Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-32»

подводная лодка XII серии

    Заложена 31 августа 1938 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком под стапельным номером 259. Вскоре подводная лодка была погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, где 26 февраля 1940 года спущена на воду, 31 октября 1940 года вступила в строй и 7 ноября 1940 года вошла в состав Черноморского флота.

    22 июня 1941 года «М-32» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Колтыпина Николая Александровича, который принял командование субмариной в июне 1940 года, в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в Севастополе. В конце июня – середине августа 1941 года подводная лодка трижды выходила в дозор южнее мыса Меганом (позиция № 8), юго-восточнее Одессы (позиция № 7) и юго-западнее мыса Сарыч (позиция № 2). Противник встречен не был. Так же безрезультатно завершились патрулирование западнее Бурнаса (позиция № 16) и разведывательные выходы в феврале 1942 в районы Мамашай – Николаевка и Ялта – Кикинеиз. В мае 1942 года подводная лодка выходила в район мыс Чауда – мыс Опук, где по ночам на 12, 13, 14 и 16 мая проводила навигационное обеспечение кораблей Черноморского флота, действующих в этом секторе.

    С 17 по 25 июня 1942 года «М-32» совершила два транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 14 тонн боеприпасов, 1,5 тонн продовольствия, 5,8 тонн бензина и вывезя в Новороссийск 8 человек. Во втором рейсе, загрузив в отсеки 8 тонн мин и винтовочных патронов и приняв 5,8 тонн бензина, подводная лодка направилась к берегам Крыма. Вечером 22 июня она прибыла в Стрелецкую бухту, где разгрузилась. Бензин был выкачан, однако его пары успели распространиться по всему кораблю. Приняв на борт 8 человек – двух военных корреспондентов, двух офицеров гидрографического отдела флота, двух раненых офицеров и двух женщин, около 2 часов ночи 23 июня подводная лодка отошла от пирса для дифферентовки.

    «М-32» погрузилась на глубину 6 метров, но через 15 минут после погружения в центральном посту субмарины произошел взрыв паров бензина. Хотя переборки были задраены, и горение продолжалось всего 3-5 секунд, на подводной лодке оказалась повреждена радиорубка и некоторое радиооборудование, вышел из строя компрессор. В третьем отсеке субмарины шесть человек получили ожоги первой и второй степени. Через полтора часа наступил рассвет. Сложность ситуации осложнялась тем, что в светлое время суток подводная лодка не могла выйти из бухты – она сразу же попадала под огонь вражеской артиллерии. До наступления темноты оставалось еще 17 часов.

    «М-32» легла на грунт на 35-метровой глубине у выхода из Стрелецкой бухты. Внутри корабля воздух был сильно насыщен парами бензина. Вдыхая их, люди достаточно быстро получили токсическое отравление. Скоро в работоспособном состоянии осталось всего трое – командир, старшина группы Пустовойтенко и краснофлотец Сидоров. В итоге в строю остался только Пустовойтенко, которому теряющий сознание командир приказал, во что бы то ни стало продержаться до 21 часа. Старшина дождался назначенного времени, но привести в чувство командира не смог. Пустовойтенко самостоятельно продул среднюю цистерну, и субмарина всплыла под рубку. Открыв люк, от потока свежего воздуха старшина стал терять сознание. Пустовойтенко успел задраить люк и упал вниз. Подводная лодка, подобно «Летучему голландцу» оставалась никем не управляемой еще два часа. Течением ее отнесло к берегу у Херсонесского маяка. Тем временем через открытый кормовой люк (его отдраил будучи в невменяемом состоянии командир БЧ-5 Медведев) в подводную лодку стала поступать вода, залившая трюм IV отсека и главный электромотор. Вскоре Пустовойтенко пришел в себя и вынес наверх командира субмарины. Пока командир не очнулся, старшина пустил судовую вентиляцию, задраил кормовой люк, откачал воду из трюма, продул главный балласт и привел в чувство электрика Кижаева, которого поставил на вахту к электростанции. Подводная лодка стояла на мели носом к берегу. Очнувшийся командир скомандовал «задний ход», но еще не совсем пришедший в себя электрик дал «вперед». Подводная лодка еще крепче села на камни, сломав при этом вертикальный руль, теперь он мог перекладываться только влево. К этому времени к членам экипажа субмарины стало постепенно возвращаться сознание. Матрос Гузий совместно с Пустовойтенко запустили дизель, дав сразу 600 оборотов. Лодка прошла по камням и вышла на чистую воду. Вскоре, обогнув Херсонесский маяк, она взяла курс на Новороссийск, куда благополучно прибыла утром 25 июня.


Подводная лодка «М-32» прибыла в Новороссийск 25 июня 1942 г. Подводная лодка «М-32» прибыла в Новороссийск 25 июня 1942 г. Подводная лодка «М-32» прибыла в Новороссийск 25 июня 1942 г. Колтыпин и Пустовойтенко.
25 июня 1942 г. подводная лодка «М-32» прибыла в Новороссийск.
Старшина Пустовойтенко и командир «М-32» Колтыпин после прибытия подлодки в Новороссийск 25 июня 1942 г.

    Только благодаря главному старшине Пустовойтенко Николаю Куприяновичу подводная лодка не погибла. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

    После проведенного ремонта «М-32» вновь вступила в строй только 1 августа 1942 года. Уже на следующий день подводная лодка направилась в район Тарханкута (позиции № 3, 4, 5), но из-за неисправности гирокомпаса вскоре была вынуждена вернуться. Вечером 4 августа «М-32» все же вышла в назначенный ей район, но в ходе патрулирования контакта с противником не было. 30 сентября субмарина была направлена к острову Фидониси, но через 42 часа, после того как «М-32» покинула Очемчири, она снова оказалась в базе из-за неисправности перископа. Подводной лодке требовался капитальный ремонт, но ее продолжали посылать на позиции.

    С 12 октября «М-32» патрулировала район у мыса Бурнас (позиция № 42). Днем 14 октября в районе Шаганы подводная лодка атаковала сопровождавший буксиры румынский миноносец «Змеул» (по данным ряда источников эсминец «Реджеле Фердинанд»). Через минуту на субмарине услышали взрывы торпед, ударившихся о дно. Обнаружив присутствие подводной лодки, миноносец контратаковал. Район боя достаточно мелководен, (глубина не превышает 4 м), поэтому субмарине достаточно сложно было уйти безнаказанно. 18 глубинных бомб миноносца чуть было не достигли цели. От их разрывов на подводной лодке открылся верхний рубочный люк, в результате чего центральный пост наполовину был затоплен водой, повреждены перископ и шахта перископа, вышли из строя гирокомпас, магнитный компас, радиооборудование, трюмный насос и помпа, разбиты несколько баков аккумуляторных батарей. На поверхность всплыли, демаскируя место подводной лодки сигнальные флаги, бушлат и другие предметы. Корпус субмарины получил 465 вмятин, в цистернах III и V отсеков образовались трещины, через которые вода и соляр стали поступать в III, V и VI отсеки. К счастью румыны, считая подводную лодку уничтоженной, не стали продолжать преследование. Весь следующий день субмарина потратила на ликвидацию повреждений и вечером начала движение в базу, ориентируясь по звездам. 600-мильный переход в условиях 6-балльного шторма субмарина завершила утром 20 октября, прибыв в Очемчири.


Подводная лодка «М-32» готовится к транспортировке. Ноябрь 1942 г. Подводная лодка «М-32», 1944 г. Подводная лодка «М-32». «Малютки» Черноморского флота в парадном строю.

Подводная лодка «М-32» готовится к транспортировке. Ноябрь 1942 г.
Подводная лодка «М-32», 1944 г.
Подводная лодка «М-32». Послевоенное фото.
«Малютки» Черноморского флота в парадном строю, вторая половина 1940-х гг.

    Вскоре подлодку выделили для переброски на Северный флот. 23 октября «М-32» перешла в Поти для подготовки к перевозке по железной дороге. 15-17 ноября субмарина погружена на железнодорожный транспортер и 3 декабря отправлена в Баку, куда благополучно прибыла через 6 суток. С 19 по 24 декабря «М-32» спустили на воду на территории завода Закфедерации в Баку. В дальнейшем от плана переброски подводной лодки на Север отказались, но поскольку она нуждалась в капитальном ремонте после повреждений 14 октября, восстановительный ремонт решили провести в Горьком на заводе «Красное Сормово». Для этого в начале февраля 1943 года, когда в Красноводске соорудили специальный доковый пирс, «М-32» была отбуксирована туда из Баку и погружена на железнодорожный транспортер. 15 февраля она убыла в Горький и в начале марта благополучно туда прибыла.

    15 ноября, с окончанием ремонта, подводную лодку опять через Сталинград, Армавир и Баку привезли 30 ноября в Поти, где она 31 декабря 1943 года снова вошла в состав Черноморского флота. 8 мая 1944 года командиром корабля назначен капитан-лейтенант Марголин Борис Максимович. Утром 9 сентября 1944 года после почти двухгодичного перерыва «М-32» была направлена на позицию в район Варны, но в связи окончанием боевых действий на Черном море вскоре получила приказ о возвращении.

    17 марта 1953 года «М-32» исключена из состава ВМФ в связи разоружением и сдачей на разборку.


14 боевых походов

25.06.1941 – 30.07.1941
12.07.1941 – 20.07.1941
08.08.1941 – 16.08.1941
02.09.1941 – 09.09.1941
27.09.1941 – 04.10.1941
05.02.1942 – 07.02.1942
13.02.1942 – 20.02.1942
11.05.1942 – 18.05.1942
17.06.1942 – 20.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
21.06.1942 – 25.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
04.08.1942 – 16.08.1942
30.09.1942 – 02.10.1942
08.10.1942 – 20.10.1942
09.09.1944 – 11.09.1944

1 безрезультатная торпедная атака с выпуском 2 торпед.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru