Великая Отечественная под водой.
 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Форум  Разное


«Щ-205» («Нерпа»)

подводная лодка V-бис-2 серии

    Заложена под стапельным номером 1029 на заводе № 200 (им.61 коммунара) в Николаеве 5 января 1934 года. 6 ноября 1934 года подводная лодка спущена на воду, 17 ноября 1936 года вступила в строй, и 24 декабря 1936 года вошла в состав Черноморского флота.

    22 июня 1941 года «Щ-205» встретила под командованием капитан-лейтенанта Дронина Павла Севастьяновича, который командовал субмариной с марта 1939 года, в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ в Севастополе. Незадолго до начала войны подводная лодка принимала участие в маневрах флота, поэтому как наиболее боеготовый корабль числилась в первой линии.


Подводная лодка «Щ-205». Подводная лодка «Щ-205» Подводная лодка «Щ-205» в Новороссийске. Подводные лодки «Щ-207» и «Щ-205» Построение личного состава «Щ-205». На заднем плане подводная лодка X серии.

Подводная лодка «Щ-205». (1, 2)
Подводная лодка «Щ-205» в Новороссийске. фото сделано не позднее июня 1942 г.
Подводные лодки «Щ-207» и «Щ-205» у борта плавбазы «Нева».
Построение личного состава «Щ-205». На заднем плане подводная лодка X серии.

    В первый день войны «Щ-205» вышла на позицию к берегам Румынии. Подводной лодке предстояло действовать у мыса Олинька (позиция № 3). По прибытии в указанный район командир субмарины, обнаружив один неприятельский самолет и какие-то огни на берегу, сделал вывод о наличии в данном секторе сильной вражеской ПЛО, поэтому все время патрулирования подводная лодка находилась в восточной части позиции и за ее пределами. Понимая, что подобные действия будут расценены как трусость, Дронин пытался склонить штурмана, чтобы тот подделал кальки похода, но он не согласился на подлог. По прибытии «Щ-205» в базу её командир был снят с должности, арестован и по приговору военного трибунала 8 августа расстрелян.

    17 июля 1941 года новым командиром «Щ-205» назначен капитан-лейтенант Сухомлинов Павел Денисович. После прохождения текущего ремонта «Щ-205» 28 ноября 1941 года вышла в район Варны (позиция № 21). В качестве обеспечивающего на борту субмарины находился командир 3-го дивизиона капитан 3 ранга Г.Ю. Кузьмин. 4 декабря, всплывая с грунта в районе Варны, «Щ-205» подорвалась на двух минах. Судя по характеру полученных повреждений (образовалась трещина в прочном корпусе, через которую в VII отсек начала поступать вода, перегорели предохранители питания горизонтальных и вертикальных рулей, повреждены торпедный аппарат № 2 и кормовые горизонтальные рули), у борта субмарины взорвались два минных защитника болгарского заграждения «S-38». Подводная лодка продолжила патрулирование, но при возвращении в базу сразу встала на аварийный ремонт, который продлился до середины весны 1942 года.

    8 мая «Щ-205» вышла в район позиции № 37 к мысу Куру-бурну. На борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин. Целью похода было срыв контрабандных перевозок турецкой хромовой руды, которая в обход англо-турецкого торгового соглашения закупалась Германией и переправлялась в порты Болгарии, а затем в Рейх. 18 мая «Щ-205» обнаружила идущее под берегом одиночное судно без флага и марок нейтралитета. Заметив субмарину, транспорт встал на якорь в бухте близ болгаро-турецкой границы у города Игнеада в 9-10 милях севернее мыса Куру-бурну. В бухте уже стояла небольшая шхуна. Подводная лодка открыла артиллерийский огонь, за 13 минут выпустив 136 45-мм бронебойно-зажигательных снарядов. Убедившись, что оба судна охвачены огнем, субмарина прекратила обстрел и покинула бухту. Жертвами обстрела субмарины стали турецкий транспорт «Дуатепе» («Duatepe» в 128 брт), перевозивший чартерный груз из Стамбула в Варну, (затонул на мелководье), и, по-видимому, турецкая парусно-моторная шхуна «Махбуб Джихан» (около 20 брт), которой удалось выброситься на берег.

    Утром Утром 23 мая южнее мыса Зейтин-бурну «Щ-205» обнаружила судно в камуфляжной окраске. Подводная лодка атаковала его торпедами, но, заметив торпедный след, судно сумело увернуться. (Одна из торпед взорвалась на берегу). После атаки судно встало у берега на якорь, тем самым, сведя задачи торпедной атаки до уровня учебной. Получив еще две торпеды, цель затонула. На этот раз жертвой субмарины стало турецкое судно «Зафер» (ранее, «Сафак»), водоизмещением 330 брт. Вскоре подошедшие к месту гибели судна болгарские торпедные катера сбросили в воду 8 глубинных бомб, но подводная лодка уже успела покинуть опасный район. 28 мая «Щ-205» благополучно прибыла в Батуми, где прошла межпоходовый ремонт.


Подводная лодка «Щ-205» Турекое судно «Дуатепе», потопленное «Щ-205» 18 мая 1942 года. Экипаж «Щ-205» 28 мая 1942 г. Торпедисты «Щ-205» в седьмом отсеке. Расчет 45-мм орудия ПЛ «Щ-205».

    Подводная лодка «Щ-205» и подлодка V-бис серии на фоне крейсера «Красный Кавказ».
    Турекое судно «Дуатепе», потопленное «Щ-205» 18 мая 1942 года.
    Возвращение «Щ-205» в Батуми после третьего боевого похода. 28 мая 1942 г. На мостике (слева направо): два краснофлотца, военком подводной лодки старший политрук В.В. Колоденко, командир 3-го ДПЛ капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин, командир 4-го ДПЛ капитан 2 ранга Б.А. Успенский, командир «Щ-205» капитан-лейтенант П.Д. Сухомлинов.
    Седьмой (кормовой) отсек «Щ-205». Старшина 1 статьи З.И. Щукин и старшина группы торпедистов мичман Н.Ф.Стародубцев. 1942 г.
    Расчет носового 45-мм орудия подводной лодки «Щ-205».

    В конце июня 1942 года подводную лодку привлекают к транспортным рейсам по снабжению Севастополя. 23 июня «Щ-205» отправилась с грузом в осажденную крепость, доставив туда 29 тонн боеприпасов, 1,5 тонны продовольствия и 17 тонн бензина. На обратном пути, приняв на борт 50 человек, подводная лодка была обнаружена силами ПЛО противника. Торпедные катера и авиация сбросили на субмарину 40 глубинных и авиабомб, от разрывов которых на «Щ-205» заклинило кормовые горизонтальные рули, к счастью, их быстро исправили и поврежден клапан газоотвода дизелей. Утром 27 июня подводную лодку атаковала пара «Ju-88». К счастью, бомбы сброшенные бомбардировщиками упали на безопасном удалении от субмарины. Вечером 27 июня «Щ-205» прибыла в Новороссийск.

    В следующем боевом походе «Щ-205» действовала в районе Констанцы (позиция № 34). Единственный контакт с противником состоялся в ночь на 5 августа, когда подводная лодка атаковала конвой. После выпуска торпед, по докладу командира субмарины, было слышно два взрыва. По данным некоторых источников результатом атаки явилось повреждение транспорта «Arkadia» в 1.927 брт, но вероятнее всего был атакован конвой, включавший в себя танкер «Ле Прогресс». Противник не заметил атаки.

    В сентябре 1942 года «Щ-205» сделала еще один боевой выход в район мыса Олинька (позиция № 44). Из-за шторма и частых встреч с плавающими минами подводная лодка держалась в значительном удалении от берега, что определило отсутствие целей.

    В октябре 1942 года «Щ-205» встала на капремонт и в боевых действиях больше участия не принимала. 1 мая 1943 года «Щ-205» стала гвардейской. Она была первой подводной лодкой Черноморского флота, удостоенной этого звания.


Командир отделения торпедистов подводной лодки «Щ-205» гвардии старшина 1 статьи З.И. Щукин. Подводная лодка «Щ-205». Вручение гвардейского знамени Подводная лодка «С-205»
    Командир отделения топедистов подводной лодки «Щ-205» гвардии старшина 1 статьи З.И. Щукин, кавалер ордена Отечественной войны II степени, медалей «За оборону севастополя» и британской «За выдающиеся заслуги» («Distinguished Service Medal»).
    Подводная лодка «Щ-205». Вручение гвардейского знамени. Впереди со знаменем - командир отделения топедистов гвардии cтаршина 1-й статьи З.И.Щукин. За ним старшина группы электриков главстаршина И.С.Бабич и командир лодки гвардии капитан-лейтенант П.Д.Сухомлинов. Батуми, март 1943 г.
    Подводная лодка «С-205», начало 1950-х гг.

    В начале ноября 1944 года субмарина вступила в строй, но к этому времени боевые действия на Черном море уже закончились.

    16 июня 1949 года подводная лодка получает обозначение «С-205», а 11 сентября 1954 года она была разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и сдана на слом.


6 боевых походов

22.06.1941 – 09.07.1941
28.11.1941 – 11.12.1941
08.05.1942 – 28.05.1942
23.06.1942 – 27.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
20.07.1942 – 09.08.1942
06.09.1942 – 27.09.1942

3 торпедных атаки с выпуском 7 торпед. 1 артиллерийская атака.
Потоплено 3 транспорта (469 – 861 брт)

18.05.1942 ТР «Дуатепе» (128 брт) – артиллерией
18.05.1942. ПМШ «Махбуб Джихан» (около 20 брт) – артиллерией
23.05.1942 ТР «Зафер» («Сафак», 330 брт)

 Главная  Лодки  Люди  Документы  Техотдел  Битвы  Разное  Форум

Рейтинг@Mail.ru