Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«П-1» («Правда»)

подводная лодка IV серии

    Заложена 21 мая 1931 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. Строительный номер 218.

    30 января 1934 года подводная лодка спущена на воду, 9 июня 1936 года вступила в строй, и 23 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Уже в ходе строительства выявлена масса недостатков лодок этого проекта, которые исключали их боевое использование, поэтому субмарина служила в качестве учебного корабля, готовя кадры для подводного флота.

    С декабря 1937 по 6 ноября 1939 года субмарина прошла капремонт.


Подводная лодка «П-1». Подводная лодка «П-1». ПЛ «Правда»; рис. Карелова. ПЛ «Правда»; рис. Заикина.

Подводная лодка «П-1» в Финском заливе. 1935 - 1936 г.г.
Подводная лодка «П-1» на довоенном параде в Неве.
Подводная лодка «Правда» в искусстве. Работы художников А.В. Карелова и А.Ю Заикина.

    В ноябре 1940 года «Правда» вместе со своими систершипами «П-2» и «П-3» совершила групповое плавание по Балтийскому морю, с заходом в Таллин, Ригу, Либаву.

    22 июня 1941 года встретила под командованием капитан-лейтенанта Логинова Ивана Андреевича в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ в Ораниенбауме.

    В сентябре 1941 года субмарину решили привлечь для снабжения гарнизона Ханко. 9 сентября 1941 года «П-1» вышла из Кронштадта, имея на борту груз 19,6 тонн продовольствия (154 ящика консервов), боеприпасов (по сотне 130-мм, 100-мм, 76-мм и 45-мм снарядов), медикаментов (1,9 тонн). Переход предполагалось совершить в надводном положении со скоростью 18 узлов. До Гогланда «П-1» шла в сопровождении «БТЩ-211» и сторожевого катера, далее – самостоятельно. Однако на связь лодка больше не выходила и в точку рандеву не прибыла.


Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне.

Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне.

Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне. Подводная лодка «П-1» на дне.
Подводная лодка «П-1» на дне. Фото Sami Paakkarinen.

Мостик, рубочный люк; Имя корабля; фрагмент верхней палубы; 45-мм орудие 21-К с мемориальной табличкой.

Головка перископа; казенная часть 100-мм орудия Б-24ПЛ; прицел 100-мм орудия Б-24ПЛ; машинный телеграф.

Кормовая часть мостика подводной лодки, люк шахты подачи воздуха дизелям, машинный телеграф на мостике.

    «Правда» погибла около полуночи 10 сентября, спустя всего несколько часов после того как была отпущена эскортом в 6,2 милях к югу от маяка Калбодагрунд в центре юминдианского минного поля. Причиной гибели подлодки стала одна из плавающих мин сорванных с заграждения «Юминда».

    Летом 2008 года корпус субмарины был найден на глубине 75 м в точке 59°52,5 с.ш./ 25°36 в.д. при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток», а в 2011 году обследован финской дайверской группой под руководством М. Иванова. Субмарина лежит на дне с креном на левый борт около 25° и легким дифферентом на корму таким образом, что нос подлодки полностью над грунтом, а кормовая оконечность на протяжении 10-15 м под ним. За рубкой, приблизительно на стыке дизельного и электромоторного отсеков, поперек корпуса идет рваная трещина.

    На борту «Правды» в ее последнем походе было 55 человек.




1 боевой поход
09.09.1941 - +
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru