Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-77»

подводная лодка VI-бис серии

    Заложена 10 марта 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве, в 1935 году в разобранном виде по железной дороге перевезена на завод № 196 (Новое Адмиралтейство) в Ленинграде. Строительный номер 61/294. 21 марта 1936 года спущена на воду. 25 июня 1936 года подлодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Начало Советско-финляндской войны «М-77» встретила под командованием старшего лейтенанта Чемоданова Александра Ефремовича в составе 23-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ в Ораниенбауме. Учитывая отсутствие резерва подводных лодок в западных базах, что сильно усложнило вопрос о замене субмарин, покинувших позицию вследствие полученных повреждений, командование приняло решение о перебазировании 23-го дивизиона в Палдиски.

    5 декабря 1939 года «М-77» бросила якорь в новой базе. В ночь на 8 декабря подводная лодка вышла в район Юссаре (позиция № 4), но, спустя несколько часов, вынуждена была вернуться – было необходимо снять часть твердого балласта, так как при полностью продутой уравнительной цистерне субмарина имела отрицательную плавучесть. Сняв балласт, в ночь на 10 декабря «М-77» наконец-то вышла на позицию. После безуспешного патрулирования подводная лодка вечером 11 декабря начала возвращение в базу, где прошла навигационный ремонт. Второй поход состоялся 17 декабря. Субмарина патрулировала район Калбодагрунда (позиция № 1). На следующий день у маяка Сэдершер субмарина попала в шторм. Из-за значительных кренов был пролит электролит, и 19 декабря «М-77» вынуждена была вернуться в базу. В конце декабря подводная лодка совершила еще один безрезультатный выход в район Юссаре.

    7 января 1940 года «М-77» вышла в район Калбодагрунда (позиция № 1). В этот день на позиции стоял густой туман, и появился крупнобитый лед. Днем «М-77» была атакована финским самолетом типа «Bristol Bulldog». Подводная лодка не смогла открыть огонь, так как 45-мм орудие было не готово к стрельбе (под влиянием мороза сгустилась смазка). По самолету был открыт редкий одиночный огонь из пулемета, так как пулеметный сальник обмерз и заедал. Противник кружил над подводной лодкой в течение 20 минут, обстреливая корабль из пулемета, а затем сбросил бомбу, взорвавшуюся в 100 м за кормой. Все это время подводная лодка уклонялась от атаки, маневрировала по кривой, описывая петли. Только через 22 минуты орудие было отогрето и подводники, открыв огонь, отогнали самолет (всего было выпущено пять 45-мм снарядов и 20 пуль). 8 января субмарина благополучно прибыла в Палдиски.

    22 июня 1941 года «М-77» встретила под командованием старшего лейтенанта Хлюпина Николая Алексеевича в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день в виду угрозы захвата Либавы «М-77» в паре с «М-78» начали переход в Усть-Двинск. Утром 23 июня лодки подверглись атаке немецких самолетов и дальнейший путь продолжили в подводном положении, поддерживая контакт по звукопроводной связи. Спустя три часа батареи субмарин разрядились, и «М-78» решила всплыть, чтобы тут же стать жертвой торпед подводной лодки «U-144». На «М-77» услышали взрывы и поняли их значение. Все же ей пришлось всплыть и остаток пути пройти под дизелем. Счастливо избежав встречи с «немкой», «М-77» благополучно прибыла в Усть-Двинск.

    24 и 25 июня «М-77» дважды делала попытки выхода в дозор перед входом в пролив Соэлозунд (позиция № 9), но оба раза возвращалась всего через пару часов, после того, как покидала базу.

    Немцы стремительно двигались на восток. 29 июня подлодка перешла в Куйвасте, 1 июля она была в Палдиски, 7 июля в Рохукюла, а 9 июля в Триги. 12 и 14 июля подлодка вновь сделала две попытки занять назначенные районы (в Рижском заливе и проливе Мухувяйн), но снова была отозвана через несколько часов после выхода.

    15 июля 1941 года субмарина впервые вышла на позицию в район Пярну. В походе командир подлодки был пассивен, и по результатам боевого выхода вскоре его отстранили от должности. 21 июля субмарина перешла в Таллин, а 24 июля в Кронштадт, где к началу августа прошла докование и навигационный ремонт. 31 июля 1941 года новым командиром «М-77» назначен капитан-лейтенант Костылев Лев Николаевич, ранее командовавший «М-71», которая была взорвана в Либаве. Под его командованием «М-77» провела в середине сентября один бузуспешный выход к острову Соммерс, в ходе которого подвеглась обстрелу финской береговой батареей с острова Улко-Таммио, а при возвращении в базу утром 16 сентября – налету немецкого «Ar-95». Самолет обстрелял подлодку из пулеметов, после чего сбросил 4 бомы. Результатом атаки с воздуха стали повреждения в прочном корпусе, открылся верхний рубочный люк, вышло из строя управление вертикальным рулем. Прибыв в Кронштадт, подлодка вскоре встала на ремонтные работы у стенки завода № 196, где провела первую блокадную зиму. 1 июля 1942 года командиром корабля стал капитан-лейтенант Карташев Николай Иванович. 18 июля при стоянке в Ленинграде «М-77» получила повреждения от близкоразорвавшихся снарядов – осколками пробило легкий корпус в кормовой оконечности, ограждение рубки и цистерну № 2.

    В мае 1943 года на субмарине вновь сменился командир. Им стал капитан-лейтенант Татаринов Иван Михайлович. Корабль стали готовить к перебазированию в Ладожское озеро. 25 июня 1943 года «М-77» зачислена в состав Ладожской военной флотилии. Вскоре подлодка по железной дороге перевезена в бухту Гольсмана и спущена на воду. После восстановительного ремонта в Новой Ладоге «М-77» введена в строй. Совершив два похода на боевую подготовку в июле 1943, она приступила к выполнению боевых задач. В августе-сентябре 1943 года субмарина три раза выходила к северному побережью озера для разведки и поиска кораблей противника, однако целей не обнаружила. В октябре-ноябре «М-77» использовали для высадки диверсионных групп на побережье противника, а также навигационного обеспечения диверсионного десанта в бухте Мусталахти 12 октября 1943 года.


Эскиз погрузки подлодки VI-бис серии на ж.д. платформы. Одна из балтийских ПЛ VI-бис серии («М-77» или «М-79»). Калька боевого похода ПЛ «М-77» 10-13 октября 1943 г.

    Эскиз погрузки подлодки VI-бис серии на ж.д. платформы.
    Одна из балтийских подводных лодок VI-бис серии («М-77» или «М-79»).
    Калька боевого похода ПЛ «М-77» на выполнение операции по высадке диверсионного десанта в бухте Мусталахти 10-13 октября 1943 г.

    1944 год ознаменовался для «М-77» участием в Свирско-Петрозаводской операции. Подлодка сделала пять выходов с целью поиска вражеских кораблей, разведки, высадки и снятия разведгруппы.

    20 августа субмарина вернулась в Ленинград. 31 августа 1944 года корабль был вновь включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. В сентябре 1944 года «М-77» на непродолжительное время входила в Ладожское озеро для проведения боевой подготовки, но в боевых действиях она больше не участвовала, так как признана непригодной для боевой работы из-за изношенности механизмов.

    Скоро «М-77» была поставлена на консервацию, а 22 февраля 1949 года лодка разоружена и исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей на слом.


В советско-финляндскую войну 4 боевых похода.
10.12.1939 – 12.12.1939 район Юссаре (позиция № 4).
17.12.1939 – 19.12.1939 район Калбодагрунда (позиция № 1).
24.12.1939 – 29.12.1939 район Юссаре (позиция № 4).
04.01.1940 – 08.01.1940 район Калбодагрунда (позиция № 1).

В Великую Отечественную войну 14 боевых походов.
15.07.1941 – 21.07.1941 Пярнусский залив (позиция № 13).
13.09.1941 – 18.09.1941 район острова Соммерс.
05.08.1943 – 08.08.1943 район Андрусовской губы, Ладожское озеро.
17.08.1943 – 24.08.1943 восточное побережье Ладожского озера и южнее острова Валаам.
17.09.1943 – 23.09.1943 Кексгольм – Мусталахти, Ладожское озеро.
04.10.1943 – 07.10.1943 мыс Мустаниеми – мыс Вуохенсало Ладожское озеро.
10.10.1943 – 14.10.1943 мыс Мустаниеми – мыс Вуохенсало Ладожское озеро.
03.11.1943 – 08.11.1943 район мыса Вуохенсало, Ладожское озеро.
17.11.1943 – 24.11.1943 Лахденпохья – Сортавала, Ладожское озеро.
05.07.1944 – 06.07.1944 район острово Лагей, Хейнелуото, Пархансаари, Ладожское озеро.
07.07.1944 – 08.07.1944 район остров Лагей – Мантсинсаарский пролив, Ладожское озеро.
17.07.1944 – 20.07.1944 район остров Предтеченский – остров Валаам, Ладожское озеро.
23.07.1944 – 24.07.1944 остров Валаам, Ладожское озеро.
04.08.1944 – 09.08.1944 остров Валаам, Ладожское озеро.

По количеству и времени боевых походов – самый активный корабль серии.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru