Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Калев»

(бывшая эстонская «Kalev»)

    Заложена в мае (по другим данным 1 июля) 1935 года на судоверфи «Vikers Armstrong Ld» в Барроу (Великобритания) по заказу Эстонской Республики. 7 июля 1936 года корабль был спущен на воду, и 12 марта 1937 года вступил в строй. 19-24 мая 1937 года только что вошедший в состав ВМС Эстонии «Kalev» принял участие в военно-морском параде на Спитхэдском рейде в честь коронации Георга VI. 19 августа 1940 года с вхождением Эстонии в состав СССР подводный минный заградитель был включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Принимая во внимание, что на корабле заграничной постройки приборы и механизмы имели существенное отличие от отечественных, и для их обслуживания требовалась особая подготовка, на «Калеве» была оставлена часть старого эстонского экипажа: боцман мичман Метсар Микуль Авдеевич, старшины групп Адлер Хельмуд Юрьевич (минно-торпедной) и Ветеля Вело Густавович (трюмных). В феврале 1941 года они были приведены к присяге.


«Lembit» и «Kalev» на стапеле судоверфи «Vikers Armstrong Ld». Барроу, Великобритания, 1936 год. Спуск на воду одной из эстонских подводых лодок. 7 июля 1936 г., Барроу, Великобритания. «Kalev» на ходовых испытаниях. Барроу, Великобритания, 1937 год. «Lembit» и «Kalev». 1938 г.
«Lembit» и «Kalev» на стапеле судоверфи «Vikers Armstrong Ld». Барроу, Великобритания, 1936 год.
Спуск на воду одной из эстонских подводых лодок. 7 июля 1936 г., Барроу, Великобритания.
«Kalev» на ходовых испытаниях. Барроу, Великобритания, 1937 год.
«Lembit» и «Kalev». 1938 г.

    3 октября 1940 года командиром субмарины назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Ныров Борис Алексеевич. Под его командованием «Калев» встретил 22 июня 1941 года, находясь в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ в Либаве. Вечером 23 июня «Калев» покинул город, на подступах которого уже начались бои. 4 июля субмарина прибыла в Кронштадт, где встала на ремонт, который продлился до начала августа 1941 года.

    В свой первый боевой поход с задачей установки минного заграждения у Ужавы подводная лодка вышла 8 августа 1941 года. Вечером 11 августа «Калев» прибыл в назначенный район (мыс Овизи – маяк Ужава, позиция № 20), где на исходе 12 августа западнее мызы Сарнате, юго-западнее маяка Ужава, произвел минную постановку. (Выставлено 10 мин в трех минных банках по 3, 3 и 4 мины с интервалом 60, и углублением 3 метра). Еще в годы войны существовало мнение, что мины были выставлены мористее указанного района в стороне от судоходного фарватера, однако официальные советские послевоенные данные оценивают минное заграждение, установленное «Калевом» как самую эффективную минную постановку (в соотношении мин на цель) подводной лодки ВМФ СССР в Великую Отечественную войну. По данным советских источников на минных банках «Калева» 26 сентября и 7 ноября 1941 года погибли танкер «Мозель I» (реально, плавбаза «Mozel», 1912 г., 796 брт) и транспорт «Фрауенбург» («Frauenburg», бывший эстонский «Peet», 22 июня 1941 г., интернированный в Швеции и переданный прежнему владельцу, 1913 г., 2111 брт). В действительности оба судна погибли в районе Виндавы несколько севернее мин «Калева» на донных неконтактных минах выставленных немецкими торпедными катерами 3-й флотилии в ночь на 22 июня 1941 года (выставлено всего 6 мин). Одноименный танкер «Мозель» (8428 брт) в 1941 году был продан Германией Японии и до 1 марта 1945 года благополучно выполнял свои задачи, пока под именем «Тайсуй Мару» не погиб на мине в Симоносекском проливе. Упоминаемый в ряде источников без точной даты и места гибели как жертва мин «Калева» пароход «Эстиранд» («Eestirand», как вариант, «Эстираит», «Эспирайт», 1910 г., 4444 брт) действительно выбросился на береговую отмель, но не на побережья Курляндии, а у острова Прангли (в других источниках у острова Кери). Советский пароход, к тому времени военный транспорт КБФ «ВТ-532», имевший на борту мобилизованных эстонцев, был потерян днем 24 августа в результате попадания двух бомб с атаковавших его «юнкерсов».


Подводный минный заградитель «Kalev». Подводный минный заградитель «Kalev». Подводный минный заградитель «Kalev». Подводный минный заградитель «Kalev».
Подводный минный заградитель «Kalev».

    Попытка «Калева» действовать в торпедном варианте так же не удалась, единственная попытка выйти в атаку на конвой 19 августа, была прервана сторожевиком из состава эскорта.

    Утром 21 августа «Калев» вернулся в Таллин, когда город был уже на осадном положении. 28-29 августа подводная лодка в составе Отряда главных сил совершила прорыв из Таллина в Кронштадт. На переходе субмарина была обстреляна с немецкого самолета, в результате чего один краснофлотец был убит, а командир «Калева» ранен. Несмотря на это, подводная лодка днем 30 августа благополучно прибыл в Кронштадт, доставив туда 8 подобранных в воде людей с погибших судов.

    Весь сентябрь подлодка простояла в Кронштадте. В это время с корабля списали остатки эстонского экипажа. Вместо старшин-эстонцев личный состав «Калева» пополнился моряками с ранее погибших подводных лодок: боцманом главным старшиной Н.А. Трифоновым с «М-94», и старшиной 2 статьи Г.И. Пасевкиным, спасенным с «С-5».

    Второй боевой поход с задачами высадки на вражеское побережье (в бухте Ихасалу-лахт у мыса Ихасалунем, порядка 30 км восточнее Таллина) разведгруппы из трех человек (двое мужчин и женщина-радист) и минной постановки в районе Таллина стал для «Калева» последним. Вечером 29 октября 1941 года подводная лодка вышла из Кронштадта к Гогланду, откуда вечером следующих суток должна была продолжить движение в район действий. Больше «Калев» никто не видел, подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась. От разведгруппы известий не поступало, достоверных данных о выставленных «Калевом» в районе Таллина минах так же нет.

    Вероятно, подводная лодка погибла в период 30 октября – 1 ноября 1941 года на одной из мин, которых в Финском заливе было предостаточно. Если субмарине удалось достигнуть Гогланда, то она могла подорваться на одной из мин заграждения «Юминда» восточнее острова Прангли.

    Информация о том, что «Калев» до своей гибели успел поставить мины не верна, как и данные о том, что на этих минах 11 июня 1942 года подорвалась и выбросилась на берег плавбаза катеров-тральщиков «MRS-11» (бывших теплоход «Osnabruck», 1935 г., 5094 брт). Причиной подрыва корабля и потерь среди его личного состава (84 убитых, 35 раненных) стала одна из невытраленных мин советского заграждения № 12а, установленного минным заградителем «Марти» еще в начале войны. Так же не соответствует действительности информация о том, что останки субмарины найдены на дне Финского залива.

    Вместе с «Калевом» погибло 38 членов экипажа и 3 сотрудника разведотдела КБФ.


2 боевых похода

08.08.1941 – 21.08.1941
29.10.1941 – +

1 безрезультатная минная постановка (10 мин).

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru