Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

Лодки XV серии


М-200 «Месть»
М-201
М-202 «Рыбник Донбасса»
М-203 «Иркутский рыбак»



Проектирование и строительство.

    Вопрос об улучшении тактико-технических элементов лодок типа "М" был решен в проекте 96, обозначенный как XV серия, который был разработан в ЦКБ-18 под руководством Ф.Ф.Полушкина в 1939 году. В декабре того же года проект был представлен на утверждение ЦК ВКП(б) и Комитету Обороны. По сравнению с "малютками" предыдущих серий новый проект предусматривал расширение цистерн главного балласта в булях по бокам прочного корпуса, внутреннее расположение приборов и механизмов отличала продуманность, чему способствовало полномасштабное макетирование. Кроме того, лодка имела двухвальную двигательную установку (вместо одновальной) и четыре носовых торпедных аппарата (вместо двух на предыдущих сериях), что значительно повышало живучесть лодки в целом и эффективность стрельбы, так как стрельба одной торпедой имела сравнительно небольшую вероятность успеха, а стрельба залпом из двух торпед заставляла "малютки" покидать позицию для пополнения боезапаса.

    Всего планировалось строительство 22 подводных лодок XV серии. В 1940 году на заводе №196 в Ленинграде заложили 7 лодок. Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 октября 1940 года "О плане военного кораблестроения на 1941 год" три (по другим данным четыре) лодки из этих закладок планировалось ввести в строй во второй половине 1941 года. Завод №112 в Горьком заложил в 1941 году еще 8 корпусов. Всего в этом году согласно вышеназванному "Постановлению:" планировалось заложить 13 единиц.

    С началом войны 4 ленинградские лодки, которые спустили на воду в июле 1941 года, отправили в Астрахань, где на заводе №638 они были достроены, а две лодки успели принять участие в боевых действиях.

    Оставшиеся подводные лодки достроили уже после окончания войны, в 1947 году, и только одну из них - "М-219" сняли со строительства, а ее корпус был превращен в нефтехранилище.

    С 1947 по 1953 год на заводе № 196 в Ленинграде было построено еще 43 подводные лодки XV серии, последняя из них, "М-294" вступила в строй 3 марта 1953 года.

    Всего с 1941 по 1953 год было построено 57 подводных лодок XV серии.




  № ПЛ   Заводской № Завод -
строитель
Заложена Спущена на воду Введена в строй
М-200   122 196/638 31.03.1940 17.07.1941 20.03.1943
М-201   123 196/638 31.03.1940 17.07.1941 29.08.1943
М-202   138 196/638 15.11.1940 15.07.1941 23.02.1944
М-203   139 196/638 31.10.1940 07.07.1941 01.11.1944
М-204 140 196 31.10.1940 17.07.1946 25.06.1947
М-205 141 196 31.12.1940 10.11.1946 22.07.1947
М-206 142 196 31.12.1940 26.04.1947 30.09.1947
М-214 113/306 112/402/196 31.05.1941 24.09.1946 14.08.1947
М-215 114/307/289 112/196 30.04.1941 22.07.1947 31.10.1947
М-216 115/308/290 112/196 30.04.1941 26.07.1947 05.11.1947
М-217 116/309 112/196 30.04.1941 26.07.1947 10.11.1947
М-218 117/310 112/402/196 30.04.1941 10.09.1947 10.11.1947
М-219 118/311 112/402 30.04.1941 - - *
М-234 353 112/196 20.06.1941 25.04.1948 31.07.1948
М-235 354 112/196 20.06.1941 25.04.1948 25.08.1948

* 23.07.1946 снята со строительства

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛ XV СЕРИИ.

Водоизмещение нормальное: 281 т (надводное); 351 т (подводное).
Длина 50,5 м ; Ширина 4,4 м ; Осадка 2,81 м
Мощность:

дизелей 2х600 л.с.
электромоторов 2х218 (по другим данным 2х230) л.с.
Запас топлива (полный) 28,2 (92) т.
Две группы аккамуляторных батарей по 60 элементов типа "МС" в каждой.
Скорость хода максимальная:
15,5 узлов (надводная)
7,9 узлов (подводная)
Дальность плавания экономическим ходом:
4.500 миль 8 узлов (над водой)
85 миль 2,9 узла (под водой)
Глубина погружения:
60 м рабочая; 70 м предельная.
Время погружения 35 секунд.
Автономность 15 суток (максимальная 22 суток).
Время непрерывного пребывания под водой прои использовании всех средств регенерации 48 часов.
Вооружение:
4-533мм носовых торпедных аппарата. 4 торпеды.
1-45мм (21-К) орудие (200 выстрелов).
Экипаж 32 (по другим данным 24) человека.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru