Разработана Остехбюро (главный конструктор Ф.В.Щукин, под общим руководством В.И.Бекаури) и построена в Ленинграде на заводе № 196 (Судомех), строитель А.Н.Щеглов.
    По железной дороге корабль доставлен на Черное море, где в октябре 1936 года под условным наименованием «Подводная лодка Остехбюро» прошел испытания. Командовал «Пигмеем» старший лейтенант Б.А.Успенский.
    Предполагалась серийная постройка 10 таких субмарин, по крайней мере в 1936 году ленинградский завод "Судомех" должен был сдать флоту еще 6 единиц. Но испытания «Пигмея» выявили ряд недостатков, которые помешали принять подводную лодку в состав флота.
Подводная лодка «Пигмей»
    Вскоре Владимир Иванович Бекаури был арестован как враг народа и в 1938 году расстрелян (в 1956 году посмертно реабилитирован), а АПЛ законсервирована.
    29 июня 1942 года на берегу в Балаклаве подводная лодка была захвачена немцами, но в состав их флота не вводилась, и весной 1944 года затоплена ими в 20 милях южнее Алупки.
    По некоторым данным в начале 1980-х годов лодка найдена на грунте и обследована.
Водоизмещение: | 18,6 т (надводное); 45 т (подводное) |
Габариты | Длина 16 м м; Ширина 2,62 м |
Скорость: | 5 узлов (надводная); 6 узлов (подводная) |
Дальность плавания: | 290/60 миль (экономическим ходом) (по другим данным дальность плавания экономическим подводным ходом составляла 18 миль) |
Предельная глубина погружения | 30 м |
Автономность | 3 суток |
Вооружение: | 2-450 мм торпедных аппарата 1-7,62 мм пулемет |
Экипаж: | 4 человека. |
| |