Вопрос об улучшении тактико-технических элементов лодок типа "М" был решен в проекте 96, обозначенный как XV серия, который был разработан в ЦКБ-18 под руководством Ф.Ф.Полушкина в 1939 году. В декабре того же года проект был представлен на утверждение ЦК ВКП(б) и Комитету Обороны. По сравнению с "малютками" предыдущих серий новый проект предусматривал расширение цистерн главного балласта в булях по бокам прочного корпуса, внутреннее расположение приборов и механизмов отличала продуманность, чему способствовало полномасштабное макетирование. Кроме того, лодка имела двухвальную двигательную установку (вместо одновальной) и четыре носовых торпедных аппарата (вместо двух на предыдущих сериях), что значительно повышало живучесть лодки в целом и эффективность стрельбы, так как стрельба одной торпедой имела сравнительно небольшую вероятность успеха, а стрельба залпом из двух торпед заставляла "малютки" покидать позицию для пополнения боезапаса.
    Всего планировалось строительство 22 подводных лодок XV серии. В 1940 году на заводе №196 в Ленинграде заложили 7 лодок. Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 октября 1940 года "О плане военного кораблестроения на 1941 год" три (по другим данным четыре) лодки из этих закладок планировалось ввести в строй во второй половине 1941 года. Завод №112 в Горьком заложил в 1941 году еще 8 корпусов. Всего в этом году согласно вышеназванному "Постановлению:" планировалось заложить 13 единиц.
    С началом войны 4 ленинградские лодки, которые спустили на воду в июле 1941 года, отправили в Астрахань, где на заводе №638 они были достроены, а две лодки успели принять участие в боевых действиях.
    Оставшиеся подводные лодки достроили уже после окончания войны, в 1947 году, и только одну из них - "М-219" сняли со строительства, а ее корпус был превращен в нефтехранилище.
    С 1947 по 1953 год на заводе № 196 в Ленинграде было построено еще 43 подводные лодки XV серии, последняя из них, "М-294" вступила в строй 3 марта 1953 года.
    Всего с 1941 по 1953 год было построено 57 подводных лодок XV серии.
  № ПЛ   |
Заводской № |
Завод - строитель |
Заложена |
Спущена на воду |
Введена в строй |
М-200   |
122 |
196/638 |
31.03.1940 |
17.07.1941 |
20.03.1943 |
М-201   |
123 |
196/638 |
31.03.1940 |
17.07.1941 |
29.08.1943 |
М-202   |
138 |
196/638 |
15.11.1940 |
15.07.1941 |
23.02.1944 |
М-203   |
139 |
196/638 |
31.10.1940 |
07.07.1941 |
01.11.1944 |
М-204 |
140 |
196 |
31.10.1940 |
17.07.1946 |
25.06.1947 |
М-205 |
141 |
196 |
31.12.1940 |
10.11.1946 |
22.07.1947 |
М-206 |
142 |
196 |
31.12.1940 |
26.04.1947 |
30.09.1947 |
М-214 |
113/306 |
112/402/196 |
31.05.1941 |
24.09.1946 |
14.08.1947 |
М-215 |
114/307/289 |
112/196 |
30.04.1941 |
22.07.1947 |
31.10.1947 |
М-216 |
115/308/290 |
112/196 |
30.04.1941 |
26.07.1947 |
05.11.1947 |
М-217 |
116/309 |
112/196 |
30.04.1941 |
26.07.1947 |
10.11.1947 |
М-218 |
117/310 |
112/402/196 |
30.04.1941 |
10.09.1947 |
10.11.1947 |
М-219 |
118/311 |
112/402 |
30.04.1941 |
- |
- * |
М-234 |
353 |
112/196 |
20.06.1941 |
25.04.1948 |
31.07.1948 |
М-235 |
354 |
112/196 |
20.06.1941 |
25.04.1948 |
25.08.1948 |
* 23.07.1946 снята со строительства