Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-78»

подводная лодка VI-бис серии

    Заложена 20 марта 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве, в 1935 году по железной дороге перевезена на завод № 196 (Судомех) в Ленинграде. Строительный номер 62/301. 21 марта 1936 года подводная лодка спущена на воду и 19 июня 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Начало советско-финляндской войны «М-78» встретила под командованием старшего лейтенанта Афонина Валентина Дмитриевича в составе 24-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ в Таллине. Уже утром 30 ноября 1939 года подводная лодка заняла указанный район в западной части Финского залива у Юссаре (позиция №4) с задачей прикрытия Ханко. Все светлое время суток подводная лодка осуществляла патрулирование района, находясь под водой. С наступлением темноты она отходила в среднюю часть залива, где в надводном положении осуществляла зарядку батарей. 1 декабря на юго-восточных подходах к Ханко подводная лодка обнаружила большое минное заграждение противника, о чем не замедлила донести командованию. Вечером 3 декабря «М-78», пережидая шторм, укрылась в Палдиски, чтобы с утра 5 декабря продолжить патрулирование. За время похода подлодка дважды обнаруживала одиночные суда, но остановить и досмотреть их не было возможности. К исходу 6 декабря субмарина благополучно вернулась в базу.

    Следующий выход на позицию проходил в тяжелых погодных условиях. Подводной лодке предстояло действовать в районе Порккалан-Калбода (позиция № 1). 18 декабря ветер развил волну 6-7 баллов. Лодка не могла держаться в указанном районе и укрылась от шторма в бухте Какумеэ-Лахт, расположенной к западу от Таллина. На следующий день субмарина сделала попытку выйти на позицию, но шторм усилился, и она снова укрылась в бухте, вскоре получив разрешение командование вернуться в базу. К вечеру 20 декабря подлодка прибыла в Палдиски.

    Третий боевой поход финской кампании «М-78» начала в первые часы нового, 1940 года. Уже 2 января, находясь на позиции в районе маяка Калбодагрунд (позиция № 1), подлодка попала в 9-балльный шторм, от которого ей пришлось укрыться в бухте Хара-Лахт. 4 января при 5-балльном ветре субмарина сильно обмерзла, поэтому погружение занимало от 10 до 18 минут. Через два дня при всплытии, о льдину был погнут перископ, и «М-78» вынуждена была вернуться.

    До конца января 1940 года подводная лодка простояла в аварийном ремонте.

    22 июня 1941 года «М-78» встретила под командованием старшего лейтенанта Шевченко Дмитрия Леонтьевича в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день из-за угрозы захвата города в паре с «М-77» она покинула Либаву и направилась в Усть-Двинск. Старшим на борту «М-78» был командир 4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович. Согласно инструкции лодки шли в надводном положении, но налет авиации противника заставил субмарины идти под водой. Вскоре батареи «М-78» разрядились, и она была вынуждена всплыть, чтобы скоро стать жертвой атаки немецкой субмарины «U-144» под командованием Гердта фон Миттельштадта (Gert von Mittelstaedt). «М-78» затонула со всем экипажем в 16 человек примерно в 9 милях к западу от Виндавы в точке 57°28' с.ш./ 21°17' в.д., став первой подводной лодкой РККФ, погибшей в Великой Отечественной войне.


«М-78» на дне. «М-78» на дне. «М-78» на дне. «М-78» на дне.

    «М-78» на дне.
    Положение «М-78» на дне. Рисунок Романа Карташова.

    В 1999 году совместной латвийско-шведской экспедицией корпус лодки был обнаружен на глубине 60 м с помощью сонара, установленного на борту шведского судна «Altair», а на следующий год субмарина частично обследована совместной экспедицией Военного музея Латвии и Шведского королевского технологического института.


В советско-финляндскую войну 3 боевых похода.
30.11.1939 – 06.12.1939 район Юссаре (позиция №4).
16.12.1939 – 20.12.1939 район Порккалан-Калбода (позиция № 1).
01.01.1940 – 07.01.1940 район маяка Калбодагрунд (позиция № 1).

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru