Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное |
«С-13»подводная лодка IX-бис серии
    3аложена 19 октября 1938 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 263. 25 апреля 1939 года подводная лодка спущена на воду и 11 июня 1941 года начала переход на Балтику по Мариининской водной системе в Ленинград. 22 июня корабль встретил под командованием старшего лейтенанта Маланченко Петра Петровича в составе учебной бригады ПЛ. Начало войны застало «С-13» в городе Вознесенье. 25 июня субмарина прибыла в Ленинград. Подводная лодка «С-13» в изобразительном искусстве. Работы художников Емышева и Родионова, почтовые марки России и Молдовы.
    До 31 июля подводная лодка проходила ходовые испытания, и только 14 августа 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. 30 августа «С-13» включена в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ. Подводную лодку предполагалось перебазировать на Север, для чего в первую половину сентября «С-13» прошла докование. Субмарина была готова к переходу, когда немцы блокировали Ленинград с суши, и субмарина осталась на Балтике. Транспорт «Hera», потопленный «С-13» 11 сентября 1942 г. Пароход «Jussi H», потопленный «С-13» 12 сентября 1942 г. Парусно-моторная шхуна «Anna W», уничтоженная 18 сентября 1942 г. Подводная лодка «С-13» на зимовке у стенки Калашниковой (Синопской) набережной в районе Александро-Невской лавры. Ленинград, зима 1942/1943 гг.
    19 апреля 1943 года во время артиллерийских учений задрайка крышки кранца первых выстрелов случайно ударила по капсулю одного из снарядов. Порох в гильзе взорвался, один краснофлотец погиб. Результатом происшествия «за халатное исполнение служебных обязанностей» стало снятие командира «С-13» Маланченко с должности. На его место получил назначение ранее командовавший «М-96» капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович. Вероятно, самая известная жертва торпед советской подводной лодки - лайнер «Вильгельм Густлов» и схема атаки «С-13» 30 января 1945 года. Подробнее легендах гибели «Вильгельма Густлова» смотрите здесь:
    19 ноября «С-13» перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 22 декабря подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход. Это был самый успешный поход «С-13» и звездный час ее командира. Лодке предстояло патрулирование района между маяком Риксхёфт и Кольбергом (позиция № 4 – новая). Несколько раз лодка обнаруживала конвои, но каждый раз противодействие кораблей эскорта заставляло ее отступать. Наконец 21.10 (везде время московское) 30 января лодка обнаружила лайнер «Вильгельм Густлов» (25.484 брт), на борту которого находилось около 6.600 человек, в основном гражданских беженцев. Его охранение состояло из миноносца «Лёве», который с подводной лодки не был обнаружен. (Назначенный в эскорт торпедолов «TF-1» из-за возникновения течи убыл в базу). Когда подводная лодка обнаружила судно, она двигалась в направлении 105° - почти строгим контркурсом относительно «Густлова». Скорость и лодки, и лайнера составляла 12 узлов. Через 14 минут командир «С-13» определил элементы движения цели и начал сближение, а через две минуты подводная лодка перешла в позиционное положение. Цель начала удаляться. В 21.35. «С-13» всплывает и увеличивает ход. Курсовой угол лайнера на подводную лодку 120° с левого борта. Поняв, что судно ускользает, подводная лодка выжимает из двигателей все возможное. В 21.55. «С-13» ложиться на курс 280°. Начинается часовая гонка за лайнером. Наконец, 23.04. подводная лодка ложится на боевой курс 15° – строго перпендикулярно левому борту «Густлова». 23.08. командир дает команду «Пли». В момент, когда торпеды покинули торпедный аппарат, дистанция до цели составляла 4,5 кбт, расчетный угол встречи - 85°. Из четырех торпед подготовленных к пуску одна не вышла из-за неисправности автомата-коробки торпедного аппарата, зато три других попали в цель. Через час судно затонуло, унеся с собой жизни около 5,5 тысяч человек. (Сейчас немцы заявляют, что на борту лайнера находилось уже порядка 9.000 беженцев, что значительно увеличивает число погибших). Пока «Лёве» и суда шедшего следом конвоя занимались спасением людей с «Густлова», «С-13» покинула место катастрофы. Правда, миноносец «Т-36» сбросил 12 глубинных бомб, разрывы которых слышали на подводной лодке. Лайнер «Генерал Штойбен» (до 1931 года «Мюнхен»)
    Заключительным аккордом стала атака 10 февраля. В 2.50 «С-13» выпустила две торпеды по легкому крейсеру типа «Эмден» в сопровождении двух миноносцев. Реально – госпитальное судно (бывший лайнер) «Генерал Штойбен» (14.660 брт) в охранении миноносца «Т-196» и торпедолова «TF-10». На борту судна находились 2.680 раненных военнослужащих Вермахта, 270 человек медицинского персонала, 100 солдат, 285 членов экипажа и порядка 900 гражданских лиц, беженцев. Судно затонуло, став братской могилой для более 3,5 тысяч человек. Корабли эскорта, занятые спасением терпящих бедствие, не преследовали «С-13», и она благополучно покинула место катастрофы. 15 февраля подводная лодка прибыла в Турку, а 20 апреля 1945 года «С-13» награждена орденом Красного Знамени. В этот же день субмарина вышла в последний боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать южнее острова Готланд (позиция № 8). В качестве обеспечивающего на борту субмарины в море вышел начальник отдела подводного плавания Штаба КБФ контр-адмирал А.М. Стеценко. Выйти в атаку ни разу не удалось, в то время как сама «С-13» несколько раз становилась объектом атаки подводных лодок и авиации противника. По заключению командира бригады подводных лодок капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла о действиях командира «С-13» Маринеско в последнем боевом походе: Артиллеристы «С-13» (слева направо): П.Г. Зубков, Н.К. Гончаров, Г.Е. Быстров, Н.Д. Некрытый, А.Г. Пихур, В.Н. Сорокин и И.Р. Шевцов. Турку, апрель-май 1945 года. На мостике «С-13» командир БЧ-2-3 капитан-лейтенант К.Е. Василенко. Турку, апрель 1945 года. Трофейная «Н-23» (бывш. «U-1058») и краснознаменная «С-13» в доке Свеаборга, июнь 1946 г. Подводная лодка «С-13» после окончания войны. Конец 1940-х - начало 1950-х г.г.(4, 5)
    «1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г. 7 раз обнаруживал цели, но атаковать не мог… Подводная лодка «С-13» - учебный кабинет 2-го Высшего Военно-Морского Училища подводного плавания на рейде Даугавы. Рига, 1956 год. «С-13» перед разборкой.
    После войны «С-13» служила на Балтике. 7 сентября 1954 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучий кабинет боевой подготовки 2-го ВВМУ (с 6 октября 1954 года «КБП-38»). 23 марта 1956 года судно переведено в группу плавсредств НИИ ВМФ №11, а 17 декабря 1956 года исключено из списков и сдано на разборку. Полномасшабная модель рубки ПЛ «С-13». Музей «Боевая Слава Урала», г. Верхняя Пышма Свердловской области. Фото Е. Чирва, 2019 г. еще фото =====>>>> 4 боевых похода 02.09.1942 – 19.10.1942 01.10.1944 – 11.11.1944 11.01.1945 – 15.02.1945 20.04.1945 – 23.05.1945 Потопила 5 транспортов (44.138 брт), 1 повредила (563 брт) 11.09.1942 ТР «Гера» (1.379 брт) 11.09.1942 ТР «Юсси Х» (2.325 брт) 17.09.1942 ТР «Анна В» (290 брт) 30.01.1945 ТР «Вильгельм Густлов» (25.484 брт) 10.02.1945 ТР «Штойбен» (14.660 брт) Поврежден траулер «Зигфрид» (563 брт) |
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум |