Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Л-15»

подводный минный заградитель XIII серии

    Субмарина заложена 5 ноября 1935 года на заводе № 198 в Николаеве под стапельным номером 305, а затем секциями перевезена во Владивосток, где на заводе № 202 производилась ее окончательная сборка. 26 декабря 1936 года (по другим данным в июне 1937 года) подводная лодка спущена на воду и 6 ноября 1938 года под командованием капитан-лейтенанта Фёдорова Александра Дмитриевича вступила в строй. 4 марта 1939 года «Л-15», которую в июне 1938 года предполагалось назвать «Чапаевец» вошла в состав Тихоокеанского флота.

    22 июня 1941 года «Л-15» встретила под командованием В.М. Шонина в составе 5-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ТОФ в бухте Малый Улисс, но в августе перечислена в состав 3-го отдельного дивизиона ПЛ в Петропавловске-Камчатском. Утром 25 сентября 1942 года подводная лодка под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитана 2 ранга) Комарова Василия Исаковича начала трансокеанский переход на Северный флот. Движение осуществлялся в паре с «Л-16». Корабли следовали без охраны в надводном положении со скоростью 11-12 узлов. В ночь с 11 на 12 октября 1942 года на переходе Датч-Харбор – Сан-Франциско «Л-16» была атакована и потоплена неизвестной подводной лодкой. Пройдя через Панамский канал, субмарина оказалась в Атлантике.


Подводная лодка «Л-15» Подводная лодка «Л-15». Коко-Соло, Панама, октябрь 1942 г. Экипаж подводной лодки «Л-15». Гринок, начало 1943 г. Подводная лодка «Л-15». Октябрь - декабрь 1942 г. Экипаж ПЛ «Л-15», 1945 г.

Подводная лодка «Л-15»
Подводная лодка «Л-15». Коко-Соло, Панама, октябрь 1942 г.
Экипаж подводной лодки «Л-15». Гринок, начало 1943 г.
Подводная лодка «Л-15». Октябрь - декабрь 1942 г.
Экипаж подводной лодки «Л-15», 1945 год.

    10 января 1943 года на подходе к Исландии, на «Л-15» несколько раз выходило из строя рулевое управление; 11 января с прибытием в Рейкьявик на субмарине произвели водолазный осмотр, который выявил, что на корабле отсутствуют кормовые горизонтальные рули. Подлодке предложили перейти для ремонта в Британию, 4 февраля в сопровождении двух британских тральщиков она перешла из Рейкьявика в Гринок, Шотландия, куда благополучно прибыла 9 февраля. Фирма «Скоту» взялась за изготовление кормовых горизонтальных рулей субмарины со сроком окончания всех работ 20 апреля. Учитывая вынужденный простой «Л-15», на ней решили установить радиолокационную станцию «286W», гидролокационную станцию «Дракон-129», торпедный автомат стрельбы, радиопеленгатор, а так же заменить аккумуляторные батареи. 22 февраля подводная лодка встала в сухой док для проведения всех ремонтных и монтажных работ. 21 апреля она вышла из дока, и 26 апреля начала проведение ходовых испытаний. При возвращении в Гринок во время швартовки в пургу на «Л-15» вышел из строя машинный телеграф и она навалилась на британскую подлодку «P-245», повредив себе носовые горизонтальные рули и 3 мая вновь встала в сухой док для ремонта. 11 мая «Л-15» вышла из дока, и 20 мая в сопровождении французского эсминца перешла в Лервик (Шетлендские острова), куда благополучно прибыла 22 мая. В тот же день она вышла на Родину и 29 мая 1943 года прибыла в Полярное, проделав за время перехода 16402 мили. В день прибытия в Советский Союз «Л-15» включена в состав 1-го дивизиона ПЛ СФ.

    В первый боевой поход с задачей постановки мин у острова Серё и дальнейших действий в Лоппском море «Л-15» вышла днем 17 июня. Утром 22 июня «Л-15» двумя банками выставила заграждение № 62-бис. Далее, действуя в торпедном варианте «Л-15» проникла на шхерный фарватер, но ничего там не обнаружив, ушла в море. 1 июля «Л-15» отозвана в базу и спустя два дня прибыла в Полярное. К этому времени заграждение, выставленное подводной лодкой было обнаружено и уничтожено противником.

    Второй боевой поход подводного минного заградителя начался ночь на 14 августа. «Л-15» должна была действовать в пределах позиции № 4 (Вардё – мыс Сейбунес), а так же выставить минное заграждение № 86 у северного входа в пролив Буссе-сунд. Утром 15 августа подводная лодка успешно выполнила минную постановку, выставив тремя банками 20 мин. Мины были установлены на достаточно большом углублении – 4,3 м, поэтому их жертвой могли стать только довольно крупные суда. Заграждение было обнаружено противником 26 августа; тральщики вытралили часть мин, но утром 4 октября 1943 года в этом месте подорвался на плавающей мине и погиб немецкий большой охотник «Uj-1214».

    Дальнейшее нахождение подводной лодки на позиции проходило в традиционном торпедном варианте. Наряду с действиями на прибрежной коммуникации противника «Л-15» впервые на флоте выполнила задачу по разведке вражеских минных полей с помощью гидролокатора «Дракон». (Так 15 и 18 августа были обнаружены мины заграждений «NW-32» и «NW-30»). Утром 18 августа «Л-15» с дистанции 10-12 кбт атаковала группу боевых кораблей, и, хотя через 97 и 109 секунд на субмарине зафиксировано два взрыва, а осмотр горизонта в перископ спустя 10 минут после атаки показал отсутствие цели, пуск торпед, произведенный на пределе визуальной видимости, ушел «в молоко» и не был замечен противником. (В штабе на счет «Л-15» все-таки зачли уничтожение двух тральщиков). Спустя полтора часа при отходе к месту зарядки, несмотря на работающую в активном режиме гидроакустическую станцию, «Л-15» подорвалась на трубке «КА» мины «UMB» заграждения «NW-30». Взрыв произошел в 60 метрах над субмариной шедшей на глубине 75 м в точке 70°53'7 с.ш./29°40' в.д. На подводной лодке вышли из строя ряд электроизмерительных приборов, часть освещения, по сварному шву лопнула главная балластная магистраль в VI и VIII отсеках. К вечеру из-за болезни командира, который предполагал у себя приступ аппендицита «Л-15» начала возвращение в базу.

    Послепоходовый ремонт субмарины затянулся: 8 сентября при пробном погружении в Кольском заливе подводная лодка сильно ударилась носовой частью о грунт. Весь сентябрь «ленинец» простоял в аварийном ремонте, в ходе которого на подводной лодке заменили дизели.

    Выход на третье боевое патрулирование состоялся только вечером 18 ноября. «Л-15» предстояло обслуживать позицию «Б» в районе между мысом Нордкап и мысом Нордкин. Через 32 часа после занятия назначенного района «Л-15» с дистанции 10 кбт разрядила торпедные аппараты по группе боевых кораблей, а спустя 2 минуты зафиксировала взрыв. Четыре сильных взрыва отмечены еще спустя 19-21 минуту после пуска торпед (через 25 минут в перископ наблюдался лишь сторожевик и несколько мотоботов), что дало основание командиру подлодки заявить об уничтожении трех кораблей: минного заградителя, миноносца и тральщика.

    Следующая атака «отряда кораблей» у мыса Нордкап состоялась утром 24 ноября, когда подводная лодка из надводного положения с дистанции 15-16 кбт выпустила три торпеды по группе тральщиков (вероятно, атака произведена по норвежским рыбакам), и, не дожидаясь визуального подтверждения результата атаки, погрузилась. Наблюдая за горизонтом в перископ, командир субмарины по возвращении в базу доложил, что видел на воде вспышку пламени, что дало ему основание посчитать атаку успешной. Ожидая появление в районе атак противолодочных кораблей противника, субмарина отказался от минной постановки в районе Хоннингсвога и вернулся в базу; днем 26 ноября она ошвартовалась в Полярном.

    6 декабря «Л-15» начала текущий ремонт, который был уже завершен, когда 25 мая 1944 года при пробном погружении подводная лодка ударилась о дно, повредив обтекатель «Дракона». Субмарина была вынуждена встать в док, и была готова к ведению боевых действий только к началу операции «РВ-6».

    Вечером 9 июля 1944 года «Л-15» вышла к острову Рольвсё, где в ночь на 17 июля в проливе Рольвсё-сунд выставила 20 мин, после чего к исходу дня направилась в базу. 18-19 июля мины заграждения № 5, выставленные «Л-15» были уничтожены тральщиками противника.

    Во второй половине августа подводная лодка действовала в пределах позиции № 1 у мыса Нордкин. Утром 15 августа в устье Кьелле-фьорда подводная лодка разрядила содержимое носовых торпедных аппаратов по «группе боевых кораблей» стоящих на якоре. Дистанция до цели составляла 12-15 кбт, поэтому, в условиях ограниченной видимости вместо отряда кораблей атаке подверглись прибрежные скалы. Через полчаса, обнаружив дымы от взрывов собственных торпед, и посчитав, что с запада движется конвой, подводная лодка выставила в поперек его предполагаемого курса полный магазин плавающих мин ПЛТ-2, и хотя через несколько часов в направлении только что установленных мин на подлодке зафиксировано несколько взрывов, по оценке начальника отдела подводного плавания СФ контр-адмирала В.П. Карпунина «мины выброшены в море неизвестно против кого».

    Два последних патрулирования (в середине сентября «Л-15» должна была обслуживать сектор «А» в районе Порсангер-фьорда, а в начале ноября сектор «Ж» у острова Серё) из-за болезни командира подлодки прервались едва начавшись. 23 марта 1945 года «Л-15» встала на ремонт в Мурманске, где встретила День Победы.


Подводная лодка «Л-15»

Подводная лодка «Л-15». Последний причал.

    Летом 1948 года корабль по Беломоро-Балтийскому каналу переведен в Балтийское море. 10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-15», 24 декабря 1955 года субмарина выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки «КБП-54», а 20 июня 1956 года исключена из списков плавсредств ВМФ и сдана на слом.


7 боевых походов.

17.06.1943 – 03.07.1943
14.08.1943 – 19.08.1943
18.11.1943 – 26.11.1943
09.07.1944 – 19.07.1944
06.08.1944 – 17.08.1944
16.09.1944 – 22.09.1944
03.11.1944 – 09.11.1944

4 безрезультатные торпедные атаки.
4 минных постановки. Минным оружием, возможно, потоплен 1 сторожевой корабль.

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru