Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-79»

подводная лодка VI-бис серии

    Заложена 25 августа 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под стапельным номером 302. 15 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду, а затем перевезена по железной дороге в Ленинград, где 10 октября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    В сентябре 1938 года «М-79» под командованием старшего лейтенанта Ф.И.Иванцова чуть не стала причиной международного конфликта, когда в нейтральных водах ее попытался таранить финский броненосец береговой обороны «Вайнемяйнен». Лодка еле успела погрузиться, а данный случай лег в копилку взаимных обид, вылившихся в ноябре 1939 года в советско-финляндскую войну.

    Начало «зимней» войны подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Афанасьева В.К. в составе 24-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ в Таллине. С момента открытия боевых действий подводные лодки активно привлекались к несению боевого дежурства в Финском заливе, но уже в начале декабря 1939 года «М-79» встала на ремонт.

    22 июня 1941 года лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Автамонова Ивана Васильевича (в некоторых источниках ошибочно Автомонов или Автономов) в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день «М-79» заняла позицию на подходах к Либаве. На борту «М-79 в качестве обеспечивающего в море вышел командир «М-71» капитан-лейтенант Костылев. 26 июня лодка оставила позицию, а так как Либава уже была занята противником, «М-79» пришлось идти в Палдиски, куда она благополучно прибыла 1 июля.


Одна из балтийских подводных лодок  VI-бис серии («М-79» или «М-79»). Повреждения подводной лодки «М-79». декабрь 1941 г. Подводная лодка «М-79». На мостике старший лейтенант Яруненков, 1944 1945 г.

    Повреждения подводной лодки «М-79». декабрь 1941 г.
    Одна из балтийских подводных лодок VI-бис серии («М-77» или «М-79»).
    Подводная лодка «М-79». На мостике старший лейтенант Яруненков, 1944 1945 г.

    Сделав еще один поход, в котором по некоторым данным, лодка 12 июля южнее мыса Колкасрагс отправила на дно баржу с боеприпасами (см. П. Грищенко «Схватка под водой» М.1983 стр.57), что не соответствует действительности, «М-79» в составе конвоя № 1 вместе с другими кораблями КБФ 28-29 августа совершает печально известный переход из Таллина в Кронштадт.

    28 сентября 1941 года лодка прибыла в Ленинград и встала у стенки завода «Судомех». 15 декабря от близких разрывов немецких снарядов «М-79» получила осколочные повреждения корпуса. 4 апреля 1942 года лодка вновь получила повреждения от авиабомб. «М-79» встала на ремонт и в 1942 году в боевых действиях участия не принимала.

    В апреле 1942 года командиром «М-79» назначен старший лейтенант Кочетков Константин Сергеевич.

    В июне 1943 года «М-79» начали готовить к переводу на Ладогу. 25 июня корабль вошел в состав Ладожской военной флотилии. 5 июля 1943 года по железной дороге лодку доставили на Ладожское озеро. За это время командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Клюшкин Алексей Александрович (назначение состоялось 6 июля). После восстановительного ремонта и курса боевой подготовки 29 сентября 1943 года «М-79» вышла в первый боевой поход на новом театре. 2 октября лодке пришлось вернуться из-за повреждения муфты Бамаг.

    До ледостава «М-79» еще четыре раза выходила в походы в основном с разведывательными целями и высадки разведгрупп на территории противника.

    9 марта 1944 года капитан-лейтенант Клюшкин убыл к новому месту службы (был назначен командиром «С-4»). Лишь 5 июля на «М-79» назначен новый командир – капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Тращенко Семен Зосимович.

    Все лето 1944 года «М-79» простояла в базе, но многие источники указывают на участие лодки в Свирско-Петрозаводской операции. (24-25 июня 1944 года «М-79» в паре с «М-77» прикрывала высадку десанта в районе Тулоксы). 20 августа «М-79» по Неве перешла в Ленинград и 1 сентября возвращена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Техническое состояние лодки было тяжелым, и ее поставили на консервацию. 22 февраля 1949 года «М-79» разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и сдана на разборку.


7 боевых походов.

22.06.1941 – 01.07.1941
08.07.1941 – 14.07.1941
29.09.1943 – 02.10.1943
09.10.1943 – 11.10.1943
21.10.1943 – 25.10.1943
18.11.1943 – 24.11.1943
26.11.1943 – 01.12.1943

В торпедные атаки не выходила.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru