Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-74»

подводная лодка VI-бис серии

    Заложена 10 марта 1934 года на заводе № 198 (им. Марти) в Николаеве под стапельным номером 290. Секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на завод № 190 в Ленинград, где производилась ее окончательная сборка. 31 декабря 1934 года «М-74» спущена на воду и 13 сентября 1935 года под командованием Ефимова Ивана Ефимовича вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.


Подводная лодка «М-74» 15 января 1940 г. Подводная лодка «М-74» 15 января 1940 г. Подводные лодки «М-74» и «М-75».

Подводная лодка «М-74» после возвращения из боевого похода, 15 января 1940 г. Вид на носовое орудие и корму.
Подводные лодки «М-74» и «М-75» на фоне эсминцев типа «Новик».

    Начало Советско-финляндской войны подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта Сазонова Дмитрия Михайловича (принял корабль в ноябре 1938) в составе 23-го дивизиона 3-й бригады ПЛ КБФ в Ораниенбауме. 5 декабря дивизион перебазировался в Палдиски, и спустя три дня подводная лодка вышла на позицию в район западнее Ханко (позиция № 5). С 18 по 22 декабря «М-74» патрулировала у маяка Юссаре (позиция № 4). 18 декабря лодка попала в сильный шторм, ветер развил волну в 6-7 баллов. «М-74» единственная из четырех подводных лодок типа «М», находившихся в этот момент в море, продолжала оставаться на позиции. Командиру пришлось все это время бессменно стоять на вахте, так как штурман укачался. Из-за сильного крена на подводной лодке пролился электролит, и 22 декабря она была отозвана в базу.

    Первые новогодние дни 1940 года «М-74» действовала на внутреннем шхерном фарватере с целью разведки. Сложные метеоусловия не позволили подводной лодке выполнить задачу, и 3 января она вынуждена была вернуться. 12 января она вновь вышла на позицию в район Ханко (позиция № 2). Поход проходил в сложных условиях. 15 января на подводной лодке льдиной сбило стойку антенны. Под тяжестью льда оборвало вторую антенну, лишив лодку связи, обмерзший рубочный люк не закрывался. Действуя в суровых ледовых условиях, «М-74» вернулась в базу с изуродованным форштевнем и до конца февраля находилась в аварийном ремонте.

    Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в составе 9-го дивизиона учебной бригады ПЛ на ремонте в Кронштадте. В августе 1941 года ремонт прекращен, а «М-74» поставлена на консервацию.

    23 сентября 1941 года субмарина потоплена у выхода из Средней гавани Кронштадта во время массированного налета немецкой авиации на город и порт. В 1942 году «М-74» поднята и сдана тылу флота на хранение, но 2 декабря 1944 года она сдана на слом.


В советско-финляндскую войну 3 боевых похода.

08.12.1939 – 14.12.1939
17.12.1939 – 23.12.1939
01.01.1940 – 02.01.1940
12.01.1940 – 15.01.1940

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru