Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«М-200» («Месть»)

подводная лодка XV серии

    Заложена 31 марта 1940 года на заводе № 196 в Ленинграде. 17 июля (по другим данным 4 февраля) 1941 года подводная лодка спущена на воду. С началом Великой Отечественной войны корабль по внутренним речным путям переведен на завод № 112 (Красное Сормово) в Горький, но, так как завод вскоре переключился на производство танков, в октябре 1941 года подлодка переведена на завод № 638 в Астрахань, где ее достройка продолжилась. К тому времени техническая готовность корабля составляла порядка 60%. В августе 1942 года в связи с приближением линии фронта к Волге «М-200» эвакуирована в Баку, где достроечные работы были завершены. 20 марта 1943 года «М-200» вступила в строй и 29 марта вошла в состав Каспийской флотилии.

    Постановлением ГКО от 22 апреля 1943 года было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и «М-200».

    Еще до того как состоялось это решение, 14 апреля субмарина начала движение по маршруту: Баку – Астрахань – Саратов – Горький (Нижний Новгород), командовал переходом инженер-капитан 1 ранга Н.В.Алексеев. Прибыв в Горький 1 мая, подводная лодка, вместе с однотипной «М-201» поставлена в плавдок. 15 мая субмарины продолжили движение, на этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И.Лебедев. 28 мая «М-200» прибыла в Молотовск (Северодвинск), в этот же день подлодка включена в состав Северного флота. 2 июня командиром корабля назначен капитан-лейтенант Шматов Павел Семенович.

    18 июня 1943 года Приказом Наркома ВМФ «М-200» присвоено наименование «Месть». Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на постройку корабля была инструктор по работе среди женщин политуправления Северного флота Любовь Михайловна Лободенко, вдова полкового комиссара Василия Макаровича Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота и погиб на эсминце «Стремительный» 20 июля 1941 года. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): «Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте… Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки «Месть». Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов…».

    12 сентября 1943 года командиром «М-200» назначен капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович. Пройдя программу испытаний, 19 октября подводная лодка прибыла в Полярное и перечислена в состав 6-го дивизиона ПЛ СФ (до этого входила в отдельный учебный дивизион; с 4 декабря 1943 – в составе 3-го дивизиона ПЛ СФ).

    Первое боевое патрулирование подводной лодки, проходившее в районе Вардё – Конгс-фьорд (позиция № 1 «В»), состоялось в середине декабря 1943 года. Оно прошло безуспешно, противник так и не был встречен.

    Второй боевой поход «Мести» проводился в рамках операции «РВ-1». Подводная лодка занимала сектор № 2 в районе Тана-фьорд – мыс Берлевог. Вечером 23 января 1944 года «М-200», пытаясь осуществить зарядку батарей в условиях густого тумана, всплыла всего в 25 метрах от немецкого сторожевика. (По разным данным это был корабль охраны гаваней Киркенеса «NKi-11», либо сопровождавший транспорт «Фёхенхайм» сторожевик «V-6108»). Атака вражеского корабля последовала незамедлительно. «М-200» подверглась артиллерийскому обстрелу, а после срочного погружения на нее посыпались глубинные бомбы. К счастью, повреждений подводная лодка не получила, но бомбометание произвело на экипаж определенное психологическое воздействие, все остальное время патрулирования субмарины подходила к берегу для поиска конвоев противника только в светлое время суток.

    Третий выход на позицию проходил в рамках операции «РВ-2» в конце февраля 1944 года. «М-200» занимала сектор «П» в районе Тана-фьорда. Поход проходил в сложных погодных условиях шторма и плохой видимости, но подлодка оставаясь у берега продолжала поиск противника. Вечером 28 февраля на рейде Берлевога «М-200» едва не отстрелялась по остову злосчастного транспорта «Наталь», выброшенного на камни штормом еще 7 января. (Судно и до этого, и в дальнейшем не раз становилось объектом атак подводных лодок и авиации СФ; до «М-200» в него уже разрядили свои торпедные аппараты «М-201» и «М-105» 19 и 31 января). Сохранить торпеды помогли сгущавшиеся сумерки; цель пропала из видимости. Утром 3 февраля «Месть» вернулась в Полярное.


Подводные лодки «М-200» и «М-201» на Севере. Экипаж подводной лодки «М-200». Экипаж подводной лодки «М-200» 1944 - 1945 гг. Подводные лодки «М-200» и «М-201» после перебазирования на Балтику.
Подводные лодки «М-200» и «М-201» на Севере.
Экипаж подводной лодки «М-200».
Подводные лодки «М-200» и «М-201» после перебазирования на Балтику.

    В четвертый боевой поход «М-200» отправилась с новым командиром. 12 марта 1944 года им стал старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Гладков Владимир Львович, ранее служивший старпомом на краснознаменной «С-56»; Тураев принял «С-104». На исходе 28 марта подводная лодка под обеспечением командира 3-го дивизиона ПЛ капитана 2 ранга В.А. Иванова вышла в район мыс Слетнес – мыс Берлевог (позиция № 1). За все время патрулирования позиции противник не был встречен. Лишь накануне возвращения в базу подводная лодка обнаружила, но не сумела атаковать сторожевой корабль, который зашел в Гамвик.

    Весь апрель и часть мая ушли на навигационный ремонт. который был совмещен с докованием, установкой новой аккумуляторной батареи и стабилизатора глубины «Спрут». Вступив в строй «М-200» приняла участие в операции «РВ-5». С 13 июня подводная лодка занимала достаточно удаленный для «малюток» сектор № 02 в районе между Тана-фьордом и мысом Нордкин и действовала по данным авиаразведки. К сожалению, перехватить вражеский конвой не удалось, утром 20 июня «М-200» прибыла в Полярное.

    Шестым боевым походом подводной лодки стало ее участие в операции «РВ-6». Субмарина занимала сектор № 4 в районе Сюльте-фьорда. Утром 15 июля у Перс-фьорда наведенная авиаразведкой «М-200» обнаружила крупный немецкий конвой. Подводной лодке удалось скрытно проникнуть внутрь ордера, но попытка выйти в атаку по данным гидроакустики сорвалась. Шумы винтов проходящих судов слились в один сплошной гул из которого было трудно выделить пеленг на одно определенное судно. Ориентируясь по данным визуального наблюдения, подлодка уже начала было занимать позицию для залпа по крупному транспорту, но вскоре все члены экипажа субмарины услышали звонкие посылки гидроакустической станции сторожевика, отражавшихся от корпуса подлодки. Атаку пришлось прервать и уйти на глубину. Выпустить торпеды удалось только по одному из судов замыкающих колонну. Залп производился с дистанции 10 кбт, а через 90 секунд из II отсека доложили, что зафиксировали взрыв. В ответ сторожевик «V-6110» контратаковал субмарину, сбросив на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. Прибыв в базу подводники доложили о победе, но суда атакованного подлодкой конвоя «La-124-Ki» обнаружили след торпеды и сумели провести маневр уклонения. Командование бригады подводных лодок тоже усомнилось в победе, потребовав подтверждения разведки. Несмотря на это в ряде советских послевоенных источников указывается, что «М-200» 15 июля отправила на дно два вражеских транспорта.

    По возвращении из похода подводная лодка встала на гарантийный ремонт, в хоте которого на корабль установлены приборы торпедной стрельбы: «ПУГ» (прибор установки гидростата) и «ПУПО» (прибор установки прибора Обри), а так же выдвижная антенна «ВАН-ПЗ». В январе 1945 года корабль вступил в строй, но к этому времени война в советском Заполярье закончилась.

    В конце апреля 1945 года подводную лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца «Месть» погрузили на транспортер и отправили в Ленинград, 8 июля 1945 года «М-200» вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Подводная лодка продолжала свою службу на Балтике в составе 157-й отдельной бригады ПЛ КБФ, пока не стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года. В этот день на переходе из Палдиски в Лиепаю субмарину таранил эсминец «Статный». В результате аварии и бестолково проведенной спасательной операции погибло 28 человек. Шестерых моряков, в том числе и командира подлодки капитана 3 ранга Шуманина Александра Спиридоновича, которые в момент столкновения находились на мостике, удалось спасти.

    В конце ноября 1953 года «М-200» была поднята спасательным судном «Коммуна» с 53-метровой глубины и отбуксирована в Таллин. 29 марта 1957 года субмарина переформирована в учебно-тренировочную станцию, но уже 6 января 1958 года исключена из списков и сдана на разборку.


6 боевых походов.

08.12.1943 – 18.12 1943
21.01.1944 – 02.02.1944
20.02.1944 – 03.03.1944
28.03.1944 – 09.04.1944
11.06.1944 – 20.06.1944
11.07.1944 – 23.07.1944

1 безрезультатная торпедная атака.


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru