Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

Плавбазы подводных лодок

Северный флот


  «Двина» (1927 год, 11.165 тонн) – бывший грузопассажирский пароход испанской постройки. В 1939 году мобилизован и переоборудован в плавбазу подводных лодок. Плавбаза бригады подводных лодок СФ (1939 – июль 1942). С августа 1942 года передана Северному государственному морскому пароходству для использования в качестве транспортного судна.

  «Память Кирова» (1896 год, 3.153 брт) – бывшая приемно-транспортная рыболовная база британской постройки. 22 августа 1941 года мобилизована и переоборудована в плавбазу подводных лодок. Плавбаза учебного дивизиона подводных лодок СФ (1941 – 1943), бригады подводных лодок (1944 – 1945).

  «Умба» (1910 год, 1.400 тонн) – бывший товаропассажирский пароход британской постройки. В 1933 году мобилизован и переоборудован в плавбазу подводных лодок. Плавбаза бригады подводных лодок СФ (1939 – 1945).


Краснознаменный Балтийский флот


  «Смольный» (до 31 декабря 1922 «Тосно»; 1907 год, 5.200 тонн) – бывший транспорт английской постройки. Застигнут началом 1-й Мировой войны в Петербурге. Куплен Морведом 15 мая 1915 года и в 12 сентября 1916 года переоборудован в плавбазу. Плавбаза 1-й бригады подводных лодок КБФ (1939), 3-й бригады (1940), 1-го дивизиона 1-й бригады (1941), 1-го дивизиона бригады подводных лодок КБФ (1942 – 1945). В середине 1950-х разобран на металл.

Подводные лодки типа «Барс» и плавбаза «Смольный» плавбаза «Смольный»
Подводные лодки типа «Барс» и плавбаза «Смольный».
Плавбаза «Смольный». Финляндиф, 1944 год.


  «Иртыш» (до 21 августа 1934 «Красная Газета», до 25 сентября 1940 «Кронштадт»; 1931 год, 5.882 тонны) – бывший товаропассажирский пароход. В 1933 году мобилизован, в 1934 – 1936 году переоборудован в плавбазу подводных лодок. Плавбаза 3-й бригады подводных лодок КБФ (1939 – 1940), плавбаза 2-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок КБФ (1941), 2-го дивизиона бригады подводных лодок КБФ (1942 – 1945).

плавбаза подводных лодок «Иртыш» плавбаза подводных лодок «Иртыш»
плавбаза подводных лодок «Иртыш» у набережной Жореса в блокадном Ленинграде.

  «Амур» (1907 год, 2.926 тонн) – минный заградитель спецпостройки. До 1907 года числился как минный транспорт. В период 1-й Мировой войны активно принимал участие в минных постановках и революционных событиях в Петрограде в феврале – октябре 1917 года. В 1918 – 1938 г.г. находился на долговременном хранении, использовался в качестве блокшива, а с 1930 по 1933 год, состоял в распоряжении Осоавиахима в качестве учебного корабля. В 1938 году переоборудован в плавбазу и передан начальнику военно-морских учебных заведений. С 20 мая 1941 года плавбаза 2-й бригады подводных лодок КБФ. Получил повреждения в результате налета германской авиации, и 28 августа 1941 года затоплен в Таллине для заграждения входа в гавань. После войны поднят АСС КБФ и в 1951 году разобран на металл.

  «Ока» (18 сентября 1909/ 23 апреля 1911/ 1912 г., 1.982 тонны) – бывший военный транспорт, затем учебный корабль. В 1928 – 1932 использовался как блокшив. В 1932 переоборудован в плавбазу подводных лодок. Плавбаза 3-й бригады (1939), 2-й бригады (1940 – 1941), 4-го дивизиона бригады подводных лодок КБФ (1942), 3-го дивизиона бригады (1943), дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей (1944 – 1945). Сдана на слом в 1950-е годы.

  «Полярная Звезда» (20 мая 1888/ 19 мая 1890/ 1891 г., 3.949 тонн) – бывшая императорская яхта. В 1920 – 1930 находилась на хранении, а в 1930 – 1936 переоборудована в плавбазу. Плавбаза 2-й бригады подводных лодок КБФ (1939 – 1941), 3-го дивизиона бригады подводных лодок (1942 – 1945). С 1950-х – плавказарма, с 1961 года корабль-мишень. Потоплена при испытаниях противокорабельных ракет.

плавбаза подводных лодок «Полярная Звезда» плавбаза подводных лодок «Полярная Звезда»
плавбаза подводных лодок «Полярная Звезда».

  «Аэгна» (1904 год, 617 брт) – бывший грузопассажирский пароход германской постройки. 23 июня 1941 года мобилизован и переоборудован в плавбазу подводных лодок Плавбаза 5-го дивизиона бригады подводных лодок КБФ (сентябрь 1941 – ноябрь 1944). 23 ноября 1944 года села на камни у северного берега острова Аэгна и затонула.

  «Дус» («Волхов») плавбаза учебного дивизиона подводных лодок КБФ и дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей (1943 – 1944), плавбаза бригады подводных лодок (1945).


Черноморский флот


  «Волга» (12.975 тонн) – бывший испанский товаропассажирский паротурбоход «Juan Sebastian Elcano». Построен в Бильбао в 1928 году. Конфискован советским правительством в счет долгов Испанской Республики за поставки оружия. Мобилизован в 1939 году и переоборудован в учебный корабль, а с 24 июня 1941 года в плавбазу. Привлекалась для эвакуации населения и промышленного оборудования из Одессы и Севастополя. Плавбаза 1-й бригады подводных лодок ЧФ (1941 – 1942), 1-го дивизиона бригады (1942 – июнь 1944), 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок (с 9 июня 1944). Сдана на слом в 1968 году.

плавбаза подводных лодок «Волга»
плавбаза подводных лодок «Волга».

  «Эльбрус» («Эльборус» 2 мая 1916/ 21 декабря 1916/ 1934 год, 2.800 тонн) – плавбаза подводных лодок спецпостройки. Заложена в 1916 году, достроена в 1934 году. Плавбаза 1-й бригады подводных лодок ЧФ (1941), 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок (1942), 5-го дивизиона (1942 – июнь 1944), 3-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок (с 9 июня 1944).

Плавбаза «Эльбрус» Плавбаза «Эльбрус» Подводные лодки типа «АГ» и плавбаза «Эльбрус»
Плавбаза «Эльбрус».


  «Котовский» (1928 год, 1.652 тонны) – бывший грузопассажирский пароход. Построен в Германии на судоверфи «Янсен и Шмелинский» в Гамбурге для использования на линии Одесса – Николаев. Мобилизован 23 июня 1941 года в качестве санитарного транспорта. Совершил 20 эвакорейсов, вывезя 4.568 человек. 19 ноября 1941 года в районе Геленджика в густом тумане столкнулся с БТЩ «Якорь», нанеся ему значительные повреждения. С 21 февраля 1942 по 9 июня 1944 плавбаза 4-го дивизиона бригады подводных лодок ЧФ, затем передана в состав бригады сторожевых кораблей ЧФ. После завершения боевых действий возвращен Черноморскому пароходству и до начала 1960-х годов использовался на различных пассажирских линиях.

Малютка на фоне плавбазы подводных лодок «Котовский»
Малютка на фоне плавбазы подводных лодок «Котовский».

  «Львов» (1933 год; 2.470 тонн) бывший испанский товаропассажирский пароход «Ciudad de Tarragona». Конфискован советским правительством в счет долгов Испанской Республики за поставки оружия. Первоначально предназначался для перегона на Дальний Восток, но из-за начала второй Мировой войны оставлен на Черном море. Мобилизован 23 июня 1941 года и переоборудован в плавбазу подводных лодок. Плавбаза 7-го дивизиона («малютки») 2-й бригады подводных лодок ЧФ (11 июля 1941 – 21 февраля 1942). Переоборудована в санитарный транспорт. В 1944 году возвращен Черноморскому государственному морскому пароходству. В 1964 году исключен из состава судов пароходства и передан Херсонскому яхт-клубу.

плавбаза подводных лодок «Львов» плавбаза подводных лодок «Львов»
плавбаза подводных лодок «Львов»

  «Очаков» (1896 год, 1.273 тонны) – бывший товаропассажирский пароход, с 1935 года – учебный корабль, с 28 апреля 1938 года плавбаза подводных сил ЧФ. Плавбаза учебного дивизиона ПЛ ЧФ (1941), впоследствии использовалась в качестве плавбазы торпедных катеров и отопителя.

  «Нева» (1914 год, 13.300 тонн) – бывший транспортный пароход британской постройки. Куплен у Испании в 1935 году, мобилизован и в 1936 – 1939 переоборудован в учебный корабль. С 24 июня 1941 года плавбаза 1-й бригады подводных лодок ЧФ (1941 – 1942), 24 марта 1942 года при налете немецкой авиации на Туапсе «Нева» получила попадания авиабомбы, в результате чего был разрушен корпус в районе 111-112 шпангоута. В резудьтате бомбежки на судне имелись потери среди личного состава бригады подводных лодок. Село на грунт на глубине 8 м. В дальнейшем «Нева» поднята и введена в строй как плавбаза 2-го дивизиона БПЛ ЧФ (1942 – июнь 1944), 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ (с 9 июня 1944).

плавбаза подводных лодок «Нева» плавбаза подводных лодок «Нева» плавбаза «Нева», февраль 1967 г.

плавбаза подводных лодок «Нева»


Тихоокеанский флот


  «Приморье» (1903 год, 1.449 брт) – бывший товаропассажирский пароход германской постройки. В 1933 – 1934 году мобилизован и переоборудован в гидрографическое судно. В 1936 году передано подводным силам ТОФ и переоборудовано в плавбазу. Плавбаза 4-й бригады ПЛ ТОФ (1939 – 1941), 2 бригады ПЛ (1941 – 1945).

  «Саратов» (1930 год, 6.140 брт) – бывший товаропассажирский пароход. В 1933 году мобилизован и переоборудован в плавбазу подводных лодок. Плавбаза 3-й бригады ПЛ ТОФ, (1939), 41-го отдельного дивизиона ПЛ (1939 – 1941), 3-го отдельного дивизиона ПЛ (1941 – 1945).

плавбаза подводных лодок «Саратов» плавбаза подводных лодок «Саратов» Подводные лодки у борта плавбазы «Саратов». 1936 год. Подводные лодки V серии у борта плавбазы «Саратов».

плавбаза подводных лодок «Саратов»

  «Теодор Нетте». Бывший товаро-пассажирский пароход Добровольного флота. Построен в 1912 году в Санкт-Петербурге. Первоначальное название «Тверь». В декабре 1921 года захвачен Италией. Под итальянским флагом носил имя «Soria». 29 января 1926 выкуплен Совторгфлотом и под именем «Теодор Нетте» поднял советский флаг. Именно это судно упоминается в стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте пароходу и человеку». 26 ноября 1933 года мобилизован и принят от Наркомвода. 25 июня 1934 года после перевооружения и переоборудования в минный заградитель вошел в состав Тихоокеанского флота. С 20 апреля 1939 по 9 июля 1941 использовался в качестве плавбазы 4-й бригады подводных лодок, с февраля 1941 2-й бригады. С 9 июля 1941 возвращен в класс минных заградителей. 23 октября 1945 выведен из боевого состава ТОФ и переквалифицирован в военный транспорт. С 1947 года использовался как причал в Петропавловске-Камчатском.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru