Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«С-54»

подводная лодка IX-бис серии

    Заложена 24 ноября 1936 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде. Секциями по железной дороге подводная лодка доставлена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке проводилась ее окончательная сборка. 5 (по другим данным 14) ноября 1938 года корабль спущен на воду. 31 декабря 1940 года подводная лодка вступила в строй, и 5 января 1941 года под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Братишко Дмитрия Кондратьевича (принял корабль в ноябре 1940 года) вошла в состав Тихоокеанского флота.

    Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ во Владивостоке.

    5 октября 1942 года «С-54» начала межфлотский трансокеанский переход с Тихого океана на Северный флот через Панамский канал. Первая, тихоокеанская половина пути прошла без особых приключений. Проблемы начались на переходе Гуантанамо – Галифакс, когда во время шторма на подлодке на трое суток вышел из строя один из дизелей. В результате ударами волн на корабле были сорваны несколько листов обшивки легкого корпуса. Переход через Антлантику проходил так же в сложных метеоусловиях, а, учитывая то, что аккумуляторная батарея подводной лодки практически выработала свой ресурс, долго под водой субмарина идти не могла. 10 января «С-54» прибыла в Англию. В Розайте ей сменили аккумуляторную батарею, а в Порсмуте провели текущий ремонт и установку гидролокатора и радара. В конце мая «С-54» покинула Лервик, и 7 июня 1943 года прибыла в Полярное, где в этот же день была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ.


подводная лодка «С-54» на государственных испытвниях, осень 1940 года подводная лодка «С-54» проходит государственные испытания, осень 1940 года подводная лодка «С-54» проходит Панамский канал подводная лодка «С-54» 11 ноября 1942 года

Подводная лодка «С-54» на государственных испытвниях, осень 1940 года.(1, 2)
подводная лодка «С-54» 11 ноября 1942 года.


    Уже в ночь на 27 июня 1943 года «С-54» вышла в свой первый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать в районе позиции № 4 (мыс Сейбунес – Перс-фьорд); боевое крещение экипажа субмарины обеспечивал командир 2-го дивизиона ПЛ СФ капитан 1 ранга А.В. Трипольский. Днем 28 июня у мыса Маккаур «С-54» четырьмя торпедами атаковала сторожевой корабль противника из состава группы охотников, следующих на соединение с конвоем. Через 90 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксирован глухой взрыв, а германский противолодочный корабль наблюдал взрывы трех торпед о береговые скалы. Так как противник не обнаружил ни точку залпа, ни след торпед, подводная лодка не преследовалась. Утром 30 июня «С-54» перешла в район позиции № 3 (Берлевог – Нордкап). В этот же день при пересечении вероятного минного заграждения в районе мыса Омганг впервые на Северном флоте при помощи гидролокатора «Дракон», установленного во время пребывания подводной лодки в Англии, субмарина произвела минную разведку района. В дальнейшем в ходе боевого патрулирования «С-54» неоднократно (3, 5, 7 и 9 июля) с помощью «Дракона» обнаруживала мины противника. В торпедные атаки, несмотря на неоднократное обнаружение целей, подводная лодка не выходила. 30 июня был пропущен отряд в составе двух тральщиков и сторожевого корабля, в ночь на 4 июля не атакована группа тральщиков, а спустя час шхуна. Вечером 6 июля командир подлодки отказался от атаки сторожевого корабля, а вечером 8 июля была упущена шхуна. Причинами отказа от атак служили слабая подготовка личного состава субмарины (группа рулевых не держала лодку на глубине), и, как следствие, предположения командира о том, что субмарина обнаружена. Вечером 11 июля «С-54» завершила первый боевой поход.

    Два следующих выхода море проводились с целью поиска вражеских субмарин, «С-54» действовала вдали от вражеских коммуникаций. Конец июля подводная лодка провела севернее мыса Нордкин (позиция «Е»), но ничего, кроме слабых шумов и масляных пятен неизвестного происхождения на поверхности воды не обнаружила. Остаток августа «С-54» провела у северной оконечности Новой Земли в районе мыса Желания (позиция № 11); но и в этот раз, хотя подводная лодка дважды имела контакт с субмаринами противника (утром 23 августа с помощью гидроакустики, а затем визуально, и вечером 24 августа обнаружила передачу светового опознавательного сигнала), из-за большого расстояния и густого тумана выйти в атаку не смогла. Повторить успех «С-101» не удалось, субмарина вернулась в Полярное и вскоре встала на текущий ремонт, который продлился до конца 1943 года.

    В феврале 1944 года «С-54» под флагом командира 2-го дивизиона капитана 1 ранга А.В. Трипольского выходила для крейсерства в район Вардё – мыс Нордкап. Противник был обнаружен лишь однажды, утром 12 февраля в районе мыса Слетнес, но атаке помешала штормовая погода и большая дистанция до цели.

    В свой последний поход район Конгс-фьорда (позиция «Н») «С-54» вышла 5 марта 1944 года. В базу подлодка не вернулась, вероятно, подорвавшись на мине одного из заграждений противника. На борту «С-54» в момент гибели находилось 50 человек.


5 боевых походов

27.06.1943 - 11.07.1943
27.07.1943 - 05.08.1943
08.08.1943 - 29.08.1943
06.02.1944 - 18.02.1944
05.03.1944 - +

1 безрезультатная торпедная атака. Побед нет.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru