Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«С-14»

(«Героический Севастополь»)

подводная лодка IX-бис серии

    Заложена 29 сентября 1938 года (по другим данным 31 октября 1938) на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 264, спущена на воду 25 апреля 1939 года. К началу Великой Отечественной войны корабль имел готовность 94,7%. Осенью 1941 года подводная лодка переведена на Каспий, где на заводе № 638 (им. Сталина) в Астрахани достраивалась и в Баку проходила сдаточные испытания. 21 апреля (по другим данным 3 июня) 1942 года корабль под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Каланина Виктора Петровича вступил в строй, и 30 июня 1942 года вошел в состав Каспийской военной флотилии.

    С 14 апреля по 25 мая 1943 года «С-14» в составе отдельного отряда подводных лодок совершила переход из Баку на Север по маршруту: Астрахань – Волга – Рыбинск – Северо-Двинский канал – Кубенское озеро – Сухона – Северная Двина – Архангельск и 25 мая 1943 года вошла в состав Учебного дивизиона ПЛ СФ. 18 июня 1943 года корабль приказом наркома ВМФ получил имя «Героический Севастополь».

    28 сентября 1943 года после окончания восстановительного ремонта и курса боевой подготовки корабль прибыл в Полярное, пополнив состав 5-го дивизиона ПЛ СФ.

    Начало боевой карьеры «С-14» началось в начале января 1944 года и практически совпало с началом проведения серий операций «РВ» (Разгром врага). Первый боевой выход проходил в районе между Вардё и мысом Нордкап. За время крейсерства подводная лодка обнаруживала цели лишь дважды: днем 8 января тральщик и вечером 9 января мотобот, но оба раза командир субмарины отказывался от атаки, в первый раз из-за сильного волнения моря; второй, посчитав цель малоценной. Следующие патрулирования севернее Вайтолахти (сектор №8; операция «РВ-1») в конце января, в районе Лаксе-фьорда (сектор «Ф»; операция «РВ-2») в конце февраля – начале марта, у мыса Нордкин (сектор «Ж»; операция «РВ-3») во второй половине апреля так же не принесли результатов, в связи с чем командование было весьма недовольно действиями командира «С-14», посчитав их неудовлетворительными.

    В следующий боевой поход, проходивший в рамках операции «РВ-5» для действий в секторе № 1 в районе Порсангер-фьорда подводная лодка вышла под опекой командира 5-го дивизиона ПЛ капитана 2 ранга П.И. Егорова. Днем 11 июня «С-14» счастливо уклонилась от атаки неизвестной (данных противника нет) подводной лодки, а утром 12 июня, получив разведданные о прохождении вражеского конвоя переместилась мыса Харбакен, где вечером у мыса Маккаур в два приема разрядила носовые торпедные аппараты по одиночному судну, на деле оказавшимся выброшенным штормом и сидящем на камнях транспорту «Наталь» (по которому до этого уже отстрелялись «М-201», «М-104» и «М-105»).

    Шестой боевой поход в район Конгс-фьорда (сектор № 3; операция «РВ-6») тоже результатов не дал. 13 июля у мыса Маккаур «С-14» выпустила четыре торпеды по транспорту под эскортом двух тральщиков. Вскоре на субмарине зафиксирован взрыв (его из-за свиста в переговорных трубах услышали только два члена экипажа), а при осмотре горизонта в перископ один из тральщиков не наблюдался, что послужило причиной победного доклада. В результате командование атакованный подводной лодкой тральщик посчитало лишь «поврежденным», а немецкий конвой, состоящий из транспорта «Рейнхард Л.М. Русс» под охраной сторожевиков «Nki-03» и «Nki-05» прибыл в место назначения без потерь.

    Сентябрьский выход в район Тана-фьорда (сектор «С»; операция «РВ-8») снова стал безрезультатным. Подводная лодка значительную часть времени патрулирования провела на позиции ожидания, так как командир субмарины неправильно истолковал приказ командующего СФ.

    Вечером 13 октября 1944 года лодка снова покинула базу и заняла позицию у мыса Нордкап (сектор «А»; операция «Вест»). Днем 16 октября «С-14» атаковала группу тральщиков. В результате атаки, по докладу командира подлодки, один из кораблей буквально разорвало на куски, второй получил торпеду под мостик. В ответ «потопленные» тральщики «М-302», «М-321» и «М-322» из состава 22-й флотилии подвергли подводную лодку 3-х часовому преследованию, сбросив на нее на безопасном удалении три десятка глубинных бомб. Вторая атака «С-14» состоялась утром 20 октября, когда у мыса Нордкап подводная лодка выпустила 4 торпеды по охраняемому транспорту. Через 120 секунд на субмарине услышали сильный взрыв, а при осмотре горизонта в перископ цель не обнаружена. Противник не комментирует эту атаку, вероятно торпеды были выпущены по судну из группы норвежских каботажников, факт гибели которого ни подтвердить, ни опровергнуть сейчас нельзя. Уром 22 октября «С-14» прибыла в Полярное.

    В октябре 1944 года конечной точкой немецких коммуникаций стал Тормсё, который находился в зоне оперативной ответственности Великобритании. С ноября 1944 года выход подводных лодок СФ на позиции прекратился.

    11 ноября 1944 года «С-14» встала на текущий ремонт. День Победы корабль встретил у борта плавмастерской «Красный Горн».


Экипаж ПЛ «С-14», 1945 год. Подводные лодки «В-4», «С-14» и «С-15». 1947 г.

Экипаж ПЛ «С-14», 1945 год.
Подводные лодки «В-4», «С-14» и «С-15» (справа налево). 1947 г.

    После войны «С-14» служила на Севере. 29 декабря 1955 года подводная лодка была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию (ПЗС), 17 августа 1956 года в учебно-тренировочную станцию (УТС) по борьбе за живучесть, а 9 февраля 1978 года исключена из списков ВМФ и сдана на слом.


8 походов

07.01.1944 – 15.01.1944
22.01.1944 – 24.01.1944
20.02.1944 – 06.03.1944
12.04.1944 – 29.04.1944
10.06.1944 – 25.06.1944
11.07.1944 – 28.07.1944
17.09.1944 – 04.10.1944
13.10.1944 – 22.10.1944

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru