Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-81»

подводная лодка VI-бис серии

    Заложена 25 августа 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под заводским номером 304. По железной дороге подводная лодка перевезена в Ленинград на завод № 190, где 15 сентября 1935 года была спущена на воду. 15 июля 1936 года «М-81» вступила в строй и 22 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Под командованием старшего лейтенанта Кабо И.С. в составе 24-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ (Таллин) подводная лодка участвовала в советско-финляндской войне. После первого боевого похода в Финский залив, в начале декабря 1939 года «М-81» встала на ремонт, по окончании которого еще три раза посылалась на позиции. С 8 по 16 декабря подводная лодка патрулировала на позиции № 3, с 25 по 28 декабря занимала район близ Хельсинки (позиция № 4).

    В начале января 1940 года «М-81» вышла в море в район юго-восточнее Ханко у Тверминне с задачей ведения разведки. 5 января на подходе к башне Сегелыпер подводную лодку застиг туман. Продвигаясь в нем, субмарина несколько раз садилась на камни. Днем «М-81» в очередной раз наскочила на банку. В этот момент на расстоянии 5-6 кбт от лодки показался торпедный катер противника. К счастью, он не заметил подводной лодки и скрылся в тумане. Вскоре «М-81» сумела самостоятельно сняться с мели и выйти на чистую воду. 9 января на субмарине было обнаружено повреждение в коллекторе, и «М-81» под электромоторами вернулась в Палдиски.

    22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Зубкова Федора Антоновича, который командовал «М-81» с февраля 1940 года, в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве, и в этот же день заняла позицию на подходах к базе.

    27 июня по приказу командира бригады лодка покинула позицию, а так как в Либаве уже были немцы, «М-81» направилась в Усть-Двинск, где застала бригаду на переходе в Куйвасту, а затем в Палдиски.

    1 июля 1941 года лодка шла в составе отряда кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш». У банки Лайне в районе острова Вормси (59°08'6 с.ш./22°58'4 в.д.) «М-81» подорвалась на мине и затонула, переломившись в районе центрального поста. На борт тральщика «Т-216» были подняты трое, в момент взрыва находившихся на мостике. Командир «М-81» был мертв, тяжело ранен командир БЧ-5 Ракитин Б.В., командир группы рулевых Петр Семенов почти не пострадал.


Б.В. Ракитин у останков «М-81». Видны центральный пост, шахта, надстройка Бывший командир БЧ-5 ПЛ «М-81», инженер-старший лейтенат: инженер-капитан 1 ранга Ракитин Борис Васильевич (в форме) и бывший электрик ПЛ «М-81» старший краснофлотец Преображенский Виктор Сергеевич.
    Бывший командир БЧ-5 ПЛ «М-81» Б.В. Ракитин у останков подводной лодки. Видны центральный пост, шахта, надстройка.
    Инженер-капитан 1 ранга Ракитин Борис Васильевич (в форме) и бывший электрик ПЛ «М-81» старший краснофлотец Преображенский Виктор Сергеевич.
    Фото из личного архива Андрея Оболенского.

    Еще одним из спасенных оказался электрик краснофлотец Преображенский Виктор Сергеевич (1917 г.р.). В момент взрыва он спал в IV отсеке. Преображенский сумел добраться до отсечного люка и, открыв его, вместе с пузырем воздуха всплыл на поверхность. Это единственный случай в Великой Отечественной войне, когда человек в одиночку спасся путем выхода из отсека затонувшей субмарины. Служить на подводных лодках ему уже не пришлось, но он продолжал воевать в составе 14-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии.

    В 1965 году «М-81» была поднята Аварийно-спасательной службой флота с глубины 20 метров. Экипаж лодки был похоронен в Риге, а сама она разделана на металл в Таллине.


Подъемные работы на «М-81». Останки ПЛ «М-81» Кормовая часть ПЛ «М-81». Сюда спускался В.С. Преображенский и нашел свой ремень. У останков ПЛ М-81. Слева на фото, в форме Ракитин Борис Васильевич.
    Подъемные работы на «М-81».
    Останки ПЛ «М-81».
    Кормовая часть ПЛ «М-81». Сюда спускался В.С. Преображенский и нашел свой ремень.
    У останков ПЛ М-81. Слева на фото, в форме Ракитин Борис Васильевич.
    Фото из личного архива Андрея Оболенского.


В советско-финляндскую войну 4 боевых похода.

30.11.1939 – 02.12.1939
08.12.1939 – 16.12.1939
25.12.1939 – 28.12.1939
05.01.1940 – 09.01.1940

В Великую Отечественную войну – 1 боевой поход.

22.06.1941 – 27.06.1941

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru