Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Л-5» («Чартист»)

подводный минный заградитель II серии

    Заложена 15 марта 1930 года на заводе № 198 в Николаеве под стапельным номером 202/32 и наименованием «Чартист». 5 (по другим данным 2) июня 1932 года подводная лодка спущена на воду, 30 октября (по другим данным 2 или 8 ноября) 1933 года вступила в строй и 2 ноября 1933 года вошла в состав Морских сил Черного моря. 15 сентября 1934 года подводная лодка получила обозначение «Л-5», но старое наименование продолжали употреблять как в официальных документах, так и в повседневной жизни.


Подводные лодки «Л-5», «Л-4», «С-31», и «С-32». День ВМФ, Севастополь, конец июля 1940 года. Подводная лодка «Л-5» на фоне эсминца «Быстрый». День ВМФ, Севастополь, конец июля 1940 года. Подводная лодка «Л-5» и крейсер «Красный Кавказ». Подводная лодка «Л-5».

Подводные лодки «Л-5», «Л-4», «С-31», и «С-32». День ВМФ, Севастополь, конец июля 1940 года.
Подводная лодка «Л-5» на фоне эсминца «Быстрый». День ВМФ, Севастополь, конец июля 1940 года.
Подводная лодка «Л-5» и крейсер «Красный Кавказ».
Подводная лодка «Л-5».

    22 июня 1941 года «Чартист» встретил под командованием капитан-лейтенанта Жданова Алексея Степановича (командир «Л-5» с марта 1938 года) в составе 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ в Севастополе. Незадолго до начала войны субмарина принимала участие в маневрах флота, и к началу войны числилась во второй линии.

    Пройдя в конце июля безобмоточное размагничивание, подводная лодка приступила к выполнению боевых заданий командования. «Л-5» привлекается к минным постановкам в районе мыса Шаблер, Варны, Каркинитского залива и Мангалии. «Чартист» успешно справился с задачей, до ноября 1941 года выставив в шесть приемов у побережья противника в общей сложности 102 мины. (В ходе первой и второй минной постановки из-за неисправности минного устройства правой трубы субмарина сумела выставить только по 11 мин). Как правило, на Черном море, выставив мины, подводные минные заградители сразу возвращались в базу. Кроме того, координаты будущего минного поля определялись в штабе, где не знали точных трасс движения судов противника, а командиры подводных минзагов не имели права изменять границы минного поля. Возможно, 19 ноября в 3-5 милях восточнее Варны на минах «Чартиста» подорвался и погиб германский катер-тральщик «Дельфин-2»/«D-2», на котором погибло 8 человек, но этот результат, скорее всего, относится к минам «Л-4», которая так же проводила постановки в этом районе. Называемые в качестве минного успеха германский речной минный заградитель «Терезия Вальнер», румынские тральщики «В» (бывший германский «Брюстерорт») и «D» (бывший германский «Дроссель») погибли 24 и 25 октября в районе Очакова на минах выставленных советскими базовыми тральщиками в ночь на 24 октября 1941 года.

    В конце ноября «Л-5» встала на навигационный ремонт, который продлился до начала февраля 1942 года. Вступив в строй, субмарина прибыла в Новороссийск, откуда днем 12 февраля вышла задачей разведки в районе Судака. Встреч с кораблями противника подводная лодка не имела и вскоре вернулась на базу. Вечером 24 февраля «Л-5» вновь была направлена в район Судака для навигационного обеспечения кораблей, действовавших в этом районе. 1, 2, 3, 4, 5, 8 и 10 марта подводная лодка выполнила 11 стрельб по Судаку и другим объектам на приморском участке дороги Судак – Алушта, израсходовав 161 102-мм и 45 45-мм снарядов. Семь раз подводная лодка попадала под ответный огонь, но успевала сделать до двух десятков выстрелов, прежде чем по ней пристреляется береговая артиллерия противника, после чего подлодка погружалась. Утром 15 марта «Л-5» благополучно вернулась в Новороссийск.

    После прохождения навигационного ремонта в Поти подводную лодку привлекают к снабжению Севастополя. В мае – июне «Л-5» совершила 6 транспортных рейсов в осажденную крепость, доставив туда 298 тонн боеприпасов, 74,8 тонн (по другим данным 75,7 тонн) продовольствия. На Кавказ было эвакуировано 37 человек. В основном, переходы проходили без особых приключений. Только однажды вечером 23 мая, когда субмарина второй раз направлялась к берегам Крыма, имея на борту 40 тонн боеприпасов и 22 тонны продовольствия, ее атаковали 3 самолета противника, сбросив на небольшом удалении от субмарины несколько бомб. Наиболее опасным оказался последний рейс в Севастополь, когда «Л-5» была на волосок от гибели. Уже на обратном пути днем 15 июня «Чартист» обнаружил перископ и рубку субмарины. Полагая, что это одна из своих подлодок, «Л-5» не меняя курса продолжила свой путь, как вскоре на ней ощутили два удара о корпус. Обе торпеды выпущенные итальянским миджетом «CB-3» попали в цель, но, к счастью, не взорвались.

    После проведения текущего ремонта, который продлился до конца июля, подводная лодка вновь привлекается к минным постановкам. С августа по октябрь «Л-5» в четыре приема выставила 76 мин (в ходе второй постановки в результате заедания минного устройства 4 мины в левой трубе выставлены не были) на подходах к Севастополю и у мыса Бурнас. В этот период подводная лодка несколько раз становилась объектом охоты для вражеских самолетов и кораблей. Утром 8 августа «Л-5» преследовалась четырьмя катерами, сбросившими на субмарину 22 глубинных бомбы от разрывов которых она получила незначительные повреждения, 19 сентября субмарину атаковал самолет, а рано утром 1 ноября по «Чартисту» дважды безрезультатно выпускала торпеды «U-24». С советской подводной лодки атаки вражеской субмарины даже не были замечены. Возможно, минах выставленных «Л-5» погибли десантные баржи «F-473» (подорвалась 17 февраля 1943 года в полутора милях от мыса Херсонес) и «F-138» (по данным Грёнера наткнулась на мину в районе Севастополя, осталась на плаву, но в строй так и не введена).

    23 октября командиром «Л-5» назначен капитан-лейтенант Гремяко Борис Васильевич. Утром 1 ноября 1942 года подводная лодка прибыла в Поти. На этом ее боевая карьера завершилась. 5 ноября «Чартист» встал на капитальный ремонт и больше в боевых действиях участия не принимал.

    В конце 1943 года командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Леонов Михаил Васильевич, 4 апреля 1944 года временно исполнять обязанности командира корабля поручено старшему лейтенанту Никифорову Георгию Алексеевичу. 19 сентября командиром «Л-5» назначен капитан-лейтенант Школенко Николай Филиппович. 5 октября 1945 года подводная лодка «Л-5» вновь вступила в строй.


Подводная лодка «Л-5» Подводная лодка «Б-35» (бывшая «Л-5»). Подводные лодки «Б-35» (бывшая «Л-5»), «С-201» (бывшая «Щ-201») и «Б-34» (бывшая «Л-4») у бота плавбазы «Нева». Туапсе, октябрь 1951 г.

Подводная лодка «Л-5»
Подводная лодка «Б-35» (бывшая «Л-5»).
Подводные лодки «Б-35» (бывшая «Л-5»), «С-201» (бывшая «Щ-201») и «Б-34» (бывшая «Л-4») у бота плавбазы «Нева». Туапсе, октябрь 1951 г.

    16 июня 1949 года субмарина получила обозначение «Б-35». 29 декабря 1955 года подводная лодка разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и сдана на слом. В 1956 году подводную лодку на базе «Главвторчермет» в Севастополе разобрали на металл.



18 боевых походов
31.07.1941 – 05.08.1941 Выход на минную постановку.
14.08.1941 – 18.08.1941 Выход на минную постановку.
26.08.1941 – 30.08.1941 Выход на минную постановку.
11.09.1941 – 15.09.1941 Выход на минную постановку.
27.09.1941 – 01.10.1941 Выход на минную постановку.
22.11.1941 – 29.11.1941 Выход на минную постановку.
12.02.1942 – 23.02.1942
24.02.1942 – 15.03.1942
15.05.1942 – 21.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
22.05.1942 – 27.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
28.05.1942 – 01.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
03.06.1942 – 07.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
08.06.1942 – 11.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
13.06.1942 – 17.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
04.08.1942 – 08.08.1942 Выход на минную постановку.
10.08.1942 – 14.08.1942 Выход на минную постановку.
12.09.1942 – 20.09.1942 Выход на минную постановку.
23.10.1942 – 01.11.1942 Выход на минную постановку.


10 минных постановок (178 мин). 6 транспортных рейсов.
Возможно, на минах выставленных «Л-5» погиб 1 корабль, 1 корабль поврежден и не восстанавливался.
04.10.1942 БДБ «F-138» – возможно повреждена.
17.02.1943 БДБ «F-473»
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru