Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«С-7»

подводная лодка IX-бис серии


    Заложена 14 декабря 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 236 и литерным обозначением «Н-7». 5 апреля 1937 года подводная лодка спущена на воду. 20 октября 1937 года корабль получил литерное обозначение «С-7». 30 июня 1940 года субмарина вступила в строй и 23 июля 1940 года вошла в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ Краснознаменного Балтийского флота.

    Еще 19 июня 1941 года «С-7» под командованием капитан-лейтенанта Сергея Прокофьевича Лисина вышла в море для несения дозора в западной части Ирбенского пролива. В 00.55 22 июня командир субмарины получил сигнал о переводе флота на оперативную готовность № 1, а в 15.45 поступил приказ «о несении дозора по военному времени». О начале войны экипаж «С-7» узнал только в 19.59 22 июня. Около 23.00 23 июня «С-7» обнаружила два торпедных катера, которые дали советские опознавательные сигналы, вероятно, захваченные на одном из постов СНиС (Службы наблюдения и связи). Это были германские шнельботы «S-60» и «S-35» из состава 3-й катерной флотилии. Подводная лодка не погружалась, так как командир хотел передать на катера больного краснофлотца. Сблизившись с «С-7» шнельботы практически в упор – с 2 кабельтовых атаковали ее торпедами. Только своевременные и правильные действия верхней вахты спасли корабль от гибели, торпеды прошли в метре от левого борта субмарины. Подводная лодка погрузилась. Катера тем временем вели огонь из зенитных автоматов, а затем сбросили 4 глубинных бомбы. (Через 4,5 часа, после часового боя, эти шнельботы потопили ПЛ «С-3», которая уходила из Либавы.) Несмотря на то, что подлодка получила повреждения, а в VII отсеке возник пожар, который был быстро потушен, она благополучно дошла до Виндавы.

    3 июля «С-7» вышла в район между Виндавой и Либавой (позиция № 20). После безрезультатных поисков (хотя, вечером 19 июля у Виндавы подводная лодка обнаружила немецкий конвой, но из-за мелководья не атаковала), субмарина 22 июля вернулась в бухту Триги.

    В конце месяца «С-7» перешла в Ленинград, где в составе 2-го эшелона ЭОН-15 (Экспедиция особого назначения) начала подготовку к перебазированию на Север, но 31 августа немцы вышли к Неве, что сделало переход невозможным. Самоубийственный прорыв через Балтийские проливы (предполагалось движение через Эресунд, где несколько часов подводная лодка должна идти в районе с глубинами до 8 м в надводном положении), в сентябре 1941 года скоро тоже быстро отставили.


подводная лодка «С-7» подводная лодка «С-7» подводная лодка «С-7» командир «С-7» С.П.Лисин. Командир «С-7» С.П.Лисин и военком В.С. Гусев.
подводная лодка «С-7»
Командир «С-7» С.П. Лисин.
Командир «С-7» С.П.Лисин и военком В.С. Гусев на мостике.

    С 30 сентября по 21октября 1941 года, когда советское командование ожидало появление крупных немецких кораблей у Кронштадта, «С-7» безрезультатно находилась на «позиции ожидания» между Лавенсари и Гогландом. 27 октября подводная лодка вышла в Нарвскую бухту (позиция № 5/6) с задачей артобстрела береговых целей в районе Нарвы. Для этой цели «С-7» приняла усиленный артбоезапас, набив снарядными ящиками I и VII отсеки. (За два дня до этого артналет на Нарву должна была произвести «П-2», но из-за неправильных действий экипажа и полученных вследствие этого повреждений, подводная лодка была вынуждена прервать выполнение задачи). Вечером следующего дня «С-7» подвергла артобстрелу ряд береговых объектов на станции Иеве и в селе Веласте. (Выпущено 44 100-мм и 92 45-мм снаряда). В дальнейшем подводная лодка неоднократно (30 октября, 2, 6 и 15 ноября), подвергала артобстрелу береговые объекты в районе железнодорожной станции Вайвара, сланцевого завода в Асери, Нарвы, Нарвы-Йысуу и Тойлы. (Всего израсходовано 272-100-мм и 184-45-мм снаряда). Результаты обстрелов остались неизвестными, только 6 ноября при обстреле Нарвы с подводной лодки наблюдали сильный взрыв. Контактов с кораблями противника лодка не имела и 16 ноября вернулась в Кронштадт.

    Всю первую военную зиму «С-7» провела в Ленинграде, где 16 декабря при стоянке у Дворцового моста получила незначительные повреждения от близкого разрыва трех снарядов.


Командный состав «С-7» на мостике. Командный состав «С-7» В.Е. Корж. Штурман «С-7» М.Т. Хрусталев. Электромоторный отсек «С-7».
Командный состав «С-7» на мостике: помощник командира А.И. Домбровский, командир подлодки С.П. Лисин и военком В.С. Гусев.

Командный состав «С-7» после награждения.
    Сидят (слева направо): помощник командира капитан-лейтенант А.И. Думбровский, старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко, командир лодки капитан-лейтенант С.П. Лисин, военком старший политрук В.С. Гусев, командир БЧ-1 старший лейтенант М.Т. Хрусталев; стоят: старшина группы радистов главстаршина А.А. Антифеев, командир отделения трюмных.старшина 1-й ст. П.А. Скачко, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант О.Г. Брянский, боцман главстаршина П.В. Пятибратов, старший лейтенант командир БЧ-3 Г.А. Новиков, лекпом, старший военфельдшер Ф.М. Шкурко, мичман старшина группы торпедистов А.Ф. Винокуров, старшина группы трюмных главстаршина В.И. Нахимчук.

Механик 5-го дивизиона ПЛ инженер-капитан 3 ранга В.Е. Крож, в качестве командира БЧ-5 принимавший участие в июльском 1942 года походе «С-7». Его перу принадлежит книга воспоминаний «Запас прочности».

Штурман «С-7» М.Т. Хрусталев.
Электромоторный отсек «С-7». Старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко (справа) и трюмный старший краснофлотец В.И. Куница (слева).

    Кампанию 1942 года «С-7» начала 2 июля. Прибыв в Кронштадт, пройдя размагничивание и догрузившись припасами, подводная лодка уже 5 июля покинула Лавенсари. Ночью в надводном положении благополучно форсировав минное заграждение «Юминда» она 7 июля направилась в район к западу от острова Готланд в Норчёпингскую бухту (позиция № 4) с задачей «уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли за исключением военных кораблей шведского флота». Утром 9 июля подлодку атаковал шведский патрульный самолет, когда субмарина находилась в международных водах. Вечером того же дня «С-7» неудачно атаковала двумя торпедами пароход «Норег» («Noreg»), принадлежащий Швеции. Через 4 часа подводная лодка торпедой потопила шведский транспорт «Маргарета» («Margareta», в 1.272брт, по другим данным «Принцесса Маргарита») с грузом угля из Германии. При выстреле хвостовой стопор первой торпеды был зажат в торпедном аппарате. Подводной лодке пришлось всплывать и догонять судно. Вторая атака была успешной, и транспорт затонул в точке 58°26' с.ш./17°13' в.д. 14 человек из его экипажа погибли. 11 июля ко дну пошел шведский рудовоз «Лулео» («Lulea», 5.611 брт), шедший в охранении сторожевиков «Снаппханен» и «Ягарен», которые безрезультатно сбросили на лодку 26 глубинных бомб. 14 июля «С-7» дважды выходила в атаку, но выпущенные торпеды прошли мимо цели.


одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Лулео» одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Лулео» одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Лулео» Транспорт «Pohjanlahti» пленные «С-7»

    Одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Lulea».
    11 июля 1942 года. Последние минуты парохода «Lulea» (2.3)
    Пароход «Pohjanlahti», потопленный 5 августа 1942 года.
    Первые пленные балтийских подводников. Краснофлотец конвоирует доставленных подводной лодкой «С-7» капитана Лайнио Кутоса Кайнио финского транспорта «Pohjanlahti» и кочегара Коснинен Анимо Вильгельма.

    В силу того, что, по заявлению МИД Швеции, оба транспорта были потоплены в пределах 6-мильной зоны территориальных вод Швеции, «С-7» была отозвана с позиции, чтобы не обострять международные отношения, и направлена в район Виндавы. (Оба судна потоплены за пределами 6-мильной зоны). Утром 27 июля лодка атаковала германский транспорт «Ellen Larsen» («Эллен Ларсен», 1.938 брт). Торпеды прошли мимо, и всплывшая субмарина попыталась уничтожить его артиллерией, но на втором залпе вышло из строя 100-мм орудие (замок заклинил лопнувший и сместившийся лейнер). Тем временем транспорт выбросился на отмель, и подоспевшие сторожевые катера не дали его добить. (Впоследствии судно было восстановлено).

    30 июля в условиях малых глубин у Павилосты «С-7» двумя торпедами из позиционного положения на глазах у береговых наблюдателей был дерзко потоплен транспорт «Кате» («Kate», 1.559 брт). Последняя оставшаяся торпеда была использована для атаки одиночного судна у мыса Стейнорт утром 5 августа. Им оказался финский пароход «Похьянлахти» («Pohjanlahti», 1898 г., 682 брт), шедший с грузом картофеля из Риги в Мянтилуотто (из-за угрозы подводных лодок судну было приказано срочно повернуть на Либаву). Торпеда прошла мимо, и командир подводной лодки решил уничтожить судно артиллерией. Необходимо отметить, что экипаж субмарины сильно рисковал, так как 100-мм орудие было неисправно, а огонь из 45-мм пушки не имел должного разрушительного эффекта. (Большую часть боезапаса составляли зенитные осколочно-трассирующие снаряды). На «Похьянлахти» пришлось потратить 380 снарядов и более получаса времени. Наконец, превращенный в решето транспорт загорелся и медленно начал погружаться. От гибнущего судна отвалили две шлюпки, в одной из них был капитан парохода с комплектом судовых документов и карт. Взяв на борт «языков», 11 августа «С-7» благополучно вернулась в базу, завершив тем самым едва ли не самый удачный поход советской подводной лодки в Великую Отечественную войну – потоплено 4 судна (9.164 брт), один транспорт (1.938 брт) поврежден. Весь экипаж подводной лодки был удостоен государственных наград, командир был представлен к званию Героя Советского Союза, а «С-7» скоро должна была стать гвардейским кораблем.

    В свой последний поход подводная лодка вышла 17 октября 1942 года. Он готовился основательно: БЧ-1 и группа движения были продублированы офицерами. В состав экипажа дополнительно были включены штурман с «П-3» старший лейтенант Смирнов Б.Н. и командир БЧ-5 с «С-13» капитан-лейтенант Брянский О.Г. 21 октября «С-7» благополучно форсировала противолодочные заграждения, и вечером того же дня дала краткую радиограмму о выходе в Балтийское море. Согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты. Но и этого стало достаточно для службы радиоперехвата противника. Из Мариенхамна вышли на охоту финские субмарины. Ночью 5 милях западнее (по другим данным в 10-15 милях севернее) маяка Содерарм в Аландском море «С-7» была обнаружена и атакована финской подводной лодкой «Весихииси» («Vesihiisi», командир капитан-лейтенант Олави Айтолла). В 20.41 финская подводная лодка выпустила торпеду. Командир «финки» уже посчитал, что промахнулся (так как неверно оценил дистанцию) и приказал открыть артиллерийский огонь, как спустя три минуты торпеда попала в район VII отсека «С-7», и советская подводная лодка мгновенно затонула. 42 человека погибли. Четверых человек, в том числе и командира, финны сумели спасти. (Это были С.П. Лисин, краснофлотцы В.С. Субботин, А.К. Оленин и В.И. Куница) Уже находясь в плену, командир «С-7» С.П. Лисин узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.


Финские субмарины «Iku-Turso» (слева) и «Vesihiisi». Мариенхамн, ноябрь 1942 г. Командиры финских подводных лодок, победители советских субмарин «Vesihiisi» и «Vetehinen». Подводная лодка «С-7» на дне.
Финские субмарины «Iku-Turso» (слева) и «Vesihiisi». Мариенхамн, ноябрь 1942 г.
Командиры финских подводных лодок, победители советских субмарин. Слева направо: O.Aittola («Vesihiisi») и A.Leino («Vetehinen»).
Подводная лодка «С-7» на дне.

    В 1993 году «С-7» была найдена на месте своей гибели на глубине 30-40 м и обследована шведскими водолазами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю. Санде.


5 боевых походов.

22.06.1941 – 24.06.1941
27.06.1941 – 22.07.1941
27.10.1941 – 06.11.1941
02.07.1942 – 12.08.1942
17.10.1942 – +

Потоплено 4 судна (9.164 брт), поврежден 1 транспорт (1.938 брт)

09.07.1942 ТР «Margareta» (1.272 брт)
11.07.1942 ТР «Lulea» (5.611 брт)
30.07.1942 ТР «Kate» (1.559 брт)
05.07.1942 ТР «Pohjanlahti» (682 брт)
27.07.1942 ТР «Ellen Larsen» (1.938 брт), поврежден.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru