Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Л-16»

подводный минный заградитель XIII серии

    Заложена 5 ноября 1935 года на заводе № 198 в Николаеве под стапельным номером 306. Секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке производилась её сборка. 9 июля 1937 года субмарина спущена на воду и 9 декабря 1938 года вошла в состав Тихоокеанского флота. В июле 1938 года корабль предполагалось назвать «Блюхеровец».

    22 июня 1941 года подводная лодка встретила в составе 3-го отдельного дивизиона ПЛ в Петропавловске-Камчатском.


Подводная лодка «Л-16»

Подводная лодка «Л-16». Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 1942 г.

    24 сентября 1942 субмарина под командованием капитан-лейтенанта Гусарова Дмитрия Федоровича в паре с «Л-15» начала переход с Дальнего Востока на Север через Панамский канал. Поскольку переход проходил через районы военных действий, подводные лодки несли на корме громадные линкорные флаги, чтобы не стать случайной жертвой торпед американской или японской субмарины. Корабли следовали без охраны в надводном положении со скоростью 11-12 узлов. «Л-16» шла головной. В ночь с 11 на 12 октября 1942 года на переходе Датч Харбор – Сан-Франциско «Л-16» в точке с координатами: 46°04' с.ш./ 138°58 ' з.д. (по другим данным 45°41' с.ш./ 138° 56' з.д.) атакована и потоплена неизвестной подводной лодкой. С дифферентом на корму в 45 градусов «Л-16» начала быстро погружаться в воду и через 25-30 секунд исчезла с поверхности океана. Сигнальщики «Л-15» обнаружили два перископа с левого борта, примерно на расстоянии одной мили, артиллеристы успели выпустить по нему пять снарядов из 45-мм орудия, а радисты успели поймать последнюю радиограмму с «Л-16»: «Погибаем от ...». На этом передача оборвалась.

    На подводной лодке погибло 56 человек.

    После войны ответственность за потопление «Л-16» возложили на командира японской подводной лодки «I-25» М. Тагами. Он возвращался от американского берега и, заметив две субмарины, выстрелил последнюю оставшуюся торпеду, считая лодки американскими. Однако, есть информация, что он правильно классифицировал цели, так как был извещен своим командованием о маршруте их следования, и не пытался атаковать, но по прибытии в базу доложил об уничтожении американской подводной лодки. Радиостанция в Токио 27 декабря 1942 года на японском, а 28 декабря на английском языке сообщила о потоплении японской подводной лодкой одной из субмарин союзников. Судя по времени и месту атаки, это могла быть только «Л-16». Однако подводники «Л-15» видели два взрыва и след еще одной торпеды, уходящей в океан. Если это действительно так, то известно, что за день до выхода наших лодок из Датч-Харбора, оттуда же вышла американская субмарина «S-31», приняв полный боекомплект. Вскоре она пришла в Сан-Франциско, причем снова принимала торпеды. Более того, перископы этой лодки были довольно специфическими, и походили на перископы, выглянувшие из воды и обстрелянные артиллеристами «Л-15».

    Инцидент, который мог вызвать войну между СССР и Японией в 1942, мог быть не случайным и был выгоден только США, так как и их союзник, и противник были бы вынуждены воевать на два фронта, что значительно облегчило военные усилия Соединенных Штатов.

    30 декабря в своей телеграмме Сталину президент Рузвельт писал: «выражаю сожаление по поводу потери Вашего корабля с его доблестной командой, и выражаю мою высокую оценку вклада, который вносит в дело союзников так же Ваш доблестный Военно-морской флот в дополнение к героическим победам Вашей Красной Армии».


памятник экипажу ПЛ «Л-16» в Петропавловске-Камчатском.

Памятник экипажу ПЛ «Л-16» в Петропавловске-Камчатском.
    30 июля 1963 года в Петропавловске-Камчатском открыт памятник экипажу «Л-16». На нем надпись: «Подвига не забудем. Гибели не простим».


 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru