Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«М-117»

подводная лодка XII серии


    Заложена под стапельным номером 287 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком 29 января 1940 года. 12 февраля 1941 подводная лодка спущена на воду. Вскоре субмарина была погружена на железнодорожный транспортер и отправлена для достройки и ввода в строй на завод № 198 в Николаев.

    Начало Великой Отечественной войны «М-117» встретила на заводском стапеле в составе отдельного дивизиона ПЛ ЧФ. Техническая готовность корабля составляла 93%. Командовал подводной лодкой старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Кесаев Астан Николаевич. 26 (по другим данным 29) июня 1941 года субмарина была повторно спущена на воду. 7 августа 1941 года она прибыла в Севастополь, откуда 1 октября перешла в Очемчири, где 28 октября вступила в строй, и 8 ноября вошла в состав Черноморского флота.

    После завершения курса боевой подготовки, 1 мая 1942 года «М-117» вышла в свой первый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать совместно с «М-118» в районе острова Фидониси (позиция № 32). Как и систершип, «М-117» противника не встретила, и вечером 17 мая вернулась в Севастополь. Днем 29 мая при стоянке в Южной бухте Главной базы подводная лодка атакована истребителем Мессершмидт «Bf-109», использующегося противником в качестве штурмовика. Сброшенная им бомба, разорвавшаяся в 2-3 метрах от борта подлодки, вынудила субмарину отправиться на ремонт в Поти: разошлись швы прочного корпуса, вышли из строя перископ, рулевые приводы и ряд измерительных приборов, получила повреждения 2-я группа аккумуляторов. К счастью, потерь в личном составе у экипажа «М-117» не было. На переходе в Поти субмарина подверглась безрезультатной атаке вражеского гидросамолета, принятого подводниками за торпедоносец.

    Полученные повреждения и ремонт, продлившийся до начала сентября 1942 года не позволил подводной лодке принять участие в снабжении осажденного Севастополя. В дальнейшем, до конца 1942 года, «М-117» совершила три боевых похода (позиции № 42-43, к острову Фидониси и патрулирование сектора мыс Бурнас – Фидониси), где кроме тральщика, от которого субмарина уклонилась погружением (в ночь на 15 октября) никаких, кроме мнимых касаний минрепов (при патрулировании позиции № 43 в октябре и декабре) происшествий не произошло. Противник так же не был встречен.


Подводная лодка «М-117» Подводная лодка «М-117» Подводная лодка «М-117» Подводная лодка «М-117» Подводная лодка «М-117»

Подводная лодка «М-117».
Подводная лодка «М-117». На мостике командир корабля капитан-лейтенант А.Н. Кесаев. (5)

    Кампанию 1943 года «М-117» начала с текущего ремонта, и только 20 марта вышла в район Ялта – мыс Чауда (позиция № 75). Вечером 25 марта в точке 44°29,8' с.ш./ 34°25,6' в.д. подводная лодка атаковала одиночное судно. (По оценке командира транспорт в 2000 тонн). Через 20-30 секунд после пуска торпед на «М-117» зафиксировали взрыв, а спустя 20 минут в перископе цель не наблюдалась, транспорт посчитали потопленным. Противник оставляет без комментариев атаку субмарины. Неизвестно и название атакованного судна, несмотря на то, что при уходе с места боя, на подводной лодке слышали взрывы трех глубинных бомб, вероятно, сброшенных с самолета.

    Следующий боевой поход «М-117» провела у южных берегов Крыма (позиции № 83-84). Вечером 6 мая у мыса Айя субмарина атаковала транспорт под охраной катерного тральщика, вышедшего из Балаклавы. Одна из торпед не вышла из аппарата из-за неисправности боевого клапана, зато подводники через 48 секунд услышали взрыв второй, а затем треск, свидетельствующий о гибели судна. Преследования не было, поэтому спустя 5 минут командир рискнул поднять перископ, но цель не обнаружил. Эту атаку подводники так же посчитали успешной, но противник снова не подтверждает гибель или повреждение судна, оставляя результат атаки «М-117» без комментариев.

    На следующий день субмарина использовала торпеду, которая отказала вечером 6 мая. В точке 44°38' с.ш./ 34°34' в.д. «М-117» атаковала транспорт в сопровождении четырех десантных барж и сторожевого катера. Через 48 секунд после того как торпеда покинула субмарину, подводники услышали взрыв, а спустя полчаса командир наблюдал только баржу и пять шлюпок. Враг заметил атаку субмарины и контратаковал ее, за три с половиной часа сбросив на безопасном удалении от подводной лодки более сотни (!) глубинных бомб. На этот раз, по данным противника «М-117» безуспешно атаковала немецкий танкер «Дрезден».

    Во второй половине июня подводная лодка снова действовала у южного берега Крыма (позиция № 84). Днем 21 июня в точке 44°47,9' с.ш./ 33°11,1' в.д. она атаковала одиночную десантную баржу. Как и в прошлом походе, одна торпеда из-за неисправности не покинула торпедный аппарат, но вторая, по мнению подводников, достигла цели – спустя 75 секунд на субмарине зафиксирован глухой взрыв, а через 5 минут при осмотре горизонта в перископ цель не обнаружена. Атаке подверглась одна из барж немецкого конвоя «Бансин-12». По данным ряда источников жертвой «М-117» стала германская десантная баржа «F-139А», но эта информация не соответствует действительности, так как этот корабль в мае 1945 захвачен в верховьях Дуная американскими войсками.

    Июльское крейсерство «М-117» прошло в районе Босфора (позиция № 85), но в этот раз противник не был встречен. Зато следующий боевой поход в район Севастополя (позиция № 83) снова ознаменовался торпедной атакой. Днем 5 октября подводная лодка атаковала десантную баржу из состава конвоя. Командир субмарины наблюдал в перископ попадание торпеды и гибель цели, но противник, несмотря на то, что его корабли сбросили на безопасном удалении от субмарины 42 глубинных бомбы, и эту атаку оставляет без комментариев. Израсходовав боезапас, подводная лодка получила задание провести поиск членов экипажей лидера «Харьков», эсминцев «Способный» и «Беспощадный», потопленных германской авиацией в ходе их печально известного набега на Феодосию и Ялту 6 октября. Никого не обнаружив, «М-117» утром 9 октября прибыла в Очемчири.

    Вечером 5 ноября подводная лодка вышла в район мыс Тарханкут – Ак-Мечеть (позиция № 99), где в ночь на 13 ноября из надводного положения с дистанции 10 кбт атаковала транспорт (по оценке командира субмарины, водоизмещением 3000 тонн) из состава конвоя. Экипаж «М-117» слышал, а кто находился на мостике, видел взрыв, но и об этой атаке подводной лодки данных противника нет. Преследования не было. Утром 13 ноября подводная лодка направилась в базу, и через двое суток прибыла в Туапсе.

    Во второй половине ноября «М-117» патрулировала в районе Тендра – Тарханкут (позиция № 100). Вечером 25 ноября в точке 45°31' с.ш./ 31°50' в.д. подводная лодка атаковала судно из состава конвоя (по оценке командира, транспорт 4000 тонн). Атака снова проводилась из надводного положения, но после пуска торпед субмарина была обнаружена и контратакована сторожевым катером, который после того как подводная лодка погрузилась, безрезультатно сбросил на нее несколько глубинных бомб. Вероятно, утешением для экипажа «М-117» был услышанный взрыв торпеды, транспорт посчитали потопленным. К сожалению, противник и в этот раз не подтверждает успешность атаки подводной лодки. Возможно, торпеда прошла мимо одного из судов конвоя «Овид».

    В следующий боевой поход «М-117» вечером 19 декабря. Подводной лодке предстояло действовать в районе Тарханкут – Сулина (позиция № 91). К вечеру 22 декабря подводная лодка заняла назначенный район, а спустя сутки в точке 45°17,4' с.ш./ 31°55,3' в.д. из надводного положения атаковала транспорт из состава конвоя. Через 25 секунд после пуска торпед верхняя вахта наблюдала взрыв в средней части судна, но и в этот раз противник не комментирует атаку. Преследования подводной лодки так же не велось. Утром 26 декабря «М-117» благополучно ошвартовалась в Очемчири.

    Кампанию 1944 года подводная лодка открыла 20 января, выйдя из Поти для действий в Каркинитском заливе (позиции №№ 91, 93а, 99). 26 января в пределах позиции № 91 (45°25' с.ш./ 32°14' в.д) «М-117» обнаружила конвой состоящий из двух транспортов. По одному из них субмарина выпустила торпеды. Вскоре на подводной лодке зафиксировали два взрыва, но противник не дает оценку и этой атаке.

    Свой последний поход в войне «М-117» произвела в первой половине марта 1944 года. Крейсерство проходило севернее и северо-западнее мыса Тарханкут (позиции №№ 101 и 102). 11 марта район действий подводной лодки расширился на юго-запад (позиция № 104а), этот район субмарина должна была патрулировать в ночное время. Вечером 14 марта в точке 45°10' с.ш./ 32°16' в.д. «М-117» из надводного положения атаковала один из транспортов конвоя под охраной миноносца и двух сторожевых катеров. Снова на подводной лодке наблюдали признаки поражения цели, и снова несмотря на зафиксированный подводниками взрыв, противник не комментирует атаку. Утром 17 марта «М-117» прибыла в Очемчири и на следующий день встала на текущий ремонт, который продлился до осени 1944 года. На этом ее участие в войне закончилось.

    Учитывая то, что «М-117» по официальным советским данным потопила 8 транспортов и 2 десантные баржи, командир подводной лодки Астан Николаевич Кесаев 31 мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза, а 22 июля 1944 подводная лодка награждена орденом Красного Знамени.

    27 ноября 1944 года командиром корабля назначен старший лейтенант Быков Борис Христофорович.

    17 августа 1953 года «М-117» исключена из состава ВМФ, разоружена и сдана в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, но в конце 1953 года в результате пробоины в корпусе затонула в районе Феодосии. 5 мая 1954 года корпус субмарины был поднят и сдан на разборку.


14 боевых походов.

01.05.1942 – 15.05.1942
11.10.1942 – 25.10.1942
13.11.1942 – 26.11.1942
23.12.1942 – 06.01.1943
20.03.1943 – 27.03.1943
29.04.1943 – 09.05.1943
18.06.1943 – 24.06.1943
16.07.1943 – 31.07.1943
23.09.1943 – 09.10.1943
05.11.1943 – 15.11.1943
18.11.1943 – 28.11.1943
19.12.1943 – 26.12.1943
20.01.1944 – 03.02.1944
05.03.1944 – 17.03.1944

10 торпедных атак (выпущено 17 торпед).
Подтвержденных побед нет. Официально на счету подводной лодки 8 потопленных судов (26.000 тонн) и 2 БДБ (440 тонн).
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru