Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«К-56»

крейсерская подводная лодка XIV серии

    Заложена 17 октября 1937 года на заводе № 189 в Ленинграде под стапельным номером 289. 29 декабря 1940 года корабль спущен на воду. К началу войны подводная лодка находилась в достройке. Степень ее технической готовности составляла на 1 июля 1941 года 86,8%. 22 июня 1941 года «К-56» встретила под командованием капитана 3 ранга Гольдберга Григория Алексеевича в составе учебной бригады ПЛ (с сентября 1941 в дивизионе строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ).

    В первую блокадную зиму подводная лодка оказала неоценимую услугу Ленинграду и его жителям. 10 января 1942 года остановились насосы центральной водопроводной станции города. Без воды оказались город и его хлебозаводы. Стоящей возле насосной станции «К-56» было приказано дать воду хотя бы для хлебозаводов. Морякам подводной лодки пришлось решить сложную техническую задачу. Спустя 22 часа дизели лодки погнали воду в напорную башню, а еще через 60 часов силами подводников были пущены дизели самой станции.

    В мае командиром подводной лодки стал капитан 2 ранга Попов Иван Петрович. 29 ноября 1942 года «К-56» вступила в строй и вошла в состав КБФ. К середине мая 1943 года «К-56» была в готовности к выходу на позицию, но, так как подводные лодки вышедшие раньше так и не сумели преодолеть противолодочный рубеж, поход отменили. Первую половину 1944 года «К-56» продолжала боевую подготовку. 12 сентября в западной части Лужской губы «К-56» стала объектом атаки вражеской субмарины. К счастью, торпеды прошли мимо. С выходом Финляндии из войны стал возможен проход подводных лодок КБФ финскими шхерными фарватерами в открытую часть Балтики. 15 октября «К-56» прибыла в Хельсинки, а 17 октября прибыла к Утё, откуда направилась в первый боевой поход на позицию к маяку Риксгафт, где совместно с авиацией она должна была действовать в открытой части Балтийского моря. На исходе 19 октября, обойдя остров Готланд с запада, подводная лодка прибыла на позицию ожидания. Вечером следующих суток субмарина получила приказ командования занять район у южного входа в Кальмарзунд (позиция № 9). В ночь на 22 октября у южной оконечности острова Эланд подводная лодка вышла в атаку на неустановленное судно, на самом деле оказавшемся береговыми створами, и на короткое время села на мель. В результате аварии на субмарине получили повреждения топливные цистерны в легком корпусе. Спустя сутки «К-56» получила приказ сменить район действий. Субмарине предписывалось занять район между маяками Стило и Брюстерорт (позиции № 5 и 6). Днем 24 октября, когда субмарина пережидала шторм на глубине 25 м, от ударов о грунт «К-56» получила дополнительные повреждения кингстонов цистерн главного балласта и топливных цистерн. Неудачи продолжали преследовать подводную лодку. Утром 25 октября она стала объектом атаки неизвестной вражеской субмарины. Вскоре плохая организация службы привела к несанкционированному пуску двух торпед из кормовых торпедных аппаратов. Днем 25 октября, обнаружив после всплытия подводной лодки демаскирующий след от утечки топлива, командир принял решение о возвращении в базу. 28 октября «К-56» перешла в Хельсинки, откуда подводная лодка направилась в Кронштадт, где встала на доковый ремонт.

    Утром 17 декабря состоялся второй выход субмарины на вражеские коммуникации. Подводной лодке предстояло действовать в районе Кольберга (позиция №7). Учитывая неудачи первого похода на борту подводной лодки в качестве обеспечивающих вышли в море командир 2-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Шулаков Евгений Георгиевич и флагманский штурман бригады капитан 3 ранга Чалов. На следующий день на «К-56» выявлено просачивание соляра в аккумуляторную яму из-за щели в топливной цистерне. Ремонт, проведенный в Кронштадте, был ненадлежащего качества. Днем 20 декабря подводная лодка прибыла в назначенный район.

    Утром 23 декабря северо-западнее маяка Штольпемюнде «К-56» атаковала одиночно идущий транспорт. Через минуту после пуска торпед с подводной лодки наблюдали сильный взрыв и гибель судна в точке 54°57'8 с.ш./16°10' в.д. Противник оставляет данную атаку «К-56» без комментариев. Вечером 25 декабря подводная лодка западнее банки Штольпе обнаружила конвой. Первые три выпущенные торпеды из-за внезапного изменения курса цели ушли «в молоко». Субмарина продолжила преследование и через два с половиной часа в точке 55°13'2 с.ш./ 16°57' в.д. повторила атаку. На этот раз торпеды нашли цель. На дно отправился транспорт «Балтенланд» в 3.038 брт (бывший пароход «Валдона» латвийского судоходства захваченный немцами в первый день войны). Продолжая преследование конвоя, «К-56» через 12 минут выпустила две торпеды по танкеру, но он сумел уклониться. Попытка сблизиться и уничтожить судно артиллерией не удалась. Подводная лодка была обнаружена и отогнана сторожевым кораблем, сбросившим без особого успеха 6 глубинных бомб.


Подводная лодка «К-56». Хельсинки, 1944 год. на переднем плане видна рубка ПЛ «Лембит» Подводная лодка «К-56». Хельсинки, 1944 год. Подводная лодка «К-56». Артиллерийские учения на одной из балийских «катюш».

    Подводная лодка «К-56». Хельсинки, 1944 год. на переднем плане видна рубка ПЛ «Лембит».
    Подлодка «К-56». Финляндия, 1944 - 1945 гг. (2, 3)
    Артиллерийские учения на одной из балийских «катюш».

    Днем 29 декабря эсминец «Z-5» миноносец «Т-35», проводившие учения по бомбометанию в Померанской бухте обнаружили «К-56». На этот раз на лодку сброшены не учебные, а боевые глубинные бомбы. Через несколько часов экипаж субмарины отквитался за перенесенную им бомбежку. Вечером в 19 милях южнее острова Борнхольм подводная лодка атаковала одиночно идущее судно. Правда, на этот раз жертвой «К-56» стал шведский транспорт «Венерсборг» (1.046 брт), шедший из Сундсвалля в Кёпенхамн с грузом целлюлозы. Торпеды взорвались в районе четвертого трюма, и судно начало тонуть. Весь экипаж транспорта перебрался в шлюпку и мотобот. На подходе к шхерам в районе Бузорен шлюпка перевернулась, и все находившиеся там погибли. Четыре человека сумели высадиться на берег с мотобота, но трое из них умерли от переохлаждения. 1 января 1945 года единственного спасшегося с «Венерсборга» матроса Б. Кнутссона спасли рыбаки. Потери экипажа судна составили 19 человек.

    Тем временем подводная лодка продолжала оставаться на позиции. Утром 2 января в точке 55°11'6 с.ш./ 16°25'4 в.д. она безрезультатно атаковала транспорт из состава конвоя и только после того начала возвращение в базу. Днем 5 января «К-56» прибыла в Хельсинки, где встала на межпоходовый ремонт.

    В третий боевой поход «К-56» вышла днем 29 марта. Подводной лодке предстояло действовать в районе банки Штольпе (западная часть позиции № 4). В ночь на 4 апреля подводная лодка заняла указанный район, где уже днем северо-западнее маяка Стило атаковала соединение германских кораблей. Целью атаки по докладу командира «К-56» стал крейсер типа «Эмден». Через полторы минуты после пуска торпед на субмарине услышали три взрыва. Вероятно, это были разрывы трех глубинных бомб, сброшенных кораблями эскорта на безопасном удалении от подводной лодки. Спустя 40 минут при осмотре горизонта крейсер не наблюдался, но в это время и в этом месте Германия крейсеров не теряла. Дальнейшие попытки атаки конвоев по различным причинам срывались. Лишь утром 11 апреля в 25 милях южнее Утклиппана «К-56» атаковала тральщик типа «Фритьоф». Две выпущенные торпеды прошли под целью, и подводная лодка использовала артиллерию. Так как цель находилась вне угла обстрела носового 100-мм орудия, а у кормового прикипела пробка казенника, в дело вступили 45-мм пушки. Через 12 минут после выпуска 52 45-мм и 4 100-мм снарядов судно пошло ко дну. Действительной жертвой «К-56» в этот раз стала шведская парусно-моторная шхуна «Рамона» (57 брт). Из ее экипажа в 5 человек в результате обстрела погиб матрос Р. Карлссон. Вскоре подошедшие к месту гибели судна шведские тральщики «Сандён» и «Бремён» сбросили в районе предполагаемого нахождения субмарины 15 глубинных бомб. Шведские корабли продолжали преследовать лодку утром и весь день, сбросив на нее 77 глубинных бомб.

    Дальнейшее патрулирование не принесло успеха. Пытаясь выйти в атаку, подводная лодка несколько раз подвергалась атакам сил ПЛО. В ночь на 24 апреля «К-56» направилась в базу и вечером 26 апреля прибыла в Хельсинки, где ее застало известие о капитуляции Германии.


Подводная лодка «Б-9» (бывшая «К-56») после стрельб на приз Главкома ВМФ, Скверный флот, 1953 г.

    Подводная лодка «Б-9» (бывшая «К-56») после стрельб на приз Главкома ВМФ, Скверный флот, 1953 г.

    После окончания войны «К-56» переведена на Северный флот. 9 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-9». 30 декабря 1956 года субмарина выведена из боевого состава и отнесена к подклассу опытовых подводных лодок. 21 сентября 1955 года она была повреждена при испытательном взрыве атомной торпеды «Т-5» на Новой Земле и 24 сентября окончательно потоплена в губе Черная при испытаниях ядерного оружия.


3 боевых похода.
17.10.1944 – 28.10.1944
17.12.1944 – 05.01.1945
29.03.1945 – 26.04.1945

Произвела 8 торпедных (выпущено 24 торпеды), 1 артиллерийскую атаку. Потопила 3 судна (4.141 брт).
26.12.1944 ТР «Балтенланд» («Валдона») 3.038 брт
26.12.1944 ТР «Венерсборг» 1.046 брт
11.04.1945 ПМШ «Рамона» 57 брт
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru