![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
«М-51»подводная лодка VI серии
    Заложена 17 ноября 1932 года под заводским номером 239 на заводе № 198 в Николаеве. 22 мая 1933 года подводная лодка спущена на воду, и 9 сентября 1934 года «М-51» вошла в состав Морских Сил Черного моря. Первым командиром субмарины стал М.С. Бойко, который командовал подводной лодкой до декабря 1934 года. Как остальные подводные лодки VI серии, «М-51» не отправили на Дальний Восток, а вместе с однотипной «М-52» оставили на Черном море для подготовки кадров подводников. ![]() ![]()     Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотов на мостике только что вступившей в строй подводной лодки «М-61», вскоре ставшей «М-51» Осень 1934 г.     «М-51» и «малютка» XII серии у борта плавбазы.     Во второй половине ноября «М-51» патрулировала в районе Феодосии, а 6-11 декабря доставила в Севастополь начальника оперативного отдела штаба ЧФ, после чего она привлекается к навигационному обеспечению кораблей, задействованных в Керченско-Феодосийской десантной операции. Перед подводной лодкой стояла задача выяснить и сообщить погоду в районе Феодосии, а затем служить ориентиром для подходящих к порту кораблей и транспортов. На борту субмарины находился гидрограф лейтенант А.Г. Витченко. 28 декабря подводная лодка погрузилась в 3,5 милях к востоку от мыса Илья под Феодосией и в ночь на 29 и 30 декабря выполнила роль светящегося навигационного знака. По прожекторному лучу лодки корабли с десантом в составе крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Железняков», «Шаумян», «Незаможник» и транспорта «Кубань» легли на входной фарватер, ведущий к воротам порта Феодосия. 11 января 1942 года «М-51» выходила в море с задачей навигационного обеспечения десанта в Судак, но из-за переноса операции была отозвана в базу. В первую неделю апреля произвела разведку района Феодосия – Дальние Камыши, после чего прибыла в Геленджик в ожидании ремонта (в последнем походе на субмарине произошла поломка вертикального руля). 31 мая субмарина перешла в Поти, где приступила к проведению капитального ремонта.     29 декабря 1942 года командиром «М-51» назначен капитан-лейтенант Голубев Михаил Михайлович. 8 апреля 1943 года подводная лодка вступила в строй.     Вечером 30 июня «М-51» вышла в район мыс Опук – мыс Киик-Атлама (позиция № 86-запасная). Обеспечивал поход командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Н.Ф.Клынин. Дважды советская субмарина имела контакт с немецкими подводными лодками (вечером 1 июля, вероятно, «U-23» и днем 7 июля, возможно, «U-19»), но атаковать их так и не смогла. В середине августа «М-51» патрулировала район Ялта – мыс Меганом (позиция № 84). Утром 16 августа при попытке атаковать конвой субмарина была обнаружена и подверглась преследованию. Одна из десантных барж сбросила на подлодку 8 глубинных бомб, от разрывов которых на «М-51» повреждены электроизмерительные приборы, приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, а дейдвудный сальник стал пропускать воду. После необходимого ремонта силами личного состава подводная лодка покинула позицию и утром 20 августа прибыла в Очемчири.     После проведения навигационного ремонта вечером 22 сентября на мерной миле в районе Очемчири при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями, из-за неправильного расчета по принятию воды в уравнительную и дифферентные цистерны, «М-51» начала принимать балласт и ушла под воду с открытым рубочным люком. В результате аварии погибло 8 человек, в том числе командир субмарины. 6 человек под руководством старшины 1 статьи Н.И. Скрипченко вышли на поверхность через входной кормовой люк, а еще 5 человек через носовые торпедные аппараты. Спасшиеся самостоятельно вплавь достигли берега. 25 сентября 1943 года подводная лодка была поднята аварийно-спасательной службой флота и плавбазой «Эльбрус» с глубины 12 метров. После восстановительного ремонта «М-51» конце 1944 года вновь введена в строй, новым командиром корабля назначен капитан-лейтенант Александров Василий Митрофанович, который командовал «М-51» до марта 1947 года.     30 декабря 1944 года «М-51» выведена из боевого состава флота и передана гидрографическому управлению ЧФ, а с 12 октября 1946 года использовалась в учебных целях.     28 ноября 1950 года лодка разоружена и 8 декабря расформирована. После демонтажа приборов и механизмов корпус лодки передан аварийно-спасательной службе ЧФ для обеспечения боевой подготовки личного состава. 12 боевых походов: 08.07.1941 – 16.07.1941 09.08.1941 – 16.08.1941 10.09.1941 – 17.09.1941 24.09.1941 – 01.10.1941 02.11.1941 – 09.11.1941 06.12.1941 – 11.12.1941 23.11.1941 – 30.11.1941 28.12.1941 – 30.12.1941 11.01.1942 – 12.01.1942 31.03.1942 – 07.04.1942 30.06.1943 – 10.07.1943 10.08.1943 – 20.08.1943 В торпедные атаки не выходила. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |