Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«Щ-209»

подводная лодка X серии

    Заложена 25 мая 1934 года на судостроительном заводе № 200 в Николаеве под заводским номером 1033. 2 марта 1936 года «Щ-209» спущена на воду и 9 марта 1937 года вошла в состав Черноморского флота.

    Накануне войны подводная лодка прошла текущий ремонт, а с 11 по 19 июня 1941 года принимала участие в маневрах флота. 22 июня 1941 года «Щ-209» встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Киселева Ивана Назаровича (вступил в должность в марте 1938) в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ в Севастополе.

    Уже вечером 22 июня «Щ-209» вышла в район мыса Эмине (позиция № 5) и утром 24 июня заняла назначенный район. Ни этот, ни следующие выходы к болгарскому побережью (к мысу Эмине на позиции № 5 и № 13, к мысу Зейтин-бурну на коммуникацию Босфор – Бургас, позиция № 14), несмотря на активный поиск кораблей противника, не принесли результатов. Лишь однажды 6 августа «Щ-209» обнаружила одиночное судно, но атака из-за невыгодного курсового угла не удалась.

    Первая торпеда была выпущена в четвертом боевом походе при патрулировании Бургасского залива (позиция № 23). 30 ноября подводная лодка на перископной глубине пересекла линию болгарского заграждения «S-39», при этом сетепрорезателем «Краб» была подсечена мина. Днем 2 декабря «Щ-209» атаковала неизвестную шхуну, но торпеда прошла под днищем судна. Вечером 2 декабря за кормой субмарины прогремел взрыв минного защитника. Подводная лодка отделалась несколькими разбитыми лампочками и лопнувшим водомерным стеклом кормовой дифферентовочной цистерны. Куда дороже обошлась встреча с советским конвоем днем 5 сентября, когда «Щ-209» уже возвращалась в базу. Первоначально, подводники, приняв караван за вражеский, погрузились и начали занимать позицию для атаки, но вскоре корабли были опознаны как свои, и командир субмарины дал команду «На всплытие». Тральщики, сопровождавшие конвой, обнаружив подводную лодку, не стали дожидаться подачи опознавательных сигналов с субмарины и открыли огонь. От близких разрывов снарядов на «Щ-209» были повреждены приборы в V и VI отсеках.

    Прибыв в Туапсе, субмарина получила дополнительные повреждения. 23 декабря при налете немецкой авиации на город и порт от взрывов трех авиабомб, упавших в 10 метрах от борта «Щ-209», на подводной лодке заклинило 45-мм орудие, и вышел из строя ряд электроизмерительных приборов.

    4 января 1942 года «Щ-209» вышла к мысу Калиакра (позиция № 27). Противник встречен не был, зато днем 19 января сетепрорезателем «Краб» субмарина зацепила минреп мины «UMA» заграждения «S-14», от которой смогла освободиться только спустя полтора часа.

    Следующий боевой поход «Щ-209» должен был проходить у мыса Шаблер (позиция № 35), но на переходе в назначенный район днем 8 марта в 65 милях к северо-западу от Синопа подводная лодка была внезапно атакована самолетом противника, сбросившего после погружения субмарины 6 бомб. В результате близких разрывов на подводной лодке вышли из строя турбонасос и командирский перископ. Днем 9 марта «Щ-209» прибыла на позицию, но после доклада о повреждениях командир корабля получил приказ вернуться в базу.

    23, 24 и 25 марта Туапсе подвергся налетам германской авиации. Во время одного из налетов 23 марта в плавбазу «Нева», где жили командиры подводных лодок, попала авиабомба. Командир «Щ-209» Киселев Иван Назарович был смертельно ранен и умер на следующий день. 5 апреля 1942 года вместо погибшего командира «Щ-209» назначен новый – капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Иванов Владимир Иванович.

    Первый боевой поход с новым командиром проходил восточнее мыса Эмине (позиция № 36), но кораблей и судов противника встречено не было. В конце мая 1942 года советское командование опасалось высадки вражеского десанта в портах Кавказа. В связи с этим «Щ-209» произвела разведку анатолийского побережья Турции в районе Ризе – Синоп. Естественно, никаких плавсредств противника, кроме 11 турецких шхун обнаружено не было, и 13 июня субмарина благополучно вернулась в Батуми. К этому времени ситуация со снабжением Севастополя стала критической. Его защитники остро нуждались в боеприпасах, топливе, продовольствии. Эффективная вражеская блокада крепости и увеличение светлого времени суток не позволяли доставить туда грузы тихоходными транспортами. Военный Совет Черноморского флота принял решение снабжать защитников осажденной крепости с помощью боевых кораблей и подводных лодок. 16 июня «Щ-209» прибыла в Новороссийск, откуда приняла участие в транспортных рейсах в Севастополь. Вечером 20 июня подводная лодка доставила защитникам города 30 тонн боеприпасов. Через четыре часа, разгрузившись и приняв на борт 43 человека, субмарина взяла курс на Новороссийск. На переходе у подводной лодки вышли из строя оба перископа и привод вертикального руля, что не помешало экипажу корабля выполнить поставленную задачу. Спешно проведя в Туапсе ремонт, утром 27 июня «Щ-209» вновь выходит в транспортный рейс, имея на борту 30 тонн боеприпасов. 29 июля немецкие войска переправились через Северную бухту на Корабельную сторону. Скоро стало ясно, что Севастополь не удержать. 30 июня командование Севастопольского оборонительного района (СОР) получило разрешение Ставки на вывоз части руководителей обороны города на Большую землю. В ночь на 1 июля у пристани 35-й батареи (Херсонесский рейд) «Щ-209» приняла на борт заместителя командующего СОР по сухопутной обороне, командующего Отдельной Приморской армией генерал-майора И.Е. Петрова с сыном Юрой и коменданта береговой обороны СОР генерал-майора П.А. Моргунова. Вскоре с подошедшего катерного тральщика «Папанин» на борт подводной лодки были доставлены член Военного совета дивизионный комиссар И.Ф. Чухнов и начальник штаба генерал-майор Н.И. Крылов. «Щ-209» приняла 63 человека (по расчетам специальной комиссии штаба Черноморского флота «Щуки» могли взять на борт 69 пассажиров), но ввиду перегрузки субмарины 32 человека остались на «Папанине» и были доставлены им в Батуми. По пути в Новороссийск подводная лодка с утра 1 июля до вечера 2 июля подвергалась преследованию самолетов и сторожевых катеров противника, но сумела избежать повреждений, и утром 4 июля прибыла в Новороссийск. Высадив пассажиров, субмарина перешла в Батуми, где встала на средний ремонт.


Подводная лодка «Щ-209» на фоне учебного крейсера «Коминтерн». Начало 1941 г. Подводные лодки «Щ-209» и «Щ-215» у борта плавбазы. На заднем плане справа крейсер «Красный Крым». Центральный пост «Щ-209»: политрук П.И. Грошин, штурман лейтенант Г.В. Поползухин, у перископа командир подлодки капитан 3 ранга В.И. Иванов. Подводная лодка X серии.
Подводная лодка «Щ-209» на фоне учебного крейсера «Коминтерн», начало 1941 г.
Подводные лодки «Щ-209» и «Щ-215» у борта плавбазы. На заднем плане справа крейсер «Красный Крым»
Центральный пост «Щ-209»: политрук П.И. Грошин, штурман лейтенант Г.В. Поползухин, у перископа командир подлодки капитан 3 ранга В.И. Иванов.
Подводная лодка X серии у борта плавбазы. На пережнем плане - командир дивизиона Г.Ю. Кузмин.

    13 марта 1943 года «Щ-209» вступила в строй и 10 апреля вышла в район Одесса – Тарханкут (позиция № 72). 23 апреля субмарина предприняла попытку перехватить конвой, основываясь на данные самолета-разведчика, но единственный случай наведения подводных лодок Черноморского флота на противника с помощью разведывательной авиации завершился неудачей из-за большой дистанции до цели и невыгодного курсового угла.

    Следующий боевой поход «Щ-209» к мысу Тарханкут (позиция № 82-а) ознаменовался четырьмя торпедными атаками, которые не привели к успеху, так как проводились в дневное время с больших дистанций. 9 июня субмарина потратила три торпеды на болгарское судно «Варна» и немецкое «Харьков», шедших в составе конвоя, 12 июня атаке «Щ-209» подверглась десантная баржа «F-304» из состава конвоя, 17 июня атакован неизвестный транспорт, шедший в сопровождении катера, 21 июня пущена торпеда по парусно-моторной шхуне. В двух первых случаях подводная лодка подвергалась контратаке сил эскорта конвоев, сбросивших на безопасном удалении от корабля в общей сложности 18 глубинных бомб.

    Августовский выход подводной лодки к Босфору (позиция № 85-б) преследовал цель перехвата транспортов противника, занимавшихся перевозками турецкой хромовой руды. Возможность для атаки представилась только утром 21 августа, когда «Щ-209» выпустила три торпеды по германскому транспорту «Гертруд» /«Герда Тофт» (по другим данным объектом атаки стало венгерское судно «Сегед»). Торпеды прошли мимо, а сопровождавшие судно корабли контратаковали субмарину, сбросив 10 глубинных бомб. Дальнейшее патрулирование района результатов не дало.

    22 августа командир «Щ-209» по собственной инициативе решил провести разведку противолодочной обороны у турецкого побережья и взять «языка». Несмотря на то, что ему был прекрасно известен запрет на атаку турецких судов, подводная лодка вечером 22 августа всплыла вблизи одиночной шхуны. Подводники потребовали у экипажа судна остановиться, предварительно дав в воздух очередь из пулемета ДШК. Экипаж шхуны не стал ждать приключений и покинул судно в шлюпке, спешно гребя к близкому берегу. Через двое суток попытка досмотра турецких шхун повторилась. В ночь на 25 августа подводная лодка остановила одиночную шхуну с грузом леса и нескольких мешков яблок и орехов. Экипаж судна также не стал дожидаться досмотра и спешно ушел на шлюпке. Досмотрев шхуну, подводники оставили судно. (Турецкий экипаж заявил, что судно было расстреляно артиллерией неизвестной подводной лодки). Участниками этих инцидентов были, вероятно, турецкие шхуны «Дервиш» (ок. 30 брт) и «Йылмаз» (ок. 60 брт), которые остались в море брошенные командой.

    Следующие три боевых похода «Щ-209» провела у крымских берегов. И если в первом патрулировании у западного побережья Крыма (позиция № 91) ничего, кроме сторожевых катеров противника встречено не было, то выход в район Евпатория – Тарханкут (позиция № 95) принес первый успех. «Щ-209» приступила к патрулированию заданного района вечером 23 ноября. (За два дня до этого субмарина в районе мыса Олинька высадила разведгруппу в составе 7 человек). 2 декабря в точке 45°13' с.ш./32°49' в.д. торпеда подводной лодки поразила десантную баржу «F-556» из состава конвоя. Вместе с ней на дно Черного моря ушли 3 САУ и 1 разведывательная бронемашина, погибло 4 человека. От близкого взрыва собственной торпеды в корпусе субмарины появились течи, получили повреждения ряд приборов и механизмов. Сопровождавшие конвой сторожевые катера около часа преследовали «Щ-209», однако она избежала атаки глубинными бомбами.

    В ночь на 4 декабря подводная лодка при попытке атаковать конвой в надводном положении была обнаружена и обстреляна кораблями эскорта. Субмарина погрузилась, а к месту обнаружения подводной лодки была направлена поисково-ударная группа кораблей ПЛО. Один из них был атакован «Щ-209» в полдень 4 декабря. Противолодочный корабль «Uj-103» уклонился от двух выпущенных по нему торпед, после чего охотники «Uj-102», «Uj-103», «Uj-307», «Uj-2305», «Uj-2308» два часа преследовали субмарину, израсходовав 45 глубинных бомб. Возможно, преследование продолжалось бы и дальше, если бы на поверхности воды не появилось большое масляное пятно, а после того как немцы выловили из воды огнетушитель с маркировкой на русском языке, подводная лодка посчиталась уничтоженной. В действительности на субмарине были выведены из строя некоторые электроизмерительные приборы и подорван клапан магистрали замещения топлива в V отсеке, а сама подводная лодка еще неделю продолжала действия в этом районе.

    Третий поход к берегам Крыма снова оказался безрезультатным. «Щ-209» патрулировала район юго-западнее мыса Тарханкут (позиция № 93), а с 19 февраля 1944 года район Таханкут – мыс Олинька (южная часть позиции № 102). 24 февраля при возвращении в Батуми, подводная лодка потеряла свое место и, идя вдоль берега, вошла в территориальные воды Турции, при этом она была обстреляна пулеметным огнем с советского погранпоста, а при выходе из территориальных вод Турции – турецкими пограничниками.

    В марте 1944 года личный состав «Щ-209» полностью заменен экипажем «Щ-130» Тихоокеанского флота (черноморский экипаж подводной лодки 12 марта убыл в Архангельск). Новым командиром корабля 11 марта назначен капитан-лейтенант Стеценко Василий Васильевич. 30 марта подводная лодка встала в Поти на текущий ремонт. 4 апреля командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Суходольский Николай Васильевич.

    6 июля «Щ-209» вступила в строй, и уже 10 июля она вышла в район между Босфором и Бургасом (позиция № 23). Новый экипаж также не смог избежать атак на турецкие суда. Вечером 19 июля в точке 41°21,4' с.ш./29°18,2' в.д. «Щ-209» с дистанции 5 кбт выпустила 4 торпеды по судну без флага и марок нейтралитета, которое шло под охраной двух тральщиков. Несмотря на то, что на субмарине слышали взрыв, атакованный турецкий пароход «Канарья» прибыл в пункт назначения без потерь. Зато турецкие власти поспешили заявить, что атака произошла в их территориальных водах, что вновь явилось поводом для осложнений отношений между СССР и Турцией. Подойдя ближе к болгаро-турецкой границе, «Щ-209» днем 20 июля потопила одной торпедой шхуну без флага, ей оказалась турецкая «Шемси – Бахри» (29 брт), а 26 июля в точке 41°35,2' с.ш./28°33 в.д. дважды выходила в торпедную атаку на неизвестную шхуну, вероятно, «Хюдакерим» (125 брт), с грузом рыбы и апельсинов, бесполезно потратив 4 торпеды. В конце концов, судно было потоплено артиллерией (израсходовано 80 45-мм снарядов и 50 патронов к пулемету ДШК), а ее экипаж в составе 7 человек принят на борт субмарины.

    В начале сентября подводная лодка патрулировала у Бургаса. К этому времени боевые действия на Черном море подходили к концу. Утром 19 сентября «Щ-209» последней из черноморских подводных лодок благополучно возвратилась в Батуми.

    6 марта 1945 года «Щ-209» как одна из наиболее активных субмарин Черноморского флота награждена орденом Красного Знамени.


Погрузка торпеды на подводную лодку «С-209». 1952 год. Погрузка торпеды на подводную лодку «С-209». 1952 год. Подводная лодка «Щ-209». Последний причал. Подводная лодка «Щ-209». Последний причал. Подводная лодка «Щ-209». Последний причал.
Погрузка торпеды на подводную лодку «С-209». 1952 год.
Подводная лодка «Щ-209». Последний причал.

    19 июля 1945 года субмарина выведена из боевого состава, законсервирована и поставлена на отстой в Балаклаве, а в августе 1945 встала на ремонт на заводе № 497 в Севастополе. Вскоре после вступления в строй, 16 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-209», а 17 февраля 1956 года она окончательно выведена из боевого состава и разоружена. После переформирования в учебно-тренировочную станцию «УТС-10» бывшая подводная лодка поставлена на прикол в Практической гавани Одесского порта. 17 декабря 1992 года судно окончательно исключили из списков ВМФ в связи со сдачей на слом. Корпус был брошен и в 1996 году из-за неисправности донно-забортной арматуры затонул у причала Судоремонтного завода № 1 в Одессе. В августе 1998 года корпус «щуки» поднят, а в 1999 году накануне НАТОвских маневров на буксире пожарного катера Украины «Борщiв» переведен на разборку в Очаков, где был снова брошен на отмели и вновь затонул.




18 боевых походов

22.06.1941 – 10.07.1941
22.07.1941 – 08.08.1941
23.09.1941 – 13.10.1941
18.11.1941 – 06.12.1941
04.01.1942 – 23.01.1942
07.03.1942 – 12.03.1942
12.04.1942 – 02.05.1942
24.05.1942 – 13.06.1942
18.06.1942 – 22.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь
27.06.1942 – 04.07.1942 Транспортный рейс в Севастополь
10.04.1943 – 30.04.1943
05.06.1943 – 25.06.1943
03.08.1943 – 29.08.1943
25.09.1943 – 25.10.1943
15.11.1943 – 15.12.1943
24.01.1944 – 24.02.1944
10.07.1944 – 30.07.1944
01.09.1944 – 15.09.1944

12 торпедных атак (выпущено 27 торпед), 1 артиллерийская атака.

Потоплены 1 корабль и 2 шхуны, еще 2 шхуны оставлены экипажем.

22.08.1943 ПМШ – брошена.
25.08.1943 ПМШ – брошена.
02.12.1943. БДБ «F-556»
20.07.1944. ПМШ «Шемси – Бахри» (29 брт)
26.07.1944. ПМШ «Хюдакерим» (125 брт),

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru