Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-201»

подводная лодка XV серии

    Заложена под стапельным номером 123 на заводе № 196 в Ленинграде 31 марта 1940 года. 17 июля 1941 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре после начала войны субмарина переведена по внутренним водным путям в Горький (Нижний Новгород), а осенью 1941 года в Астрахань, где на заводе № 638 продолжалась достройка корабля.

    В августе 1942 года в связи с приближением линии фронта к Волге «М-201» на буксире подводной лодки «С-14» эвакуирована в Баку, где достроечные работы были продолжены. 5 сентября 1942 года командиром «М-201» назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Балин Николай Иванович.

    16 апреля 1943 года подводная лодка вступила в строй, и 26 апреля формально, так как еще 18 марта специальным распоряжением заместителя Наркома ВМФ было дано указание на подготовку перехода корабля на Северный флот, вошла в состав Каспийской военной флотилии. Тогда же «М-201» была включена в состав отдельного отряда подводных лодок, включающий в себя субмарины, предназначенные для перехода с Каспия на Север. 22 апреля подлодка начала движение своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. Там субмарину вместе с однотипной «М-200» поставили в плавучий док, и 15 мая они продолжила движение в Молотовск (Северодвинск). 28 мая обе подводные лодки благополучно прибыли по назначению. 29 августа 1943 года «М-201» вступила в строй и вошла в состав Северного флота. 18 октября подводная лодка прибыла в Полярное и перечислена в состав 6-го дивизиона ПЛ СФ (до этого входила в отдельный учебный дивизион; с 4 декабря 1943 – в составе 3-го дивизиона ПЛ СФ).

    Не успев приступить к боевому патрулированию, подводная лодка отправилась в аварийный ремонт: в конце ноября при стоянке в губе Пала штормовые волны несколько раз сильно ударили корабль о пирс, в результате чего подлодка получила пробоину в балластной цистерне.

    В первый боевой поход с задачей патрулирования района Тана-фьорд – Берлевог (сектор № 2) «М-201» вышла вечером 17 января 1944 года. Обеспечивал боевой дебют субмарины командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга В.А. Иванов. Вечером 19 января на рейде Берлевога подводная лодка атаковала транспорт, стоящий на якоре. Не добившись попадания (торпеды взорвались в гавани), командир субмарины через 3 минуты повторил попытку, после чего наблюдалось попадание и клубы дыма на атакованном судне. Объектом атаки «М-201» стал пароход «Наталь» (3172 брт), который 7 января был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур. Судно к тому времени было оставлено экипажем и считалось потерянным, но продолжало привлекать на себя атаки подводных лодок и авиации.

    Второй боевой поход «М-201» проходил в районе Порсангер-фьорда (сектор «Н») в рамках операции «РВ-2» («Разгром врага») в конце февраля – начале марта. За время патрулирования подводная лодка трижды обнаруживала цели, но каждый раз по разным причинам командир субмарины отказывался от атаки.


Подводная лодка XV серии на железнодорожном транспортере. Подводная лодка «М-201». Экипаж подводной лодки «М-201» 1944 - 1945 гг. Подводная лодка «М-201» после перебазирования на Балтику.
Подводная лодка XV серии на железнодорожном транспортере.
Подводная лодка «М-201».
Экипаж подводной лодки «М-201» 1944 - 1945 гг.
«М-201» после перебазирования на Балтику.

    Майское патрулирование района мыс Блудскютудде – мыс Маккаур (сектор № 4) в ходе операции «РВ-4» было отмечено торпедной атакой крупного конвоя утром 26 мая. Наведенная воздушной разведкой «М-201» выпустила две торпеды по одному из судов конвоя «Lf-120-Ki» и створившемуся с ним сторожевиком. Спустя 170 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышано два взрыва, что послужило основанием для доклада об уничтожении сторожевика и повреждении транспорта. Через двадцать минут на субмарине зафиксировали взрывы, посчитав их за преследование. (Всего за 5 часов на «М-201» насчитали 52 близких и две с половиной сотни отдаленных взрывов; как раз в это время по конвою отбомбилась советская авиация, а затем корабли эскорта преследовали атаковавшую конвой «С-15»). Несмотря на послевоенное заявление советской стороны о гибели от торпед «М-201» сторожевика «Uj-1764» из состава 17-й флотилии, (что не соответствует действительности; он погиб на мине 17 октября 1944 года у Эгерсунда), караван, состоящий из девяти транспортов («Актив», «Балтенланд», «Керкплейн», «Гердмор», «Помпеи», «Х.Е. Фрицен», «Хорст», «Норд-31», «Марштайнен») под охраной охотников 12-й флотилии (на подводной лодке состав конвоя оценен как 1-3 транспорта по 6000 тонн, 8-9 сторожевиков, 4-6 тральщиков, катера) потерь от данной атаки не понес, она была не замечена немцами.

    В середине июня «М-201» принимала участие в операции «РВ-5». Субмарина занимала сектор № 4 в районе Сюльте-фьорда. 15 июня ориентируясь на данные авиаразведки подводная лодка перехватила конвой, движущийся в восточном направлении, но из-за ошибки личного состава в атаку выйти не смогла. Утром 16 июня у мыса Маккаур «М-201» выпустила две торпеды по судну стоящему на якоре. Объектом атаки вновь оказался злосчастный «Наталь», по которому «М-201» уже успела отстреляться 19 января. Кроме нее торпедные аппараты по остову судна разрядили «М-104» 10 марта, «М-105» 31 января, «С-14» 12 июня; не остались в долгу и авиаторы Северного флота, атаковавшие «Наталь» 6, 9 и 11 июля. Пуск торпед подводной лодкой не остался незамеченным, сторожевые катера противника отогнали субмарину, сбросив на безопасном удалении 9 глубинных бомб.

    В пятом боевом походе «М-201» сумела добиться подтвержденного результата атаки. С вечера 17 августа подводная лодка в рамках операции «РВ-7» патрулировала сектор № 4 (мыс Блюдскютудде – мыс Маккаур). В ночь на 19 августа в районе мыса Харбакен субмарина обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении. Две торпеды, выпущенные из-за сильного тумана по акустическим пеленгам, разорвали борт сторожевика «V 6112» («Friese») из состава 61-й флотилии СКР, (переоборудован из рыболовного траулера «Брандман», 452 брт). Корабль затонул, потеряв 29 членов экипажа. Противник не контратакова, хотя на подлодке зафиксировали 9 взрывов глубинных бомб. «М-201» продолжила патрулирование, но после ряда поломок приборов и механизмов произошедших 22-23 августа вернулась в базу. На этом ее участие в боевых действиях завершились.

    Вскоре конечной точкой немецких коммуникаций стал Тормсё, который находился в зоне оперативной ответственности Великобритании. С ноября 1944 года выход подводных лодок СФ на позиции практически прекратился.

    13 апреля 1945 года субмарина перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. 28 апреля «М-201» начала подготовку к перебазированию на Балтику. 22 июня субмарина поставлена на транспортер и 8 июля по железной дороге доставлена в Ленинград. В этот же день она была включена в состав 5-го дивизиона ПЛ КБФ.

    29 декабря 1955 года «М-201» исключена из состава ВМФ, сдана на разборку и в 1956 году разобрана в Таллине.


5 боевых походов.

17.01.1944 – 21.01.1944
22.02.1944 – 03.03.1944
17.05.1944 – 27.05.1944
12.06.1944 – 20.06.1944
16.08.1944 – 24.08.1944

4 торпедные атаки. Потоплен 1 сторожевой корабль.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru