Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Л-20»

подводный минный заградитель XIII-бис серии

    Головная подводная лодка XIII-38 серии. Корабль заложен под стапельным номером 302 на заводе № 189 в Ленинграде 10 июня (по другим данным 25 июля) 1938 года и 14 апреля 1940 года спущен на воду.

    Начало Великой Отечественной войны субмарина встретила под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитана 2 ранга) Таммана Виктора Федоровича в составе 14-го дивизиона Учебной бригады подводных лодок КБФ в Ленинграде у заводской стенки в стадии достройки (степень технической готовности корабля на 1 июля 1941 года составляла 89,2%). В конце августа – первой половине сентября подводная лодка переведена по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск (Северодвинск) на еще не введенный в эксплуатацию завод № 402, где весной 1942 года достройка и окончательный ввод корабля в строй были продолжены. Во второй половине июля – начале августа 1942 года «Л-20» прошла заводские испытания, 28 августа, несмотря на то, что за два дня до этого в результате столкновения с тральщиком «ТЩ-72» субмарина получила незначительные повреждения обшивки цистерны главного балласта по левому борту, был подписан приемный акт. 13 сентября «Л-20» включена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ.


Подводная лодка «Л-20». Подводная лодка «Л-20». Подводная лодка «Л-20». Подводная лодка «Л-20».

Подводная лодка «Л-20».

    После прохождения краткого курса боевой подготовки подводная лодка 11 октября перешла из Архангельска в Полярное, откуда вечером 28 октября отправилась в свой первый боевой поход с задачей постановки мин (заграждение № 45) в глубине Конгс-фьорда. План похода не предусматривал действие подводной лодки в торпедном варианте, поэтому, выполнив задачу (выставлено 4 банки, 20 мин, минный интервал 277 м, углубление 3,1 м), подлодка вернулась в Полярное. Впрочем, не все прошло гладко: прибыв на позицию утром 29 октября «Л-20» из-за плохой удифферентованности не могла погрузиться, а после принятия в уравнительную цистерну 4,5 тонн воды «провалилась» до глубины 120 м, в результате чего давлением была раздавлена шахта подачи воздуха к дизелям. При подходе к месту постановки субмарина несколько раз касалась минрепов мин, и, хотя задача подводниками была выполнена успешно, данных противника о потерях на этом заграждении нет; оно им не было обнаружено.

    Второй поход с аналогичным заданием «Л-20» выполнила в конце ноября 1942 года. На этот раз мины ставились у мыса Кьельнес (заграждение № 46; 3 банки, 20 мин, минный интервал 185 – 264 м, углубление 3,1 м); они были своевременно обнаружены противником и вытралены.

    Новый, 1943 год «Л-20» встретила в море. В ночь на 28 декабря 1942 года субмарина покинула Полярное с задачей действовать в районе Тана-фьорда (позиция № 4). Днем 29 декабря она поставила там 20 мин (заграждение № 77), после чего стала действовать в торпедном варианте. Впрочем, попытка отличиться была предпринята практически сразу по прибытии в район действий, когда «Л-20» обнаружила вражеский конвой, но при попытке занять позицию для атаки старшина рулевой группы «утопил» перископ, момент залпа был упущен. Зато второй шанс открыть счет подводники не упустили. В новогоднюю ночь подлодка получила приказ сменить район действий и перейти к Порсангер-фьорду (позиция № 3). Спустя два часа идя под берегом заряжая батарею, подводная лодка обнаружила идущий на запад конвой. Оставаясь незамеченной, «Л-20» с дистанции 6-8 кбт выпустила 6 торпед по 8000-тонному транспорту, шедшему вторым в колонне. Вскоре вся верхняя вахта наблюдала попадание торпеды и столб дыма на германском транспорте «Муанса» (5472 брт), который быстро ушел на дно с грузом автомобилей. Пока немцы спасали оставшихся в живых с погибшего судна, подводная лодка ушла незамеченной избежав преследования. К сожалению, в отличие от торпедного, минное оружие «Л-20» снова не имело успеха; мины были вовремя обнаружены и обезврежены противником. Продолжая патрулирование, подлодка несколько раз меняла район действий, переходя с позиции № 4 к Порсангер-фьорду и обратно. В ночь на 6 января у мыса Нолнес с «Л-20» на вражеское побережье была высажена разведгруппа. 11 января на подлодке обнаружилась неисправность захлопки правого дизеля, в результате чего он был залит водой. Вечером того же дня «Л-20» получила разрешение вернуться в базу и через сутки прибыла в Полярное.

    Четвертый боевой поход подводной лодки снова был отмечен успехом. В ночь на 30 января 1943 года «Л-20» выставила тремя банками 20 мин (заграждение № 81) в Конгс-фьорде (минный интервал 370 м, углубление 3,7 м), а в ночь на 31 января перешла к мысу Нордкин (позиция № 3), где днем 1 февраля разрядила носовые торпедные аппараты по крупному судну под эскортом двух сторожевиков. Через минуту после пуска торпед на подводной лодке зафиксирован сильный взрыв, а спустя несколько секунд еще два. Немцы вовремя заметили атаку подводной лодки, но довольно крупное судно, каковым являлся транспорт «Отмаршен» (7077 брт) не сумел увернуться от шести торпед, выпущенных с дистанции 6 кбт; две из них разворотили борт судна, в результате чего немцы потеряли 2070 тонн продовольствия и 18 человек. Сопровождавшие транспорт охотники «Uj-1101» и «Uj-1108» контратаковали субмарину, но, благодаря грамотному маневрированию, подводная лодка уклонилась от всех из 41 глубинной бомбы, покинув место боя без повреждений.

    Продолжая оставаться у мыса Нордкин, днем 5 февраля «Л-20» выпустила торпеды по группе боевых кораблей противника. По оценке командира субмарины, атака была произведена по эсминцу в сопровождении четырех сторожевиков. Шесть торпед было пущено с дистанции 20 кбт, и спустя 3 минуты на субмарине зафиксирован взрыв, а через 20 минут в направлении цели с подлодки отмечен столб дыма. Атакованный отряд немецких кораблей, состоящий из эсминцев «Z-6» («Теодор Ридель»), «Z-31», охотников и тральщиков, сопровождавших минный заградитель «Бруммер» на постановку мин заграждения «Бентос-В» в районе Кильдинского плеса, заметил след идущих на него торпед и уклонился от них. В ответ сторожевики «Uj-1101» и «Uj-1102» провели поиск подлодки и сбросили на безопасном удалении от субмарины несколько глубинных бомб. Утром 8 февраля «Л-20» прибыла в Полярное.

    Уничтожив два крупных немецких транспорта, субмарина стала лидером среди подлодок Северного флота по объему уничтоженного тоннажа противника торпедным оружием. Это лидерство продолжало оставаться за ней до конца войны.

    Мартовское патрулирование позиции № 4 в Тана-фьорде с самого начала пошло неудачно. Сначала «Л-20» подорвалась на противотральной трубке мины заграждения «Sherre-III» (это произошло вечером 7 марта на глубине 58 м). Исправляя повреждения, которые, к счастью, были незначительны: подорвано несколько кингстонов и клапанов вентиляции и повреждено освещение, подводная лодка попала в шторм и вынуждена была отойти на позицию зарядки аккумуляторов. Следующие за этим пять контактов с кораблями противника по разным причинам пришлось оставить без атаки.

    Следующий поход в район севернее Хаммерфеста (позиция № 2-а) удался лишь частично; задачу постановки мин в проливе Брей-сунд «Л-20» выполнила успешно. Вечером 5 апреля субмарина выставила одной банкой 20 мин (заграждение № 67, между точками 71°02,1' с.ш./24°26,8' в.д. и 71°00,9' с.ш./24°31,1' в.д., мины обнаружены и вытралены противником), но из-за сильного шторма и скал на побережье так и не смогла высадить на вражеский берег разведгруппу. Вернувшись в базу, корабль в конце апреля – начале августа прошел текущий ремонт и докование.


Расчет 100-мм орудия Б-24ПЛ подводной лодки «Л-20». Расчет 100-мм орудия Б-24ПЛ подводной лодки «Л-20». Артиллерия «Л-20» готова к отражению налета авиации. Подводная лодка «Л-20». Подводные лодки «Л-20»,«С-103» и «К-21» у пирса в Полярном.

Расчет 100-мм орудия Б-24ПЛ подводной лодки «Л-20».(1, 2)
Артиллерия «Л-20» готова к отражению налета авиации. Лето 1943 г.
Подводная лодка «Л-20». 15 июля 1945 г.
Подводные лодки «Л-20»,«С-103» и «К-21» у пирса в Полярном. На заднем плане справа рубки ПЛ «В-2» и «В-4».

    Седьмой боевой поход чуть не стал для «Л-20» последним. Вечером 29 августа подводная лодка вышла для действий в пределах позиции № 6 (мыс Нордкап – мыс Омганг). Вечером 1 сентября субмарина поставила 20 мин в устье Оксе-фьорда (заграждение № 74-а; обнаружено противником спустя три дня при контрольном тралении), после чего перешла к действиям в торпедном варианте. Утром 3 сентября у мыса Слетнес «Л-20» обнаружила и атаковала тремя торпедами пару охотников (командир подлодки оценил цель как транспорт под эскортом сторожевика). Несмотря на то, что на подлодке спустя 33 секунды зафиксировали взрыв, немецкие охотники «Uj-1209» и «Uj-1214» смогли уклониться от выпущенных субмариной торпед, а затем контратаковали. (Пять часов назад действующая на соседней позиции «С-51» потопила «Uj-1202» из этой группы, поэтому германские моряки имели серьезную мотивацию на уничтожение подводной лодки). Пока сторожевики бомбили «Л-20» (всего было сброшено 33 глубинных бомбы), под водой разворачивалась драма: после пуска торпед подводная лодка приобрела положительную плавучесть. Чтобы удержать субмарину на заданной глубине, необходимо было заполнить цистерну быстрого погружения, но из-за ошибочных действий личного состава (не открыт клапан вентиляции цистерны, из-за чего воздух под большим давлением начал уходить через кингстон, нарушив его герметичность), контроль над погружением субмарины был утерян. Вскоре получившая дифферент 25° на нос «Л-20» ударилась о грунт, разбив шахту ГАС «Дракон». Вода под большим давлением через неплотно закрытую крышку шахты стала поступать внутрь прочного корпуса во 2-й отсек. Поняв, что корабль тонет, командир субмарины, несмотря на то, что охотники противника продолжали бомбить подводную лодку, направил ее полным ходом к берегу, где глубины не превышали бы предельную. К тому моменту, когда во 2-м отсеке вода достигла нижнего яруса коек и продолжала поступать, субмарина легла на грунт на глубине 110 м. В это время борьбу за живучесть корабля вел личный состав 2-го отсека: старшина 2-й статьи Василий Острянко, старший краснофлотец Николай Чижевский, краснофлотец Николай Никанишин и курсант-практикант ВМУ Николай Портнов. Несмотря на то, что экипажем были приняты меры по герметизации отсека, и в нем создано воздушное противодавление, вода все равно продолжала прибывать. Вскоре она достигла 2-го, а затем и 3-го яруса коек, а личный состав через торпедопогрузочную горловину был вынужден перейти в 1-й отсек, где старшим был командир БЧ-2-3 старший лейтенант Михаил Шапоренко. Кроме него там находились: главстаршина Андрей Пухов, старшина 2-й статьи Александр Доможирский, краснофлотцы Александр Фомин, Георгий Бабошин, Дмитрий Крошкин, Александр Хоботов, Константин Матвейчук и Александр Егоров. На плечи этих тринадцати моряков легла вся основная тяжесть борьбы за спасение корабля. Субмарина имела отрицательную плавучесть, к тому же запасы сжатого воздуха на ней были ограничены. Чтобы всплыть, подводная лодка должна была хотя бы частично осушить аварийный 2-й отсек, что было сделано в труднейших условиях: за счет выпуска воздуха из запасных торпед в аварийном отсеке было создано противодавление, после чего, вернувшись во 2-й отсек, моряки в полной темноте ныряли в ледяную воду, чтобы открыть заклиненный клапан аварийного осушения. Наконец. Спустя 12 часов после начала нештатной ситуации подводная лодка была готова к аварийному всплытию; для этого вода была откачана из минных труб, торпедных аппаратов, дифферентной, уравнительной и торпедозаместительной цистерн; продолжалось осушение аварийного 2-го отсека. Ночью «Л-20» всплыла на поверхность; при этом крен субмарины на нос достигал 86°, а созданное противодавление во 2-м и 1-м отсеках через поврежденную шахту гидролокатора резко упало до нормального, в результате чего все 13 человек, находившихся в двух первых отсеках получили кессонную болезнь (на ногах удержались только трое: Пухов, Доможирский и Бабошин).

    Подводная лодка направилась в базу, куда прибыла утром 5 сентября. Пострадавший личный состав (в том числе трех человек в тяжелом состоянии) отправили в госпиталь, но краснофлотца А.Д. Егорова спасти не удалось, он умер, не приходя в сознание.

    Техническим итогом аварии на подводной лодке стал выход из строя всех электроприборов в 1-м и 2-м отсеках, а в результате аварийного всплытия треснуло 2 бака аккумуляторной батареи, из которых пролит электролит. Погибший краснофлотец Егоров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, остальные 12 человек команды 1-го и 2-го отсеков получили орден Красного Знамени. Кроме них орденом Красного Знамени были отмечены командир подводной лодки В.Ф. Тамман и инженер-механик А.И. Горчаков.

    После прохождения аварийного ремонта, который завершился в конце октября, «Л-20» вечером 16 декабря вышла на позицию «Б» в район мысов Нордкап – Нордкин. Вечером 19 декабря в Порсангер-фьорде подводная лодка поставила мины заграждения № 72 (из-за плохой погоды субмарина не смогла произвести постановку в назначенном районе; был использован запасной вариант, но в результате мины были выставлены севернее судоходного фарватера противника). Вскоре (вечером 26 декабря) «Л-20» получила приказ выйти на перехват вражеского соединения (линкор «Шарнхорст» эсминцы «Z-29», «Z-30», «Z-33», «Z-34» и «Z-38») с задачей прикрытия союзных конвоев «JW-55-B» и «RA-55-A». Отходящие эсминцы подводная лодка, вероятно, обнаружила, но не смогла атаковать из-за невыгодного курсового угла в ночь на 27 декабря, с линкором разобрались силы союзников; вечером 26 декабря он был потоплен.

    Следующий боевой поход был произведен в рамках операции «РВ-2» (позиция «К» в районе острова Рольвсё) во второй половине февраля 1944 года. Едва прибыв на позицию, подводная лодка попала в шторм, получила повреждения (в результате выхода из строя кормовых горизонтальных рулей при погружении подлодки создавался сильный дифферент), была вынуждена вернуться в базу.


Пароход «Muansa». Пароход «Othmarschen».

потопленные подводной лодкой «Л-20» пароходы «Muansa» и «Othmarschen» (бывший «Ville de Metz»)

    В начале марта 1944 года на основании приказа НК ВМФ № 002 от 2 февраля 1944 г. личный состав субмарины был заменен экипажем тихоокеанской «Л-19» во главе с капитаном 3 ранга Алексеевым Евгением Николаевичем. Вскоре часть старого экипажа «Л-20» отправилась в Англию для приемки кораблей в счет раздела итальянского флота, остальные были расписаны на другие подводные лодки. Из старожилов на субмарине остался только старшина трюмных мичман В.А. Леднев. (Среди экипажа погибшей на переходе из Великобритании в СССР подводной лодки «В-1» было не менее 30 человек ранее служивших на «Л-20»).

    В апреле-мае 1944 года субмарина с новым экипажем находилась в оргпериоде, отрабатывая курс боевой подготовки. В ходе выполнения одной из задач днем 9 мая 1944 года в районе острова Торос в Кольском заливе «Л-20» атаковала пара самолетов «FW-190». Команда «Срочное погружение» была отдана слишком поздно; к счастью самолеты не несли бомб, поэтому ограничились только пушечно-пулеметным обстрелом, в результате которого подводная лодка получила 60 пулевых и снарядных пробоин в рубке, надстройке и легком корпусе. Командир подлодки получил легкие ранения в голову и руку.


Повреждения ограждения рубки полученные «Л-20» в результате атаки авиации 9 мая 1944 г. Повреждения ограждения рубки полученные «Л-20» в результате атаки авиации 9 мая 1944 г. Повреждения ограждения рубки полученные «Л-20» в результате атаки авиации 9 мая 1944 г. 10 августа 1944 г. Возвращение из двенадцатого боевого похода. Экипаж подводной лодки «Л-20».

Повреждения ограждения рубки полученные «Л-20» в результате атаки авиации 9 мая 1944 г.
10 августа 1944 г. Возвращение из двенадцатого боевого похода.
Экипаж подводной лодки «Л-20», 1945 год.

    Итогом боевой подготовки субмарины стали показательные сравнительные практические и боевые стрельбы торпедами «ЭТ-80» и «53-39» 22 мая. (Основной причиной проведения данного мероприятия стало то, что многие командиры подлодок с недоверием отнеслись к новому оружию, избегая принимать электроторпеды на борт).

    Два первых боевых похода с новым экипажем (оба выхода обеспечивал командир 1-го дивизиона ПЛ СФ капитан 2 ранга М.П. Августинович) «Л-20» произвела в середине – конце июня 1944 года. Оба раза субмарина ставила мины в районе острова Рольвсё. В ночь на 15 июня «Л-20» выставила 20 мин «ПЛТ-Г» заграждения № 4-м, а в ночь на 28 июня в проливе Рольвсё-сунд сбросила плавающие мины «ПЛТ-2» с установкой приборов самоликвидации до 120 часов. Оба заграждения не имели успеха; первое спустя месяц было обнаружено противником случайно при тралении соседнего минного поля № 5, выставленного «Л-15» 17 июля, второе, вместо того, чтобы быть установленным по курсу идущего конвоя, ставилось наугад, в месте его вероятного прохождения.

    Еще одна попытка использования плавающих мин состоялась в следующем боевом походе. На исходе 8 августа «Л-20» в районе мыса Маккаур субмарина выставила заграждение прямо по курсу конвоя «Lf-127-Ki». К сожалению, мины ставились со сроком самоликвидации 18 часов по акустическим пеленгам, в момент, когда часть кораблей и судов уже прошла над подлодкой. Атака торпедами тоже сорвалась из-за большого курсового угла.

    После небольшого навигационного ремонта в конце августа, в ходе которого на «Л-20» была установлена выдвижная антенна ВАН-ПЗ, подводная лодка во второй половине сентября – начале октября приняла участие в операции «РВ-8», патрулируя в районе Сюльте-фьорда сектор «Е». Несмотря на активный поиск, патрулирование прошло безрезультатно; кроме одиночной десантной баржи, встреченной днем 23 сентября на большой дистанции, противник не был обнаружен.

    Четырнадцатый боевой поход «Л-20» состоялся на завершающем этапе битвы за Заполярье. Вечером 19 октября подводная лодка вышла для действий по плану операции «Вест» в район Лоппского моря (сектор «Ж»). Вечером 23 октября в западной части пролива Серё-сунд подводная лодка выставила два минных поля (заграждения № 64а и № 64б), при установке второго из-за проседания рельс вышло из строя миннопостановочное устройство правого борта. При попытке подать мины вручную оборвался подающий трос 5-й мины, от которой удалось избавиться только спустя сутки. Четыре мины подводники привели обратно в базу.

    В конце ноября 1944 года «Л-20» встала на ремонт, весной 1945 года она стала одной из первых североморских субмарин получивших на вооружение отечественные приборы управления стрельбой с «ТАС-Л».

    9 сентября 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-20», но 17 февраля 1956 года выведена из боевого состава и обращена в опытовую. 10 октября 1957 года подводная лодка принимала участие в ядерных испытаниях на Новой Земле. В результате взрыва она получила тяжелые повреждения и легла на грунт в губе Черная. 28 января 1958 года исключена из состава ВМФ.


14 боевых походов.

28.10.1942 – 02.11.1942
22.11.1942 – 29.11.1942
28.12.1942 – 12.01.1943
28.01.1943 – 08.02.1943
03.03.1943 – 20.03.1943
01.04.1943 – 18.04.1943
29.08.1943 – 05.09.1943
16.12.1943 – 31.12.1943
19.02.1944 – 27.02.1944
11.06.1944 – 18.06.1944
24.06.1944 – 30.06.1944
04.08.1944 – 10.08.1944
16.09.1944 – 05.10.1944
19.10.1944 – 29.10.1944


4 торпедные атаки, 11 минных постановок.

Торпедным оружием уничтожила 2 германских судна (12549 брт).
01.01.1943 ТР «Муанса» (5472 брт)
01.02.1943 ТР «Отмаршен» (7077 брт)

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru