Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«Л-22»
подводный минный заградитель XIII-38 серии

    Заложена под стапельным номером 304 на заводе № 189 в Ленинграде 29 сентября (по другим данным 4 декабря) 1938 года. 25 сентября 1939 года подводная лодка спущена на воду.

    Начало Великой Отечественной войны корабль встретил под командованием капитан-лейтенанта Бютнера Георгия Николаевича в составе 14-го дивизиона Учебной бригады подводных лодок КБФ в Ленинграде у заводской стенки в стадии достройки (степень технической готовности корабля на 1 июля 1941 года составляла 90,6%). В конце августа – первой половине сентября подводная лодка переведена по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск (ныне Северодвинск) на еще не введенный в эксплуатацию завод № 402, где весной – летом 1942 года достройка и окончательный ввод корабля в строй были продолжены. Едва прибыв в Молотовск, подводная лодка получила нового командира, вместо уволенного в запас «по несоответствию» 40-летнего Бютнера командование кораблем 25 сентября 1941 года принял капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3, 2 ранга) Афонин Валентин Дмитриевич. В апреле – июле 1942 года «Л-22» прошла швартовые и заводские испытания, 31 августа на корабле был поднят Военно-морской флаг (Тогда короткое время подлодкой командовал капитан 3 ранга Кульбакин Василий Фёдорович, но уже 20 октября 1942 года его вновь сменил капитан-лейтенант Афонин). Субмарина вступила в строй и вошла в состав Северного флота, «Л-20» была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ; 5 октября она перешла в Полярное.

    Уже очень скоро, всего через три недели, «Л-22» вышла в свой первый боевой поход с задачей установки минного поля в районе Тана-фьорда, с чем успешно справилась, поставив 27 октября три минных банки у порта Мехамн (заграждение № 47; 1-я банка из 5 мин между точками 71°05'5 с.ш./27°55'1 в.д. и 71°05'4 с.ш./27°53'7 в.д., 2-я банка из 11 мин между точками 71°05'4 с.ш./27°53'4 в.д. и 71°06'1 с.ш./27°52'5 в.д., 3-я банка из 4 мин между точками 71°06'2 с.ш./27°52'3 в.д. и 71°06'4 с.ш./27°51'2 в.д; минный интервал – 406-812 м, углубление – 3,1 м). Заграждение было обнаружено и вытралено германскими «раумботами» («R 154», «R 156» и «R 160») из состава 7-й флотилии 20 ноября 1942 года.


Подводная лодка «Л-22» возвращается с боевого задания. Полярный. «Эска», «Л-22» и «Л-20» у Пирса. Полярный. Погрузка торпед  в кормовые торпедные аппараты «Л-22». Погрузка торпед  в кормовые торпедные аппараты «Л-22».

Подводная лодка «Л-22» возвращается с боевого задания. Полярный.
«Эска», «Л-22» и «Л-20» у Пирса. Полярный.
Погрузка торпед в кормовые торпедные аппараты «Л-22».


    Второй боевой поход на позицию № 5 северо-западнее Вардё, который проходил в первой половине ноября, был отмечен первой торпедной атакой подлодки. Выставив 3 ноября в Сюльте-фьорде минное поле № 43 (1-я банка из 7 мин между точками 70°33',5 с.ш./30°23',4 в.д. и 70°33',6 с.ш./30°21',4 в.д., 2-я банка из 2 мин между точками 70°33',6 с.ш./30°22',4 в.д. и 70°33',9 с.ш./30°20',3 в.д., 3-я банка из 5 мин между точками 70°33',9 с.ш./30°20',3 в.д. и 70°34',65 с.ш./30°19',5 в.д., 4-я банка из 6 мин между точками 70°35' с.ш./30°20' в.д. и 70°35',15 с.ш./30°22',55 в.д.; минный интервал – 247 м, углубление – 3,7 м), «Л-22» продолжила патрулирование. Вечером 7 ноября севернее Сюльте-фьорда подводная лодка выпустила четыре торпеды по, предположительно, тральщику противника, но взрывов не последовало. Впрочем, преследования тоже не было, и на исходе 16 ноября «Л-22» начала возвращение в базу. На протяжении всего похода субмарина неоднократно касалась минрепов вражеских мин. Что касается тех мин, которые были выставлены подлодкой в районе контролируемого фарватера, то они были обнаружены и частично уничтожены германским тральщиком «R-173». Гибель 19 ноября в районе Киркенеса (69°56' с.ш./30°00' в.д ) на плавающей мине судна-ловушки «Shiff-18» (бывш. «Метеор»), вероятно, не относится к постановке «Л-22», так как в этом районе как советских и британских, так и германских мин сорванных с минных полей было в избытке.

    Следующий выход в море был не связан с непосредственным ведением боевых действий. Днем 20 ноября при сопровождении конвоя «QP-15» в сильный шторм эсминец «Сокрушительный» потерял кормовую часть и лишился хода. В сложных погодных условиях основная часть экипажа была спасена, но все попытки буксировки «Сокрушительного» были безуспешны, и беспомощный корабль и 15 человек экипажа на его борту во главе с командиром БЧ-3 старшим лейтенантом Г.Е. Лекаревым и политруком БЧ-5 И.А. Владимировым были оставлены в море. Все дальнейшие попытки найти корабль, предпринятые тральщиками «ТЩ-39» и «ТЩ-39» оказались безуспешными. С вечера 6 декабря по вторую половину дня 9 декабря «Л-22» в поисках «Сокрушительного» обследовала назначенный ей квадрат, и осмотрела район, расположенный в 10 милях севернее, но никого не обнаружила; эсминец и оставшиеся на его борту люди погибли.


Подводные лодки «Л-22» и «Л-20». Подводные лодки «С-51» и «Л-22». Погрузка торпед на «Л-22» (слева). Справа подводные лодки «С-102» и «С-54». Расчет 100-мм орудия Б-24ПЛ подводной лодки «Л-22».

Подводные лодки «Л-22» и «Л-20».
Подводные лодки «С-51» и «Л-22».
Погрузка торпед на «Л-22» (слева). Справа подводные лодки «С-102» и «С-54».
Расчет 100-мм орудия Б-24ПЛ подводной лодки «Л-22».


    Кампанию 1942 года «Л-22» завершила выходом на минную постановку в район северо-западнее Вардё (позиция № 5). Днем 18 декабря, находясь в Бос-фьорде, подлодка зафиксировала два взрыва неустановленного характера (предположительно, от огня береговой батареи), а после чего, почти сразу, попала в рыбачью сеть, при освобождении из которой несколько раз ударилась о грунт. Вскоре при осмотре выяснилось, что форштевень субмарины у ватерлинии имеет разрез шириной 1,5 см и прогиб влево, повреждены кингстоны цистерны главного балласта № 4 с левого борта и крышка торпедного аппарата № 1. Несмотря на это, днем 20 декабря в Бос-фьорде «Л-22» произвела постановку минного заграждения № 44, состоящего из 5 банок (1-я банка из 3 мин между точками 70°42,55 с.ш./29°56 в.д. и 70°42,3 с.ш./29°54,6 в.д., 2-я банка из 4 мин между точками 70°42,2 с.ш./29°53,9 в.д. и 70°42,35 с.ш./29°51,5 в.д., 3-я банка из 4 мин между точками 70°42,45 с.ш./29°51 в.д. и 70°43,1 с.ш./29°49,9 в.д., 4-я банка из 1 мины в точке 70°43,3 с.ш./29°49,5 в.д., 5-я банка из 8 мин между точками 70°43,6 с.ш./29°50 в.д. и 70°43,7 с.ш./29°53,3 в.д.; минный интервал – 271-370 м, углубление – 4,3 м), после чего приступила к патрулированию района действуя в торпедном варианте. Днем 25 декабря в направлении минного заграждения на подлодке зафиксирован сильный взрыв, что дало основание полагать, что мины нашли свою цель. По данным противника, мины «Л-22» были впервые обнаружены германским тральщиком «М-322» 29 марта, позднее тральщики противника еще несколько раз встречались с «гостинцами» «Л-22», но все встречи проходили без потерь кораблей и судов проходящих здесь конвоев. Заявленный в качестве минного успеха «Л-22» норвежский ледокольный буксир «Пасвик» (237 брт) 14 апреля 1943 года погиб в районе Киркенеса в точке 69°55 с.ш./30°00 в.д. на минах, выставленных советскими сторожевыми катерами.

    Прибыв в Полярное накануне нового, 1943 года. «Л-22» вскоре встала на гарантийный ремонт и докование, и только 14 марта 1943 года снова вступила в строй. 18 марта корабль был перечислен в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ.

    Вечером 19 апреля «Л-22» вновь вышла в море с задачей установки минного заграждения у острова Лоппа. На боту субмарины находился обеспечивающий, командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 1 ранга М.Ф. Хомяков. Вечером 22 апреля подводная лодка в указанном месте установила мины поля № 62 (20 мин одной банкой между точками 70°16 с.ш./21°16,6 в.д. и 70°18,3 с.ш./21°18,8 в.д.; минный интервал – 370 м, углубление – 4,3 м). Через четыре часа в направлении только что установленных мин подводники зафиксировали глухой взрыв, но каких-либо потерь противника на данном заграждении не отмечено; почти два месяца спустя оно было обнаружено и уничтожено «раумботами» и катерами-тральщиками с плавбазы «Париж». Продолжая патрулирование, «Л-22» днем 24 апреля обнаружила конвой противника и тремя торпедами атаковала створившиеся транспорт в 7-8000 тон и танкер в 13-15000 тонн. Пуск торпед производился с достаточно большой дистанции – 14 кбт, и, несмотря на то, что спустя 118, 130 и 148 секунд на подлодке зафиксировали три взрыва, а через 17 минут после атаки в перископ наблюдалось облако густого дыма, немцы не комментируют атаку субмарины. Принимая во внимание, что ответных действий со стороны немцев не последовало, можно предположить, что атака прошла безуспешно. 29 апреля «Л-22» прибыла в Полярное.

    В середине мая подлодка прошла небольшой доковый ремонт, в ходе которого на корабль был установлен гидролокатор «Дракон-129».

    Шестой боевой поход «Л-22» проходил в конце мая в районе предыдущего патрулирования подлодки. Вечером 26 мая у острова Серё субмарина произвела постановку мин (заграждение № 35; 20 мин одной банкой между точками 70°20,3 с.ш./21°56,3 в.д., 70°19,8 с.ш./21°53 в.д. и 70°20,9 с.ш./21°50,5 в.д.; минный интервал – 185 м, углубление – 3,7 м). Незадолго до того как утром 1 июня подлодка повернула в базу, на свежевыставленных минах оказался германский конвой идущий за тралами «раумботов». Одна из подсеченных мин оказалась на пути госпитального судна «Бирка» (1000 брт), которое взорвалось и очень быстро затонуло, унеся с собой 105 эвакуировавшихся в тыл раненных солдат Вермахта. Суда конвоя смогли подобрать из воды только 41 человека.


Госпитальное судно «Birka». Поврежденный торпедой «Л-22» транспорт «Rudesheimer» на мелководье. Транспорт «Springfjord» (бывший «Rudesheimer»).

Госпитальное судно «Birka», погибшее на мине «Л-22» 1 июня 1942 г.
Поврежденный торпедой «Л-22» транспорт «Rudesheimer» на мелководье в Перс-фьорде.
Транспорт «Springfjord» (бывший «Rudesheimer») 1947 - 1954 гг.


    Следующее короткое патрулирование «Л-22» проходило в районе Хаммерфеста (позиция № 2а) во второй половине июня. Встреч с кораблями противника подлодка не имела, и вскоре была отозвана в базу.

    В конце августа – первой половине сентября подводная лодка действовала в районе Вардё – мыс Сейбунес (позиция № 4). Днем 25 августа в устье Сюльте-фьорда субмарина поставила мины (1-я банка из 7 мин между точками 71°04,7 с.ш./30°22,0 в.д. и 70°35,8 с.ш./30°24,5 в.д., 2-я банка из 10 мин между точками 70°35,5 с.ш./30°24,9 в.д. и 70°34,4 с.ш./30°26,2 в.д., 3-я банка из 3 мин между точками 70°34,5 с.ш./30°26,2 в.д. и 70°33,9 с.ш./30°28,2 в.д.; минный интервал – 280 м, углубление – 4,3 м), после чего продолжила патрулирование, используя торпеды. Днем 1 сентября атаке «Л-22» подвергся крупный немецкий конвой идущий в Киркенес. Пуск шести торпед производился подводной лодкой с дистанции 5-8 кбт, но был вовремя обнаружен кружащим над конвоем самолетом противника, Конвой начал маневр уклонения, но одна из торпед достигла цели, попав в корму транспорта «Рюдесхаймер» («Rudesheimer», 1940 г., 2036 брт), лишив его руля. Подводная лодка подверглась безуспешной контратаке кораблей сопровождения, сбросивших 14 глубинных бомб; впрочем, это дало немцам возможность взять поврежденное судно на буксир и довести его до мелководья в Перс-фьорде. (Транспорт оставался там до февраля 1944 года, пока был не отбуксирован в Германию для ремонта; после окончания войны он перешел под британский контроль). Дальнейшее патрулирование подводной лодки осталось безуспешным. Не увенчались пуском торпед встречи с кораблями противника днем 3 сентября, когда субмарина отказалась от атаки тральщика, и утром 5 сентября, когда подлодка упустила буксир. Мины, установленные «Л-22» 25 августа тоже не нашли своей цели, информации об обнаружении заграждения противником и потерях на нем нет.

    Днем 7 сентября «Л-22» прибыла в Полярный; в следующий боевой поход подлодка вышла только вечером 16 октября. Ей предстояло внести свой вклад в охоту союзников на линкор «Тирпиц», стоящий в Альтен-фьорде. (22 сентября с помощью карликовых подлодок англичане сумели вывести его из строя на полгода, до конца марта – начала апреля 1944). Днем 20 октября «Л-22» в два приема выставила 20 плавающих мин «ПЛТ-2» (8 штук перед входом в Альтен-фьорд между точками 70°19,8 с.ш./22°09,2 в.д. и 70°20,2 с.ш./22°12,9 в.д.; приборы самоликвидации установлены на срок 5 суток, углубление – 3 м, еще две банки, каждая из шести мин, в западной части пролива Сере-сунд между точками 70°24,0 с.ш./22°18,3 в.д. и 70°24,8 с.ш./22°19,4 в.д. и 70°24,8 с.ш./22°19,4 в.д. и 70°25,6 с.ш./22°18,4 в.д.). Командование надеялось, что подхваченные течением мины достигнут цели и подорвут корабль, но, учитывая то, что «Тирпиц» был укрыт так называемым «сетевым ящиком», состоящим из двух рядов противоторпедных сетей, это могло произойти лишь случайно. Выполнив задачу, утром 21 октября подводная лодка направилась в базу, где до середины ноября проходила ремонт.

    Боевые действия 1943 года «Л-22» завершила выходом на минную постановку в район мыс Нордкап – мыс Нордкин (позиция «Б») в первой половине декабря. Днем 8 декабря субмарина выставила в Порсангер-фьорде две минных банки заграждения № 91. (1-я банка из 10 мин между точками 70°55,0 с.ш./25°58,3 в.д. и 70°55,8 с.ш./25°57,8 в.д., 2-я банка из 10 мин между точками 70°56,3 с.ш./25°58,0 в.д. и 70°56,9 с.ш./26°00,0 в.д.; минный интервал – 90 м, углубление – 3,7 м). Продолжая оставаться на позиции, подводная лодка попала в сильный шторм. Вечером 10 декабря штормовая волна накрыла субмарину. В результате через рубочный люк вода залила центральный пост, временно выведя из строя главную распределительную станцию, гирокомпас и лаг. Нахождение «Л-22» в районе действий длилось до тех пор, пока 12 декабря под ударами штормовых волн не выпал крепящий болт в нижней части вертикального руля, нарушив его управление. И хотя двумя днями раньше подлодка слышала сильный взрыв в направлении только что установленных мин, оно, вероятнее всего стало безуспешным. Погибший на мине днем 28 декабря в точке 70°54,5 с.ш./25°55,5 в.д. германский моторный тральщик «R-64» подорвался в стороне от заграждения субмарины, а траление в этом месте, произведенное противником в последние предновогодние дни, ни к чему не привело. Вероятно, корабль погиб на любой из советских, британских или немецких дрейфующих мин, сорванных с заграждений. Сама подлодка после доклада о повреждениях была отозвана в базу, куда благополучно прибыла днем 15 декабря.

    Кампанию 1944 года «Л-22» открыла участием в операции «РВ-1». Вечером 16 января субмарина покинула базу с заданием постановки минного заграждения севернее острова Ингё (сектор № 7). На исходе 18 января подлодка прибыла на позицию, но попыткам проникнуть на шхерный фарватер мешали туман, штормовые волны и плохое техническое состояние корабля. Из-за больших несвязок (порядка 17 миль) подлодка долго не могла определиться, и только днем 25 января в районе острова Рольвсё выставила заграждение № 49-а (1-я банка из 10 мин между точками 70°50,3 с.ш./24°01,0 в.д. и 70°51,4 с.ш./23°59,8 в.д., 2-я банка из 10 мин между точками 70°51,4 с.ш./23°59,8 в.д. и 70°51,5 с.ш./23°56,6 в.д.; минный интервал – 186-370 м, углубление – 3,7 м), которое не было обнаружено противником. При отходе с места постановки подводная лодка дважды ударялась о дно, но, к счастью, повреждений не получила. Уже на подходе к базе в 140 милях севернее входа в Кольский залив «Л-22» обнаружила неизвестную подлодку, но в связи с приказом о запрете атак субмарин в этом районе от пуска торпед отказалась.

    Свое участие в боевых действиях «Л-22» завершила в первой половине марта 1944 года выходом на минную постановку в районе остров Иельмсё – остров Серё (позиция «Х»); ее обеспечивал командир 1-го дивизиона БПЛ СФ капитан 1 ранга Августинович М.П. Днем 7 марта в районе Хаммерфеста «Л-22» поставила мины (заграждение № 49-б; 1-я банка из 10 мин между точками 70.50,3 с.ш./24.01 в.д. и 70.51,4 с.ш./23.59,8 в.д., 2-я банка из 10 мин между точками 70.51,4 с.ш./23.59,8 в.д. и 70.51,5 с.ш./23.56,6 в.д.; минный интервал - 185 м, углубление - 4,3м), которые спустя месяц были обнаружены и вытралены противником. В дальнейшем подлодка должна была снять с побережья противника разведгруппу. Выполняя это задание, командир «Л-22», чтобы не обозначить присутствие подлодки в этом районе, днем 8 марта отказался от атаки конвоя, но в итоге разведчики на борт субмарины так и не были приняты; сигналов с берега в условленном месте не было.


Подводная лодка «Л-22» 15 июня 1945 г. Подводная лодка «Л-22» и крейсер «Мурманск» 15 июня 1945 г. Подъем Краснознаменного флага на подводной лодке «Л-22». Лето 1945 г.

Подводная лодка «Л-22» 15 июня 1945 г.
Подводная лодка «Л-22» и крейсер «Мурманск» 15 июня 1945 г.
Подъем Краснознаменного флага на подводной лодке «Л-22». Лето 1945 г.


    Прибыв в Полярное, «Л-22» встала на текущий ремонт, который был совмещен с установкой на корабль приборов торпедной стрельбы: «ПУГ» (установки гидростата) и «ПУПО» (установки прибора Обри). Работы затянулись, и завершились только к 1 ноября. К этому времени война в Заполярье подошла к концу. 1 февраля 1945 года командиром «Л-22» назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Трофимов Евгений Николаевич.

    8 июля 1945 года подводная лодка «Л-22» Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени. Так командование оценило 12 боевых походов подводного минного заградителя.

    9 сентября 1949 года корабль получил обозначение «Б-22». 17 февраля 1956 года подводная лодка выведена из боевого состава и отнесена к подклассу опытовых. В дальнейшем она использована для обеспечения испытаний ядерного оружия у берегов архипелага Новая Земля. 21 мая 1959 года корабль был окончательно исключен из списков.



12 боевых походов.

25.10.1942 – 29.10.1942
31.10.1942 – 17.11.1942
06.12.1942 – 10.12.1942
17.12.1942 – 31.12.1942
19.04.1943 – 29.04.1943
23.05.1943 – 03.06.1943
17.06.1943 – 24.06.1943
22.08.1943 – 07.09.1943
16.10.1943 – 24.10.1943
04.12.1943 – 15.12.1943
16.01.1944 – 28.01.1944
02.03.1944 – 11.03.1944

3 торпедные атаки, 10 минных постановок. Торпедами поврежден 1 ТР (2036), минами уничтожено 1 госпитальное судно и, возможно, 1 корабль.

01.06.1942 ГС «Birka» (1000 брт), мины
01.09.1942 ТР «Rudesheimer» (2036 брт, поврежден).
28.12.1943 МТЩ «R-64», мины


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru