Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Щ-309» («Дельфин»)

подводная лодка V-бис-2 серии

    Заложена 6 ноября 1933 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). Заводской номер 550/3. 10 апреля 1934 (по другим данным в мае 1935) года подводная лодка была спущена на воду и 14 ноября 1935 года вступила в строй. 20 ноября 1935 года корабль вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Начало советско-финляндской войны «Щ-309» встретила под командованием капитан-лейтенанта Веселова Семёна Степановича в составе 21-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ. В момент начала боевых действий субмарина находилась в море. 30 ноября 1939 года «Щ-309» заняла район у острова Форэ (северо-восточнее Готланда, позиция № 17). Задачей подводной лодки было осуществление дальней блокады Финляндии и наблюдения за шведским флотом. Фактически в зоне действия «Щ-309» проходили только немецкие пароходы, лишь 2 декабря субмарина обнаружила шведский вспомогательный корабль, о чем донесла командованию по радио. Убедившись в нейтралитете Швеции, командование 5 декабря дало лодке «добро» на возвращение.

    Не успев пройти межпоходового ремонта, «Щ-309» вместе с другими лодками дивизиона перебазируется в Либаву, откуда 14 января 1940 года вновь выходит на позицию с задачей осуществления блокады Финляндии в районе Аландских островов. В суровых условиях штормов и морозов зимы 1939/1940 года подводная лодка пробыла на позиции трое суток. Льдом оборвало антенны. Орудия и барбеты обмерзли и представляли собой глыбы льда, обколоть который не представлялось возможным, так как людей смывало за борт, и их с трудом удавалось вытягивать на палубу. 17 января подводная лодка вернулась в Таллин.

    Начало Великой Отечественной войны «Щ-309» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Кабо Исаака Соломоновича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ.

    На рассвете 22 июня «Щ-309» вместе с другими подлодками дивизиона вернулась в Таллин с учений. Уже вечером следующего дня «Щ-309» вышла на позицию к Стокгольмским шхерам и 25 июня заняла указанный район. К сожалению, подготовка командира и экипажа корабля оставляла желать лучшего. Кабо, переоценивая силы ПЛО противника, действовал слишком осторожно. Обнаружив в районе маяка Хувудшер транспорт, стоящий на якоре, он отказался от атаки, когда же днем 2 июля на горизонте обнаружились дым и мачты, торпедисты, готовившие торпедный аппарат к залпу, заполнили кольцевой зазор забортной водой, и подводная лодка, получив отрицательную плавучесть, провалилась на глубину. Возможность атаковать была утеряна. 10 июля «Щ-309» была отозвана в базу, и вечером следующего дня самостоятельно прибыла в бухту Кихелькона, а оттуда перешла в Кронштадт.

    В следующий боевой поход «Щ-309» вышла только 27 сентября. Командование опасалось прорыва немецких кораблей к Ленинграду. До 17 октября «Щ-309» находилась в районе острова Малый Тютерс (позиция № 2), но кораблей противника встречено не было, и подводная лодка вернулась в базу.

    После небольшого межпоходового ремонта, 8 ноября субмарина вновь вышла в море. На этот раз – в составе конвоя следовавшего на Ханко. До 15 ноября «Щ-309» находилась в устье Финского залива у маяка Богшер, прикрывая эвакуацию военно-морской базы, затем переместилась в район между Виндавой и Либавой (позиция № 2), где патрулировала до вечера 23 ноября. Не обнаружив целей, достойных торпеды, «Щ-309» вернулась к острову Гогланд, где из-за отсутствия эскорта была вынуждена задержаться на 10 дней. За это время ледовая обстановка значительно ухудшилась. 7 декабря субмарина вынуждена встать на якорь у Лавенсари, откуда до Кронштадта ее довел ледокол «Молотов». На переходе «Щ-309» получила повреждения корпуса, что не помешало ей 12 декабря благополучно достигнуть Ленинграда.


Подводная лодка «Щ-309». Повреждения «Щ-309» после аварии 28 мая 1942 г. Члены экипажа «Щ-309» после награждения. Подводная лодка «Щ-309». Краснофлотец Антоненко. Артиллерийский расчет подводной лодки «Щ-309».

    Подводная лодка «Щ-309».
    Повреждения «Щ-309» после аварии 28 мая 1942 г.
    Члены экипажа «Щ-309» после награждения. Слева направо: акустик А.Ф. Петрюк, трюмный старшина 2-й ст. И.Я. Фесенко, командир отделения рулевых старшина 1-й ст. В.Г. Томасов и трюмный А.И. Зотов. Осень 1942 г.
    Подводная лодка «Щ-309». Краснофлотец Антоненко.
    Артиллерийский расчет подводной лодки «Щ-309». У орудия краснофлотцы В.А.Абрамов,Антонов и Н.А.Петров декабрь 1942г. Фото С.Струнникова.

    До лета 1942 года экипаж субмарины своими силами проводил ремонт корабля. 28 мая при подъеме «Дельфина» на гинях спасательного судна «Коммуна» для осмотра подводной части субмарины, из-за неправильного расчета лопнула часть строп, а сохранившимися была прорезана цистерна главного балласта № 2 и нанесены вмятины в балластных цистернах № 2 и № 5. Ремонт затянулся, поэтому в следующий боевой поход «Щ-309» вышла только 13 августа в составе второго эшелона подводных лодок. На переходе в Кронштадт подводная лодка была обстреляна артиллерией противника, и в районе Петергофского маяка села на мель, с которой снялась своими силами. В ночь на 18 августа в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров «Щ-309» вышла на позицию в Аландское море.

    Благополучно форсировав минные заграждения противника в Финском заливе, подводная лодка 23 августа прибыла в указанный район. 25 августа «Щ-309» двумя торпедами атакует конвой противника. Взрыв последовал через 1 минуту 54 секунды после выпуска торпед, и на подводной лодке посчитали цель потопленной. Несмотря на это, атакованный «Щ-309» финский минный заградитель «Лоухи» не пострадал. После атаки подводная лодка провалилась на глубину 68 метров, а после всплытия выяснилось, что оба перископа запотели. К счастью, противник не преследовал «щуку», но, так как позиция субмарины была ему известна, организовал ее поиск, в том числе и авиацией, которая базировалась на Аландские острова. В ночь на 26 августа с финского гидросамолета на «Дельфин» была сброшена бомба, но подводная лодка избежала повреждений.

    30 августа и 4 сентября «Щ-309» атакует конвои противника. Ориентируясь по взрывам, командир субмарины посчитал потопленными еще два транспорта общим водоизмещением 16 000 тонн, но оба конвоя пришли в место назначения без потерь. В ответ финны, несмотря на то, что на «Щ-309» плохо работала система БТС, и поэтому каждый торпедный залп выдавал ее местонахождение, безуспешно сбросили на подводную лодку в общей сложности 23 глубинных бомбы.


Форсирование Финского залива ПЛ «Щ-309». В Центральном посту «Щ-309». Подводная лодка «Щ-309». Краснофлотец торпедист А.В. Абрамов и старшина группы торпедистов Фокин. Встреча «Щ-309» из четвертого боевого похода. Встреча «Щ-309» из четвертого боевого похода.

    Схема форсирования Финского залива ПЛ «Щ-309» 17 августа - 10 октября 1942 г.
    В Центральном посту «Щ-309» (справа налево): командир лодки капитан 3 ранга И.С.Кабо, замполит старший политрук С.З. Кацнельсон и капитан-лейтенант С.З. Тращенко. Октябрь 1942 г.
    Подводная лодка «Щ-309». Краснофлотец торпедист А.В. Абрамов и старшина группы торпедистов Фокин. Фото С.Струнникова.
    Встреча «Щ-309» из четвертого боевого похода, 10 октября 1942 г. (4, 5)

    В ночь на 6 сентября «Щ-309» сместилась в южную часть позиции в район маяка Свенска-Бирн, где находилась до вечера 11 сентября. На следующий день «Щ-309» добилась успеха. Подводной лодке сильно повезло. В ходе атаки на конвой эскортирующий его самолет из-за неисправности бомбового замка не сумел сбросить бомбу в образовавшийся после выпуска торпед воздушный пузырь. К тому же летчик не предупредил суда о грозящей им опасности. В результате финский лесовоз «Бонден» в 695 брт был поврежден и затонул во время буксировки в точке 59°55' с.ш./19°54' в.д. Финские сторожевики «Уиско», «Турсас» и самолет контратаковали, сбросив на подводную лодку 24 глубинных бомбы, от разрывов которых «Щ-309» получила повреждения (заклинены кормовые горизонтальные рули, поврежден кингстон цистерны быстрого погружения), характер которых требовал исправления в заводских условиях и делал присутствие лодки на позиции бессмысленным. Тем не менее, по приказу командования «Щ-309» оставалась в море до 29 сентября, после чего начала возвращение в базу. Успешно форсировав Финский залив, в пути подвергшись безрезультатной атаке сторожевого катера, «Щ-309» утром 5 октября прибыла на Лавенсари, где провела несколько дней. Вскоре подводная лодка перешла в Кронштадт завершив второй по продолжительности поход среди советских подводных лодок в Великой Отечественной войне.

    11 октября «Щ-309» прибыла в Ленинград, где встала на ремонт.

    1 марта 1943 года подводной лодке «Щ-309» («Дельфин») присвоено звание Гвардейская, а 26 марта командиром корабля стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Филов Николай Александрович, бывший ранее помощником командира на «С-13». В конце мая 1943 года подводная лодка была готова к боевому походу, но необходимость экипажа в тренировке и невозможность прорыва на Балтику летом 1943 отложили выход в море.

    Летом 1944 года «Щ-309» отработала курс боевой подготовки в Кронштадте и на Ладожском озере.

    19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны. По условиям перемирия советские корабли получили право базирования в финских портах и базах. Проход подводных лодок КБФ в Балтийское море стал возможен финскими шхерными фарватерами. 8 октября «Дельфин» был выведен к острову Утё для следования на позицию (район Виндавы, сектор № 2). Незадолго до этого механик лодки Базлов обвинил командира в трусости и неспособности управлять кораблем. Было проведено разбирательство, доносчик был арестован, но перенесенное нервное потрясение тяжело отозвалось на здоровье командира. Пробыв на позиции до 21 октября «Щ-309» вынуждена была вернуться в Турку, где базировались советские подводные лодки после выхода Финляндии из войны, из-за развившейся у Филова болезни глаз «куриной слепоты». Почти сразу по возвращении лодки в базу, 27 октября ее принял капитан 3 ранга Ветчинкин Павел Петрович, переведенный с «Щ-303», а до этого служивший на Тихоокеанском флоте.


Подводная лодка «Щ-309» у бота плавбазы. Подводная лодка «Щ-309». Церемония вручения Гвардейского знамени, март 1943 г. Командный состав «Щ-309». Командный состав «Щ-309». Подводная лодка «Щ-309». Турку, зима 1944-1945 гг.

    Подводная лодка «Щ-309» у бота плавбазы.
    Подводная лодка «Щ-309». Церемония вручения Гвардейского знамени, март 1943.
    Командный состав «Щ-309» (слева направо): командир БЧ-2-3 лейтенант Пчелинцев Вадим Васильевич, командир 3-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 2 ранга Гольдберг Г.А., военфельдшер лейтенант Рындин Виктор Петрович, капитан 3 ранга Филов Николай Александрович. Лето 1944 г.
    Командный состав «Щ-309» (слева направо): новый командир капитан 3 ранга Филов Н.А., командир дивизиона Гольдберг Г.А., командир ПЛ «К-55», бывший командир «Щ-309» Кабо И.С., военком Кацнельсон С.З.; Ленинград, апрель - май 1944 г.
    Подводная лодка «Щ-309». Турку, зима 1944-1945 гг.

    Уже спустя 4 дня «Щ-309» вновь вышла в море. Сначала субмарину направили к Мемелю, но позднее переориентировали на район у Виндавы (сектор № 1). Уже утром 10 ноября «Щ-309» сопутствовал успех. После удачно проведенной атаки на дно пошел транспорт «Карл Кордс» в 903 брт (57°30' с.ш./ 21°20' в.д.). Через два дня подводная лодка пыталась увеличить счет, атаковав конвой в 16 милях к западу от Виндавы. По докладу командира торпеды поразили один из транспортов, но по данным противника, конвой в сопровождении тральщика «М-22» прибыл в место назначения без потерь.

    16 ноября «Щ-309» получила приказ переместиться к полуострову Сырве, где в это время шли тяжелые бои. Советские войска пытались овладеть полуостровом, позволяющим контролировать Ирбенский пролив. Немецкие сухопутные части поддерживали корабли из 2-ой боевой группы Кригсмарине (тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», миноносцы «Т-5», «Т-9», «Т-13», «Т-16»), которые своим огнем удерживали наступающие советские войска.

    В ночь на 17 ноября «Щ-309» была в указанном районе. Корабли противника были обнаружены только вечером 21 ноября. До этого подводная лодка искала их в 30 милях от берега. В 8 милях северо-западнее маяка Сырве «Щ-309» безрезультатно выпустила 2 торпеды по одному из миноносцев. Ветчинкин в своем докладе утверждал, что слышал взрывы, но, скорее всего, это были взрывы бомб, сбрасываемых советской авиацией. Перезарядив торпедные аппараты «Дельфин» появился в районе боев через два дня. Обнаружив 23 ноября отряд кораблей противника в составе карманного линкора «Адмирал Шеер» и эсминцев, Ветчинкин не решился атаковать, ссылаясь на малые глубины и слабую подготовку личного состава. Та же история повторилась на следующий день. 24 ноября немцы провели успешную эвакуацию войск с полуострова Сырве. Необходимость нахождения в данном районе «Щ-309» отпала, и она вновь была перенацелена в район Виндавы, где до 1 декабря имела множественные контакты с силами ПЛО противника. Возможность атаковать все же появилась. Утром 7 декабря в 11 милях северо-западнее маяка Ужава «Щ-309» из надводного положения атакует конвой, в результате чего торпеды попадают в транспорт «Норденхам» в 4.592 брт, который окончательно затонул 9 декабря. Израсходовав боезапас, вечером 7 декабря «Щ-309» направилась в Турку, куда прибыла 11 декабря и встала в межпоходовый ремонт.

    Видимо, несмотря на два потопленных транспорта, командование довольно низко оценило результаты последнего похода «Дельфина», так как по окончании ремонта экипажу субмарины предоставили 10 дней для тренировки, а в следующий боевой поход на борту «Щ-309» в качестве обеспечивающего вышел командир бригады контр-адмирал С.Б. Верховский, который от Наркома ВМФ получил приказ лично научить своих подчиненных действовать более эффективно.

    18 февраля 1945 года «Щ-309» покинула базу, и вечером 22 февраля заняла указанный район у Либавы (позиция № 1). День Советской Армии и Военно-Морского Флота «Щ-309» отметила потоплением германского транспорта «Гётинген» в 6.267 брт, который перевозил 1.300 солдат вермахта, из которых более сотни погибли при катастрофе. Судно кроме военнослужащих перевозило также и гражданских лиц, часть из которых тоже погибла. Эскорт конвоя не оставил «Щ-309» безнаказанной. В течение 5 часов тральщик «М-801» сбросил на субмарину 36 глубинных бомб, разрывы которых нанесли подводной лодке повреждения: вышел из строя командирский перископ, прочный корпус получил вмятины.

    Лодка еще три раза 24 и 25 февраля выходила в атаки, причем на одну из целей дважды, но по оценке самих подводников успеха не добилась. Противник их даже не заметил. Израсходовав торпеды «Щ-309» 28 февраля начала движение в базу, и вечером 4 марта прибыла в Турку.

    30 марта «Дельфин» вышел в последний боевой поход. Подводная лодка вышла к Борнхольму, но по пути была перенацелена в восточную часть Данцигской бухты (позиция № 2). Прибыв на позицию, «Щ-309» ничего кроме сил ПЛО противника не обнаружила. 19 апреля субмарина атаковала тральщик, но торпеды прошли либо под целью, либо совсем прошли мимо. 24 апреля подводной лодкой был атакован сторожевик из состава конвоя, и вновь неудачно. Противник эти атаки не комментирует.

    26 апреля «Щ-309» получила приказ сместиться в северо-западную часть бухты к полуострову Хель, но и там целей обнаружено не было, зато противолодочная оборона противника в этом районе оказалась достаточно плотной. 6 мая из-за поломки дизеля «Дельфин» начал возвращение в базу. Известие о капитуляции Германии застало подводную лодку в море. Только вечером 10 мая Гвардейская подводная лодка «Щ-309» прибыла в Турку.

    3 марта 1949 года «Щ-309» исключена из состава ВМФ, а 1 октября 1949 года расформирована и впоследствии разобрана на металлолом в Лиепае.


В советско-финляндскую войну 2 боевых похода:
30.11.1939 – 06.12.1939
14.01.1940 – 17.01.1940

В Великую Отечественную войну 8 боевых походов:
23.06.1941 – 15.07.1941
27.09.1941 – 17.10.1941
09.11.1941 – 26.11.1941
17.08.1942 – 10.10.1942
04.10.1944 – 26.10.1944
31.10.1944 – 11.12.1944
18.02.1945 – 04.03.1945
30.03.1945 – 10.05.1945

14 торпедных атак с выпуском 31 торпеды.
В результате потоплено 4 судна общим водоизмещением 12.357 брт, что соответствует официальным советским данным.
12.09.1942 ТР «Бонден» (595 брт)
10.11.1944 ТР «Карл Кордс» (903 брт)
07.12.1944 ТР «Норденхам» (4.592 брт)
23.02.1945 ТР «Гётинген» (6.267 брт)

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru