Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное |
«Л-2» «Сталинец» (до 1932 года «Марксист»)подводный минный заградитель II серии
    Заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 196. 21 мая 1931 года подводная лодка спущена на воду, 24 (по другим данным 29) октября 1933 года вступила в строй и вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Подводная лодка «Л-2». 102-мм орудие Б-2 и рубка подводной лодки «Л-2», 1936 г. На мостике подводной лодки «Л-2». Крайний слева - помощник командира субмарины А.В. Трипольский, лето 1936 - 1937 г. Памятник погибшим при аварии на ПЛ «Сталинец» 5 сентября 1934 года. Кладбище Александоро-Невской лавры. Фото А. Емельянова, 2021 г.
    5 сентября 1934 года, когда «Л-2» (командир Иванов Георгий Алексеевич) отрабатывала задачи боевой подготовки с целью определения предельной дальности плавания в подводном положении, на ней произошел взрыв и пожар. В этот момент на борту субмарины кроме штатного экипажа находились дивизионный инженер-механик Григайтис Карл Леопольдович и командир дивизиона подводных лодок Таубе Генрих Генрихович. Григайтис с помощью взятого с собой прибора Сименса определил опасную концентрацию водорода в отсеке, но комдив, опираясь на свой опыт плавания на «барсах» и «декабристах», отклонил его предложение о всплытии, которое прервало бы учебную задачу. Из-за неправильного действия системы вентиляции аккумуляторных ям, приведшего к опасной концентрации водорода, на борту лодки произошел взрыв, в результате чего 4 человека погибли. Среди них были командир дивизиона Таубе, помощник флагманского врача бригады ПЛ З.З. Хвощинский, слушатели учебного отряда подплава В.М. Блинов и В.А. Недялко; они похоронены на кладбище Александро-Невской Лавры. 6 человек экипажа субмарины, в том числе командир корабля и штурман, получили ранения. Принявший на себя командование кораблем К.Л. Григайтис организовал борьбу за живучесть и приказал провести аварийное всплытие. За проявленное мужество и самообладание при ликвидации аварии он был награжден орденом Ленина. Дополнительно: воспоминания К.Л. Григайтиса об аварии 5 сентября 1934 года.
    За два дня до начала Советско-финляндской войны подводная лодка встала в Ленинграде на капитальный ремонт, что исключило ее участие в боевых действиях. Подводная лодка «Л-2» на дне. Фото Ивана Боровикова, Разведывательно-водолазная команда. 3D модель «Щ-317».
    Остов субмарины был найден в 2006 году сотрудниками Морского музея Эстонии под руководством В. Мяса в точке 59°46' с.ш./25°16' в.д., а в июне 2012 года финская экспедиция под руководством М. Иванова провела обследование объекта. Подлодка лежит на глубине 88 метров; кормовая часть (на которую приходится район повреждений) полностью укрыта грунтом, что не дает возможность дать полную характеристику полученных повреждений. 1 боевой поход 13.11.1941 – + 14.11.1941. |
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум |