Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Л-55» (до 10 декабря 1932 «L-55»).

Бывшая британская типа «L» III серии.

    Заложена 21 сентября 1917 года на судоверфи «Fairfield Shipbuilding & Engineering Company» в Глазго. 19 декабря 1918 года корабль вошел в строй.

    В 1919 году подводная лодка принимала участие в боевых действиях против РККФ в ходе Гражданской войны в России. В 17.37 4 июня 1919 года «L-55» (командир капитан-лейтенант Чарлз Чапмен) с дистанции 5 кбт двумя торпедами неудачно атаковала эсминцы «Азард» и «Гавриил» в Копорском заливе. После торпедного залпа подводную лодку выбросило на поверхность, и она была обстреляна эсминцем «Азард». Погружаясь, субмарина навалилась левым привальным брусом на минреп одной из мин английского противолодочного заграждения, и притянутая к корпусу мина взорвалась в районе ходового мостика. Лодка погибла в месте с координатами: 59°55' с.ш./28°46'06" в.д. на глубине 32 метров. Никто из экипажа не спасся. (По официальной советской версии причиной гибели субмарины стал огонь носового орудия эсминца «Азард», за что командир корабля Н.Н. Несвицкий и комендор С.Е. Богов награждены орденами Красного Знамени).


«L-55» под флагом Св. Георга. «L-55» под флагом Св. Георга. «L-55» под флагом Св. Георга. «Л-55» в составе советского флота. «Л-55» в составе советского флота.

«L-55» под флагом Св. Георга (1, 2, 3) и в составе РККФ (4, 5).

    В конце 1926 года погибшая субмарина случайно обнаружена тральщиками «Клюз» и «Защитник» и 21 ноября 1927 года обследована водолазами ЭПРОНа.

    27 апреля 1928 года состоялось решение о подъеме подводной лодки, и 10 июня начаты подъемные работы. 11 августа 1928 года субмарина поднята спасательным судном «Коммуна», отбуксирована в Кронштадт и поставлена в док. При очистке отсеков были найдены останки 34 английских моряков, которые в начале сентября 1928 года были переданы английской стороне на пароход «Truro», и 8 сентября 1928 года они на борту крейсера «Champion» были доставлены в Портсмут, где были похоронены в братской могиле на кладбище военно-морского госпиталя.


«Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке.

«Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке. «Л-55» в доке.

Церемония передачи останков английского экипажа «L-55». Церемония передачи останков английского экипажа «L-55». Церемония передачи останков английского экипажа «L-55». Церемония передачи останков английского экипажа «L-55». Церемония передачи останков английского экипажа «L-55».

«Л-55» в доке.
Церемония передачи останков английского экипажа «L-55».

Дополнительно: воспоминания командира тральщика «Клюз» Б.М. Подвысоцкого, о том, как была найдена «L-55», написанные в 1972 году.

Тактико-технические характеристики ПЛ «Л-55» (1940).

    В 1931 году корабль посетил Нарком Обороны К.Е. Ворошилов. 31 июля (по другим данным 7 августа) 1932 года «L-55» под командованием Воробьева Владимира Семеновича вошла в состав Морских сил Балтийского моря под прежним обозначением, только 10 декабря 1932 года из-за упрощения делопроизводства латинскую «L» сменила кириллица.

    Восстановление «L-55» производил Балтийский завод. Финансирование восстановительных работ (1 млн. рублей) осуществлялось через фонд «Ответ Чемберлену».

    Принимая во внимание, что при постройке «L-55» был учтен опыт 1 Мировой войны и то, что в ходе послевоенного сокращения флота Великобритания оставила в строю все лодки этого типа, субмарина подверглась тщательному изучению советских специалистов. При проектировании и постройке отечественных подводных лодок II и III серий, некоторые наиболее удачные технические решения британских конструкторов были использованы.


Митинг на «Л-55». Подводные лодки «Д-3» и «L-55».

Митинг на вступившей в сторй под советским флагом «L-55».
«L-55» в ходе церемонии подъема флага на ПЛ «Красногвардеец», 14 ноября 1931 г.

    В 1934 – 1935 «Л-55» прошла ремонт с заменой дизелей фирмы «Виккерс» на отечественные 42БМ6.

    Субмарина использовалась в качестве учебной, а 10 января 1940 года она была выведена из боевого состава и переквалифицирована в опытовую.

    22 июня 1941 года «Л-55» встретила под командованием старшего лейтенанта Брауна Ильи Яковлевича (командовал лодкой до 1 июля 1941 года) в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок. 8 августа 1942 года субмарина передана на хранение в Кронштадский военный порт и законсервирована, а в сентябре 1941 года переведена из Кронштадта в Ленинград. 14 февраля 1942 года при артобстреле на стоянке у моста Строителей «Л-55» получила осколочные повреждения (11 пробоин в ограждении рубки и пробоина в обшивке булевой цистерны) от снаряда, взорвавшегося на борту плавбазы «Исеть».

    11 (по другим данным 7) мая 1943 года «Л-55» возвращена в строй в качестве самоходной плавучей зарядовой станции. В начале декабря 1944 года она перешла в Ханко, где до конца войны обеспечивала базирование подводных лодок КБФ.

    16 февраля «Л-55» исключена из списков ВМФ, 8 апреля 1947 года судно законсервировано и поставлено на отстой, а 25 сентября 1950 года сдано на разборку. В 1960 году корпус «англичанки» разобран на металл.


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru