Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-94»

подводная лодка XII серии

    Заложена 25 декабря 1938 года на заводе № 196 в Ленинграде под строительным номером С.118. 11 сентября 1939 года подводная лодка спущена на воду, 20 ноября 1939 вступила в строй, и 12 декабря 1939 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Первым командиром корабля назначен капитан-лейтенант Ермилов Виктор Андреевич.

    На момент начала Советско-финляндской войны субмарина входила в состав 26-го дивизиона 2-й бригады подплава КБФ, но в боевых действиях участия не принимала.

    Начало Великой Отечественной войны «М-94» встретила в составе 8-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ. Командовал субмариной старший лейтенант Дьяков Николай Васильевич (назначен в октябре 1940 года). Подводная лодка числилась во второй линии и находилась в Таллине, где осуществляла текущий ремонт.

    Вечером 23 июня 1941 года «М-94» вышла на позицию в районе Хельсинки, и уже утром следующего дня была в указанном районе. 27 июня у Порккалан-Калбода подводная лодка была обнаружена финскими сторожевыми катерами, которые 2,5 часа преследовали субмарину. Благополучно избежав повреждений «М-94» сместилась к югу. 28 июня подводная лодка обнаружила минное заграждение противника «Корбетта», а 29 июня «М-94» была отозвана в базу, и в этот же день была в Таллине.

    В ночь на 21 июля «М-94» вновь вышла на позицию. На этот раз подводная лодка должна была патрулировать у острова Утё (позиция № 7). Около 00.00 часов «М-94» в паре с «М-98» вышла из Триги. Переход обеспечивали три катера-тральщика. Эскорт шел со скоростью три узла, и субмаринам пришлось идти под электромоторами. Около 3 часов «М-94», которая шла головной, села на мель, с которой быстро снялась при помощи «М-98». Пройдя Соэло-Вяйн, эскорт оставил субмарины, и они продолжили поход самостоятельно. «М-98» направилась под берегом, а «М-94», стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами. У маяка Кыпу (58°54'1 с.ш., 22°02'1 в.д.) в корме «М-94» прогремел взрыв. Торпеда с немецкого «челнока» «U-140» (командир Ю.Хелльригель) нашла свою цель. (У разных авторов время атаки приводится различное: 07.00 (А.В.Платонов), около 08.00 (М.Э.Морозов), 07.15 (П.В.Боженко), по данным немецкой стороны – 06.55). Так как глубина в этом месте не превышала 200 метров, «М-94» уперлась в грунт с дифферентом на корму 60°. Нос и надстройка субмарины возвышались над водой. Находившиеся в момент взрыва на мостике командир, штурман, командир отделения рулевых С.Ф.Компанеец и старшина мотористов Лаптев были выброшены в воду. Штурман старший лейтенант И.И. Шпаковский был ранен и утонул, остальные сумели забраться на возвышающуюся над водой носовую часть. Видя гибель напарницы, и предположив, что «М-94» погибла на мине, на «М-98» застопорили ход и стали спускать резиновую лодку. В этот момент с «М-94» заметили перископ вражеской субмарины. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на «М-98»: «Вас атакует подводная лодка противника. Уходите». Сманеврировав, «М-98» сумела уклониться от торпеды. Немцы же, оставив «М-98» заниматься спасением экипажа погибшего корабля, ушли. Сняв с тонущей подводной лодки командира и двух краснофлотцев, «М-98» передала их на подошедшие катера.

    У командира «М-94» не было сомнений относительно того, что остальной экипаж его корабля погиб. Сняв ботинок, он дого бил им по носу субмарины, но на стук никто не откликнулся. Только после этого Дьяков покинул корабль.

    Однако восемь человек в трех носовых отсеках пережили взрыв. Старшим на борту стал командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.С. Шиляев. Оценив обстановку, он принял решение покинуть подводную лодку через люк боевой рубки. По показаниям приборов, которые в момент взрыва вышли из строя, выходило, что субмарина лежит на глубине 40 метров, поэтому решено было для выхода из аварийного корабля использовать приборы «ИСА-М», но тут выяснилось, что некоторые члены экипажа «М-94» не умеют им пользоваться. Шиляеву пришлось провести краткий инструктаж и объяснить устройство аппарата. Весь личный состав с трудом поместился в боевой рубке, после чего люк, ведущий в центральный пост, был захлопнут. Теперь, чтобы открыть верхний люк, необходимо было открыть клапан затопления, который находился под ногами, но в рубке было настолько тесно, что никто не мог наклониться к нему. К тому же вентиль «прикипел», так как в повседневной жизни им не пользовались. Вернуть часть личного состава в центральный пост было уже невозможно. К счастью, среди терпящих бедствие был трюмный матрос Любимов, человек необычайной силы. Он ногами сумел открыть клапан, и рубка стала заполняться забортной водой. Давление сровнялось, люди смогли открыть люк и покинуть субмарину. Подошедший с мыса Ристна баркас подобрал вышедших на поверхность моряков.


Подводная лодка «М-94» на дне. Подводная лодка «М-94» на дне. Подводная лодка «М-94» на дне.

Подводная лодка «М-94» на дне. Сонограмма, 45-мм орудие, рубка.

    Вскоре «М-94» окончательно затонула. Вместе с подводной лодкой погибли 8 человек. Судьба не была милосердна и к спасшимся. Краснофлотцы и старшины были обращены на формирование частей морской пехоты и погибли на сухопутном фронте. Капитан-лейтенант Шиляев получил назначение в дивизион подводных лодок Северного флота на должность флагманского инженер-механика. Он погиб 10 января 1942 года на подводной лодке «М-175». Капитан-лейтенант Дьяков, получив в командование новую «малютку», погиб вместе со своим кораблем в сентябре 1942 года.


2 боевых похода

25.06.1941 – 29.06.1941.
21.07.1941 - +

В торпедные атаки не выходила.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru