Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное

«Щ-308» («Семга»)

подводная лодка V-бис серии

    Заложена 10 ноября 1930 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под строительным номером 550/2. 28 апреля 1933 года «Щ-308» спущена на воду, 14 ноября 1935 года вступила в строй и 20 ноября 1935 года включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.


подводная лодка «Щ-308». Тренировка расчетов 45-мм орудий подводная лодка «Щ-308». Дифферентовка. подводная лодка V-бис серии («Щ-305» или «Щ-308») в блокадном Ленинграде. Зима 1941/1942 г.г.
Подводная лодка «Щ-308». Тренировка расчетов 45-мм орудий
Подводная лодка «Щ-308». Дифферентовка.
Подводная лодка V-бис серии («Щ-305» либо «Щ-308») у стенки Петроградской набережной в Ленинграде. Зима 1941 - 1942 г.г Сейчас на этом месте стоит крейсер «Аврора».

    К началу советско-финляндской войны подводная лодка входила в состав 15-го дивизиона ПЛ и заканчивала капитальный ремонт и модернизацию на заводе № 189 в Ленинграде, поэтому участие в боевых действиях не принимала.

    22 июня 1941 года «Щ-308» встретила под командованием капитан-лейтенанта Маркелова Александра Филипповича в составе отдельного учебного дивизиона ПЛ в Ораниенбауме. 19 июля лодка перешла в Таллин, откуда на следующий день в составе конвоя направлена на маневренную базу в Триги для следования на позицию в Норчёпингской бухте. Утром 21 июля у мыса Пакринем подорвался на мине и быстро затонул танкер «Железнодорожник», а затем конвой подвергся атаке авиации противника. «Щ-308» продолжила поход и 23 июля заняла указанный район. Уже во время нахождения лодки на позиции она была передана в оперативное подчинение командованию 2-й бригады ПЛ КБФ.

    Находясь в боевом походе, командир субмарины вел себя пассивно и уклонялся от атак, ссылаясь на то, что суда следуют в балласте или на малоценность цели. Между тем объектов для атаки было предостаточно. Шведское правительство разрешило транзит германских войск в Финляндию через свои территориальные воды. Так, были упущены возможности для атак в ночь и днем 24, 26, 30, 31 июля, дважды днем и вечером 1 августа. 5 августа командир «Щ-308» получил приказ атаковать любые цели на северном выходе пролива Кальмарзунд. В этот же день при попытке атаковать конвой «Щ-308», посчитав себя обнаруженной, отказалась от атаки. Когда лодка вернулась в базу, командир бригады ПЛ капитан 2 ранга А.Е.Орел возбудил ходатайство о предании суду военного трибунала командира «Щ-308» Маркелова и военкома лодки старшего политрука Н.А. Орлова.

    28 августа 1941 «Щ-308» с прежним командиром в составе конвоя № 1 покинула Таллин и 30 августа прибыла в Кронштадт, причем при выходе с рейда Таллина лодка столкнулась с буксиром и получила повреждения корпуса, что, впрочем, не помешало ей совершить сложнейший переход, который для многих кораблей и транспортов стал последним. (В Кронштадт подводная лодка доставила 16 человек из числа пассажиров и команд потопленных кораблей и судов, которых подводникам удалось вытащить из воды).

    До 16 сентября «Щ-308» простояла на ремонте в Ленинграде. В тот же день легкий корпус и надстройка лодки были повреждены в результате налета вражеской авиации, и субмарину перевели в Кронштадт, а 27 сентября обратно в Ленинград, где ремонт был продолжен. На переходе подводная лодка села на мель и попала под артобстрел с берега. Подошедший сторожевой катер снял экипаж корабля и высадил его в безопасном месте на берегу. Этот случай стал еще одним пунктом в обвинении командира «Щ-308».

    20 октября 1941 года военный трибунал КБФ рассмотрел дело командира «Щ-308» А.Ф. Маркелова и приговорил его к расстрелу. К счастью, приговор не был приведен в исполнение. Очевидно, пройдя через штрафбат, бывший командир подводной лодки был восстановлен в звании. 13 марта 1945 года уже капитан 3 ранга Александр Филиппович Маркелов был назначен командиром 12-го дивизиона катеров-тральщиков КБФ.

    Зиму 1941/42 года «Щ-308» простояла в Ленинграде. 14 февраля стоящая в ремонте подводная лодка получила дополнительные повреждения от разорвавшегося рядом артиллерийского снаряда. В апреле 1942 года на «Щ-308» назначили нового командира. Им стал Автамонов Иван Васильевич (в некоторых источниках ошибочно Автомонов или Автономов, ранее командовал «М-79»).

    19 июля 1942 года «Щ-308» перешла в Кронштадт, а 23 июля вышла на позицию в район банки Штольпе к востоку от Померанской бухты, однако по прибытии лодки на Лавенсаари обнаружилось, что корабль к походу не готов. Субмарина имела отрицательную плавучесть в 4 тонны, к тому же из-за слабой подготовки личного состава на переходе «Щ-308» повредила кормовые горизонтальные рули. Лодку вернули в Кронштадт, и 22 июля 1942 года капитан-лейтенант Автомонов был снят с должности, а на его место назначен капитан 3 ранга Костылев Лев Николаевич (ранее командовал «М-71» и «М-77»).

    15 сентября 1942 года «Щ-308» в паре с «С-9» в охранении тральщиков и малых охотников вышла из Кронштадта на Лавенсаари, откуда 18 сентября вышла в боевой поход. 22 сентября лодка заняла позицию в районе острова Утё. 20 октября 1942 года командир лодки доложил по радио, что лодкой уничтожено 3 транспорта противника общим водоизмещением 16.000 тонн, но «Щ-308» имеет повреждения и просит «добро» на возвращение. Начальник штаба бригады ПЛ капитан 1 ранга Л.А. Курников в двух радиограммах приказал «Щ-308» возвращаться, но лодка в Кронштадт так и не вернулась. Вместе с «Щ-308» в море навсегда остались 40 членов ее экипажа.

    По поводу гибели «Щ-308» существует несколько версий: подводная лодка стала жертвой торпед финской субмарины «Ику Турсо» на переходе к проливу Серда-Кваркен 27 октября 1942 года, но, принимая эту версию непонятно, почему поврежденная лодка остается на позиции еще неделю, имея приказ на возвращение; либо «Щ-308» была потоплена ударом противолодочного корабля «Шифф-47», который 19 октября 1942 года в районе Утё атаковала подводная лодка. Кроме того, «Щ-308» могла погибнуть на пути домой от полученных повреждений в результате этого удара. Так же, вероятно, «Щ-308» могла погибнуть у острова Тайкесаари от глубинных бомб и артогня финского сторожевого катера «VMV-2» 20 октября 1942 года. Не исключен подрыв подлодки на мине заграждения «Насхорн», «Юминда» или «Зееигель».

    Результативность последнего похода тоже требует уточнения. В некоторых источниках указывается 2 торпедные атаки с выпуском 3 торпед, в результате чего 28 сентября 1942 года поврежден транспорт «Хёрнум» (1467 брт). Другие источники предполагают четыре безрезультативных атаки: 2 октября 1942 года у Ханко атакован финский минный заградитель «Руотсинсальми» и финский транспорт «Ванда» (эта атака так же может принадлежать «Щ-307»), 7 октября – у острова Утё – германское госпитальное судно «Рюген», 13 октября – танкер «Хидензее», и 19 октября – вспомогательный противолодочный корабль «Шифф-47», который, в свою очередь, сам атаковал лодку и повредил ее таранным ударом.


2 боевых похода
21.07.1941 – 09.08.1941
18.09.1942 – +

3-4 безуспешных торпедных атаки.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru