Заложена на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под стапельным номером 349. 30 мая 1939 года подводная лодка спущена на воду, 18 ноября 1940 года вступила в строй и 18 декабря 1940 года вошла в состав Черноморского флота.
    Накануне Великой Отечественной войны «С-33» принимала участие в маневрах флота, момент нападения Германии на СССР корабль встретил под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Алексеева Бориса Андреевича в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ в Севастополе.
Подводная лодка «С-33»
Одна из черноморских девяток-бис на полнм ходу.
    6 июля подводная лодка вышла в первый боевой поход к Мангалии (позиция № 4) с задачей ведения разведки. В ночь на 10 июля «С-33» обнаружила румынскую субмарину «Delfinul», но приняв ее за «Щ-206», не атаковала. Второй боевой поход, проходивший в пределах позиции № 14 в районе Созополя, ознаменовался пуском торпед, но вражеский конвой (вероятно, в составе немецкого транспорта «Kordelia» (1357 брт) и венгерского «Seged») даже не заметил атаки. Следующие три патрулирования проходили у мыса Шаблер (позиция № 20) в октябре – декабре. На их протяжении подводная лодка имела неоднократные контакты с вражескими кораблями, в том числе с минным заградителем «Amiral Murgesku» (15 октября), эсминцами «Regina Maria», «Regele Ferdinand I» и «Marasesti» (15 октября, 5 и 6 ноября), но обе атаки проведенные субмариной вновь закончились безрезультатно. В итоге за пять боевых походов «С-33» имела 12 контактов с противником, но шесть торпед выпущенных подводной лодкой в четырех атаках так и не достигли цели. Кампанию 1941 года «С-33», по мнению командования, завершила наименее удачно среди подводных лодок бригады. Она числилась в рядах отстающих.
    В январе 1942 года «С-33» встала на ремонт в Туапсе. Когда работы подходили к завершению, субмарина получила повреждения прочного корпуса и механизмов в результате близких разрывов бомб при налете немецкой авиации на город и порт 23 марта. В связи с этим аварийный ремонт в Поти продлился до августа 1942 года. За это время Б.А. Алексеев выходил в море в качестве обеспечивающего молодого командира «С-31» капитан-лейтенанта Белорукова Николая Павловича, (подводная лодка доставила груз осажденным защитникам Севастополя).
    По окончании ремонта «С-33» совершила выход к берегам Турции для отработки боевых задач (30 сентября – 5 октября), после чего 14 октября направилась к Босфору (позиция № 46). Утром 24 октября в условиях шторма подводная лодка безуспешно (торпеды сошли с курса) атаковала турецкий пароход «Turkan» (579 брт).
    Дальнейшие выходы к Босфору и мысу Шаблер (во второй половине ноября – начале декабря и в конце декабря – середине января 1943, позиции № 46 и № 50) не отмечены торпедными атаками. В первом случае был упущен конвой в составе танкера и двух эсминцев (28 ноября), атаковать турецкие суда командир не стал, во втором походе при срочном погружении от атаки самолета из-за неисправности техники и неправильных действий экипажа подводная лодка провалилась на глубину 127 м, при этом расплескав электролит. «С-33» продолжила патрулирование, но встреч с противником не имела.
    Следующее патрулирование в районе Судак – Феодосия (позиция № 48-а) так же имело шанс на успешный пуск торпед, но он был не реализован. 12 февраля в четырех милях восточнее мыса Киик-Атлама «С-33» из-за ошибки боцмана упустила немецкую подводную лодку «U-9».
    Боевой счет «С-33» удалось открыть только в десятом боевом походе (позиция № 73 у мыса Тарханкут, обеспечивающий командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Новиков Николай Дмитриевич), где подводная лодка должна была действовать совместно с авиацией. 20 апреля 1943 года субмарина самостоятельно обнаружила конвой, шедший из Севастополя в Констанцу и атаковала румынский транспорт «Suceava» (6.876 брт) из его состава. В пароход попали две из трех выпущенных торпед, и судно скрылось под водой, унеся с собой груз металлолома, пустых бензиновых бочек и 28 членов экипажа. «С-33» подверглась контратаке кораблей эскорта, но ей благополучно удалось уйти, отделавшись незначительными повреждениями.
    В одиннадцатом боевом походе (подводная лодка действовала в районе мыса Тарханкут, позиция № 82, а с 12 июля патрулировала район у Босфора, позиция № 85 с целью перехвата румынских транспортов «Трансильвания» и «Бессарабия») опять прошел безрезультатно. Следующий выход к Босфору (к вечеру 22 сентября подводная лодка перешла в пределы позиции № 82 к мысу Тарханкут), был отмечен торпедной атакой, когда на переходе на позицию № 82 «С-33» безуспешно атаковала конвой, возможно состоящий из танкера «Prodromos», минного заградителя «Amiral Murgesku» и трех тральщиков. 6 октября субмарина начала возвращение в базу; на переходе проведя безуспешный поиск моряков с погибших лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный».
    В следующем боевом походе проходившем в пределах позиции № 94 (район Тарханкут – Евпатория) «С-33» дважды (14 и 21 декабря) пыталась атаковать конвои противника, но каждый раз была обнаружена эскортными кораблями, которые сразу же выходили в контратаку. Особенно ожесточенному преследованию лодка подверглась 21 декабря, когда два охотника («Uj-103» и «Uj-106») за 3,5 часа сбросили на неё 117 глубинных бомб. Вечером 27 декабря «С-33» снова атаковала конвой, на деле оказавшимся группой кораблей ПЛО (охотники «Uj-101» и «Uj-106»). Было выпущено 4 торпеды, на подводной лодке услышано, а в перископ наблюдалось 2 взрыва. По данным противника 2 торпеды прошли мимо, две другие, оснащенные неконтактными взрывателями, не дошли до цели, взорвавшись в 150 и 75 м от охотника «Uj-106». (Есть данные, что в этой атаке был поврежден и даже потоплен охотник «Uj-101», но он был затоплен немцами 26 августа 1944 года у мыса Калиакра). Подводная лодка была контратакована, в результате чего получила незначительные повреждения, которые экипаж субмарины сумел устранить, не уводя корабль с позиции. С 5 января 1944 года район действий «С-33» был расширен до пределов позиции № 93 (северо-западнее мыса Тарханкут). В ночь на 6 января «С-33» двумя торпедами опять атаковала конвой, и снова безуспешно.
    9 января 1944 года подводная лодка вернулась в базу и сразу встала на ремонт, который продлился до начала мая 1944 года, поэтому в операции по освобождению Крыма «С-33» приняла участие только в самом её конце. За это время командир «С-33» успел во второй половине марта вывести в поход «С-31», так как ее командир получил контузию во время «динамитной» рыбалки.
    9 мая, в день освобождения Севастополя «С-33» направилась юго-западнее мыса Херсонес (позиция № 9). Район действий подводной лодки находился в стороне от конвойных маршрутов противника, но все же утром 12 мая субмарина обнаружила десантную баржу, не имеющую хода. «С-33» всплыла и открыла по ней огонь из 45-мм орудия. Убедившись, что на огонь никто не отвечает, командир решил подойти поближе, но лодке тут же пришлось погружаться, уклоняясь от атаки самолета. Всплыв через некоторое время, командир решил осмотреть вражеский корабль. На его палубу был высажен матрос, который сорвал кормовой флаг со свастикой, а так же прихватил с собой автомат и шинель. По его словам, на борту баржи были только трупы вражеских солдат. «С-33» выпустила по кораблю еще 14 100-мм снарядов, после чего баржа скрылась под водой. Хотя германская сторона отрицает потерю десантной баржи в результате обстрела с подводной лодки в этот день, можно предположить, что это «F-130», которая 29 апреля 1944 года подорвалась на мине. В неисправном состоянии она покинула Севастополь, вторично повреждена советской авиацией, и брошена после снятия с неё людей. Дрейфующая баржа оказалась на позиции «С-33», где и нашла свой конец. 17 мая лодка благополучно вернулась в базу.
    Гибель транспорта «Сучава». художник В.А. Печатин. Открытка.
    Командир подводной лодки «С-33» Б.А. Алексеев и штурман Н.Д. Девятко. Это фото прислал Александр Девятко, сын штурмана «С-33» Николая Даниловича Девятко.
    Экипаж подводной лодки «С-33». Фото прислал Олег Чернавин, внук одного из членов экипажа подводной лодки Чернавина Николая Александровича (на фото крайний сидящий на орудии).
    Погрузка торпеды на одну из черноморских «эсок», 1942 г.
    3 июля 1944 года ВРИО командира «С-33» назначен старший лейтенант Тёмин Абрам Борисович, а 10 июля в командование лодкой вступил капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Парамошкин Павел Иванович.
    22 июля 1944 гола «С-33» удостоена звания Гвардейской, её бывший командир Б.А.Алексеев назначен командовать 1-м дивизионом бригады ПЛ ЧФ и ему присвоено звание Герой Советского Союза.
    В свой последний боевой поход к берегам Болгарии Гвардейская «С-33» вышла 16 августа 1944 года под командованием капитан-лейтенанта Матвеева Василия Ивановича, ранее командовавшего «А-5». В сентябре боевые действия на Черном море подошли к концу и подводная лодка утром 15 сентября благополучно вернулась в базу.
    «ПЗС-22» в ожидании разборки в Инкермане на фоне эсминца «Оживленный».
    «ПЗС-22» в ожидании разборки.
    «ПЗС-22». Последний причал.
    После окончания войны субмарина служила на Черном море. 14 марта 1955 года «С-33» была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-22». 12 марта 1974 года она исключена из списков и поставлена на прикол, но 14 марта 1974 года вновь включена в списки (с 12 октября 1977 года «РЗС-422»). 3 января 1978 года она окончательно исключена из списков и разобрана на металл в Севастополе.
15 боевых походов:
07.07.1941 – 23.07.1941
27.08.1941 – 11.09.1941
11.10.1941 – 23.10.1941
04.11.1941 – 18.11.1941
08.12.1941 – 27.12.1941
14.10.1942 – 03.11.1942
19.11.1942 – 09.12.1942
24.12.1942 – 16.01.1943
09.02.1943 – 28.02.1943
11.04.1943 – 30.04.1943
29.06.1943 – 20.07.1943
09.09.1943 – 09.10.1943
07.12.1943 – 09.01.1944
09.05.1944 – 17.05.1944
16.08.1944 – 15.09.1944
Потоплены 1 транспорт и 1 корабль.
20.04.1943 ТР «Suceava» (6.876 брт)
12.05.1944 БДБ «F-130»