 ТР «Kate» (1.559 брт) 05.07.1942 ТР «Pohjanlahti» (682 брт) 27.07.1942 ТР «Ellen Larsen» (1.938 брт), поврежден. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |